• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Обмен веществ (метаболизм) - это совокупность всех химических реакций, которые происходят в организме. Все эти реакции делятся на 2 группы


    1. Пластический обмен (ассимиляция, анаболизм, биосинтез) - это когда из простых веществ с затратой энергии образуются (синтезируются) более сложные. Пример:

    • При фотосинтезе из углекислого газа и воды синтезируется глюкоза.

    2. Энергетический обмен (диссимиляция, катаболизм, дыхание) - это когда сложные вещества распадаются (окисляются) до более простых, и при этом выделяется энергия , необходимая для жизнедеятельности. Пример:

    • В митохондриях глюкоза, аминокислоты и жирные кислоты окисляются кислородом до углекислого газа и воды, при этом образуется энергия (клеточное дыхание)

    Взаимосвязь пластического и энергетического обмена

    • Пластический обмен обеспечивает клетку сложными органическими веществами (белками, жирами, углеводами, нуклеиновыми кислотами), в том числе белками-ферментами для энергетического обмена.
    • Энергетический обмен обеспечивает клетку энергией. При выполнении работы (умственной, мышечной и т.п.) энергетический обмен усиливается.

    АТФ – универсальное энергетическое вещество клетки (универсальный аккумулятор энергии). Образуется в процессе энергетического обмена (окисления органических веществ).

    • При энергетическом обмене все вещества распадаются, а АТФ - синтезируется. При этом энергия химических связей распавшихся сложных веществ переходит в энергию АТФ, энергия запасается в АТФ .
    • При пластическом обмене все вещества синтезируются, а АТФ - распадается. При этом расходуется энергия АТФ (энергия АТФ переходит в энергию химических связей сложных веществ, запасается в этих веществах).

    Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе пластического обмена
    1) более сложные углеводы синтезируются из менее сложных
    2) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты
    3) белки окисляются с образованием углекислого газа, воды, азотсодержащих веществ
    4) происходит освобождение энергии и синтез АТФ

    Ответ


    Выберите три варианта. Чем пластический обмен отличается от энергетического?
    1) энергия запасается в молекулах АТФ
    2) запасенная в молекулах АТФ энергия расходуется
    3) органические вещества синтезируются
    4) происходит расщепление органических веществ
    5) конечные продукты обмена - углекислый газ и вода
    6) в результате реакций обмена образуются белки

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе пластического обмена в клетках синтезируются молекулы
    1) белков
    2) воды
    3) АТФ
    4) неорганических веществ

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. В чем проявляется взаимосвязь пластического и энергетического обмена
    1) пластический обмен поставляет органические вещества для энергетического
    2) энергетический обмен поставляет кислород для пластического
    3) пластический обмен поставляет минеральные вещества для энергетического
    4) пластический обмен поставляет молекулы АТФ для энергетического

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе энергетического обмена, в отличие от пластического, происходит
    1) расходование энергии, заключенной в молекулах АТФ
    2) запасание энергии в макроэргических связях молекул АТФ
    3) обеспечение клеток белками и липидами
    4) обеспечение клеток углеводами и нуклеиновыми кислотами

    Ответ


    1. Установите соответствие между характеристикой обмена и его видом: 1) пластический, 2) энергетический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) окисление органических веществ
    Б) образование полимеров из мономеров
    В) расщепление АТФ
    Г) запасание энергии в клетке
    Д) репликация ДНК
    Е) окислительное фосфорилирование

    Ответ


    2. Установите соответствие между характеристикой обмена веществ в клетке и его видом: 1) энергетический, 2) пластический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующим буквам.
    А) происходит бескислородное расщепление глюкозы
    Б) происходит на рибосомах, в хлоропластах
    В) конечные продукты обмена – углекислый газ и вода
    Г) органические вещества синтезируются
    Д) используется энергия, заключенная в молекулах АТФ
    Е) освобождается энергия и запасается в молекулах АТФ

    Ответ


    3. Установите соответствие между признаками обмена веществ у человека и его видами: 1) пластический обмен, 2) энергетический обмен. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) вещества окисляются
    Б) вещества синтезируются
    В) энергия запасается в молекулах АТФ
    Г) энергия расходуется
    Д) в процессе участвуют рибосомы
    Е) в процессе участвуют митохондрии

    Ответ


    4. Установите соответствие между характеристиками обмена веществ и его видом: 1) энергетический, 2) пластический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) репликация ДНК
    Б) биосинтез белка
    В) окисление органических веществ
    Г) транскрипция
    Д) синтез АТФ
    Е) хемосинтез

    Ответ


    5. Установите соответствие между характеристиками и видами обмена: 1) пластический, 2) энергетический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) запасается энергия в молекулах АТФ
    Б) синтезируются биополимеры
    В) образуются углекислый газ и вода
    Г) происходит окислительное фосфорилирование
    Д) происходит репликация ДНК

    Ответ


    Выберите три процесса, относящихся к энергетическому обмену веществ.
    1) выделение кислорода в атмосферу
    2) образование углекислого газа, воды, мочевины
    3) окислительное фосфорилирование
    4) синтез глюкозы
    5) гликолиз
    6) фотолиз воды

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Энергия, необходимая для мышечного сокращения, освобождается при
    1) расщеплении органических веществ в органах пищеварения
    2) раздражении мышцы нервными импульсами
    3) окислении органических веществ в мышцах
    4) синтезе АТФ

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. В результате какого процесса в клетке синтезируются липиды?
    1) диссимиляции
    2) биологического окисления
    3) пластического обмена
    4) гликолиза

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Значение пластического обмена – снабжение организма
    1) минеральными солями
    2) кислородом
    3) биополимерами
    4) энергией

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Окисление органических веществ в организме человека происходит в
    1) легочных пузырьках при дыхании
    2) клетках тела в процессе пластического обмена
    3) процессе переваривания пищи в пищеварительном тракте
    4) клетках тела в процессе энергетического обмена

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие реакции обмена веществ в клетке сопровождаются затратами энергии?
    1) подготовительного этапа энергетического обмена
    2) молочнокислого брожения
    3) окисления органических веществ
    4) пластического обмена

    Ответ


    1. Установите соответствие между процессами и составляющими частями метаболизма: 1) анаболизм (ассимиляция), 2) катаболизм (диссимиляция). Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) брожение
    Б) гликолиз
    В) дыхание
    Г) синтез белка
    Д) фотосинтез
    Е) хемосинтез

    Ответ


    2. Установите соответствие между характеристиками и процессами обмена веществ: 1) ассимиляция (анаболизм), 2) диссимиляция (катаболизм). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
    А) синтез органических веществ организма
    Б) включает подготовительный этап, гликолиз и окислительное фосфорилирование
    В) освобожденная энергия запасается в АТФ
    Г) образуются вода и углекислый газ
    Д) требует энергетических затрат
    Е) происходит в хлоропластах и на рибосомах

    Ответ


    Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Обмен веществ – одно из основных свойств живых систем, он характеризуется тем, что происходит
    1) избирательное реагирование на внешние воздействия окружающей среды
    2) изменение интенсивности физиологических процессов и функций с различными периодами колебаний
    3) передача из поколения в поколение признаков и свойств
    4) поглощение необходимых веществ и выделение продуктов жизнедеятельности
    5) поддержание относительно-постоянного физико-химического состава внутренней среды

    Ответ


    1. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания пластического обмена. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) репликация
    2) дупликация
    3) трансляция
    4) транслокация
    5) транскрипция

    Ответ


    2. Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, используют для описания пластического обмена веществ в клетке. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) ассимиляция
    2) диссимиляция
    3) гликолиз
    4) транскрипция
    5) трансляция

    Ответ


    3. Перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для характеристики пластического обмена. Определите два термина, выпадающих из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) расщепление
    2) окисление
    3) репликация
    4) транскрипция
    5) хемосинтез

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Азотистое основание аденин, рибоза и три остатка фосфорной кислоты входят в состав
    1) ДНК
    2) РНК
    3) АТФ
    4) белка

    Ответ


    Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики энергетического обмена в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
    1) идёт с поглощением энергии
    2) завершается в митохондриях
    3) завершается в рибосомах
    4) сопровождается синтезом молекул АТФ
    5) завершается образованием углекислого газа

    Ответ


    Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Обмен веществ, или метаболизм, – это совокупность реакций синтеза и распада веществ клетки и организма, связанных с выделением или поглощением энергии. (2) Совокупность реакций синтеза высокомолекулярных органических соединений из низкомолекулярных соединений относят к пластическому обмену. (3) В реакциях пластического обмена синтезируются молекулы АТФ. (4) Фотосинтез относят к энергетическому обмену. (5) В результате хемосинтеза синтезируются органические вещества из неорганических за счет энергии Солнца.

    Ответ

    © Д.В.Поздняков, 2009-2019


    Известно, что все цветковые растения имеют клеточное строение, что строение клеток зависит от той функции, которую они выполняют. В едином растительном организме все клетки, сходные по строению и выполняемым функциям, образуют ткани, из тканей сложены органы растений, из органов - единый целостный организм. Как же он живет?

    Обмен веществ

    Одним из основных проявлений жизни является обмен веществ, или метаболизм (от греч. «метаболе» - изменение, превращение). В растительных организмах происходит внешний обмен - поглощение и выделение веществ, и внутренний обмен - превращение веществ в клетке. Внешний обмен может происходить с расходованием энергии или без нее. Внутренний же обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция (от лат. «ассимиляцио» - употребление) - процесс образования из простых веществ более сложных, из которых строится тело растения. Для этого необходима энергия. Диссимиляции - процесс распада сложных веществ, из которых построено тело, на более простые. При этом освобождается энергия.

    Газообмен в листе происходит по закону диффузии (взаимного проникновения веществ). Днем, когда происходит фотосинтез, внутри листа концентрация углекислого газа уменьшается сравнительно с внешним воздухом, поскольку он расходуется на образование углеводов. Поэтому углекислый газ и проникает через устьица к межклетникам губчатой ткани, а оттуда к клеткам. В это же время из листьев выделяется кислород, освобождающийся в процессе фотосинтеза. Ночью происходит обратный процесс, а именно: количество углекислого газа в листьях возрастает и он выделяется в воздух, происходит интенсивно процесс дыхания. Дыхание происходит во всех живых клетках днем и ночью. Растение, как и человек, дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. Однако на свету, когда происходит фотосинтез, растения поглощают углекислого газа больше, чем выделяют при дыхании.


    Зелёное растение. Фото: Ben Hosking


    Испарение воды, или транспирация - это процесс испарения воды листьями, который имеет очень важное значение в жизни растений. Он осуществляется в основном через устьица. Благодаря испарению вокруг растения создается определенный микроклимат, необходимый для нормальной жизнедеятельности.
    Испарение в жаркую погоду способствует охлаждению листьев» передвижению воды и растворенных в ней веществ. Различают испарение воды через кутикулу (восковой налет на кожице) и через устьица. Скорость транспирации зависит от многих причин: биологических особенностей самих растений, экологических условий.
    Таким образом, ассимиляция и диссимиляция - взаимосвязанные процессы обмена веществ и энергии. Самым важным ассимиляционным процессом у растений является фотосинтез, а диссимиляционным - дыхание.
    Фотосинтез осуществляется в клетках ассимиляционной ткани, в которых содержатся зеленые пластиды - хлоропласты. Ассимиляционную ткань называют еще основной. Она состоит из клеток двух типов. Под верхней кожицей располагаются в два-три плотных слоя клетки столбчатой ткани, а под ними рыхло лежат клетки губчатой ткани, имеющей кмежклетники - пространства, заполненные воздухом. В кожице, преимущественно с нижней стороны листа, имеются многочисленные образования - устьица, обеспечивающие газообмен и испарение воды растением.

    Минеральное питание

    Для нормальной жизнедеятельности растениям нужны не только углеводы, образующиеся в процессе фотосинтеза, но и белки, жиры и другие вещества. Для их образования растению, кроме кислорода, водорода (из которых состоят углеводы), необходимы другие химические элементы.
    Их растение получает из почвы в виде минеральных веществ, следовательно, почва - не только среда обитания, но и источник минерального питания растений. Из почвы в растение поступают такие элементы, как калий, фосфор, азот и другие, а также микроэлементы: бор, кальций, магний, сера, кобальт, марганец, медь, цинк и др.
    При недостатке в почве минеральных солей их вносот в виде минеральных удобрений. Удобрения бывают минеральные: азотные (селитра, мочевина, сульфат аммония), фосфорные (суперфосфат) и калийные (хлорид калия). Золу также считают калийным удобрением. Вносят в почву и органические удобрения. Это вещества органического происхождения - навоз, птичий помет, перегной, торф. Есть еще и гранулированные удобрения. Их готовят в форме гранул (шариков). Вносят удобрения в почву весной или осенью, а также во время роста растений - подкормка.

    Выращивать растения можно и без почвы, на водных питательных смесях, если в их составе будут все элементы, необходимые для питания растений. Такой способ выращивания растений получил название гидропоника.
    Есть еще и аэропоника, когда растения выращивают без почвы и находящиеся в воздухе корни периодически опрыскивают мелкими капельками питательного раствора.
    Транспорт веществ в растении - этот процесс в растении осуществляется в виде восходящего и нисходящего потоков. Штриховой стрелкой обозначен восходящий поток, непрерывной - нисходящий.

    Вода с растворенными в ней веществами попадает в растение через корневые волоски, дальше поднимается по корню к стеблю и по стеблю - к листьям и другим органам (восходящий поток). Проводящая ткань, по которой движутся вода и минеральные соли, называется ксилемой, находится она в древесине стебля.
    Ткань, по которой движутся вещества, образовавшиеся в листе (нисходящий поток), называется флоэмой. Флоэма расположена в коре. Проводящие клетки флоэмы живые и называются ситовидными трубками. Проводящие клетки ксилемы мертвые и называются сосудами.
    Движение веществ проходит под силой действия корневого давления и транспирации. Под действием корневого давления раствор воды и минеральных солей через корневые волоски попадает в кору, а затем в сосуды ксилемы. По сосудам корня раствор поднимается к стеблю и по сосудам стебля движется вверх к листьям уже под действием силы транспирации.
    Получая необходимые для жизнедеятельности вещества, растение растет, развивается и размножается.

    Рост и развитие

    Растение растет - значит, организм находится в движении, так как при этом идет деление клеток (в живых клетках цитоплазма постоянно находится в движении). Разрастаясь, корневая система увеличивает площадь минерального питания, а рост надземной части увеличивает площадь воздушного питания. Взаимосвязь подземной и надземной частей обеспечивает жизнь растению как целостному организму.

    Рост и развитие растений тесно связаны между собой, но не заменяют друг друга. Регуляция этих процессов осуществляется на клеточном уровне. Процессы роста происходят ритмично.
    Развитие растений - это те качественные изменения, которые происходят в растении на протяжении его жизни, начиная с деления зиготы. Из нее формируется зародыш с зачаточными органами, расположенный в семени. После прорастания семени из зародыша развивается растение, на котором образуются цветки, происходят цветение, опыление и оплодотворение, развитие плода и семени, их созревание и рассеивание. Развитие отдельного организма от семени до семени, то есть от рождения до смерти, называется индивидуальным, или онтогенезом (от греч. «онтос» - существо и «генио» - рождение). Развитие организмов в процессе эволюции, то есть в процессе исторического развития, называют филогенезом.

    Размножение

    Размножение - основная биологическая функция всякого живого организма. В одних случаях у растений размножением завершается жизненный путь, например, у однолетних и тех многолетних растений, у которых плодоношение бывает одни раз в жизни (бамбук, некоторые пальмы и др.). В других случаях размножение совершается многократно (многолетние травы, деревья и кустарники).
    Каждое растение начинает размножаться в определенную пору своей жизни. И независимо от того, семенным или вегетативным способом происходит размножение, растения воспроизводят себе подобных. Способы размножения у растений разнообразны, но их можно свести в основном к трем: бесполому, вегетативному и половому.
    При бесполом размножении воспроизведение себе подобных происходит без участия половых клеток и без оплодотворения. Бесполое размножение с помощью спор и вегетативных (растущих) частей тела свойственно всем растениям.

    Как уже отмечалось, для жизненного цикла растений характерно чередование двух поколений - полового (гаплоидного, т. е. с одинарным набором хромосом) и бесполого (диплоидного, с двойным набором хромосом).

    При половом размножении у растений обычно происходит чередование поколений: на одном формируются органы и клетки бесполого размножения - это спорофит, а на другом образуются половые органы и половые клетки - это гаметофит.
    Приспосабливаясь к жизни на суше, наземные растения развивались по пути усовершенствования спорофита (бесполого поколения) и редукции (изменения) гаметофита (половые поколения). Гаметофит, который очень чувствителен к недостатку влаги, постепенно уменьшается в размерах, что дает ему возможность быстрее развиться и, таким образом, стать менее зависимым от воды.

    Дыхание

    Живая клетка представляет собой открытую энергетическую систему, она живет и сохраняет свою индивидуальность за счет постоянного притока энергии. Как только этот приток прекращается, наступает дезорганизация и смерть организма. Энергия солнечного света, запасенная при фотосинтезе в органическом веществе, вновь высвобождается и используется на самые различные процессы жизнедеятельности.
    Энергия квантов света, аккумулированная в углеводах, вновь высвобождается в процессе их распада (диссимиляции). В самой общей форме можно отметить, что все живые клетки получают энергию за счет ферментативных реакций, в ходе которых электроны переходят с более высокого энергетического уровня на более низкий. В природе существуют два основных процесса, в ходе которых энергия солнечного света, запасенная в органическом веществе, высвобождается,- это дыхание и брожение. Дыхание - это аэробный окислительный распад органических соединений на простые, неорганические, сопровождаемый выделением энергии. Брожение -анаэробный процесс распада органических соединений на более простые, сопровождаемый выделением энергии. При брожении степень окисленности соединений не меняется. В случае дыхания акцептором электрона служит кислород, в случае брожения - органические соединения. Процессы, входящие в энергетический цикл, имеют настолько важное значение, что в настоящее время возникла наука биоэнергетика, изучающая молекулярные и субмолекулярные основы трансформации энергии.

    Дыхание - один из центральных процессов обмена веществ растительного организма. Выделяющаяся при дыхании энергия тратится как на процессы роста, так и на поддержание в активном состоянии уже закончивших рост органов растения. Вместе с тем значение дыхания не ограничивается тем, что это процесс, поставляющий энергию. Дыхание, подобно фотосинтезу, сложный окислительно-восстановительный процесс, идущий через ряд этапов. На его промежуточных стадиях образуются органические соединения, которые затем используются в различных метаболических реакциях. К промежуточным соединениям относят органические кислоты и пентозы, образующиеся при разных путях дыхательного распада. Таким образом, процесс дыхания - источник многих метаболитов. Несмотря на то, что процесс дыхания в суммарном виде противоположен фотосинтезу, в некоторых случаях они могут дополнять друг друга.

    

    Все живые организмы, обитающие на Земле, с точки зрения термодинамики представляют собой открытые системы, способные активно организовывать поступление энергии и веществ извне. Энергия необходима для осуществления всех процессов жизнедеятельности, но, в первую очередь, для химического синтеза веществ, используемых для построения и восстановления структур клетки и организма. Откуда же живые организмы берут энергию? Живые существа способны использовать только два вида энергии – световую (энергию солнечного излучения) и химическую (энергию связей химических соединений) – и по этому признаку делятся на две группы: фототрофы ихемотрофы.

    Для синтеза компонентов организма необходимо потребление извне химических элементов, используемых в качестве строительных блоков. Главным структурным элементом органических молекул является углерод. В зависомости от источников углерода

    Кто как – фототрофы (растения) используют энергию солнечного излучения, гетеротрофы (грибы, животные) – энергию химических связей веществ, поступающих с пищей. Полученная энергия используется дальше для синтеза органических молекул, главным структурным элементом которых является углерод. В зависимости от источников углерода живые организмы делятся на две большие группы: автотрофы и гетеротрофы . Автотрофы специализируются на неорганических источниках углерода (воздух), а гетеротрофы должны кого-нибудь…съесть. Большинство живых организмов относится к фотоавтотрофам или хемогетеротрофам . Однако некоторые живые существа (эвглена зеленая, хламидомонада) в зависимости от условий обитания ведут себя как авто- либо гетеротрофы и составляют особую группу миксотрофных (авто-гетеротрофных) организмов.

    Процесс потребления энергии и вещества называется питанием . Известны два типа питания: голозойный – посредством захвата частиц пищи внутрь тела, голофитный – без захвата, посредством всасывания растворенных веществ через поверхностные структуры организма. Пищевые вещества, попавшие в организм тем или иным способом, далее вовлекаются в обмен веществ.

    Обмен веществ, или метаболизм представляет собой совокупность взаимосвязанных и сбалансированных процессов, включающих разнообразные химические превращения веществ в организме. Обязательным его условием является связь живых организмов с внешней средой. Из внешней среды живые существа получают элементы питания – воду, кислород и др. Во внешнюю среду они выделяют продукты своей жизнедеятельности. Такой взаимообмен обусловливает жизнь организмов: они растут, развиваются, изменяется их строение и свойства, но при этом не меняется главное качество – они остаются живыми!



    Тела неорганической природы так же подвергаются воздействиям внешней среды и теряют при этом свои характерные качества, приобретают новые, испытывают превращения: железо превращается в ржавчину, камень в щебень, песок, пыль; окислы превращаются в кислоты и т.д.

    По этому поводу философ Ф. Энгельс писал: «Скала, подвергшаяся выветриванию, уже больше не скала, металл в результате окисления превращается в ржавчину. Но то, что в неживых телах является причиной разрушения, у белка становится основным условием существования ».

    Поглощение питательных веществ и выделение продуктов жизнедеятельности;

    Синтез, использование и расщепление макромолекул.

    Все разнообразные химические процессы, составляющие обмен веществ, делят на две группы – процессы ассимиляции и процессы диссимиляции.

    Основу анаболизма (ассимиляции , или пластического обмена) составляют реакции синтеза, протекающие с потреблением энергии, – потребление и превращение поступающих в организм веществ в собственное его тело (компоненты клеток и отложение запасов, благодаря чему происходит накопление энергии). Метаболизм у авто- и гетеротрофных организмов характеризуется особенностями, касающимися способов построения структурных компонентов органических молекул.

    Автотрофные организмы способны полностью самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических молекул, потребляемых из внешней среды:

    Неорганические вещества (СО 2 , Н 2 О) фотосинтез биологические синтезы



    Гетеротрофные организмы строят собственные органические вещества из органических компонентов пищи:

    Органические вещества пищи (белки, жиры, углеводы) пищеварение простые органические молекулы (аминокислоты, жирные кислоты, моносахара) биологические синтезы макромолекулы тела (белки, жиры, углеводы).

    Основу катаболизма (диссимиляции , или энергетического обмена) составляют реакции расщепления, сопровождающиеся высвобождением энергии, - окислительно-восстановительный процесс разрушения органических веществ и превращение их в более простые соединения, благодаря чему высвобождается ранее накопленная в ходе ассимиляции энергия, необходимая для осуществления жизнедеятельности (часть энергии рассевается в виде тепла, а другая ее часть аккумулируется в макроэргических связях АТФ); одновременно освобождаются ресурсы организма (ферменты и др.) для процесса ассимиляции.

    Процессы анаболизма и катаболизма неразрывно связаны между собой. Все синтетические процессы нуждаются в энергии, поставляемой в ходе реакций диссимиляции. Сами же реакции расщепления протекают лишь при участии ферментов, синтезируемых в процессе ассимиляции. Однако обе эти стороны обмена веществ и энергии не всегда находятся в равновесии: в растущем организме преобладают процессы ассимиляции, а при интенсивных физических нагрузках и в старости – процессы диссимиляции. Таким образом, обмен веществ можно определить как последовательное потребление, превращение, использование, накопление и потерю веществ и энергии в живых организмах в процессе жизни, обусловливающие самообновление, самовоспроизведение и саморегуляцию, рост и развитие в условиях постоянно меняющейся окружающей среды и позволяющие адаптироваться в ней. Обмен веществ регулируется внутриклеточными, гормональными механизмами, координируемыми нервной системой.

    Источник: Олимпийский центр спортивного питания

    Энергия не может возникнуть ниоткуда или исчезнуть в никуда, она может только превращаться из одного вида в другой.

    Вся энергия на Земле берется от Солнца. Растения способны превращать солнечную энергию в химическую (фотосинтез).

    Люди не могут напрямую использовать энергию Солнца, однако мы можем получать энергию из растений. Мы едим либо сами растения, либо мясо животных, которые ели растения. Человек получает всю энергию из еды и питья.

    Пищевые источники энергии

    Всю необходимую для жизнедеятельности энергию человек получает вместе с пищей. Единицей измерения энергии является калория. Одна калория - это количество тепла, необходимое для нагрева 1 кг воды на 1°С. Большую часть энергии мы получаем из следующих питательных веществ:

    Углеводы - 4ккал (17кДж) на 1г

    Белки (протеин) - 4ккал (17кДж) на 1г

    Жиры - 9ккал (37кДж) на 1г

    Углеводы (сахара и крахмал) являются важнейшим источником энергии, больше всего их содержится в хлебе, рисе и макаронах. Хорошими источниками протеина служат мясо, рыба и яйца. Сливочное и растительное масло, а также маргарин почти полностью состоят из жирных кислот. Волокнистая пища, а также алкоголь также дают организму энергию, но уровень их потребления сильно отличается у разных людей.

    Витамины и минералы сами по себе не дают организму энергию, однако, они принимают участие в важнейших процессах энергообмена в организме.

    Энергетическая ценность различных пищевых продуктов сильно отличается. Здоровые люди достигают сбалансированности своей диеты потреблением самой разнообразной пищи. Очевидно, что, чем более активный образ жизни ведет человек, тем больше он нуждается в пище, или тем более энергоемкой она должна быть.

    Самым важным источником энергии для человека являются углеводы. Сбалансированная диета обеспечивает организм разными видами углеводов, но большая часть энергии должна поступать из крахмала. В последние годы немало внимания уделялось изучению связи между компонентами питания людей и различными болезнями. Исследователи сходятся во мнении, что людям необходимо уменьшать потребление жирной пищи в пользу углеводов.

    Каким образом мы получаем энергию из пищи?

    После того, как пища проглатывается, она некоторое время находится в желудке. Там под воздействием пищеварительных соков начинается ее переваривание. Этот процесс продолжается в тонком кишечнике, в результате компоненты пищи распадаются на более мелкие единицы, и становится возможной их абсорбция через стенки кишечника в кровь. После этого организм может использовать питательные вещества на производство энергии, которая вырабатывается и хранится в виде аденозин трифосфат (АТФ).

    Молекула АТФ из аденозина и трех фосфатных групп, соединенных в ряд. Запасы энергии «сосредоточены» в химических связях между фосфатными группами. Чтобы высвободить эту потенциальную энергию одна фосфатная группа должна отсоединиться, т.е. АТФ распадается до АДФ (аденозин дифосфат) с выделением энергии.

    Аденозинтрифосфат (сокр. АТФ, англ. АТР) — нуклеотид, играет исключительно важную роль в обмене энергии и веществ в организмах; в первую очередь соединение известно как универсальный источник энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах. АТФ является основным переносчиком энергии в клетке.

    В каждой клетке содержится очень ограниченное количество АТФ, которое обычно расходуется за считанные секунды. Для восстановления АДФ до АТФ требуется энергия, которая и получается в процессе окисления углеводов, протеина и жирных кислот в клетках.

    Запасы энергии в организме.

    После того, как питательные вещества абсорбируются в организме, некоторая их часть откладывается в запас как резервное топливо в виде гликогена или жира.

    Гликоген также относится к классу углеводов. Запасы его в организме ограничены и хранятся в печени и мышечной ткани. Во время физических нагрузок гликоген распадается до глюкозы, и вместе с жиром и глюкозой, циркулирующей в крови, обеспечивает энергией работающие мышцы. Пропорции расходуемых питательных веществ зависят от типа и продолжительности физических упражнений.

    Гликоген состоит из молекул глюкозы, соединенных в длинные цепочки. Если запасы гликогена в организме в норме, то избыточные углеводы, поступающие в организм, будут превращаться с жир.

    Обычно протеин и аминокислоты не используются в организме как источники энергии. Однако при дефиците питательных веществ на фоне повышенных энергозатрат аминокислоты, содержащиеся в мышечной ткани, могут также расходоваться на энергию. Протеин, поступающий с пищей, может служить источником энергии и превращаться в жир в том случае, если потребности в нем, как в строительном материале, полностью удовлетворены.

    Как расходуется энергия во время тренировки?

    Начало тренировки

    В самом начале тренировки, или когда энергозатраты резко возрастают (спринт), потребность в энергии больше, чем уровень, с которым происходит синтез АТФ с помощью окисления углеводов. Вначале углеводы «сжигаются» анаэробно (без участия кислорода), это процесс сопровождается выделением молочной кислоты (лактата). В результате освобождается некоторое количество АТФ - меньше, чем при аэробной реакции (с участием кислорода), но быстрее.

    Другим «быстрым» источником энергии, идущим на синтез АТФ, является креатин фосфат. Небольшие количества этого вещества содержатся в мышечной ткани. При распаде креатин фосфата освобождается энергия, необходимая для восстановления АДФ до АТФ. Этот процесс протекает очень быстро, и запасов креатин фосфата в организме хватает лишь на 10-15 секунд «взрывной» работы, т.е. креатин фосфат является своеобразным буфером, покрывающим краткосрочный дефицит АТФ.

    Начальный период тренировки

    В это время в организме начинает работать аэробный метаболизм углеводов, прекращается использование креатин фосфата и образование лактата (молочной кислоты). Запасы жирных кислот мобилизуются и становятся доступными как источник энергии для работающих мышц, при этом повышается уровень восстановления АДФ до АТФ за счет окисления жиров.

    Основной период тренировки

    Между пятой и пятнадцатой минутой после начала тренировки в организме повышенная потребность в АТФ стабилизируется. В течение продолжительной, относительно ровной по интенсивности тренировки синтез АТФ поддерживается за счет окисления углеводов (гликогена и глюкозы) и жирных кислот. Запасы креатин фосфата в это время постепенно восстанавливаются.

    Креатин является аминокислотой, которая синтезируется в печени из аргинина и глицина. Именно креатин позволяет спортсменам выдерживать высочайшие нагрузки с большей легкостью. Благодаря его действию в мышцах человека задерживается выделение молочной кислоты, которая и вызывает многочисленные мышечные боли. С другой стороны креатин позволяет производить сильные физические нагрузки благодаря высвобождению большого количества энергии в организме.

    При возрастании нагрузки (например, при беге в гору) расход АТФ увеличивается, причем, если это возрастание значительное, организм вновь переходит на анаэробное окисление углеводов с образованием лактата и использование креатин фосфата. Если организм не успевает восстанавливать уровень АТФ, может быстро наступить состояние усталости.

    Какие источники энергии используются в процессе тренировки?

    Углеводы являются самым важным и самым дефицитным источником энергии для работающих мышц. Они необходимы при любом виде физической активности. В организме человека углеводы хранятся в небольших количествах в виде гликогена в печени и в мышцах. Во время тренировки гликоген расходуется, и вместе с жирными кислотами и глюкозой, циркулирующей в крови, используется как источник мышечной энергии. Соотношение различных используемых источников энергии зависит от типа и продолжительности упражнений.

    Несмотря на то, что в жире больше энергии, его утилизация происходит медленнее, и синтез АТФ через окисление жирных кислот поддерживается использованием углеводов и креатин фосфата. Когда запасы углеводов истощаются, организм становится не в состоянии переносить высокие нагрузки. Таким образом, углеводы являются источником энергии, лимитирующим уровень нагрузки во время тренировки.

    Факторы, ограничивающие энергозапасы организма во время тренировки

    1. Источники энергии, используемые при различных типах физической активности

    Слабая интенсивность (бег трусцой)

    Требуемый уровень восстановления АТФ из АДФ относительно низок, и достигается окислением жиров, глюкозы и гликогена. Когда запасы гликогена исчерпаны, возрастает роль жиров как источника энергии. Поскольку жирные кислоты окисляются довольно медленно, чтобы восполнять расходуемую энергию, возможность долго продолжать подобную тренировку зависит от количества гликогена в организме.

    Средняя интенсивность (быстрый бег)

    Когда физическая активность достигает максимального для продолжения процессов аэробного окисления уровня, возникает потребность быстрого восстановления запасов АТФ. Углеводы становятся основным топливом для организма. Однако только окислением углеводов требуемый уровень АТФ поддерживаться не может, поэтому параллельно происходит окисление жиров и образование лактата.

    Максимальная интенсивность (спринт)

    Синтез АТФ поддерживается, в основном, использованием креатин фосфата и образование лактата, поскольку метаболизм окисления углеводов и жиров не может поддерживаться с такой большой скоростью.

    2. Продолжительность тренировки

    Тип источника энергии зависит от продолжительности тренировки. Сначала происходит выброс энергии за счет использования креатин фосфата. Затем организм переходит на преимущественное использование гликогена, что обеспечивает энергией приблизительно на 50-60% синтез АТФ. Остальную часть энергии на синтез АТФ организм получает за счет окисления свободных жирных кислот и глюкозы. Когда запасы гликогена истощаются, основным источником энергии становятся жиры, в то же время из углеводов начинает больше использоваться глюкоза.

    3. Тип тренировки

    В тех видах спорта, где периоды относительно низких нагрузок сменяются резкими повышениями активности (футбол, хоккей, баскетбол), происходит чередование использования креатин фосфата (во время пиков нагрузки) и гликогена как основных источников энергии для синтеза АТФ. В течение «спокойной» фазы в организме восстанавливаются запасы креатин фосфата.

    4. Тренированность организма

    Чем тренированнее человек, тем выше способность организма к окислительному метаболизму (меньше гликогена превращается в лактозу) и тем экономичнее расходуются запасы энергии. То есть, тренированный человек выполняет какое-либо упражнение с меньшим расходом энергии, чем нетренированный.

    5. Диета

    Чем выше уровень гликогена в организме перед началом тренировки, тем позднее настанет утомление. Чтобы повысить запасы гликогена, необходимо увеличить потребление пищи, богатой углеводами. Специалисты в области спортивного питания рекомендуют придерживаться таких диет, в которых до 70% энергетической ценности составляли бы углеводы.

    Паста (макаронные изделия)

    Зерновые злаки

    Корнеплоды

    Банка бобов 45

    Большая порция риса 60

    Большая порция картофеля в мундире 45

    Два куска белого хлеба 30

    Большая порция спагетти 90

    Введите в свой план питания больше углеводов, чтобы поддерживать энергетические запасы организма;

    За 1-4 часа до тренировки съедайте 75-100 г углеводов;

    В течение первого получаса тренировки, когда способность мышц к восстановлению максимальна, съешьте 50-100 углеводов;

    После тренировки необходимо продолжать потребление углеводов для скорейшего восстановления запасов гликогена.