• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Агрессия – слово латинского происхождения (“aggredi”) и означает - “нападение, нападать”. Современный ритм жизни, психические и физические нагрузки, бессонницы и регулярные стрессовые ситуации приводят к тому, что население становится все более и более агрессивным.

    Кто-то, выплескивая негативную энергию, успокаивается и идет дальше, а кто-то не может справиться самостоятельно с грузом проблем и агрессивное поведение уже становится психическим заболеванием, а не просто проявлением скверного характера или реакцией на ту или иную ситуацию. Психотерапевты считают агрессией такое деструктивное поведение человека, которое наносит людям психологический дискомфорт и физический ущерб. Кроме того, агрессивное поведение без причины может свидетельствовать о серьезных гормональных нарушениях в организме, а также том, что человек страдает от болезни Альцгеймера. В любом случае, агрессивное поведения требует тщательного обследования, откладывать которое не рекомендуется ни в коем случае. Ведь не секрет, что агрессия увеличивается с каждым годом. От нее страдают не только в неблагополучных странах, но и вполне счастливых с точки зрения экономики и уровня жизни.

    Факты насилия, при которых причиняется вред конкретным лицам, называются агрессией. Каждый день человек либо лично, либо слышит от других о том, как с ними плохо поступили.

    Если говорить о нравственной стороне данного вопроса, тогда агрессивное поведение считается плохим, злым, неприемлемым. Но почему человек позволяет себе злиться и причинять боль себе или окружающим?

    Что такое Агрессия?

    Что такое агрессия? Существует множество мнений о том, что такое агрессия. Одни говорят о том, что агрессия является инстинктивной реакцией и проявлением человека. Другие утверждают, что агрессия обусловлена фрустрацией – желанием разрядиться. Третьи указывают на то, что агрессия является социальным явлением, когда человек перенимает ее от других или подвержен влиянию негативного прошлого опыта.

    В психологии под агрессией понимается деструктивное поведение, при котором человек причиняет физический вред или создает психологический дискомфорт другим людям. Психиатрия рассматривает агрессию как желание человека защитить себя от неприятной и травмирующей ситуации. Еще под агрессией понимают способ самоутверждения.

    Агрессивное поведение считается направленным на живого объекта. Однако сайт психологической помощи сайт утверждает, что битье посуды или стены может вскоре перерасти в насилие над живыми существами. Зачастую агрессию приравнивают к ярости, злости или гневу. Однако не всегда агрессивный человек испытывает эмоции. Бывают хладнокровные люди, которые становятся агрессивными под влиянием своих предрассудков, убеждений или взглядов.

    Какие причины толкают человека на подобное поведение? Злость ведь может быть направлена как на других людей, так и на себя. Причины могут быть разные, как и формы проявления агрессии. Каждый случай индивидуальный. Психологи отмечают другое: важно уметь справляться с собственной агрессией, которая проявляется в каждом человеке. Если кому-то нужна помощь, то он может ее получить. Этим и занимается сайт психологической помощи сайт, где человек может не только прочитать полезную информацию, но и проработать свои негативные стороны, которые часто мешают строить благоприятные отношения с окружающими.

    Проявление агрессии

    Агрессия проявляется по-разному. В зависимости от цели, которая достигается агрессивными действиями, и методов совершенных поступков, агрессия бывает доброкачественной и злокачественной:

    1. Под доброкачественной агрессией понимается отвага, мужество, амбиции, настойчивость, храбрость.
    2. Под злокачественной агрессией понимается насилие, хамство, жестокость.

    Каждое живое существо бывает агрессивным. В каждом организме заложены гены, которые позволяют проявлять агрессию ради выживания, спасения себя от смерти. Так, выделяют оборонительную агрессию, которая возникает в момент опасности. Она имеется у всех живых существ. Когда живому организму грозит опасность, он становится решительным, убегает, нападает, защищается.

    В противовес данной агрессии существует деструктивная, которая присуща только человеку. В ней нет ни смысла, ни цели. Она возникает только на основе эмоций, чувств, мыслей человека, которому просто что-то не понравилось.

    Выделяют еще одно проявление агрессии – псевдоагрессия. Она возникает в ситуациях, где человек должен приложить максимум усилий ради достижения цели. Например, во время соревнования спортсмены становятся агрессивными, чтобы придать себе энергии и мотивации.

    Особым проявлением агрессии, которое присуще всем живым существам, является стремление к выживанию. Когда не хватает еды, не достается интима, отсутствует защита, тогда организм становится агрессивным. Все направлено на выживание, что часто сопряжено с ущемлением границ и свободы других живых существ.

    Агрессивным может стать любой человек. Часто сильные провоцируют слабых, которые потом тоже ищут более слабых личностей, чтобы отыграться на них. От агрессии нет защиты. У каждого она проявляется как реакция на внешний раздражитель. Стать жертвой агрессии может как тот, кто ее вызвал, так и тот, кто просто попался под руку.

    Проявление агрессии – это выражение недовольства и неудовлетворенности. Она может быть как открытой, когда человек стучит по столу или постоянно «пилит», так и скрытой – периодические придирки.

    Виды агрессии

    По мере рассмотрения агрессии можно выделить ее виды:

    • Физическая, когда применяется сила и причиняется конкретный вред организму.
    • Косвенная, когда выражается раздражение в адрес другого лица.
    • Сопротивление установленным законам и морали.
    • Вербальная, когда человек на словах проявляет агрессию: кричит, угрожает, шантажирует и т. д.
    • Зависть, ненависть, обида за несбывшиеся мечты.
    • Подозрительность, которая проявляется в недоверии к лицам, когда кажется, что они замышляют что-то плохое.
    • Чувство вины, возникающее из-за мысли о том, что человек плохой.
    • Прямая – распространение сплетен.
    • Направленная (имеется цель) и неупорядоченная (жертвами становятся случайные прохожие).
    • Активная или пассивная («вставлять палки в колеса»).
    • Аутоагрессия – ненависть по отношению к себе.
    • Гетероагрессия – злость направлена в отношении окружающих: насилие, угрозы, убийства и т. д.
    • Инструментальная, когда агрессия используется как метод достижения цели.
    • Реактивная, когда проявляется как реакция на некий внешний раздражитель.
    • Спонтанная, когда проявляется без веских причин. Часто возникает как следствие внутренних явлений, например, психических заболеваний.
    • Мотивационная (целевая), которая совершается осознанно ради намеренного нанесения ущерба и причинения боли.
    • Экспрессивная, когда она проявляется в мимике, жестах, голосе человека. Его слова и действия не выражают агрессии, однако его положение тела и тон голоса говорят об обратном.

    Человеку свойственно злиться. И самый главный вопрос, который волнует каждого, кто стал жертвой чужой агрессии, — почему на него накричали, избили и т. д.? Всех волнуют причины агрессивного поведения, особенно если агрессор ничего не пояснил. А насколько агрессия бывает разной, уже рассмотрено.

    Причины агрессии

    Для агрессивного поведения существует множество причин. Агрессия бывает разной и случается в разных ситуациях, поэтому часто следует смотреть на комплекс всего происходящего, чтобы понять мотивы поступков человека.

    1. Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками и т. д.). Под действием препаратов человек не может адекватно реагировать на конкретную ситуацию.
    2. Личностные проблемы, которые связаны с неудовлетворенностью в личных отношениях, интиме, одиночеством и т. д. Любое упоминание о данной проблеме вызывает негативную реакцию.
    3. Психические травмы детства. Развитый невроз на фоне неблагополучных отношений с родителями.
    4. Авторитарное и строгое воспитание, которое развивает внутреннюю агрессию.
    5. Просмотр фильмов и передач, где активно обсуждается тема насилия.
    6. Неполноценный отдых, переутомление.

    Агрессия может быть симптомом серьезной болезни, которая часто связана с повреждениями в головном мозге:

    • Шизофрения.
    • Энцефалит.
    • Неврастения.
    • Менингит.
    • Эпилептоидная психопатия и т. д.

    Не следует исключать влияния общественности. Религиозные течения, пропаганда, расовая ненависть, мораль, образы политиков или сильных личностей, которые являются агрессивными, развивают у наблюдателей подобное качество.

    Часто люди, причинившие вред, ссылаются на плохое настроение или даже психическое расстройство. На самом деле только 12% из всех агрессивных людей являются психически больными. Остальные личности проявляют свои негативные эмоции в результате неправильной реакции на происходящее, а также отсутствия самоконтроля.

    Агрессия отмечается как неудовлетворенность человека на жизнь в целом или конкретный случай в частности. Соответственно, главной причиной является неудовлетворенность, которую человек не устраняет благоприятными действиями.

    Вербальная агрессия

    Практически каждый сталкивался с такой формой агрессии. Вербальная агрессия является самой распространенной и явной. Во-первых, меняется тональность голоса говорящего: он переходит на крик, повышает голос, делает его более грубым. Во-вторых, меняется контекст того, что произносится.

    Психологи отмечают многие формы вербальной агрессии. Человек же в повседневной жизни сталкивается с такими ее проявлениями:

    1. Оскорбления, угрозы, шантаж.
    2. Клевета, распускание сплетен.
    3. Молчание в ответ на вопросы человека, отказ от общения, игнорирование реплик.
    4. Отказ от защиты другого человека, которого критикуют.

    До сих пор остается вопрос, является ли молчание способом агрессии. Здесь нет однозначного ответа. Все зависит от причин молчания того человека, который совершает данное действие. Если молчание происходит с сопутствующими агрессивными эмоциями, злостью, нежеланием говорить, поскольку может нагрубить, тогда речь идет о вербальной агрессии пассивного характера. Однако если человек молчит, потому что не услышал либо не заинтересован в теме беседы, поэтому желает ее перевести на другую тему, сохраняет спокойствие и доброжелательное расположение духа, тогда ни о какой агрессии речи не идет.

    В силу социального строя и морали, которая наказывает всех, кто проявляет физическую агрессию, люди вынуждены пользоваться единственным способом ее проявления – словами. Открыто агрессия выражается в конкретных угрозах, оскорблениях и унижении личности другого. Скрытно агрессия проявляется путем гонения и давления на человека, например, распусканием сплетен. Хоть данные виды словесной агрессии являются неприемлемыми, однако за них человека не лишают свободы. Вот почему люди продолжают использовать данный вид как способ коммуницирования с теми, кем они недовольны.

    Речевая агрессия

    Остановимся непосредственно на словесной форме проявления агрессии, которая является самой распространенной в обществе. Речевая агрессия проявляется в ругательствах, отрицательных оценках (критике), оскорбительных словах, нецензурной речи, насмешливой интонации, грубой иронии, неприличных намеках, повышенном голосе.

    То, что делает агрессор, вызывает раздражение и возмущение. Агрессия как первого, так и второго собеседника возникает на основе отрицательных эмоций, которые возникают сразу либо по истечении некоторого времени. Одни люди сразу говорят о том, что их возмущает, другие лишь через некоторое время начинают различными способами проявлять свою агрессию к тем, кто их унизил или оскорбил.

    Нередко речевая агрессия является следствием неприязни человека к определенной группе лиц. Например, низкий социальный статус может спровоцировать недоброжелательное отношение индивида к тому, с кем он общается. Подобное противостояние возможно как по восходящей иерархии, так и по нисходящей. К примеру, часто скрытая агрессия проявляется у подчиненных в отношении начальника и у начальника в отношении подчиненных. Подчиненные часто испытывают зависть к высокому посту руководства, а также его командному тону. Начальник может ненавидеть подчиненных из-за того, что считает их глупыми, слабыми, низшими существами.

    Редко причинами речевой агрессии является воспитание, психические особенности, срыв.

    Несомненно, общество рассматривает вопрос не только гашения негативных эмоций у себя, когда они возникают, но и предотвращения конфликтов с людьми, которые проявляют злость. Следует понимать, что иногда агрессия приемлема, поскольку помогает в достижении определенных целей, например, подавлении противника. Однако все же данный метод не должен использоваться как универсальный.

    Подходы к агрессии

    Ученые из различных областей наук рассматривают подходы к агрессии. Для каждого представителя она означает что-то свое. Нормативный подход воспринимает агрессию как деструктивное поведение, которое не соответствует нормам морали и этики общества. Криминальный подход также рассматривает агрессию как акт противоправного поступка, который нацелен на причинение физического и морального вреда живому объекту.

    • Глубинно-психологический подход воспринимает агрессивное поведение как инстинктивное, присущее всем живым существам.
    • Целевой подход воспринимает агрессию как целенаправленное действие. С точки зрения достижения цели, эволюции, адаптации, присвоения важных ресурсов, доминирования.
    • Шваб и Коэроглоу рассматривают агрессивное поведение как стремление человека к установлению целостности своей жизни. Когда она нарушается, человек становится агрессивным.
    • Кауфма рассматривает агрессию как способ приобретения нужных для жизни ресурсов, что продиктовано естественной потребностью выживания.
    • Эрих Фромм рассматривал агрессивное поведение как желание доминировать и господствовать над живыми существами.
    • Уилсон характеризовал агрессивную природу человека как желание устранить действия другого субъекта, который своими поступками ущемляет его свободу или генетическую выживаемость.
    • Мацумото отмечал агрессию как поступок, который причиняет боль и вред физического или психического плана другому индивиду.
    • Щербина характеризовала словесную агрессию как речевое проявление чувств, намерений и желаний в отношении другого человека.
    • Когнитивная теория рассматривает агрессию как способ научения контактирования человека с внешними факторами.
    • Прочие теории комбинируют выше приведенные понятия для понимания природы агрессивного поведения.

    Формы агрессии

    Эрих Фромм выделял такие формы агрессии:

    • Реактивная. Когда человек понимает, что его свободе, жизни, достоинству или имуществу угрожает опасность, он проявляет агрессию. Здесь он может защищаться, мстить, ревновать, завидовать, разочаровываться и т. д.
    • Архаическая жажда крови.
    • Игровая. Человек иногда желает просто проявить свою ловкость и умения. Именно в этот момент он может прибегать к злобным шуткам, издевательству, сарказму. Здесь нет ни ненависти, ни злости. Человек просто играется в то, что может раздражать его собеседника.
    • Компенсаторная (злокачественная). Является проявлением деструктивности, насилия, жестокости, что помогает человеку делать свою жизнь полноценной, нескучной, наполненной.

    Человек, который становится склонным к агрессии, обладает следующими характеристиками:

    1. Восприимчивость, ранимость, острое переживание дискомфорта.
    2. Импульсивность.
    3. Рассеянность, которая приводит к эмоциональной агрессивности, и вдумчивость, что провоцирует инструментальную агрессивность.
    4. Враждебная интерпретация происходящего.

    Человек не способен полностью избавиться от своей агрессии, поскольку иногда она является полезной и нужной. Именно здесь он позволяет себе проявлять свое естество. Только человек, который умеет контролировать свои эмоции (не подавляя их), способен полноценно жить. Агрессия лишь в редких случаях становится конструктивной по сравнению с теми эпизодами, когда она применяется в полную силу.

    Агрессия подростков

    Достаточно часто психологи отмечают агрессию в детском возрасте. Очень яркой она становится в подростковый период. Именно данный этап становится самым эмоциональным. Агрессия подростков может проявляться в отношении кого угодно: сверстников, родителей, животных, младших детей. Частой причиной агрессии является самоутверждение. Проявление силы в агрессивной форме кажется признаком величия и власти.

    Агрессия подростков – это намеренное действие, направленное на причинение вреда. Остаточно частыми являются случаи, когда в этом принимают участие три стороны:

    1. Агрессор – сам подросток.
    2. Жертва — человек, на которого направлена агрессия подростка.
    3. Зрители – люди, которые могут стать случайными свидетелями либо провокаторами, вызвавшими агрессию у подростка. В процессе проявления агрессии они не участвуют, а лишь наблюдают за тем, что делает агрессор и его жертва.

    Подростки разных полов проявляют агрессию следующими способами:

    • Мальчики дразнятся, делают подножки, дерутся, пинают.
    • Девочки бойкотируют, сплетничают, обижаются.

    Не имеет значения место и возраст агрессора, поскольку данная эмоция проявляется в любое время уже с малых лет.

    Подростковая агрессия объясняется психологами теми изменениями, которые происходят в период полового созревания. Бывший ребенок, который еще не стал взрослым, боится будущего, не готов к ответственности и самостоятельности, не умеет контролировать свои эмоциональные переживания. Немалую роль здесь играют взаимоотношения с родителями, а также влияние СМИ.

    Здесь выделяют такие типы агрессивных подростков:

    1. Гиперактивный, который рос в семье, где все ему позволялось.
    2. Обидчивый, которому свойственна ранимость, раздражительность.
    3. Оппозиционно-вызывающий, который демонстративно выступает против людей, которых не считает своим авторитетом.
    4. Агрессивно-боязливый, в котором проявляются страхи и подозрительность.
    5. Агрессивно-бесчувственный, которому не свойственны сочувствие, сопереживание.

    Агрессия мужчин

    Мужчины часто являются эталонами агрессии. Кажется, что женщины не должны быть настолько агрессивны, как мужчины. Однако данное чувство присуще всем. Агрессия мужчин часто проявляется в открытой форме. При этом сильный пол не испытывает чувства вины и тревоги. Для них данная эмоция является своеобразным спутником, который помогает достигать целей и формировать особую модель поведения.

    Ученые выдвигают теорию о том, что мужская агрессия является генетическим фактором. Во все века мужчины должны были завоевывать территории и земли, вести войны, защищать свои семьи и т. д. При этом представительницы слабого пола отмечают данное качество, которое проявляется в доминировании и лидерстве, как привлекательное для себя.

    Современный мужчина имеет множество причин того, почему в нем проявляется агрессия:

    • Неудовлетворенность своим социальным и материальным положением.
    • Отсутствие культуры поведения.
    • Отсутствие уверенности в себе.
    • Отсутствие других форм проявления своей независимости и силы.

    В нынешнем положении, когда от мужчины требуется материальная состоятельность и успех, при этом практически отсутствуют все возможности для достижения данных статусов, у сильного пола имеется высокий уровень тревожности. Каждый раз общество различными способами напоминает мужчине о том, насколько он несостоятельный. Нередко это подкрепляется неустроенностью личной жизни или отсутствием сексуальных отношений с женщинами.

    Свои переживания мужчины приучены держать в себе. Однако наружу выходит агрессия, которая является следствием неустроенности жизни. Мужчине сложно использовать все свои возможности в условиях мира, где он должен быть культурным и доброжелательным, поскольку злость и ярость часто оказываются наказуемыми.

    Агрессия женщин

    Агрессивность часто ассоциируется с мужским поведением. Однако женщины тоже склонны к недовольству, которое просто проявляется немного в других формах. Являясь более слабым существом, нежели мужчина, женщина старается немного мягко выражать свою агрессию. Если жертва кажется сильной или равной по силе, тогда агрессия женщины умеренная. Если речь идет о ребенке, на которого направлена агрессия, тогда женщина может не сдерживать себя.

    Являясь существом более эмоциональным и социальным, женщина склонна к проявлению мягкой или скрытой агрессии. Более агрессивными женщины становятся в пожилом возрасте. Это психологи связывают с деменцией и ухудшением характера в отрицательную сторону. При этом немаловажным остается удовлетворенность женщины собственной жизнью. Если она недовольна, несчастна, тогда ее внутреннее напряжение возрастает.

    Часто агрессивность женщины связана с внутренним напряжением и эмоциональными всплесками. Женщина не меньше мужчины подвержена различным ограничениям и обязательствам. Она должна создать семью и родить детей, быть всегда красивой и доброй. Если у женщины нет веских оснований для доброты, мужчины для создания семьи и рождения детей, физиологических данных для обретения красоты, это ее значительным образом угнетает.

    Причиной женской агрессии часто является:

    • Гормональный дисбаланс.
    • Психические нарушения.
    • Детские травмы, враждебное отношение к матери.
    • Негативный опыт контактов с противоположным полом.

    Женщину с самого детства делают зависимой от мужчины. Она должна быть «за-мужем». А когда отношения с противоположным полом не складываются, что является распространенным в современном обществе, это вызывает внутреннее напряжение и неудовлетворенность.

    Агрессия у пожилых людей

    Самым неприятным и порой непонятным явлением является агрессия у пожилых людей. Детей воспитывают в духе «уважения старших», поскольку они являются более умными и мудрыми. Их знания помогают миру становиться лучше. Однако пожилые люди практически ничем не отличаются от более младших собратьев. Проявление агрессии пожилыми людьми становится слабым качеством, которое не вызывает уважения.

    Причиной агрессивности пожилых людей является изменение жизни в результате социальной деградации. Выходя на пенсию, человек теряет прежнюю активность. Здесь снижается память, ухудшается здоровье, теряется смысл жизни. Пожилой человек чувствует себя забытым, ненужным, одиноким. Если это подкрепляется бедным существованием и отсутствием интересов и хобби, тогда пожилой человек либо впадает в депрессию, либо становится агрессивным.

    Можно назвать агрессию пожилых людей способом коммуникации с окружающими, методом привлечения к себе внимания. Здесь проявляются такие формы агрессии:

    1. Сварливость.
    2. Раздражительность.
    3. Противостояние всему новому.
    4. Протестное отношение.
    5. Беспочвенные обвинения и оскорбления.
    6. Высокая склонность к конфликтам.

    Основной проблемой пожилых людей является одиночество, особенно после смерти одного из супругов. Если при этом дети не уделяют большого количества внимания пожилому человеку, тогда он ощущает острое одиночество.

    Дегенерация или инфицирование клеток головного мозга также влияют на изменение поведения человека в любом возрасте. Поскольку данные явления случаются в большинстве своем в пожилом возрасте, врачи сначала исключают болезни головного мозга как причины агрессии.

    Агрессия мужа

    В любовных отношениях самой обсуждаемой темой является агрессивность мужей. Поскольку женщины иначе проявляют свой деспотизм, яркое проявление мужской агрессии становится распространенным явлением. Причинами конфликтов и ссоры в семье являются:

    1. Неравноправное распределение обязанностей.
    2. Неудовлетворенность интимными отношениями.
    3. Разное понимание прав и обязанностей супругов.
    4. Неудовлетворение своих потребностей в отношениях.
    5. Неравный вклад обеих сторон в отношения.
    6. Отсутствие значимости и ценности человека партнером.
    7. Финансовые проблемы.
    8. Неспособность решить все возникающие проблемы, их накопление и периодические споры из-за них.

    Многие проблемы могут вызывать у мужа агрессию, но самыми важными становятся социальный статус, материальная состоятельность и сексуальное удовлетворение. Если мужчина не удовлетворен во всех планах, тогда он привычным образом ищет виноватого – жену. Она не настолько сексуальна, чтобы ее хотеть, не вдохновляет его на заработок денег, не становится его опорой и т. д.

    Неудовлетворенный и неуверенный в себе мужчина начинает придираться, ссориться, указывать, командовать женщиной. Таким образом он старается нормализировать свою неполноценную жизнь. Если проанализировать ситуацию, то окажется, что агрессия у мужей возникает на основе их комплексов и несостоятельности, а не из-за жен.

    Ошибкой женщин с агрессивными мужьями является то, что они пытаются наладить отношения. Это мужья должны исправлять ситуацию, а не женщины. Здесь жены совершают следующие ошибки:

    • Рассказывают о своих надеждах и страхах, чем еще больше убеждают мужей в том, что они слабы.
    • Делятся своими планами, что дает еще один повод мужьям покритиковать их.
    • Делятся своими успехами, ожидая, что мужья порадуются им.
    • Пытаются найти общие темы для разговоров, а сталкиваются с молчанием и холодностью.

    Лечение агрессии

    Под лечением агрессии понимается не медикаментозное устранение проблемы, а психологическое. Лишь в редких случаях используются транквилизаторы и антидепрессанты, которые способны успокоить нервную систему. Однако от агрессивного поведения человек полностью не избавится никогда. Поэтому под лечением агрессии понимается наработка навыков по ее контролю и пониманию происходящей ситуации.

    Если агрессия проявляется в ваш адрес, вы должны понимать, что не обязаны терпеть нападок. Даже если речь идет о вашем муже/жене или о детях, все равно вы остаетесь личностью, которая имеет право на доброжелательное и бережное к себе отношение. Особенно болезненной становится ситуация, если речь идет об агрессивном поведении родителей в отношении детей. Это та ситуация, в которой жертва практически никогда не способна противостоять напору.

    Никто не обязан терпеть чужие нападки. Поэтому если вы стали объектом чьей-либо агрессии, можете смело любыми способами давать отпор. Если же вы сами являетесь агрессором, тогда данная проблема является лично вашей. Здесь необходимо проводить упражнения по устранению собственной агрессивности.

    Во-первых, следует распознать причины возникшей агрессии. Ничто не происходит просто так. Даже у психически больных людей есть причины для агрессивности. Какой момент стал тем пусковым механизмом, после которого вы почувствовали себя злыми? После осознания причины своих негативных эмоций следует предпринять шаги по изменению отношения к ситуации.

    Второй момент – причина должна быть обесценена либо устранена. Если необходимо изменить личное отношение к ситуации, тогда следует это сделать; если необходимо решить проблему (например, устранить неудовлетворенность), тогда следует приложить усилия и немного потерпеть.

    Следует не бороться с собственной агрессией, а понимать причины ее появления, поскольку устранение данных причин позволяет справиться с любыми негативными эмоциями.

    Прогноз

    Итогом любой эмоции является некое событие, которое становится решающим. Прогнозом следствия агрессии может стать все что угодно:

    1. Потеря связей с хорошими людьми.
    2. Развод или расставание с любимым человеком.
    3. Увольнение с работы.
    4. Неустроенность в жизни.
    5. Отсутствие поддержки со стороны важных людей.
    6. Отсутствие понимания.
    7. Одиночество и т. д.

    В некоторых случаях даже встает вопрос о продолжительности жизни человека, который вступает в конфликт. При проявлении физического насилия в семье или в компании хулиганов речь может идти о смертельных исходах.

    Если человек не старается контролировать свои агрессивные порывы, он столкнется с различными негативными последствиями. Его окружение будет состоять только из людей, которым не следует доверять. Только агрессивный человек может находиться рядом с таким же агрессором.

    Последствия контроля собственной агрессии могут быть успешными. Во-первых, человек не будет портить отношения с теми, кто ему дорог. Так хочется выплеснуть свои эмоции и показать свой характер. Однако если понимать, какими могут быть последствия, лучше предотвратить нежелательный исход.

    Во-вторых, человек может направить агрессию в конструктивное русло. От данной эмоции не избавиться, однако можно ее подчинить себе. Например, агрессия хороша, когда человек недоволен недостигнутой целью. В таком случае он желает приложить максимум усилий, чтобы все-таки воплотить свои планы.

    Если человеку не удается самостоятельно справиться со своей агрессией, тогда он должен обратиться к психологу. Он поможет в нахождении правильных ответов на свои вопросы, а также в разработке стратегии поведения, которая поможет и агрессию усмирить, и поступки в нужных ситуациях совершать правильные.

    Во многих семьях сталкивают сяс проблемой детской агрессии, причем зачастую родители полагают, что агрессивное поведение ребенка необоснованно, к этому якобы нет никаких предпосылок. Они уверены, что если мама с папой и бабушка с дедушкой – спокойные, вежливые люди, то и малыш должен быть таким же. К сожалению, это не так: зачастую вспышки агрессии у детей проявляются, казалась бы, совершенно на ровном месте.

    Большинство задач по взаимодействию с ребенком можно решить, предприняв правильные шаги в определенной последовательности. Если вы пошагово будете следовать советам психологов, это сработает. Зачастую же родители теоретически представляют себе, как правильно вести себя с ребенком, но на деле этих рекомендаций не выполняют или выполняют не все. В таких случаях ситуация не исправляется, и пользы от теоретического знания «как надо» никакой нет. Поэтому следует особо подчеркнуть, что если вы хотите увидеть результаты, нужно научиться действовать, не дожидаясь какого-то подходящего случая, специального настроения. Знание в данном случае означает именно практику общения с ребенком. Например, многие родители знают, что желательно выработать единые требования к ребенку со стороны взрослых и не ссориться при нем относительно методов воспитания. Но большинство родителей закрывают глаза на то, что ничего не сделали, и приходят к психологу в ожидании какого-то чудесного метода, волшебного приема, который разом перевернет ситуацию. И при этом можно будет как-то проскочить и не заметить тот факт, что основополагающая вещь не сделана, договоренность с супругом относительно требований к ребенку не достигнута. Родители при этом без энтузиазма воспринимают рекомендацию добиться согласия друг с другом, ведь это сложно, неприятно, требует значительных усилий, а возможно, разговор закончится ссорой.

    В этой статье описано, почему ребенок проявляет агрессию, каковы особенности детской агрессивности и как можно самостоятельно использовать методы коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

    Агрессивное поведение детей: характеристика и особенности приступов агрессии

    Приступами агрессии называют такие действия ребенка, которые неприятны и болезненны для окружающих: удары, укусы, толкание и так далее. Есть два варианта ситуаций, в которых это может происходить:

    1. Агрессия у детей дошкольного возраста часто проявляется во время игры. Например, ребенок может ударять рукой по человеку не злясь, а просто играя, ведь малыши часто стучат руками по разным предметам. Так же точно он поступает и с людьми. Особенность агрессивного поведения детей заключается в том, что, причиняя другому человеку боль, он может улыбаться, смеяться, видно, что он доволен. Часто именно в этой ситуации взрослые совершают ошибку, начиная в ответ смеяться или как-то заигрывать с ребенком. И до того времени, когда ситуация уже станет совсем неприятной для родителей, ребенок не получает сигнала о том, что что-то не так, что его действия неуместны. Важно понимать, что неприятные действия должны быть остановлены с самого начала, вне зависимости оттого мотива, в результате которого они происходят. Как реагировать на детскую агрессию в этом случае? Не важно, от злости вас бьет ребенок или просто играет, эти действия должны быть остановлены.
    2. Агрессивность в детском возрасте может проявляться и в том случае, если ребенок зол. Обычно он в таком случае дерется, это результат злости малыша. А злится карапуз, потому что ему что-то неприятно. Основная характеристика такого агрессивного поведения ребенка – обязательный резкий выпад: малыш, не имея другого способа реагирования, бьет кого-то, кто рядом. Обычно (но не обязательно), он наносит удары тому, кто стал причиной его неудовольствия.

    Психология агрессии в детском возрасте и причины её возникновения

    Агрессивное поведение в любом человеке, и в детях дошкольного возраста в том числе заложено природой. Это естественный способ отстаивания своих интересов. И в данном случае речь, естественно, не идет о том, что ребенок внезапно стал каким-то диким или злым, просто реализуется его естественный механизм отстаивания своих интересов.

    В самой психологии детской агрессии как некой силы, безусловно, заложен и позитивный потенциал. Определенная доля агрессии необходима человеку, чтобы быть способным защищать себя и своих близких при необходимости. Во взрослой жизни такие виды деятельности, как спорт, бизнес, политика, имеют изрядный агрессивный заряд, но при этом одобряются обществом как полезные, конструктивные. Если с природной агрессией в детском возрасте обойтись грубо, жестоко ее подавляя, то есть два принципиальных варианта развития событий. В первом случае агрессия перенаправляется на самого человека. Разозлившийся ребенок бьет не того, кто рядом, а себя самого, как бы наказывая себя. Причиной агрессивного поведения у детей дошкольного возраста, как правило, является жесткое подавление, запрет на агрессивные чувства и действия. Агрессивный импульс не исчезает, но переворачивается и направляется на самого носителя агрессии. В старшем возрасте можно наблюдать такие виды аутоагрессии (то есть агрессии, направленной человеком на самого себя), как разного рода зависимости (алкогольная, наркотическая), частые несчастные случаи, пребывание в травмирующих личных отношениях и в крайнем варианте - самоубийство.

    Таким образом, насилия, что люди направляют вовне, становится все меньше, но критически возрастает количество вреда, причиненного людьми самим себе.

    Другой вариант развития событий при жестоком преодолении детской агрессивности, подавлении агрессивных чувств ребенка - это формирование пассивного характера, низкой самооценки, склонности к возникновению чувства вины.

    Почему ребенок проявляет агрессию и видео вспышек детской злости

    Психологи выделяют две основные причины агрессивного поведения детей, при которых ярко проявляются вспышки детской злости.

    Первой причиной детской агрессивности является то, что ребенок не владеет социальными нормами в области проявления чувств. Конечно, взрослые говорят ему, что так делать нельзя, но что такое нельзя для ребенка? И понимает ли он моральную подоплеку ситуации? Конечно, нет. Он не может понимать те чувства, которые испытывает человек, когда его бьют. Просто потому, что он вообще еще не способен понимать, что у других людей бывают какие-то чувства.

    Ребенок не понимает, что запрет, например, совать в рот руки и запрет бить человека по лицу - это разные запреты. Для него все «нельзя» имеют равный вес. И если можно нарушать одни запреты, то можно нарушать и другие. В этом случае ситуация становится особенно острой, когда родители злоупотребляют запретами. Если слово «нельзя» звучит слишком часто, то проявлений детской агрессии не миновать. Понятно, что в такой ситуации запреты будут постоянно нарушаться, и запрет «бить людей» в том числе.

    Вторая причина частого проявления агрессии у детей до 3 лет - это то, что у ребенка этого возраста часто возникает чувство гнева, а средств для выражения этого чувства очень мало. Вся активность детей сконцентрирована около рук и рта, поэтому часто, выражая гнев, они дерутся и кусаются.

    Закрепляется ли эта форма поведения или исчезает, всегда зависит от реакции окружения. Если реагировать жестко, грубо подавляя проявления агрессии у детей (кричать, шлепать ребенка, запирать его и проч.), то родители в ряде случаев могут добиться результатов, и ребенок перестает драться. Однако обычно это имеет долгосрочные неприятные последствия. Формируются такие качества характера, как жестокость, агрессивность, трусливость, замкнутость, низкая самооценка, злобность.

    Последствия своих действий родители увидят далеко не сразу, а иногда и не смогут найти причину таких проявлений в ребенке.

    Кроме того, как правило, те родители, которые бьют малыша в ответ на его агрессивные действия, как раз и не могут справиться с агрессией ребенка. Доказано, что одной из основных причин детской агрессии является модель поведения взрослых. Дети, родители которых проявляют агрессию, как правило, повышено агрессивны сами. Ведь известно, что дети лучше учатся на том, что видят, а не на том, что им внушают. Мама, запрещая драться, сама бьет ребенка, чтобы якобы он «понял», что так делать нельзя, и попадает в неприятную ситуацию: сама же себе противоречит. В таком случае, возможно, ребенок и перестанет бить лично ее (так как просто-напросто она дает ему сдачи), но, скорее всего, он будет бить тех, кто слабее его (младших или более слабых детей, животных). Так, воспитательная сила такого маневра-шлепать ребенка за проявление агрессии - нулевая. Родители сами делают именно то, от чего хотят отучить ребенка.

    Чтобы избежать причин детской агрессии и возникновения негативных сценариев развития ситуации, нужно помнить, что для недопущения вспышек злости у малыша родители должны обеспечить две вещи:

    • поставить ребенку четкие границы возможного поведения, не допустить формирования жестокости и разрушительного поведения;
    • легализовать негативные чувства и научить ребенка обращаться с этими чувствами.

    В возрасте от 1 года до 3 лет у детей нормальны такие проявления гнева, как крик, укусы, удары и т.д. С разной интенсивностью такое поведение встречается у подавляющего большинства детей. Здесь говорится о норме не в том смысле, что это поведение не нужно корректировать или что оно должно вызывать одобрение, а в том значении, что это типично и легко объяснимо.

    Почти у всех детей в какой-то момент проявляются вспышки злости. И важно знать, как правильно реагировать на агрессию ребенка. Основной метод коррекции агрессивного поведения - это сдерживание ребенка. Не стоит ожидать, что он поймет на словах, что драться нельзя. Агрессивные действия должны быть просто-напросто остановлены, сдержаны. Придержите ручку, которая готова нанести удар. Это сделать нетрудно, особенно если вы внутренне готовы к тому, что с детьми это случается. Действия детей неточны, медленны, поэтому обычно заранее видно, когда малыш вознамерился ударить кого-то.

    Посмотрите, как проявляются вспышки злости и детской агрессии на этом видео:

    Особенности поведения родителей при проявлениях детской агрессивности

    Иногда родители возражают, что не замечают моменты, когда ребенок собирается драться, не могут предотвратить удары.

    Ниже перечислены несколько особенностей поведения родителей при проявлениях детской агрессивности.

    Вы стоите спиной к ребенку.

    Выход: просто не обращайте внимания, как будто ничего не почувствовали. При этом не стоит спиной стоять к ребенку, который злится.

    Вы не поняли, что ребенок злится.

    Выход: наблюдайте внимательно за выражением лица ребенка, это имеет отношение к вашей чуткости. Злящийся ребенок также начинает играть более агрессивно: стучать игрушками, сталкивать предметы и так далее, в целом, подает признаки того, что злится. Удары обычно не происходят на ровном месте.

    Вы видели, что ребенок недоволен , но понадеялись, что он не будет драться. У ребенка почти нет средств свою злобу реализовать иначе как с помощью агрессии. Таким образом, если ребенок недоволен - будьте начеку. Это поведение не стоит оценивать по шкале «хорошо-плохо», забудьте об этом. Вам нужно только не допустить того, чтобы вас ударили.

    Выход: понимая состояние ребенка, будьте готовым к его агрессивным действиям, то есть не игнорируйте его эмоции, агрессивные действия нужно предотвратить, при необходимости ограничивая подвижность ребенка.

    Ребенок дерется слишком часто , и вы просто устаете все время контролировать ситуацию, расслабляетесь, «машете рукой» - и получаете удар.

    Выход: если ребенок злится и дерется слишком часто, нужно подумать о том, что ваши требования к нему чрезмерны, не по возрасту. То есть слишком много ситуаций, в которых ребенок чувствует себя плохо. Тогда нужно думать о том, как реорганизовать режим жизни ребенка.

    Существуют и особые скрытые причины злости ребенка, при которых требуется коррекция агрессивного поведения.

    Как реагировать на злость ребенка и как бороться с проявлениями детской агрессии

    Соотношение сил взрослого и ребенка настолько очевидно неравно, что взрослый просто не должен допускать, чтобы ребенок его бил. Физически удерживайте ребенка от нежелательного поведения.

    Не нужно сопровождать свои действия развернутыми комментариями, оценками ребенка. Ваша задача - просто сделать проявления агрессии невозможными. Коротко скажите: «У нас не принято драться!» И достаточно.

    Если ребенок ударил кого-то в вашем присутствии, и вы не смогли его удержать, проявите внимание к тому, кого ударили, поведение же ребенка при этом игнорируйте. Ребенок не должен получать повышенное внимание в результате агрессивного поведения.

    Если ребенок играет в группе детей и вы знаете, что он склонен проявлять агрессию, нужно предпринять описанные ниже действия.

    • В период частых вспышек агрессии старайтесь находиться поблизости от ребенка, пока он играет.
    • Предупредите родителей других детей, скажите, что сейчас настал такой период у вашего ребенка, что он периодически дерется. Сделайте это так, чтобы малыш вас не слышал.
    • Чтобы бороться с агрессией ребенка, как можно пристальней следите за его настроением: если малыш начинает более агрессивно играть (кидать игрушки, стучать игрушками друг об друга), уведите его, поиграйте с ним в подвижные или любые другие игры отдельно.
    • Если ребенок один раз кого-то ударил, извинитесь перед этим ребенком, пожалейте его, игнорируя действия обидчика.
    • А как справится с детской агрессией, если ей становится слишком много, и малыш не прекращает драки? В этом случае спокойно скажите ему, что так себя не ведут, и вы вынуждены отойти от компании. Отведите и удерживайте ребенка около трех минут в стороне от других детей.

    В целом, удерживайте малыша от агрессивных действий, но не давайте в ответ на них повышенного внимания. Агрессивное поведение не должно становиться центром внимания окружающих.

    Для правильной коррекции детской агрессивности важно, как вы отзываетесь на самые первые проявления злости: не стоит возмущаться или реагировать театрально. Именно первые ваши реакции и определят, закрепится ли агрессивное поведение у ребенка.

    Ниже описаны случаи, в которых проявления детской агрессии закрепляются, и для коррекции поведения приходится приложить немало усилий.

    • Родители бездействуют, списывая агрессивное поведение ребенка на его возраст. Фактически взрослые в этом случае попустительствуют агрессии ребенка.
    • Родители умиляются поведением ребенка, им кажется, что это очаровательная игра или они видят в этом проявление силы ребенка.
    • Родители реагируют агрессивно, злобно. Начинают кричать, бить ребенка и проч. Все эти действия вызывают в ребенке чувство страха, подавленности, и в конечном итоге у него нарастает гнев, в результате которого ребенок опять ведет себя агрессивно. Таким образом, круг замыкается.
    • Родители выясняют при ребенке отношения. В ответ на нежелательные действия ребенка родители начинают спорить о методах воспитания. В таком случае агрессивное поведение становится поводом для взрослых высказать друг другу накопившееся недовольство.
    • Родители реагируют театрально: демонстративно уходят, делают вид, что плачут, или имитируют переживания боли.
    • Родители очень хотят, чтобы ребенок головой «понял», что его поведение недопустимо. При этом обычно много времени посвящается чтению морали, которую ребенок не в состоянии понять.
    • Поведение ребенка подсознательно выгодно одному из близких взрослых ребенка. Оно дает ему возможность высказать накопившиеся претензии к другим. Другой вариант - вследствие неуместного поведения ребенка взрослый устраняется из процесса общения с ним и таким образом получает дополнительное свободное время.

    Задача взрослых - не давать ребенку бить и кусать людей. Не стоит останавливать битье предметов, топанье ногами, замахивания и проч. Это лучше просто игнорировать, то есть не делать вообще ничего, даже не менять выражение лица.

    Если сдерживать маленького злюку без эмоций, он скоро просто перестанет вас бить. Любой взрослый человек, зная, что нужно делать при вспышках агрессии у ребенка, способен контролировать поведение малыша.

    Рекомендации родителям, как справиться с проблемой детской агрессии

    Говоря о причинах и путях преодоления детской агрессивности, важно помнить, что чувство гнева, ярости должно иметь какой-то выход, и, запрещая агрессивное поведение, направленное на людей, вы должны дать ребенку какой-то способ свои чувства выплескивать.

    Гнев можно выражать словами и таким образом давать понять окружающим, что с вами происходит. Для ребенка это трудно, его нужно этому научить. Главным образом это происходит тогда, когда вы озвучиваете чувства ребенка. Он постепенно учится понимать, какие ваши слова соответствуют его ощущениям. Конечно, этот процесс будет идти очень долго, но начинать проговаривать чувства малыша можно с самого раннего возраста. Вы видите, что ребенок разозлился, чего-то требует. Прежде чем решать ситуацию с самим требованием, признайте его чувства, скажите ему: «Мне кажется, ты очень злишься, когда приходится так много одежды на себя надевать». Постепенно ребенок научится такому способу сообщения о своем состоянии. Называние чувства, переживания - это уже само по себе способ снижать его интенсивность.

    Психологи часто дают такую рекомендацию родителям по преодолению детской агрессии – покажите ребенку, как можно проявлять недовольство. Когда сердитесь вы сами, назовите свое чувство, скажите: «Я сейчас очень злюсь на то, что происходит». Таким образом, вы покажете ребенку пример обращения с гневом и дадите ему понять, что все люди злятся. При этом можно вести себя неразрушительно. Напротив, если основная модель поведения взрослых в гневе - это крик или другие формы агрессии, тогда и справиться с подобными проявлениями у ребенка невозможно. Если ваш малыш часто ведет себя агрессивно, проверьте, не копирует ли он одного из близких взрослых. Не забывайте, что крик, ругань - это также проявления агрессии (в данном случае вербальной).

    Как можно бороться с детской агрессией, если вы чувствуете, что ситуация накаляется? Учите ребенка снимать напряжение через игры: «Догони меня», «Беги ко мне», «Перешагни», «Перепрыгни» и другие. Такие игры снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.

    После снятия напряжения (после подвижной игры) предложите ребенку спокойную игру. Можно лечь и притвориться спящим, изобразить плавательные движения, подуть на шуршащую бумажку, чтобы она шелестела и т.д., - обеспечьте ребенку состояние покоя. Расслабление должно занимать всего пару-тройку минут.

    Что делать, если ребенок проявляет агрессию: коррекция агрессивности в детском возрасте

    Ещё один совет психологов по преодолению вспышек агрессии у ребенка - использование предметов, с которыми можно обращаться грубо. Сшейте или купите мягкую игрушку или цилиндрической формы подушку. Придумайте простое имя, удобное для произношения маленьким ребенком, например, жу-жу, бо-бо и т.д. Когда у малыша появится желание кусаться, толкаться, стукнуть кого-либо, скажите, что людей бить нельзя (сказать нужно строго, но без злости). А вот есть игрушка, которая всегда будет рада подраться. Научите ребенка, как можно драться, кусаться с этой игрушкой. Следите, чтобы агрессия ребенка сразу направлялась на игрушку, а не на людей.

    Когда ребенок злится, можно предложить ему рвать или комкать бумагу, пинать мячик, нарисовать свою злость. Важно помнить, что ребенок очень маленький и для того, чтобы эти методы прижились, нужно мягко их предлагать, подавать пример того, как это делается, и показывать это неоднократно.

    В арсенале ребенка любого пола должны быть так называемые агрессивные игрушки: мечи, пистолеты, громко звучащие музыкальные инструменты, спортивный инвентарь. Игры с такими игрушками способствуют тому, что агрессивное напряжение находит свой выход.

    Обязательно нужно обеспечивать ребенку игры с такими природными материалами, как песок, камни, вода. Это также способствует снятию напряжения.

    Выбирая книжки для ребенка, не стоит избегать так называемых страшных сказок (часто это народные сказки, где встречается насилие или убийство). Некоторые родители, опасаясь напугать ребенка или сделать его жестоким, не читают подобных историй. Это ошибка, детям требуется какое-то количество страшных историй для благополучного психологического развития. Помимо прочего, это помогает перерабатывать ту агрессию, которая неизбежно возникает в раннем возрасте и позже. Естественно, при этом сказки должны соответствовать возрасту ребенка.

    Повышено агрессивным детям особенно важно давать возможность много двигаться, создавать условия для физической активности.

    Вот что нужно делать, если ребенок проявляет агрессию:

    • Встаньте лицом к ребенку и возьмите его за запястья. Держать запястья нужно крепко, чтобы он не мог вырваться, но не причиняя ребенку боли. Расположитесь так, чтобы ребенок не мог достать вас ногами.
    • Глядя в глаза ребенку, серьезно скажите: «Драться нельзя!»

    Говорить нужно только эти слова, ничего не добавляя, не убавляя. Старайтесь, чтобы в вашем голосе не было эмоций.

    Старайтесь, чтобы ваш взгляд не передавал ребенку злобы, возмущения и не подавлял его.

    • Поверните голову в сторону, отведите взгляд от ребенка и в нормальном темпе досчитайте до 20 про себя.
    • Повернитесь опять к ребенку и повторите: «Драться нельзя!»
    • Отпустите запястья ребенка.

    Если ребенок тут же вас ударил, нужно повторить в точности всю процедуру. Это делается столько раз, сколько необходимо. Нельзя вносить какие-то изменения в эту технику, иначе она не будет действовать.

    Если родители выполняют все в точности, техника срабатывает.

    Основные причины, почему техника может не работать или наносить вред:

    • Родители используют технику не каждый раз, а в наиболее серьезных случаях или в местах, где это удобнее. Например, стесняются делать что-то при других людях.
    • Родители по своему усмотрению меняют действия, предписанные техникой, или последовательность этих действий.
    • Взрослые спорят при ребенке о целесообразности такого метода.

    Для эффективной коррекции агрессии у детей всегда обращайте внимание на малыша в те моменты, когда он хорошо играет. Говорите ребенку, что вам нравится, когда он вот так вежливо и мягко себя ведет. Малыш должен понимать, какое поведение вы предпочитаете и поощряете. Иначе складывается ситуация, когда на плохое поведение взрослые выдают очень много реакции, а на хорошее - никакой. В таком случае ребенку, во-первых, трудно или даже невозможно понять, чего же все-таки от него ожидают, а во-вторых, в тех случаях, когда ребенок ведет себя правильно, он не получает никакого внимания. И закрепляется поведение, которое поддерживается вниманием, то есть в ряде случаев как раз нежелательное.

    Что делать, если объектом детской агрессии стал ваш ребенок

    А что нужно делать, если объектом детской агрессии со стороны других малышей стал ваш собственный ребенок? В этом случае действует общее правило: если при вас обижают вашего ребенка (бьют, толкают, вырывают игрушки) - заступитесь за него, но не начинайте многословно воспитывать чужого малыша. Задача взрослого - обеспечить безопасность своего ребенка: отстранить обидчика, задержать удар, придержать игрушку, которую грубо вырывают. Коротко прокомментируйте свои действия, скажите: «Это наша игрушка, попроси, если хочешь поиграть!», «Нельзя драться!», «Людей бить нельзя!», «Я не позволю обижать моего сына!» Не стоит стыдить или ругать чужого ребенка. В данном случае, защищая своего ребенка и не давая его в обиду, вы показываете пример того, как защищать себя самому.

    Если вы находитесь далеко от ребенка и кто-то его обижает, но ситуация при этом не особенно угрожающая (ваш ребенок не плачет, обидчик не слишком агрессивен), не вмешивайтесь, предоставьте своему ребенку действовать самостоятельно. Малышу нужен опыт столкновения с чужой агрессией, чтобы научиться с этим обращаться. Не стоит стремиться во что бы то ни стало оказаться рядом с ребенком в минуты неприятных столкновений, не отпускать его ни на шаг, опасаясь враждебных действий со стороны чужих детей. Спокойно отпуская от себя малыша, вы передаете ему послание о своей уверенности в том, что он справится сам, сможет себя защитить. Наблюдайте за ситуацией издалека и вмешивайтесь, только если увидите реальную опасность.

    Статья прочитана 3 084 раз(a).

    Слово «агрессия» имеет латинские корни («нападение»). Как свидетельствует статистика, дети и взрослые с каждым годом становятся всё более агрессивными. Это связано в основном с увеличивающимся ритмом жизни, психологическими нагрузками и плохим графиком сна и отдыха. Агрессивное поведение может возникать как из-за особенностей характера и воспитания человека, так и по причине психических заболеваний.

    — деструктивные поступки и высказывания, которые приводят к психологическому и физическому ущербу того лица или группы лиц, на которое оно направлено. Беспричинная агрессия может говорить о том, что в организме нарушен гормональный баланс, в части случаев это проявление болезни Альцгеймера. Причин может быть масса, потому нужно обследование квалифицированными специалистами. Чем раньше будет проведена диагностика, тем более высокий шанс на устранение причин без последствий для самого человека и для окружающих, в том числе для самых близких.

    Причины

    Психические и психологические причины агрессивного поведения у взрослых и подростков:

    • злоупотребление препаратами из группы антидепрессантов
    • проблемы на работе
    • неполадки в личной жизни
    • отсутствие отдыха при интенсивной рабочей загруженности

    Мотивы агрессии могут быть такие:

    • враждебные (гнев, ненависть, ярость, эмоциональный срыв)
    • патологические (это следствия психических нарушений: галлюцинации, бред, психозы)
    • авторитарные (связанные со стремлением к власти, человек стремится быть выше окружающих, контролировать их и подчинять)
    • гедонистические (агрессия приносит человеку удовлетворение: моральное или физическое)
    • психической саморегуляции (агрессия помогает человеку обрести психологический комфорт и внутреннюю гармонию)
    • отрицания (агрессивное поведение в таких случаях — способ нарушения существующих правил, норм, законов)

    Отдельно некоторые исследователи рассматривают мотивы следования, приобретения и достижения, защитные мотивы агрессии.

    Теории агрессивного поведения

    Таких теорий существует множество. Наибольшее распространение получили теории Эриха Фромма, Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. Агрессию делят на 4 категории:

    • потребность, которая вызвана внешними факторами (этот механизм объясняется фрустрационной теорией)
    • врожденная особенность (объясняется теорией влечения)
    • форма поведения в обществе
    • познавательные и эмоциональные процессы

    Агрессия у детей

    Статистика свидетельствует, что в последние годы школьники, особенно младших классов, становятся всё более агрессивными. У них появляется агрессивное поведение, направленное как на одноклассников и друзей, так и на учителей и родителей. Среди наиболее актуальных причин называют:

    • пребывание в нестабильном психологическом климате в семье (родители не ладят между собой, проявляют агрессию к своему сыну или дочери)
    • плохое воспитание (когда один день ребенку что-то разрешают, а на второй день немотивированно наотрез отказывают в это же; это вызывает непонимание ребенка и злость)
    • плохая успеваемость в школе
    • ссоры и отсутствие общего языка с одноклассниками
    • предвзятое отношение учителя, воспитателя
    • излишняя требовательность учителя, куратора, родителей

    Агрессивное поведение у ребенка 2 лет может быть спровоцировано запретом чего-либо. Когда они не получают желаемого, может начаться истерика или проявления агрессии. Дети такого возраста еще не понимают, что их поведение имеет определенный результат, который может существенно отражаться на окружающих. Например, они могут толкнуть другого ребенка, не понимая, что тот может удариться головой или даже сломать себе что-либо. Агрессивных детей в возрасте 2 лет лучше не ругать. Объясните ему, в чем он был не прав, какие последствия несут его поступки. При истерике постарайтесь переключить его внимание на что-либо.

    Также агрессия у детей 2 лет может говорить о том, что они испытывают базовые физические потребности, о которых пока не могут сказать (или не могут даже их осознать). Например, ребенок может хотеть пить, кушать, спать, отдыхать.

    В три года у ребенка наступает первый возрастной криз. Нельзя проявляться ответную агрессию, нужно действовать спокойными разговорами, объяснениями ситуации. Если это не помогает, нужно обязательно обратиться на консультацию к квалифицированному детскому психологу.

    Агрессивное поведение дошкольников может иметь такие возможные причины:

    • биологические
    • наследственные, особенности характера
    • соматические болезни
    • патологии головного мозга

    В 7 лет у ребенка наступает еще один криз становления личности. Поступая в первый класс, они сталкиваются с новыми ограничениями. Отсюда может исходить грубость по отношению к родителям, ссоры с друзьями и товарищами, игнорирование просьб и приказов учителя. Если родители в ответ на такое поведение будут кричать на ребенка, наказывать его, это приведет к усугублению криза.

    Агрессию у ребенка 7 лет может спровоцировать нездоровый психологический климат в семье, физические наказания за проступки и низкую успеваемость, жестокие компьютерные игры, постоянный просмотр фильмов, где герои проявляют агрессию (в основном это триллеры и боевики), установки воспитания (когда ребенка учат в ответ на агрессию от другого ребенка самому действовать агрессивно, прибегая к физическим методам).

    Агрессивное поведение школьников может быть связано с навязыванием ощущения элитности родителями. Дети из богатых семей требуют к себе повышенного внимания со стороны учителей, почета и даже поклонения со стороны одноклассников. Они чувствуют свою избранность, считают себя «выше других». Когда окружающие нарушают их иллюзию, не подтверждают имеющиеся установки, у ребенка начинается агрессивное поведение.

    Формы агрессивного поведения

    Выделяют две формы агрессивного поведения по методу проявления:

    • вербальная (выссказывания)
    • физическая

    Вербальной агрессией называют поведение, когда человек, находясь в нормальном психическом здоровье или с патологией, оскорбляет, унижает и угрожает другим словами. Этот вид агрессии, в свою очередь, бывает прямым и косвенным.

    Физическая агрессия делится на три подвида :

    • символическая (угрозы и запугивания)
    • косвенная (нанесение материального ущерба)
    • прямая (действия, которые наносят физический вред человеку или группе лиц)

    Отдельно рассматривают реальную форму агрессивного поведения. Это нанесение физических травм людям или животным. Любая агрессия всегда противоречит нормам и правилам морали в обществе. Агрессия является в большинстве случаев формой реакции на проблему. Она вызывает фрустрацию, и другие негативные последствия.

    Агрессивно-пассивное поведение

    Агрессивно-пассивное поведение — реакция на существующую или выдуманную проблему, которая характеризуется попыткой человека не проявлять негатив, недовольство, а скрыть его от окружающих. К этому поведению относят откладывание важного для своей жизни решения. Агрессивно-пассивные люди рассматривают себя в роли жертв. Часто у них есть зависимости и страх принимать какие-либо решения, особенно важные.

    На пассивно-агрессивное (или агрессивнол-пассивное) поведение могут указывать такие фразы человека :

    • как скажешь; Ok
    • я не злюсь
    • я не знал, что вы имеете в виду сделать это прямо сейчас
    • да иду уже!; ну сейчас!
    • я думал/думала, ты знаешь
    • вы просто хотите, чтобы всё было идеально (когда он не выполняет порученное задание достаточно хорошо и получает замечания)
    • вы хорошо это сделали как для человека с вашим образованием / уровнем интеллекта / опытом работы и пр.
    • ну конечно, я был бы счастлив
    • почему ты так расстроился?
    • я же просто пошутил!

    Агрессия мужчин и женщин

    Исследователи говорят о том, что к агрессивному поведению больше склонны парни и мужчины, чем девушки и женщины. Мужчины часто жестоко обращаются с животными и детьми. Это связано с тем, что в мужском организме выше уровень гормона под названием «тестостерон». Чем больше его в организме, тем больше склонен человек к злобе и агрессии. Мужчины проявляют в основном агрессию физического вида, а женщины ограничиваются вербальной формой агрессивного поведения.

    Гендерные различия агрессивного поведения изучали такие исследователи:

    • Бьорквист
    • Лагерспец
    • Харрис
    • Джентри и т. д.

    Отличие агрессии двух полов заключается в установках относительно такого поведения. Мужчины в основном мало испытывают чувство вины, имеют низкий уровень тревожности. Женщины, наоборот, думают о том, как среагирует жертва на их поведение, не проявит ли она ответную агрессию, не будет ли слишком подавлена и расстроена и т. п.

    Агрессия в понимании мужчин является средством достижения целей. Для женщин агрессивное поведение является способом снять стресс, успокоиться. Это в большинстве случаев кратковременные вспышки гнева. Различия в агрессивном поведении мужчин и женщин обусловлено несколькими причинами. Первая — генетический фактор. Агрессивные мужчины в древности имели больше шансов на доминирование и размножение. С помощью агрессии они побеждали других претендентов на выбранную женщину. Ученые Вершур, Кенрик и Садалла, проведя исследования, сделали вывод, что стремление мужчины к доминированию позитивно оценивается женщинами и считается привлекательной особенностью.

    Различия в агрессии обоих полов продиктовано также культурным и социальным факторами. Женщины считаются более общественными созданиями, они склонны сопереживать и дружить. А мужчины показывают свою уверенность в себе, склонны демонстрировать силу. Женщины оценивают большинство поступков как пагубные и ведущие за собой тревогу или чувство вины.

    Объекты агрессии

    Первый тип агрессивного поведения, который стоит рассмотреть, это «рыцарство». Эксперименты ученых Мукерджи, Колсаваллы, Нанджи и Канекары продемонстрировали, что агрессия, направленная на женщину, особенно исходящая мужчины, считается недопустимой. Мужчины, которые действовали в этом эксперименте агрессивно, воспринимались женщинами как более аморальные, чем те, кто проявляется агрессию, направленную на мужчин.

    Женщины вызывают у мужчин меньшую агрессию, потому что особы мужского пола воспринимают их как неопасные объекты. Исследования показали, что в случае необходимости мести мужчина будет мстить другому мужчине более жестоко, чем женщине.

    «Антирыцарство» — вторая форма агрессии мужчины. Исследователи Томпсон, Ричардсон, Романовски и Голин свидетельствуют, что мужчины проявляют агрессию к женщине чаще всего тогда, когда она вызывает у них специфические страхи. К данным страхам относят, прежде всего, чувство собственного достоинства мужчин. Когда женщина демонстрирует, что считает их слабыми или немужественными, это вызывает самый большой уровень агрессии.

    Характеристика агрессивного поведения

    Агрессивное поведения может проявиться даже у очень маленьких детей, когда ребенок не получает что-либо желаемое. Агрессию могут спровоцировать 3 фактора:

    • биологический
    • психологический
    • социальный

    Биологический фактор:

    • инфекционная болезнь
    • получение
    • употребление психотропных веществ
    • алкоголь
    • наркотические вещества
    • наследственные особенности

    Психологический фактор:

    • зависимость
    • мнительность
    • тревожность
    • импульсивность
    • эмоциональная неустойчивость
    • эгоцентризм

    Социальный фактор:

    • асоциальный круг общения
    • влияние коллег
    • влияние друзей
    • влияние семьи

    Выделяют такие особенности именно агрессивного поведения :

    • оскорбления
    • унижение чести и достоинства другого человека
    • шантаж
    • порча имущества
    • склонность к физическому воздействию
    • рукоприкладство/драки

    Агрессивное поведение педагога

    Причинами агрессивного поведения учителей, воспитателей, кураторов, тренеров могут быть:

    • низкий уровень профессионализма
    • профессиональное выгорание
    • снижение престижа профессии учителя
    • агрессивное поведение нескольких/многих учеников класса и пр.

    Агрессия педагога негативно отражается на детях, которые в принципе нигде больше не сталкиваются с гневом, криком и оскорблениями, кроме как в школе. Такие дети с большой вероятностью получат психологическую травму или, как минимум, негативный жизненный опыт. Это отразится на их восприятии всех учителей и тренеров в будущем, на восприятии лиц одного с их учителей пола, на моральных установках и т. д.

    Если вы обнаружили, что педагог вашего ребенка склонен к агрессивному поведению (включая словесную агрессию), нужно поговорить с ним один на один, или подключив к этому делу еще одного-двух родителей. Ни в коем случае не скандальте, и не пытайтесь выяснять отношения с учителем прилюдно. Если после разговора педагог не сделает выводы и будет проявлять агрессию, нужно сообщить об этом директору школы. Агрессивным людям не место в педагогической системе.

    Агрессия после инсульта

    Агрессивное поведение является характерным последствием перенесенного инсульта. Причина заключается в изменениях психофизического состояния. Пациенты характеризуются беспричинными изменениями настроения, вспыльчивостью, раздражительностью. Родственники должны иметь терпение, чтобы с ним общаться. Важным условием выздоровления является покой и положительные эмоции.

    Коррекция агрессивного поведения

    Агрессивное поведение в части случаев можно скорректировать своими силами, но иногда нужно прибегать к очной помощи специалистов. Различны методы коррекции агрессии у детей, подростков и взрослых. Для снижения агрессии у детей актуальны такие действия:

    • правильная организация распорядка дня и досуга ребенка
    • активные занятия физкультурой, спортом, танцами
    • профилактика
    • нормализация режима сна и бодрствования

    Что касается психологических методик коррекции агрессивного поведения у детей, актуален целый их ряд. Первая методика называется «игрушка в кулаке». Малыша просят закрыть глаза, в руку ему кладут игрушку и просят сильно сжать ее. После чего малыша просят открыть глаза и проверить, что зажато в его ладошке. Вторая актуальная методика называется «мешочек гнева». В тканевый мешочек небольших размеров насыпают крупу или песок с небольшими камушками. Ребенку можно его пинать, бить, кидать, когда он чувствует в себе приплыв злости, гнева, раздражения.

    Факторы снижения агрессивности

    Могут быть использованы такие стратегии для коррекции агрессивного поведения у детей:

    • ориентация на переживания и эмоции окружающих
    • на стимуляцию и демонстрацию гуманных чувств у агрессивного ребенка и жертвы
    • переживание чувства радости и гордости, когда ребенок овладел собой, не проявляет агрессивности
    • переключение ребенка с переживания чувства неуспеха и агрессивного поведения
    • отреагирование чувства обиды у агрессивного ребенка и того, на кого направлено его агрессивно поведение
    • моделирование ситуации неуспеха с целью преодоления чувства неуспеха и т. д.

    Для коррекции агрессии у взрослых можно использовать специальные психологические методики, если у самого агрессора есть желание меняться. Если желание небольшое, непостоянное или его нет, стоит мотивировать человека обратиться на очную консультацию к психологу или психотерапевту. Только регулярная практика поможет скорректировать свое поведение на благо себе и окружающим.

    Агрессивность — это склонность человека к агрессивному поведению. Каковы причины агрессивного поведения молодого поколения? Такой вопрос задают себе родители, воспитатели и учителя. Это серьезная социально-педагогическая проблема.

    Агрессивное поведение детей имеет несколько форм: физическую, вербальную и косвенную. Физическая форма — драки, избиения. Вербальная форма — обзывания, оскорбления. Травля в социальных сетях. Косвенная форма — это порча личных вещей: испачкать пальто, порвать дневник. Обидные надписи на стенах.

    Разберем причины агрессивного поведения детей с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана, его корни.

    Агрессивное поведение детей как результат ошибочного воспитания

    Мы хотим, чтобы наши дети выросли хорошими людьми, стали лучше нас и испытывали меньше проблем в жизни. Что же мы в большинстве своем делаем? Пытаемся корректировать их поведение методами, которыми когда-то воспитывали нас:

    • Били по затылку.
      Теперь сами нет-нет да и дадим подзатыльник своему чаду, чтобы понимал быстрее.

    • Шлепали по попе.
      Рука сама тянется отшлепать за непослушание. А результат? Кожный ребенок станет неудачником (у детей с кожным вектором физические методы воспитания, унижение приводят к формированию сценария на неудачу). Ребенок с анальным вектором затаит обиду на всю жизнь. Уретральный ребенок может стать опасным бандитом.

    • Орали на нас.
      Мы кричим на своих детей часто просто от бессилия. Если кричать на звукового ребенка, он уходит в себя, появляется риск аутизма и шизофрении. Теряется способность к обучению.
      Все эти способы воспитания могут стать причиной агрессивного поведения детей, а также неадекватной самооценки. Но мы-то при таком воспитании выросли нормальными людьми!.. Что же изменилось в мире?

      Системно-векторная психология Юрия Бурлана разъясняет причины, почему на современных детей методы физического воздействия оказывают совершенно другое влияние, чем когда-то на нас.

      Объем психики человека увеличивается с каждым поколением, а у современных детей он стал намного больше нашего. Произошел очень большой отрыв. Поэтому то, что нам не наносило большого вреда, современным детям приносит непоправимый ущерб. Все эти «воспитательные приемы» являются причинами возникновения агрессивности у наших детей. И не только потому, что они часто копируют поведение своих родителей.

      Чувство защищенности и безопасности как фундамент для профилактики агрессивности детей

      Системно-векторная психология Юрия Бурлана рассказывает о том, какое важное значение для ребенка имеет чувство защищенности и безопасности. Родители, как правило, стараются обеспечить своему чаду полноценное существование с помощью хорошего питания, развивающих игрушек, одежды. Это естественно, но этого недостаточно. Для ребенка важна, прежде всего, любовь родителей, особенно матери.

      У малыша существует тесная связь с мамой. И большое значение имеет то, в каком она находится состоянии. Если мама находится в психологическом равновесии, то и ребенок спокоен. Он чувствует через маму, что ему ничто не угрожает и не мешает его развитию.


      Если маме плохо, ребенок сразу теряет чувство защищенности и безопасности. Он воспринимает мир как опасность и испытывает стресс. И вынужден сохранять себя как умеет — проявляя агрессивность. Он начинает защищать себя агрессивным поведением. Это является причиной ответной неприязни. На каждом этапе развития ребенок проявляет агрессию по-разному.

      Агрессивное поведение детей в возрасте 3-х лет

      Еще совсем маленькие дети проявляют агрессивность. Им ничего не стоит ударить игрушкой другого ребенка или укусить его. Некоторые мамы беспокоятся, что их малыш останется агрессивным, но в возрасте 3-х лет подобное поведение относительно легко можно скорректировать. Просто нужно правильно отреагировать, принять необходимые меры.

      Если ребенок в возрасте 3-х лет агрессивен, то это означает, что его что-то беспокоит. Родители должны постараться понять причину, что же здесь не так. Если они стремятся подавить агрессивность ребенка, то получается наоборот — они ее развивают. Агрессивное поведение будет проявляться все сильнее.

      Младшие школьники — поведение в школе

      Становясь старше, дети собираются в группы по интересам. Они вместе играют, у них общие секреты. В «стайках» они ранжируются. Становятся очевидными характеристики детей. Среди них проявляется лидер, от степени развитости которого зависит обстановка в классе. Его приоритеты становятся приоритетами остальных.

      Если учитель не имеет влияния на учеников, то одни дети обижают других и это может превратиться в травлю. Поэтому дети стремятся не выделяться среди других, быть как все. Они не хотят быть заметными. Любые особенности ребенка могут спровоцировать агрессивное поведение сверстников по отношению к нему.

      Важное значение имеет, например, имя ребенка. Оно должно быть обычным и не рифмоваться с обидными словами. Иначе будут дразнить, а это — стресс.

      Агрессивные подростки, изгой в классе

      Подростковая агрессия выражается во взаимодействии между подростками, когда один наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи. Агрессивный подросток выбирает более слабого одноклассника, который не может ему равнозначно ответить.


      В классе с таким агрессором другие ребята нередко выполняют роль зрителей. Они могут стоять в сторонке и поддерживать насмешки, при этом еще и записывая видео на телефон. Своим присутствием во время издевательств над одноклассником они снимают свое напряжение неприязни, которая свойственна людям от природы.

      Что делать в такой ситуации родителям и самому ребенку? Прежде всего надо узнать обстановку в классе. Как ведут себя дети? Кто лидер в классе? Как относятся к тем, кто хорошо учится и наоборот?

      Если учитель никак не реагирует на обстановку в классе, предоставляет детям полностью самим решать проблемы отношений, то лучше забрать ребенка и перевести его в другую школу. Этим вы убережете своего ребенка от психотравм, с которыми ему бы пришлось жить потом всю жизнь.

      Далеко не в каждом детском коллективе создается такая обстановка. Здесь взаимосвязано много различных факторов.

      Агрессивное поведение девочек

      Девочки-подростки чаще проявляют агрессию словами, а не кулаками. Они хорошо понимают, в чем уязвима жертва, которая выбрана ими для травли. Преодоление агрессии для жертвы становится очень сложным или практически невозможным, так как девочки, сгруппировавшись в своей неприязни, очень деструктивно воздействуют на ровесницу. Сарказм и ирония, а также порча личных вещей — это их оружие.

      Как мы видим, привычка к агрессивному поведению у детей закладывается с очень раннего возраста. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, как это происходит у детей с разными векторами.

      Если ребенка с анальным вектором постоянно торопить — срывать с горшка, перебивать, заставлять делать несколько дел сразу, он из послушного ребенка превращается в упрямца, который делает все наперекор своей маме. Начинает проявлять агрессию.

      На звукового ребенка нельзя кричать, а также шептать ему в ухо оскорбительные слова, такие как — «идиот, зачем я тебя родила». Звуковичок особенно чутко реагирует на это. Он замыкается в себе, и никто не знает, что у него в голове. А потом может совершить суицид или массовое убийство… Это, конечно же, крайние случаи.

      Можно ли исправить агрессивное поведение?

      На портале СВП есть отзывы людей, которые справились с агрессивным поведением своих детей, наладили с ними отношения.

      «…До тренинга: все как у всех — горы литературы и тренингов, ощущение собственной "продвинутости", все "умнее и умнее" — другим предъявить есть что, а себе — нет, никаких ответов, ни на какие вопросы, "неуды" себе, людям, отношениям. После одного похода к психологу стало не только еще хуже, но и пришло понимание того, что мне не туда. Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7, поначалу мучила паническая мысль "как страшно все и запущено... я же не успею исправить ЭТО до пубертата, это невозможно!", еще и личных консультаций нет — ужас, безысходность, а как же я, а как же мы? Ребята, ЮРИЙ — УСПЕЛА!!! УЖЕ успела (занимаюсь с декабря прошлого года).

      Трудные сомнительные решения стали приниматься на "раз". Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка...Камень свалился не передать какой... а до СВП при тех состояниях — хоть в окно... НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей!..»
      Асия В., косметолог, Канада


      «…ребенок стал себя нааамного спокойнее вести во время тренинга, не крушит больше дом)) все потому, что я спокойнее стала, муж стал спокойнее))…»
      Виктория П., юрист, Южно-Сахалинск



      Родители агрессивных детей должны, прежде всего, обратить внимание на себя. Ведь это именно их состояние влияет на ребенка. Если мать утрачивает ощущение психологического комфорта, даже не проявляя это внешне, ее внутреннее состояние в любом случае задает ребенку негативное самоощущение и такое же поведение.

      Если родители еще и внешне проявляют агрессию друг к другу или к ребенку, это создает дополнительный стресс для детской психики и провоцирует ответную агрессию с его стороны. Бесполезно стараться перебороть агрессивность силой. Нужно осознать причины агрессии и устранить их.


      Профилактикой агрессивного поведения подростков с обеих сторон, агрессора и жертвы, является обеспечение им чувства достаточного ощущения защищенности и безопасности с раннего возраста и до пубертата. А также создание полноценных условий для нормального развития их врожденных свойств согласно заданным векторам. Узнать, как это сделать, можно на бесплатном онлайн-тренинге. Регистрируйтесь по ссылке

      Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана