• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Почему мы уделяем большое внимание игре на ДМИ? Да потому что детское музыцирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознание различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду.

    (из опыта работы МБУ детский сад № 49

    "Весёлые нотки"г.о. Тольятти)

    ПЛАН.

    1. Актуальность проблемы.
    2. Н.А. Метлов - как инициатор обучения дошкольников на музыкальных инструментах.
    3. Игра на ДМИ - полезное и интересное занятие.
    4. Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами в 1 мл. Группе.
    5. Вторая младшая группа.
    • Игра на ударных инструментах.
    • Развитие динамического восприятия и тембрового слуха.
    • Знакомство с металлофоном.
    1. Игра на металлофоне - новый вид музыкальной деятельности в средней группе.
    • Освоение технических приемов при игре на металлофоне.
    • Игра попевок на одном звуке и двух соседних.
    • Использование музыкальных игрушек при исполнении программных песен.
    1. Старшая группа.
    • Новые задачи при игре на металлофоне.
    • Знакомство с новыми инструментами, овладение техникой игры на них.
    • Игра в ансамбле.
    • Роль музыкально-дидактических игр при обучении дошкольников игре на ДМИ.
    • Знакомство с нотами.
    1. Подготовительная группа.
    • Знакомство с ксилофоном, аккордеоном.
    • Игра на металлофоне развернутых мелодий.
    • Обучение нотной грамоте.
    1. Создание оркестра - главный этап нашей работы.
    2. Значение коллективного музыцирования.

    Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека.

    В.А. Сухомлинский.

    Одна из самых актуальных и "больших" проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: "Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду". Воспитатели в свою очередь считают: "У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки". К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.

    Задачи музыкального воспитания.

    Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

    Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

    1. Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
    2. Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

    Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

    В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

    Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

    Основной формой музыкальной дея-ти в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов √ как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной дея-ти детского оркестра, как основы элементарного музыцирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

    Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные ДМИ. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах(бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты и др), Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определенную окраску произведению. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами- умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым и приятным звучанием. На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментов Метлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н.А.Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры произведения, специфики инструмента. Особую роль в инструментовке он отводил партии фортепьяно, которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепьяно он украшал дополнительными гармоническими и вариационными средствами выразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.

    Совместно с Н.А.Метловым в 20-40г работали известные педагоги Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Фумер и др. А в последствии разработкой этих методик занималась Н.А.Ветлугина и ее ученики (К.Линкявичус, В.В.Ищук).

    Почему проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на ДМИ? Да потому что детское музыцирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

    Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения, которую я попытаюсь раскрыть в данной работе.

    Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально- дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

    Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в 1 младшей группе. Учим детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепьяно), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

    Каждую музыкальную игрушку вносим, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру "Погремушки" муз. М.Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают ее вверх и встряхивают с большей силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание. На каждом занятии создается атмосфера радостного настроения от общения с музыкой. На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно вперевалочку муз. М Раухвергера, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой, (мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно переваливаясь с ноги на ногу, они танцуют вместе с мишкой (вос-ль играет на бубне). Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя. а затем самостоятельно. Конечно, не у всех это получаются ритмичные удары, но все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идет по залу редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки. Развивать чувство ритма, а также слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию помогает игра "Ходим-бегаем" муз. Е.Теличеевой и пляска "Бубен" Р. Фрида. Для развития тембрового слуха уже в 1 мл. гр.проводим музыкально-дидактическую игру "Угадай на чем играю?".Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала дается только 2 контрастных по звучанию инструмента, а затем количество их увеличивается до 4. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те которые лежат перед ширмой (те на которых играет вос-ль лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием. Используя металлофон фортепиано, мы также учим малышей различать высокие и низкие звуки (игра "Птица и птенчики" муз. Теличеевой.)

    Во 2-ой младшей группе мы закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в 1ой мл. гр., продолжаем знакомить с новыми -добавляем музыкальный молоточек и металлофон. Мы заметили, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития ритма мы предлагаем детям такое упражнение. Всем детям раздаем по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход- дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается и вместе с мелодией и замолкают и кубики. Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрешка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрешке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками. В игре "Мишка ходит в гости" муз. Раухвергера (мелодия им знакома с 1ой мл. гр.) предлагается играть на барабане. Вос-ль водит медведя, а ребенок медленно ударяет в барабан. В игре "Кто по лесу ходит?" задание усложняется. Здесь дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары- ходит мишка, слон, и быстрые - прыгает зайчик, бежит ежик. Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию 2 разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх "Капельки большие и маленькие", "Какая птичка поет?", дети различают до 1 и до 2 октавы. Продолжая развивать динамическое восприятие, мы используем такие игры как "Тихие и громкие ладошки", "Тихие и громкие звоночки" муз. Рустамова, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки на первом ряду - тихие звоночки, а мальчики на втором громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание. В игре " Гулять-спать" муз. Красева дети реагируют на тихое и громкое звучание игрой на колокольчиках, выполняя упражнение, связанное с двухчастной формой музыки. Далее начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом-металлофоном. Стараемся, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

    "Сказка про лягушонка КВАК". (на фланелеграфе)

    "Лягушонок Квак пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластине металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло еще несколько капель (ударяю несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошелся не на шутку и капельки полились одна за другой все чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко.

    Вопросы к детям,: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента, предлагается посмотреть и потрогать еще раз послушать звучание. На следующем занятии игра "Веселый дождик" закрепляет умение различать ритмический рисунок, а малыши определяют какой, идет дождь. Если в 1 мл. гр. дети, узнав инструмент по звучанию, только показывали на него, то 2 мл. гр. мы просим дать название инструменту, а в дальнейшем, узнав, назвать и поиграть на нем. Проблемные ситуации на занятиях позволяют развивать у детей творчество и фантазию.

    1 занятие. В гости к детям приходят мишка и зайка. Для них приходит посылка. Дети отгадывают инструменты по звучанию, а затем раздают, кому что прислали. Затем играем на барабане, как медленно и тяжело ходит медведь, и на бубне -как весело прыгает заяц.

    2 занятие. Звери потеряли в лесу инструменты барабан и бубен. Дети вспоминают, что это медведь и заяц. Предлагается поиграть на инструменте, звери танцуют под музыку.

    3 занятие. Детям надеваются шапочки зайца и медведя, они выбирают себе инструменты и играют на них в сопровождении фортепиано.

    При обучении детей игре на музыкальных инструментах большое значение имеет чувство ритма, умение передавать несложный ритмический рисунок. Вот почему в этой группе используются различные ударные инструменты, и пробуем оркестровать некоторые песенки, которые поем на занятии. Музыкальные игрушки используются и на праздниках. Так на Новый год мы даем детям колокольчики или погремушки- так они будят Снегурочку, которая спит в своем домике. Иногда танцуют с погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник, показывает им движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

    В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности-игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображали большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка и удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке из музыкального букваря Ветлугиной. Сначала знакомим детей с попевкой, показывая увеличенную иллюстрацию, затем поем всей группой и индивидуально. С самого начала учим точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаем прохлопать ритмический рисунок попевки используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на, бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учим согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгоняли и не опережали, и не отставали.

    Упражнение "УТОЧКИ"

    Наши уточки с утра: кря-кря-кря (звуки инструмента) кря-кря-кря (поют дети)

    Наши гуси у пруда: га-га-га (инструмент) га-га-га (дети)

    Наши курочки в окно: ко-ко-ко (инструмент) ко-ко-ко (дети).

    После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее. Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии ставлю перед детьми задачу узнать ее по мелодии, спеть ее, прохлопать ритм. Затем рисунок выкладывается на фланелеграфе большими или маленькими елочками, матрешками, звездочками. На следующем занятии дети определяют попевку по ритму, выложенному на фланелеграфе. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Пластины металлофона обозначаются цветными кружочками. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу. Часто играют целым оркестром из различных инструментов, что вызывает радость и желание играть еще.

    Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни. На музыкальных занятиях предлагаем детям индивидуальные задания. Ребенок на инструменте должен передать ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием. Это задание очень нравится детям.

    В старшей группе мы знакомим детей с новым инструментом - цитрой. Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры с другими, инструментами находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент сложен для освоения, обучение на нем идет в основном на индивидуальных занятиях. В старших группах, при обучении игре на ДМИ важное место мы отводим музыкально-дидактическим играм. Так для развития тембрового слуха играем "Определи инструмент", игры с раздаточным материалом "Определи по ритму". Музыкально-дидактические игры играют очень важную роль, помогают развивать в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают у них музыкально-сенсорные способности. У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях. Во второй половине года старшей группы мы знакомим детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идет через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребенка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки - ноты. При знакомстве с нотами используем короткие стихи из "Нотной азбуки". Дети легче запоминают ноты и стихотворение вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у малышей. На каждом последующем занятии закрепляем материал предыдущего и даем новый.

    В подготовительной группе мы знакомим детей с аккордеоном. Даем его рассмотреть. Дети слушают знакомые мелодии в исполнении руководителя и прослушиваем его звучание в исполнении музыкантов - профессионалов. Играть на аккордеоне может не каждый ребенок. Из всех детских инструментов он сложен для детей. Из группы детей 5-6 человек детей которые хотят научится игре на аккордеоне. Эта работа проводится индивидуально. Мы учим детей не вытягивать пальцы, держать их над клавиатурой, учим правильной аппликатуре, разводить аккордеон спокойно без рывков, следить за своей осанкой при игре.

    Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле,приучаем слушать себя и других. Таким образом, проводя планомерную работу над развитием музыкального слуха в течение всего времени пребывания их в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу нашей работы - созданию оркестра и сознательному разучиванию в нем простейших мелодий на музыкальных инструментах. Создание оркестра дошкольников очень сложное дело, но весьма нужное и необходимое.


    Галина Хакимова
    Методическая разработка «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

    Обучение детей игре на .

    Современные научные исследования свидетельствуют о том , что развитие музыкальных способностей , формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

    Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре , заложить её основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой . Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально – эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

    Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки , но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах , музыкально – ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии . Развитие этой способности предполагает умственные операции : сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное , но и на общее развитие ребенка.

    Инициаторам обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал известный музыкальный деятель и педагог Н . А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра . Н. А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов , имеющих звукоряд – металлофона и ксилофона.

    Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства . Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности .

    Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю , стремление к достижению цели.

    Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка , но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста . Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение детей на инструментах , требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремиться дать детям в занимательной игровой форме. Обучение начинается с группы ударных инструментов , не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки .

    Во второй младшей группе дети могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках , барабане, молоточке. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.

    Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают. Затем показывают желающим, по каким пластинкам и сколько раз надо ударить. Сразу запомнить всю мелодию трудно, лучше разучить её частями, например, выучить запев песни, а когда ребенок усвоит его, показать, как играть припев или первую часть мелодии, затем – вторую. Можно чередовать игру воспитателя с детским исполнением : запев играет воспитатель, а ребенок на другом металлофоне – припев, или наоборот. Желательно, чтобы ребенок, усвоив часть или всё музыкальное произведение , исполнил его с воспитателем (на двух металлофонах) .

    Занятия по обучению игре на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.

    Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а всё время регулируют слухом своё исполнение. Ударив не ту пластинку, ребенок слышит ошибку, старается её исправить.

    Другое важное условие при выборе произведений - строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы для игры трудны детям. Играть мелодии, построенные на одном звуке, нецелесообразно, да и не интересно детям.

    В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах , имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты . Дети уже знакомы с тембром этого инструмента , приемами игры.

    Существуют несколько способов обучение игре на мелодических музыкальных инструментах : по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху.

    Обучение детей игре по нотам очень трудоёмко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведётся постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключение механическое воспроизведение нотных знаков.

    Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детей игре на инструментах . Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребёнок имеет запись мелодии в цветовом обозначении : используются цветные кружочки или цветное обозначении нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты – нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребёнок играет механически.

    Подобным способом детей обучают играть по цифрам , наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (*длинные и короткие палочки)

    Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

    Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений) позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта слишком в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

    Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху . Этот способ требует постоянного развития слуха, серьёзной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей , используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка , перемещающая с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя её (голосом или на инструменте ) .

    Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. В начале ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слушает её в исполнении музыкального руководителя , который сначала поет её, привлекая внимание к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет. Пропевание попевок позволяет детям лучше представить направления движения мелодии, развивает музыкально – слуховые представления.

    Детей учат приемам звукоизвлечения : правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим, направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик) . Когда играют длинные ноты молоточек подпрыгивает повыше, короткие ноты – пониже.

    Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен воспроизвести ритмический рисунок. Для этого пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

    Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые) . Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе : четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые – слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах .

    После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположение звуков по высоте, применяются названные приемы : выкладывание звуков – кружочков на разной высоте на фланелеграфе, пропевание, показ рукой движение мелодии, дидактические пособия и игры.

    Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой металлофона : ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

    В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

    Обучая игре на детских музыкальных инструментах , педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

    После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах- струнных , духовых, клавишно- язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкальных инструментах . Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

    По мере того как дети научаться играть на металлофонах, можно показать им, как пользоваться цитрами. Чтобы дети легче ориентировались в расположении струн, также используем цифровую систему – в нижнюю часть цитры подкладываем под струны бумажную полоску с цифрами, причем цифра 1-соответствует звуку до 1 и т. д. На цитре играют медиатором- пластмассовой пластинкой с заостренным концом. Держать медиатор надо тремя пальцами- большим, указательным и средним, делая движение кисти руки вправо. Для удобства игре на цитре и лучшего резонанса инструмент кладут на деревянный столик. Левой рукой дети слегка приподнимают верхний угол цитры, держа локоть на столике. Это делается для того, чтобы ребёнок не наклонял слишком низко голову и чтобы ему было видно цифровое обозначение струн.

    Иногда цитры не держат строя, колки ослабевают. В таком случае надо закрепить колки кусочками фанеры. Лопнувшие струны заменяют тонкими балалаечными струнами.

    Для обучения дошкольников игре на аккордеоне лучше всего пользоваться детским хроматическим аккордеоном «Беларусь» . На нем с правой стороны 20 клавиш с диапазоном до1-соль2, слева- четыре аккорда.

    Прежде чем обучать игре на аккордеоне , следует показать детям, как правильно сидеть и держать инструмент . Ребёнок сидит на стуле, занимая примерно половину сиденья, ноги стоят на полу. Один ремень аккордеона надевают на середину правого предплечья, другой на середину – левего. Первый ремень длиннее, короткий ремень на левом предплечье придает инструменту устойчивость . Аккордеон устанавливают на колене таким образом, чтобы левая часть корпуса аккордеона и мех во время игры поддерживались левой рукой. Освоив игру сидя, ребёнок играет стоя.

    В детском саду учим играть только правой рукой, которая свободно лежит на клавиатуре. Во время игры дети касаются клавиш подушечками пальцев. Локоть опущен, пальцы полусогнуты. Надо следить, чтобы дети не играли одним пальцем. Для каждой мелодии указывается удобное расположение пальцев (аппликатура) . Играть двумя руками дошкольникам трудно.

    Если ребёнку сложно играть пятью пальцами правой руки, на первых порах можно пользоваться четырехпальцевой системой игры : большой палец под клавиатурой в естественном положении, как на баяне.

    При обучении игре на аккордеоне пользуемся цифрами, как на металлофоне, цитре. Цифры наносятся на верхнюю часть белых клавиш. Постепенно дети перестают смотреть на цифры, играют не глядя, пользуясь мышечным ощущением. На аккордеоне могут играть не все дети; некоторых ребят затрудняет одновременное исполнение мелодии пальцами правой руки и раздувание мехов левой.

    Когда дети научаться играть на аккордеоне, более способных можно научить игре на духовом инструменте . Из духовых инструментов рекомендуется брать духовую гармонику «Мелодия – 26» . У духовой гармоники с фортепианной клавиатурой 26 клавиш с диапазоном си малой октавы – до 3. Инструмент держать левой рукой , четыре пальца охватывают ручку, большой палец упирается в инструмент с обратной снизу . Мундштук берут в рот. Инструмент надо держать слегка наклонно вниз. Левая рука и локоть приподняты. Правая рука принимает тоже положение, пальцы чуть согнуты и свободно передвигаются по клавиатуре.

    Играют пятью пальцами, как на фортепиано. Вначале можно подвигаться четырехпальцевой системой, как на аккордеоне. На верхнюю часть белых клавиш наносят цифры. Когда дети освоятся клавиатурой, цифры можно снять. Звук, извлекаемый вовремя игры, зависит от струи воздуха. Дуть нужно без напряжения. По окончании игры следует удалить накопившуюся влагу. Для этого пользуются специальным клапаном : нажимают кнопку на обратном стороне инструмента и легко дуют в мундштук.

    Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов , научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента , даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

    Таким образом, обучение игре на детских музыкальных инструментах включает в себя три этапа : на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем- исполняют по своему желанию.

    Знакомство с музыкальными инструментами : дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием я начинаю с младшей группы. Показываю музыкальный инструмент , исполняю знакомые им мелодии. Помогаю различать тембровые звучания этих музыкальных инструментов . Способствую приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах .

    У детей средней группы формирую умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

    В старшей группе дети исполняют простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах ; исполняют знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

    Детей подготовительной к школе группы знакомлю с музыкальными произведениями в исполнение различных инструментов и в оркестровой обработке. Учу играть на металлофоне, ударных музыкальных инструментах , русских народных музыкальных инструментах : трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.

    Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

    Литература

    1. Зимина А. Н. Основы воспитания и развития детей младшего возраста : Учебник для студентов высшых учебных заведений. - М.: Гуманит издательский центр ВЛАДОС, 2000

    2. Метлов Н. А. Музыка- детям . - М.: Просвещение,1985

    3. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвищение : Владос, 1994

    1. Значение игры на музыкальных инструментах В процессе обучения игре на МИ: перед детьми открывается новый мир звуковых красок, проявляется интерес к инструментальной музыке; перед детьми открывается новый мир звуковых красок, проявляется интерес к инструментальной музыке; идет усвоение нотной грамоты, обогащается активный словарь детей; идет усвоение нотной грамоты, обогащается активный словарь детей; осуществляется овладение детьми навыками различной степени сложности – начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах; осуществляется овладение детьми навыками различной степени сложности – начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах; развиваются психические процессы, музыкальные способности, волевые качества личности; развиваются психические процессы, музыкальные способности, волевые качества личности; Игра на МИ может применяться на занятиях с педагогом и в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей. Таким образом, игра на МИ оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.


    2. Классификация ДМИ, требования к отбору. Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа – австрийского композитора и педагога, принявшего участие в конструировании специального инструментария для детей («инструменты Орфа»). Современные ДОУ опираются на вековой опыт применения озвученных игрушек, распространенных в народе, в воспитании детей. Самые древние из них появились еще в I-II вв. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева и просверленных костей. Позднее появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки в виде козы, петуха, собаки, утки и т.д. С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек – инструментов – неозвученные и озвученные.


    «Музыкальные игрушки» и «детские музыкальные инструменты» Неозвученные Озвученные Неозвученные Озвученные -изображающие инструменты, - уменьшенные, упрощенные копии предназначенные для того, настоящих инструментов, схожие чтобы создавать игровую с ними по внешнему виду и способу ситуацию, в которой дети, звукоизвлечению. Подразделяются фантазируя и напевая, на 4 вида, в зависимости представляют себя от характера их звучания. играющими на МИ. 1. ИИ со звуком нефиксированной высоты 1. ИИ со звуком нефиксированной высоты (погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты); (погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты); 2. ИИ, построенные на одном звуке - свирели, 2. ИИ, построенные на одном звуке - свирели, дудки, рожки; дудки, рожки; 3. ИИ с заданной мелодией (игрушки-автоматы) 3. ИИ с заданной мелодией (игрушки-автоматы) – музыкальные шкатулки, ящички; – музыкальные шкатулки, ящички; 4. ИИ с диатоническим и хроматическим 4. ИИ с диатоническим и хроматическим звукорядом – металлофон, пианино, флейта, звукорядом – металлофон, пианино, флейта, саксофон, баян, гармоника, балалайка). саксофон, баян, гармоника, балалайка).


    Классификация музыкальных игрушек и инструментов Н.А. Ветлугиной 1. Группа струнных цимбалы арфа балалайка гусли домра На струнных музыкальных инструментах звук извлекается в процессе касания струн пальцами или медиатором (тонкой пластиной из пластмассы).








    5. Группа ударных, имеющих звукоряд ксилофон металлофон Звук на ударных инструментах извлекается ударами палочками или рукой по звучащему телу инструмента. развивает основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.




    Каждый вышеназванный инструмент отличается своеобразным тембром, источником звукообразования и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона – тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебаний металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка. Для применения в работе ДОУ музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям: быть хорошо настроенными; быть хорошо настроенными; иметь определенный чистый тембр; иметь определенный чистый тембр; быть удобными для детей с точки зрения размера и веса; быть удобными для детей с точки зрения размера и веса; обладать простой конструкцией; обладать простой конструкцией; быть прочными, пригодными для частого использования в быту. быть прочными, пригодными для частого использования в быту.


    3. Организация детского оркестра. Детский оркестр – один из видов коллективного музицирования (О.П. Радынова). В 20-е XX в. первым поднял вопрос об обучении детей игре на простейших музыкальных инструментах известный музыкальный деятель и педагог Николай Афанасьевич Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. В 30-х гг. возник первый детский оркестр (шумовой). Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и других инструментов. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных желаний – «играть музыку». Вскоре появились смешанные детские оркестры, состоящие из инструментов, на которых можно исполнять мелодию. Первым был деревянный ксилофон, а затем: металлофон, цитры, детские пианино и роль, аккордеон, триола, кларнет, губная гармоника, ложки, треугольник и духовые гармошка. Постепенно в обиход ДОУ вошли новые образцы детских музыкальных игрушек и инструментов. Н.А. Метлов провел большую работу по созданию и совершенствованию конструкции ДМИ.


    В своих публикациях Н.А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на МИ, описание приемов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра. Совместно с Николаем Афанасьевичем Метловым в гг. работали известные педагоги Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, Мария Александровна Румер и др. Впоследствии разработкой этих вопросов методики занималась Н.А. Ветлугина и ее ученики (К. Лянкявичус, В.В. Ищук). Радынова Ольга Петровна, Катинене Альбина Ионовна, Палавандишвили Маринэ Левановна выделяют виды детского оркестра: шумовой ансамбль смешанный оркестр -ударные состоящий включающий инструменты, из одинаковых разные группы не имеющие или однотипных инструментов Звукоряд инструментов


    Шумовой оркестр – наиболее простой и доступный. Его можно организовать с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов. Применяются погремушка, коробочка и другие. Важно подбирать тембры, которые выразительно подчеркивали бы характер музыки. Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом. Перед исполнением произведения необходимо вместе с детьми обсудить, какие инструменты понадобятся для игры.


    Одна из разновидностей шумового оркестра – Ансамбль ложкарей (средняя и старшая группы). В него иногда включают несколько других инструментов: Для организации ансамбля духовых инструментов необходимо, чтобы у каждого ребенка был свой инструмент. Если дети музыкально продвинуты ансамбль можно организовать к концу года старшей группы. Для игры в ансамбле привлекается не более 10 детей. Во избежании монотонности звучания не следует всем участникам ансамбля начинать игру одновременно. Предпочтительнее, если с каждым новым куплетом увеличивается и количество вступающих в игру инструментов. Играть следует сначала в медленном темпе, а затем - в соответствии с характером и средствами выразительности произведения.


    Формы работы музыкального руководителя по обучению детей игре на МИ различны: индивидуальное обучение, занятия с ансамблем, с оркестром. Начинается обучение в средней группе со второй половины года, с металлофона. Индивидуальное обучение проводить значительно легче. Оно назначается утром, до завтрака или во второй половине дня, длится 5-7 минут. Прежде чем создать смешанный оркестр, как правило, организуют ансамбли инструментов, имеющих звукоряд (металлофон).Занятия с ансамблем, оркестром проводятся в подготовительной группе, с различными музыкальными инструментами, по желанию ребенка; во второй половине дня раз в неделю, продолжительностью в минут. Занятия по обучению индивидуальной игре и в ансамбле состоят из двух частей: 1 –я часть – разучивание мелодии произведения под руководством взрослого; 2 –я часть – работа на старом, знакомом материале на д темпом, динамикой, выразительностью исполнения. Прежде чем начать обучение на ДМИ, необходимо познакомить детей с ними – рассмотреть их, назвать, послушать, как звучат на них знакомые мелодии.


    Смешанный оркестр Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушаться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.


    Основным требованием к игре в оркестре является настрой всех инструментов в едином тоне. Первоначально исполняемое произведение следует сыграть отдельно с каждым ребенком, а затем по партиям. Наиболее целесообразен следующий состав оркестра: Дет.пианино - 2 Аккордеон -2 Гармошка -1 Металлофон-6 Триола -2 Дудочка -2 Треугольник - 1 Тарелки - 1 Барабан - 1 Бубен - 1






    При выборе репертуара следует: - выбирать мелодии несложные и хорошо знакомые детям; - учитывать строение мелодии (звуки должны располагаться близко друг от друга). Например, «Во саду ли в огороде». - учитывать строение мелодии (звуки должны располагаться близко друг от друга). Например, «Во саду ли в огороде». Направления по обучению детей игре в оркестре: 1. Разучивание музыкального произведения и игра на инструментах под руководством педагога. 2. Самостоятельный подбор знакомых музыкальных произведений по слуху. 3. Сочинение детьми музыки для исполнения на музыкальных инструментах (простейших песен на заданный текст, маршей, колыбельных, плясовых).


    4. Методика обучения детей на музыкальных инструментах. Задачи обучения игре на музыкальных инструментах: 1. Играть несложные мелодии индивидуально и в ансамбле. 2. Знать названия инструментов, узнавать их тембр. 3. Овладевать приемами игры на металлофоне, а по желанию и на других инструментах; правильно расходовать дыхание, играя на триолах, кларнетах, дудочках; находить удобную аппликатуру, играя на аккордеоне, баяне. Пианино; приглушат звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивать кастаньеты, маракасы. 4. Играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать. 5. Подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки. 6. Импровизировать несложные попевки.


    Этапы обучения игре на МИ: 1 – слушание, запоминание мелодии, пропевание. 1 – слушание, запоминание мелодии, пропевание. 2 - подбор мелодии (попевки). 2 - подбор мелодии (попевки). 3 – исполнение попевки. 3 – исполнение попевки. Обучение игре на МИ начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни, чтобы закрепить появляющееся у детей ощущение ритма музыки. Во 2 мл.гр. дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчиках; знакомятся с металлофоном. В ср.гр. впервые начинают обучать детей игре на МИ, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого – металлофон. Обучение может осуществляться по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. В цветовой системе за каждым звуком и соответствующей ей клавишей (или пластиной металлофона) закрепляется определенное цветовое обозначение. Имея запись мелодии в цветовом обозначении, ребенок нажимает ту клавишу или ударяет молоточком по той пластине, которая соответствует цвету, обозначающему ту или иную ноту.


    Подобный подход к игре на музыкальных инструментах сохраняется и в цифровой системе, в которой каждый звук и соответствующая ему клавиша (или пластина) музыкального инструмента обозначается цифрами. Например, нота «до» - цифрой 1, нота «ре» - цифрой 2 и т.д. Цифровая система, обоснованная и введенная в практику начального музыкального образования французским педагогом Э.И. Шеве (1804 – 1864), широко применялась в дошкольном образовании во второй половине XIX - начале XX века в России. В своей педагогической деятельности ее применяли Владимир Федорович Одоевский, Сергей Иринеевич Миропольский, Лев Николаевич Толстой, Болеслав Леопольдович Яворский, а позже Николай Афанасьевич Метлов. Болеслав Л. Я. ()


    Обе системы (и цветовая и цифровая) удобны в первоначальном музыкальном образовании детей, так как позволяют легко и в короткие сроки получить нужный результат при обучении детей игре на МИ. Недостаток этих систем связан с преобладанием механического воспроизведения мелодий на инструменте без опоры на музыкально-слуховые представления ребенка. Данный недостаток преодолевается при обучении детей игре на музыкальных инструментах по слуху. С самого начала занятий у ребенка формируется навык элементарной слуховой ориентации в мелодии в процессе выявления ее высотной направленности. С первых занятий педагог учит ребенка вслушиваться в мелодическую линию и воспроизводить ее на инструменте выразительно и интонационно осмысленно. Ритм мелодии ребенок усваивает слухом, без применения счета. Ребенок напевает мелодию (со словами, либо на слоги «ли»,»ля», или же с закрытым ртом – на согласный «м»), старается запомнить и отыскать на инструменте отдельные звуки. В старших группах дети обучаются игре на мелодических инструментах – струнных, духовых, клавишно-язычковых.


    Чрезвычайно поучительны и показательны музыкальные занятия с крестьянскими детьми Л.Н.Толстого в Яснополянской школе. Сегодня это может показаться непостижимым на уроках музыки даже в московских школах. Он пишет: "В первый урок я разделил всех на три голоса и мы спели следующие аккорды: Нам удалось это очень скоро. И каждый пел, что он хотел, пробовал дискант и переходил в тенора, а из тенора – в альт – так что лучшие (ученики) узнали весь аккорд – до – ми – соль, некоторые из них все три. Мы пели эти аккорды и в школе, и на дворе, и в саду, и по дороге домой до поздней ночи, и не могли оторваться и нарадоваться на свой успех" (подчеркнуто мною – Л.В.). Дальше Толстой дает советы, как легко освоить пение по нотам, и утверждает, что это нужно и доступно обычным крестьянским детям. Особое внимание Лев Николаевич уделяет пению по нотам на основе относительной сольмизации*. Сольмизация (сольфеджио) – метод пения мелодии по нотам со слоговыми названиями ступеней (до, ре, ми, фа и т.д.) и чтения мелодии при игре на инструменте по буквам латинского алфавита (C D E F G A B C). *


    Обучение дошкольников игре по нотам должно опираться на постепенное овладение связями между отдельными звеньями комплекса «вижу – слышу – играю». Сначала отрабатывается связь «слышу – вижу», т.е. знакомые на слух мелодии показываются ребенку в нотной записи. Затем эта же связь осваивается в обратном порядке: «вижу – слышу», т.е. зрительное восприятие нотной записи знакомой мелодии мгновенно переходит в ее слышание. Установление двух первых связей постепенно подготавливает к восприятию и воспроизведению всего необходимого комплекса «вижу – слышу – играю». Таким образом, цель педагога при обучении ребенка игре на музыкальных инструментах состоит не в том, чтобы ребенок освоил как можно больше музыкального материала, а в том, чтобы с наибольшей интенсивностью заинтересовать ребенка музыкой.


    Многому она научила меня. Впервые я, кажется, понял тогда очень важную истину: ребята способны воспринимать, запоминать и даже воспроизводить достаточно сложную музыку при условии, если музыка эта ярка, образна и естественна в своем развитии. Если же нет в ней яркости, образности и естественности, даже самую простую музыку ребята никогда не воспримут и не запомнят, потому что не затронет она ни их сердец, ни их сознания. Дмитрий Борисович Кабалевский Дмитрий Борисович Кабалевский

    Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что обучение детей игре на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, стимулируется интерес к инструментальной музыке. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности.

    Еще в 20-годы XX столетия первым поднял вопрос об обучении детей игре на музыкальных инструментах Николай Афанасьевич Метлов. Этот известный музыкальный деятель и педагог стал инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах. Над проблемой развития музыкальных способностей детей в данном виде исполнительства совместно с Н.А. Метловым работали известные педагоги – Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина. Затем разработкой методики занималась Н.А. Ветлугина и ее ученики (К. Линкявичус, В.В. Ищук и др.).

    Применение детских музыкальных инструментов тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук; способствует развитию тембрового, регистрового, гармонического слуха, развивает чувство ритма. Развивает фантазию и творческое воображение, умение импровизировать.

    Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Детям надо помочь услышать «саму музыку». Как образно написал профессор В. Медушевский, для этого нужно сформировать у детей музыкальный слух «как орган поиска небывалой красоты …».

    С помощью обучения игры на музыкальных инструментах можно развивать такую музыкальную способность, как умение представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

    В 30-х годах возник первый детский оркестр. Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т.д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых главных их желаний – «играть музыку».

    Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа – австрийского композитора и педагога, и сотрудников института его имена в Зальцбурге. Орф-педагогика это – соединение музыки, речи, движения. Разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтения стихов в ритме музыки. Как утверждает Т.Э. Тютюнникова: «Человек с развитым слухом слышит тонко и изысканно. Россыпи звуков он умеет удивительным образом превращать внутри себя в захватывающую полифонию чувств».

    Первые музыкальные впечатления необходимо давать детям в занимательной игровой форме. Так сложилось, что обучение игре на музыкальных инструментах в нашем детском саду проходит в группах самого раннего возраста и подготовительной к школе группе. В группе раннего возраста знакомство с инструментами начинается с шумовых игрушек (много самодельных): «ягодки», «яйца», коробочки, погремушки. У детей старшего возраста музыкальное творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструментов. Это очень ценно. Первыми «обследуемыми» инструментами являются ударные, имеющиеся в распоряжении музыкального зала (барабаны, треугольники, кастаньеты, маракасы, тарелки, бубны, тон-блоки). В структуре каждого музыкального занятия обязательно находится время для специальных игровых упражнений: учимся различать звуки по высоте (используется показ рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее голосом или на инструменте) и тембру, пение потешек с сопровождением шумовых инструментов. Движения под музыку, ритмизированная речь с сопровождением «звучащих жестов» - это хлопки, шлепки, притопы, щелчки. Используется разнообразный музыкальный материал: классическая музыка, музыка народов мира, русские народные песни и потешки.

    Для исполнения на металлофоне вначале берутся несложные и хорошо знакомые детям мелодии. В таком случае они ударяют по пластинкам не механически, а все время регулируют слухом свое исполнение. Ударив не ту пластину, ребенок слышит ошибку, старается ее исправить.

    Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. В нашем детском саду используются обе методики, как несложные и хорошо знакомые мелодии, так и в цветовом обозначении. Играть по системе цветового обозначения очень легко, но при таком способе игры слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху.

    Играть на инструментах, танцевать и сами себе аккомпанировать? Придумывать музыкальную сказку? Озвучивать стихи? Все это вызывает у детей азарт и восторг, дает эмоциональный всплеск, без которого музыки нет вовсе. Дети любят веселье, смех, движение. Их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят творить и играть. У них есть свой собственный интерес к музыке, которым педагог не имеет права пренебрегать. Внешняя привлекательность и необычность инструментов – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.

    Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними. Разнообразие шумовых и ударных инструментов, обычно находящихся в музыкальном зале, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы, колокольчики, бубны, клавесы, маракасы, трещотки, румбы и многие другие их разновидности. Техническая легкость игры на шумовых инструментах, их способность точно же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации. Далеко не каждому человеку от природы дано петь, танцевать, с выражением читать стихи. Не у каждого абсолютный музыкальный слух. А вот шумовые инструменты позволяют всем детям, не зависимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребенку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. В шумовом детском оркестре должен участвовать каждый ребенок!

    Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения к музыке в отсутствии настоящих музыкальных инструментов. Детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки. Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: «посудный оркестр» на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами. Раздражающие звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы ими упиваться. Дети безотчетно стремятся ко всем предметам, из которых они самостоятельно могут извлечь звуки.

    Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, кусочки железа, стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдет всё, что угодно:

    • Бумага, целлофан, газета, пергамент, гофра;
    • Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;
    • Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яичек, ячейки, контйнер-ягодка от мороженого);
    • Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
    • Прородные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупа от них, крупа, камушки, ракушки;
    • Кусочки поастилина, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца);
    • Металлические банки разных размеров;
    • пластмассовые и стеклянные бутылки и фужеры;
    • пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.

    И многое другое из чего можно извлечь звук!

    Таким образом, игра на детских музыкальных инструментах организует детский коллектив, где для каждого ребенка есть свое посильное задание. Каждый участник ощущает себя музыкантом большого коллектива и ответственно выполняет порученное ему дело. И как результат нашей работы – это то желание, с которым дети приходят на занятия. Дети приобретают сценический опыт. Оркестр нашего детского сада – постоянный участник детских праздников.

    Подкорытова Елена Сергеевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад № 421 комбинированного вида им. С.Н. Ровбеля» г. Новосибирск, фото detsad-budarino.edusite.ru

    Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в 20- гг. стал известный педагог и музыкант Н. А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра. Совместно с Н. А. Метловым по этой проблеме работали Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, М. А. Румер, Н. А. Ветлугина, позднее - О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др.

    По классификации Н. А. Ветлугиной, все детские музыкальные инструменты делят на два вида: беззвучные и звучащие. К беззвучным музыкальным инструментам относят игрушки, изображающие музыкальные инструменты: пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, скрипки с нарисованными струнами и др. Они используются для создания у детей представления о разных музыкальных инструментах, а использовать их дети могут в сюжетно-ролевых играх, драматизациях.

    Звучащие музыкальные инструменты подразделяют на шумовые, издающие звуки неопределенной высоты, на которых можно исполнить только ритм (бубен, треугольник, ложки, музыкальные коробочки и др.) и звуковысотные (мелодические): с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, баяны, аккордеоны и др.), издающие один звук (дудки, свирели, рожки и др.), с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки и др.).

    Звучащие музыкальные инструменты делятся также на 1) струнные - цитры, домры, балалайки, арфы и др.;2) духовые - флейты, саксофоны,кларнеты, триолы и др.; 3) клавишно-язычковые - баяны, аккордеоны,гармоники; 4) ударно-клавишные - рояли, пианино; ударные - металлофоны, ксилофоны, бубны, треугольники, тарелки, барабаны и др.

    Обучение детей игре на шумовых музыкальных инструментах начинают со II младшей группы: на деревянных палочках, ложках, бубнах, погремушках, музыкальных молоточках, коробочках и др. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные характеристики: нежный (колокольчик), звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан) и т. д., обсуждать с детьми на каком инструменте лучше подыграть ходьбе, бегу, танцу.

    В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Вначале осваивают приемы игры на нем: стаккато, глиссандо.

    Существует несколько способов обучения игры на мелодических инструментах: по нотам, по цветовым или цифровым обозначениям, по слуху. Обучение дошкольников игре по нотам очень трудоемко и редко используется в практике. Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игры на инструментах, но музыкальный слух при этом не развивается, т. к. у детей активизируется в основном зрительное восприятие, зрительная память. Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым, также приводит к механическому воспроизведению мелодии. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Для этого используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Можно также показывать рукой движение мелодии, одновременно пропевая ее.

    Методика обучения игре на инструментах построена по принципу постепенного усложнения исполняемых попевок и песенок. Вначале ребенок играет мелодии, построенные на одном звуке, затем на двух, трех соседних звуках, и только потом учится исполнять мелодии с интервалами. Необходимо, чтобы ребенок играл на инструменте только хорошо ему знакомую мелодию. Подпевать он может только в том случае, если может чисто интонировать мелодию.

    Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он свободно лежит на указательном пальце, его слегка придерживают большим), направлять удар нужно на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты - пониже.

    После того как металлофон освоен, дети старшей и подготовительной к школе группе обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых.

    Обучение детей игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом - дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором - подбирают попевки, на третьем - исполняют их по своему желанию.

    Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует несколько видов детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипных инструментах), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

    Шумовой оркестр можно организовать с детьми младшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. Ансамбль ложкарей можно организовать, начиная со средней группы. В него можно включить несколько других ударных инструментов (бубен, треугольник и др.). Смешанный оркестр организуют в старшем дошкольном возрасте.

    Прежде, чем дети смогут коллективно музицировать в оркестре, необходимо провести с ними много индивидуальных и подгрупповых занятий, которые организует и музыкальный руководитель и воспитатель. Заниматься с детьми игрой на музыкальных инструментах можно как на музыкальных занятиях, так и в повседневной жизни детского сада, поэтому в группе должно быть достаточное количество шумовых и мелодических инструментов. В игре на музыкальных инструментах у детей развиваются музыкальные и коммуникативные способности, трудолюбие и творчество.

    Роль музыкально - дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей (на примере конкретных игр)

    Н. А. Ветлугина предложила классификацию музыкально-дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, дидактические требования к оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А. Н. Зимина, Э. П. Костина.

    Целью музыкально-дидактических игр является развитие у детей музыкально-сенсорных способностей. Данные игры содержат игровые действия и правила, выполнение которых помогают развитию ладового чувства, музыкального слуха и чувства ритма. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий, ребенок учится различать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

    В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действийА. Н. Зимина подразделяет музыкально-дидактические игры на три вида: 1) спокойное музицирование , в которые дети чаще играют за столами с наглядными пособиями (картинками, дидактическимикарточками, музыкальными инструментами); 2) подвижные игры с элементами соревнования , в которых дети двигаются, ориентируясь на особенности звучания музыки: тихое или громкое, быстрое илимедленное,веселое или грустное ее настроение;3) игры, построенные по типу хороводных, в них движения детей спокойные, большинство детей двигаются по кругу, а ведущие - в кругу. Музыкально-дидактическая игра всегда требует слуховой сосредоточенности, которая способствует развитию слухового восприятия. Так во время игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием. Например, в играх первого вида дети учатся различать тембр музыкальных инструментов: барабана, дудочки, бубна, металлофона и др. («Угадай, на чем играю?»), определять настроение музыки («Солнышко и дождик»), различать музыкальные жанры («Что можно делать под эту музыку: спать, когда звучит колыбельная, маршировать под марш или петь, когда звучит песня»). Игры второго вида часто имеют соревновательный характер, например, «Веселый оркестр» под 1-ую часть музыки дети бегают вокруг музыкальных инструментов, разложенных по кругу, под 2-ую часть, со сменой характера музыки - играют на них; кому не хватило инструмента, тот - дирижер.

    В младшем возрасте дети легче всего воспринимают звуковысотные соотношения: высокие, средние, низкие звуки. С ними можно играть в игры «Птица и птенчики», «Какой колокольчик звучит?», «Музыкальная лесенка» из «Музыкального букваря» Н. А. Ветлугиной. Например, высоко на дереве сидят в гнезде птенчики и поют: «Чик-чирик, чик-чирик» тоненькими, высокими голосами (педагог поднимает руку вверх), а мама - птица сидит под деревом на земле и поет свою песню низким голосом: «Чик-чирик, чик-чирик» (педагог опускает руку низко, затем показывает картинку из «Музыкального букваря». Самостоятельно играть малыши еще не могут.

    С детьми средней группы проводят все виды игр. В игры «спокойного музицирования» дети среднего возраста успешно играют под руководством педагога и самостоятельно в музыкальном уголке. Подвижные музыкально-дидактические игры вызывают у некоторых детей затруднения, с ними проводятся дополнительные занятия индивидуально или небольшими подгруппами. Например, педагог говорит: «Когда будет звучать плясовая мелодия, плясать будет Коля, а когда тихо - Наташа». Со средней группы следует создавать среду для самостоятельного проведения детьми музыкально-дидактических упражнений - настольно-печатный и игровой музыкально-дидактический материал в музыкальном уголке: музыкальные шкатулки, музыкальное лото, домино, наборы картинок с изображением музыкальных инструментов, шумовые музыкальные инструменты и металлофон, музыкальные аудиозаписи.

    В старшем дошкольном возрасте дети играют самостоятельно, а также наиболее одаренные из них проводят их друг с другом или с коллективом детей. Старшим детям доступны игры всех трех видов, их проводят на музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, на прогулках. Игра для детей старшего возраста: «Лошадки». Дети делятся на две команды: белые и черные лошадки. Когда звучит тихая музыка, скачут белые лошадки, а когда громкая - черные. Усложненный вариант: третья команда детей играет лошадкам под музыку ритм на шумовых инструментах. Детей старшего возраста необходимо обучать играм творческого характера: «Прогулка», «Наше путешествие» и другие.

    Таким образом, педагог должен создавать в группе музыкальный уголок, содержащий музыкальные инструменты, наглядные пособия для музыкально-дидактических игр, разучивать игры с детьми на занятиях и в повседневной жизни детского сада, способствуя тем самым развитию их музыкально-сенсорных способностей.

    Непосредственно организованная деятельность по музыкальному развитию детей, ее типы. Составить план музыкального занятия по любой возрастной группе

    Содержание, организацию и методику проведения музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста разработали Н. А. Ветлугина, И. Н Комисарова, О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др. По определению О. П. Радыновой, музыкальные занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей и формирование основ музыкальной культуры.

    В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования непосредственно образовательная деятельность по музыкальному развитию детей в ДОУ проводятся во всех возрастных группах 2 раза в неделю, их длительность: в младших группах - 20 минут, в средних - 25 минут, в старших - 30-35 минут.

    Структура и содержание непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей (НОД) - музыкального занятия:

    1часть - вводная. Она состоит из музыкально-ритмических движений (входа детей под музыку в зал, разных видов ходьбы и бега, танцевальных и имитационных движений).

    2 часть - основная. В нее входит слушание музыки (1-2 произведения), пение (распевание, певческие импровизации, разучивание песен), танец и музыкальная игра.

    3 часть - заключительная Ее задача привести организм детей в спокойное состояние. Дети выполняют ходьбу под марш, упражнения на релаксацию, подводится итог занятия. По содержанию все музыкальные занятия (НОД) подразделяются на разные типы.

    Типовая непосредственно образовательной деятельность по музыкальному развитию детей (НОД) является традиционной. В ходе этой деятельности дети слушают музыку, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и в музыкально-дидактические игры.

    НОД тематическое. Темы таких музыкальных занятий могут быть игровыми («Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке»), учебно-познавательными («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка») и др.

    НОД по слушанию музыки проводят с детьми среднего и старшего возраста, т. к. они уже имеют опыт восприятия музыки и определенный запас музыкальной терминологии. Длительность такого занятия в средней группе 10 мин., в старших -20-25 мин.

    НОД по развитию музыкального творчества проводят с детьми старшего возраста. Дети на этих занятиях сочиняют мелодии на заданный текст, составляют пляски-импровизации, сочиняют мелодии на металлофоне.

    НОД по обучению детей игре на инструментах сначала проводится воспитателем на индивидуальных занятиях, затем музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению детей в ансамбле и оркестре.

    Комплексные занятия - НОД, на которых в равной степени представлены музыка, изобразительное искусство и литература.

    Интегрированные занятия - НОД, в которой для раскрытия одной темы используются разные виды детской музыкальной деятельности.

    НОД с доминированием одного вида деятельности, на которых преобладает какой то один вид музыкальной деятельности:пение или игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения или слушание.

    Воспитатель должен быть активным помощником музыкального руководителя на занятии: поет песни, произношением слов в песне, танцует вместе с детьми, следит за осанкой детей, осуществляет показ музыкально-ритмических движений и игры на музыкальных инструментах.

    План тематической НОД по музыкальному развитию детей в средней группе:

    «Снова осень к нам пришла»

    1. Музыкально-ритмические упражнения. Ходьба и бег под музыку М.Красева. Танцевальные упражнения с листьями: летают, кружатся, падают на землю, снова летают.

    2. Слушание. «Падают листья» муз. М. Красева.

    3. Пение. «Осень» муз. И. Кишко, «Урожайная» муз. А. Филиппенко, «Листопад» Т. Попатенко.

    4. Игра. «Найди свой овощ» р. н. м. «Как под яблонькой».

    Таким образом, педагог должен при организации и проведении непосредственно образовательной деятельности детей по музыкальному развитию использовать разные типы занятий: типовые, тематические, доминантные, комплексные, интегрированные и др-е, а также разные виды организации детей: фронтальную, а в совместной деятельности: подгрупповые и индивидуальные.