• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Лучшие упражнения для тренинга личностного роста

    Упражнение для тренинга личностного роста "Я в будущем"

    Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

    Упражнение для тренинга личностного роста "Шприц"

    Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать "иммунитет" к психологическому воздействию.

    У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел "посвящение": сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

    Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго - отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у "искусителя" сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

    Упражнение для тренинга личностного роста "Чемодан в дорогу"

    Группа садится по кругу.

    Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

    Упражнение для тренинга личностного роста "Цвет эмоций"

    Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

    Упражнение для тренинга личностного роста "Табу"

    Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

    Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

    Упражнение для тренинга личностного роста "Самопрезентация"

    Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

    1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

    Удивление,

    Интерес,

    Радость.

    2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление-интерес-радость».

    3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

    Упражнение для тренинга личностного роста "Пессимист, Оптимист, Шут"

    Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

    1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, - только факты и действия.

    3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

    4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием - пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

    6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

    Упражнение для тренинга личностного роста "На какой я ступеньке?"

    Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

    Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

    После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

    1-4 ступенька - самооценка занижена

    5-7 ступенька - самооценка адекватна

    8-10 ступенька - самооценка завышена

    Упражнение для тренинга личностного роста "Комиссионный магазин"

    Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

    Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

    По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

    На упражнение отводится 20-25 минут.

    Упражнение для тренинга личностного роста "Зато..."

    Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

    1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

    2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

    Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

    «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;

    После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

    Упражнение для тренинга личностного роста "В чем мне повезло в этой жизни"

    Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

    Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: "В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

    Техника "Воскресный вечер"

    Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

    Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья - это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или - скажем - в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение - не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее - это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

    На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам... И вполне вероятно, что под этими "плитами" зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет... Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

    Ролевая игра "Соблазнение"

    Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

    Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной - уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают "обратную связь" той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

    В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

    Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

    Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

    Что внутри вас помогало вам отказаться?

    • Дискуссия "Обсуждение истории" Обсуждение проблемной ситуации, наркомании и ответственности.
    • Игра "Конкуренция" Экспериментальная модель, показывающая механизмы конкурентной борьбы.
    • Игра "Маклер" Игра, направленная на развитие социального мышления.
    • Игра "Поглощение" Отрабатываются механизмы взаимодействия в экстремальных условиях социального выживания.
    • Игра "Пресс-конференция: 10 лет спустя" Формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.
    • Мозговой штурм "Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?" В ходе обсуждения обращается внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта.
    • Образно-рефлексивная процедура "Дерево" Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, по-сле чего начинает задавать вопросы.
    • Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя" Достижение каждым участником ресурсного эмоционального состояния.
    • Проективный рисунок "Я такой, какой я есть" Выработка у участников более объективной самооценки.
    • Профадаптационная игра "Поиск выгоды" Помощь участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста.
    • Профориентационная игра "Сотворение мира" Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.
    • Процедура "Анализ моментов, на которых мы теряем время" Потери времени при постановке цели. Потери времени при планировании. Потери времени при принятии решений. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы. Потери времени при начале работы. Потери времени при составлении распорядка дня. Потери времени при обработке информации.
    • Процедура "Ассоциативный тест" Демонстрация участникам, что необходимым условием организаторских способностей является достаточно хорошая реакция, умение "не пасовать", бороться до конца.
    • Процедура "Визитка" Имидж при первом контакте. Анализ минизарисовки на видео.
    • Процедура "Выявление и решение педагогической задачи" Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Развитие умений оценить свои действия. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении. Решение педагогических задач с целевыми установками. Инсценированные педагогические задачи с вводными.
    • Процедура "Доброжелательное выспрашивание" Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться.
    • Процедура "Доведи за меня до конца!" Демонстрация того, как важно уметь доводить начатое дело до конца.
    • Процедура "Зависимость (незаконченные предложения)" Помощь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.
    • Процедура "Карусель" Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты. Развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
    • Процедура "Локус контроля" Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру.
    • Процедура "Наблюдение за работой учителя" Учет особенностей восприятия познавательного материала учащимися на уроке.
    • Процедура "Образ Я" Более глубокое осознание личностного существования. Соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции.
    • Процедура "Ответственность (незаконченные предложения)" Помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других.
    • Процедура "Планирование будущего" Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни.
    • Процедура "Преувеличение или полное изменение поведения" Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.
    • Процедура "Прошлое, Настоящее, Будущее" Исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем.
    • Процедура "Работа с ассоциациями" Развитие внимания в общении.
    • Процедура "Рекламный ролик" Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации.
    • Процедура "С три короба" Процедура группового психологического тренинга. Направлена на преодоление установок саморазрушения, самоагрессии. Желательно проводить в хорошо "разогретых" группах.
    • Процедура "Скульптура зависимости" Предоставление участникам возможности глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в зависимом положении.
    • Процедура "Телевизионный ролик" Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными.
    • Процедура "Что вы действительно думаете" Осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков.
    • Процедура "Я-реальное и Я-идеальное"
    • Процедура тренинга "Близнец издалека" Эта методика предназначена для рефлексии ценностно-смысловой сферы личности, выявления ведущих ценностных ориентаций в жизни человека.
    • Процедура тренинга "Социологический опрос" Анализ феномена предпринимательства.
    • Рефлексивная процедура "Что? Кто? Как? Где? Когда?" Составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результата в области трудоуст-ройства.
    • Знакомство с сутью процесса рефлексии. Обработка навыка рефлексии.
    • Ролевая игра "Былой конфликт" Закрепление полученнного на тренинге опыта.
    • Ролевая игра "Корпорация" Отработка простых менеджерских функций.
    • Ролевая игра "Соблазнение" Предоставление возможности в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.
    • Ролевая игра "Съемки фильма" Отработка простых менеджерский функций.
    • Самовнушение "Повышение уверенности" Данное самовнушение пригодится тем людям, которые переживают из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми.
    • Техника "Sic volo" Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы.
    • Техника "Активное воображение" Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов.
    • Техника "Внутренний смех" Техника предназначена для устранения внутренних конфликтов. Может быть использована в повседневной жизни.
    • Техника "Воскресный вечер" Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.
    • Техника "Герой нашего времени" Техника предназначена для обретения, "кристаллизации" внутренних точек роста личности.
    • Техника "Последний час" Эта техника предназначена для изменения отношения к времение, осознанию его ценности для человека. Техника была предложена в своё время Георгием Гурджиевым.
    • Техника "Распускание панцирей" Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений.
    • Техника "Сталкинг собственной энергии" Техника предназначена для инвентаризации трат собственных сил, энергии. Если вам кажется, что ваши силы и энергия "утекают" в неизвестном направлении, что отдача от вашей жизнедеятельности близка нулю, то эта техника для вас.
    • Техника "Формирование уверенности" Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа "Я не могу это сделать" или "Я недостаточно умелый".
    • Техника "Цепочка ассоциаций" Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы.
    • Техники самоменеджмента Процедуры (как правило ежедневные), повышающие личную эффективность человека, в том числе за счёт рационализации личного времени.
    • Тренинговая процедура "Узелки Лэнга" Данная процедура психологического тренинга предназначена для коррекции закомплексованного поведения, основанного на ложных идеях, следовании сложившимся стереотипам. В процедуре используются "Узелки" Рональда Лэнга, шотландского психиатра.
    • Упражнение "10 заповедей" Помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.
    • Упражнение "5 шагов" Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
    • Упражнение "Cамоанализ" Самоанализ личных качеств, умений и привычек, помогающих и мешающих работе предпринимателем.
    • Упражнение "Cлепой-поводырь" Демонстрация важности доверия и умения внушать доверие.
    • Упражнение "А вот и Я" Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение.
    • Упражнение "Автобиография" Предоставление возможности ощутить каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам.
    • Упражнение "Автопортрет по кругу" Повышение в шутливой форме у игроков способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.
    • Упражнение "Автопортрет" Описание тренингового упражнения Автопортрет.
    • Упражнение "Без маски" Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. Формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".
    • Упражнение "В детстве я хотел быть..." Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
    • Упражнение "В чем мне повезло в этой жизни" Повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.
    • Упражнение "Вам важно" Отработка умения фиксировать интерес в деловом общении.
    • Упражнение "Вексель-рейтинг" Рефлексия особенностей межличностных отношений.
    • Упражнение "Включение позитивной мотивации" Отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.
    • Упражнение "Волшебная лавка" Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.
    • Упражнение "Волшебная рука" Взаимная рефлексия участников.
    • Упражнение "Волшебный магазин" Самоанализ жизненных ценностей.
    • Упражнение "Да" Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
    • Упражнение "Дар убеждения" Оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.
    • Упражнение "Дигикон" Развитие социального мышления.
    • Упражнение "Доверчивый столб" Разминка, повышение доверия друг к другу.
    • Упражнение "Доверяющее падение" Формирование навыков психомоторного взаимодействия. Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.
    • Упражнение "Его сильная сторона" Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.
    • Упражнение "Если бы..., то я стал бы..." Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
    • Упражнение "Желание" Отработка коммуникативных умений и навыков.
    • Упражнение "Зато..." Снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.
    • Упражнение "Зеркало" Отработка гибкости невербального поведения.
    • Упражнение "Импровизация" Демонстрация участникам важности такого качества как быстрота реагирования.
    • Упражнение "Качества" Помощь в выработке у участников более объективной самооценки.
    • Упражнение "Комиссионный магазин" Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики. Выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы. Углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.
    • Упражнение "Контраргументы" Создание условий для самораскрытия. Развитие умения вести полемику и контраргументацию.
    • Упражнение "Космическая скорость" Отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Сплочение группы и углубление процессов самораскрытия.
    • Упражнение "Личный герб и девиз" Попытка в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо.
    • Упражнение "Меняющаяся комната" Настрой участников на переходное, трансовое состояние.
    • Упражнение "Мифы" Помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков.
    • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы" Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив.
    • Упражнение "На какой я ступеньке?" Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.
    • Упражнение "Называем чувства" Обогащение словаря эмоций у участников.
    • Упражнение "Обсуждение логичности" Предоставление возможности участникам проанализировать свое и чужое поведение, исходя из критерия "логичность - нелогичность".
    • Упражнение "Педагогическая инициатива" Отработка педагогических ситуаций.

    Тренинг «Стратегия личностного самосовершенствования»

    Время, необходимое для проведения тренинга: 3 часа.

    Цель: способствовать осознанию участниками необходимости самосовершенствования и стремления к личностному росту как условия жизненного благополучия.

    Задачи : актуализировать личностный потенциал участников для самосовершенствования, саморазвития; показать пути личностного роста.

    Ключевые слова: личностный потенциал, самосовершенствование, личностный рост, жизненное благополучие.

    Структура тренинга

    Этап

    Методы и формы

    Время

    Ожидаемые результаты

    Вступительное слово педагога

    Объяснение педагога

    Осознание участниками цели и задач тренинга

    Обсуждение принципов работы

    Мозговой штурм

    Принятые принципы работы группы на тренинге.

    Работа над понятиями

    Рассказ педагога Мозговой штурм

    Актуализация у участников понимания необходимости саморазвития; ознакомление с понятиями «развитие», «саморазвитие», «личностный рост»

    Определение ожиданий участников от тренинга

    Обсуждение в большом кругу

    Участники осознают цель и задачи тренинга, понимают необходимость четко определять цель своего участия в любой деятельности (например, на тренинге)

    Упражнение «Шаги к успеху»

    Групповая работа с последующим обсу-ждением в кругу

    Знакомство участников с принципами личностного роста на примере жизни известных людей

    Упражнение «Твое будущее»

    Индивидуальная работа участников с последующим обсуж-дением в общем кругу

    Актуализация навыков моделирования жизненных перспектив, потребности во всестороннем развитии творческого, духовного, интеллектуального потенциала

    Упражнение «Точка опоры»

    Индивидуальная работа участников

    Актуализация внутренних ресурсов участников занятия

    Упражнение «Стратегия лич-ностного самосо-вершенствования»

    Индивидуальная и групповая работа

    Выработка участниками стратегии личностного самосовершенствования и составление программы личностного самосовершенствования

    Подведение итогов тренингового занятия

    Индивидуальная работа с обсуждением в кругу

    Оценка результатов тренинга

    Вступительное слово педагога (3 мин.)

    Стратегия личностного самосовершенствования - понятие интегральное. Оно включает: адекватное восприятие окружающего мира; осознание своего места в нем, своих собственных возможностей; богатство эмоциональной и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности; всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала личности. Потребность в саморазвитии – это желание человека стать лучше, реализовать свои стремления, самоутвердиться, самосовершенствоваться. Вопрос о возможностях и путях личностного развития является таким же жизненно важными, как и вопрос создания семьи, рождения ребенка, профессиональной карьеры, потому что является основой их реализации. Программа тренинга составлена таким образом, что позволит в ходе работы найти ответ на такие вопросы: в чем необходимость личностного самосовершенствования; как работать над собой; что для этого нужно делать.

    Обсуждение принципов работы на тренинге (7 мин.)

    Цель: выработать принципы работы группы на тренинге.

    Необходимое обеспечение : большой лист бумаги.

    Ход проведения:

    Педагог говорит: «Для эффективной работы на тренинге, для того, чтобы достичь поставленной цели, задач тренинга и работать в дружной, творческой атмосфере, участники договариваются о принципах сотрудничества».

    Предлагаются такие принципы. Принцип позитивности. (Быть позитивными в отношении себя и других. Не критиковать, проявлять терпимость, уважение). Принцип пунктуальности. (Своевременно начинать и заканчивать работу над заданием; придерживаться регламента). Работать на результат. (Проявлять активность; осознавать цель задания; прислушиваться к мнениям других...)

    Вопрос для обсуждения: Почему важно придерживаться принципов сотрудничества?

    К сведению педагога . Принципы желательно записать на ватмане или доске, чтобы в случае необходимости к ним можно было обратиться.

    Упражнение «Работа над понятиями» (20 мин.)

    Цель: раскрыть сущность понятий «развитие», «саморазвитие», «личностный рост»; помочь участникам понять необходимость саморазвития.

    Ход проведения:

    1 этап. Педагог рассказывает участникам притчу «Три шага к успеху»:

    «Во время одной радиопередачи интервью брали у известного спортсмена, чемпиона мира по большому теннису.

    Всегда ли вы были чемпионом? - спросил ведущий.

    Нет, конечно, не всегда, - ответил тот. - Когда я был маленьким, мне очень хотелось достичь чего-либо значимого. Но другие мальчики были более талантливыми, чем я. Поэтому чаще всего я любил проводить время с девушками, с которыми мне было интереснее, чем с ребятами.

    А где сейчас эти мальчики? - спросил интервьюер.

    Они не осуществили того, что могли в силу своих природных способностей. Они так и не смогли свои таланты достойно применить.

      А что позволяет человеку реализовать себя?

      Вам достаточно лишь сильно захотеть этого.

      И в чем заключается секрет?

    Нужна дисциплина. Неважно, насколько ты талантлив от природы, нужно установить для себя определенные правила и придерживаться их. Нужно выбрать приоритеты и отказаться от многих вещей, которые временами могут казаться очень привлекательными.

    Это и есть секрет успеха?

    Нет, секрет в другом, - ответил чемпион, - и он намного сложнее, чем предыдущие. Его намного тяжелее достичь. Вы должны быть скромными и открытыми для восприятия, чтобы услышать то, что говорят вам судьи и тренер, чтобы принять нужный совет, своевременно оценить новые возможности и, главное, чтобы осознать - вы не знаете всего на свете. Эти три вещи являются составными частями моего успеха». (Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей / Пер. с англ. Е. Вач ковой. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 320 с.)

    Вопросы для обсуждения: Почему талантливые ровесники героя рассказа не смогли реализовать себя должным образом? Что помогло чемпиону достичь выдающихся успехов в спорте? Перечислите шаги к успеху, которые позволили герою завоевать звание чемпиона (желание, которое стало целью жизни; дисциплина, которая позволила не отвлекаться по пустякам и растрачивать время; открытость новому, неизвестному). Как вы считаете, что является основным источником развития человека (среда, наследственность, сила саморазвития личности, открытые возможности?) В чем, по вашему мнению, заключается сущность развития личности, личностного роста?

    II этап. Педагог записывает на доске слова «развитие», «саморазвитие», «личностный рост» и обращается к участникам с просьбой объяснить понимание значений этих слов. Участники называют варианты ответов, а педагог записывает их на доске.

    В завершение педагог предлагает варианты определений:

    развитие - процесс, в результате которого происходит изменение какого-либо качества, переход от одного качественного состояния к другому;

    саморазвитие - развитие кого-нибудь качества собственными силами без влияния каких-либо внешних сил; умственное или физическое развитие человека, которого он достигает самостоятельными занятиями, упражнениями;

    личностный рост - это непрерывный процесс, который подразумевает выполнение определенных действий, соблюдение определенных принципов и правил. Необходимость постоянного личностного роста диктуется как требова-ниями развития мирового сообщества, так и потребностью в самореализации.

    Определение ожиданий участников от тренинга (10 мин.)

    Цель: помочь участникам определить ожидания от тренинга.

    Необходимое обеспечение: большой лист бумаги.

    Ход проведения:

    Педагог напоминает участникам тему тренингового занятия: «Стратегия личностного самосовершенствования», акцентирует внимание на цели и задачах тренинга. Педагог предлагает каждому участнику подумать и ответить на вопрос «Что я ожидаю от тренинга?» (о чем хотели бы узнать, какую информацию получить, какие навыки приобрести, над развитием каких личных умений поработать).

    Педагог записывает ожидания на ватмане или доске.

    Вопрос для обсуждения: Как вы думаете, почему мы с вами определяли личные ожидания от тренинга?

    Упражнение «Шаги к успеху» (30 мин.)

    Цель: знакомство участников с принципами, правилами личностного роста известных людей.

    Необходимое обеспечение: бланки «Законы личностного роста и самосовершенствования».

    Ход проведения:

    Педагог акцентирует внимание участников на том, что личностный рост базируется на выполнении определенных действий, соблюдении определенных принципов и правил.

    Педагог объединяет участников в 4 группы и предлагает им ознакомиться с информационным материалом и определить правила, которыми необходимо руководствоваться для саморазвития.

    Информационный материал.

    Законы личностного роста и самосовершенствования:

      Жить, прислушиваясь к сердцу, руководствуясь умом.

      Верить в свои силы.

      Творить добро.

      Быть требовательным к себе.

      Самоотверженно трудиться.

      Стремиться к самосовершенствованию.

      Служить людям, быть им необходимым.

      Жить по законам совести.

      Понимать людей, выбирать в друзья лучших из них.

      Ненавидеть праздность.

      Беречь результаты своего и чужого труда.

      Совершенствоваться всесторонне.

    Подумайте, что из этого вам подходит сегодня, что можно сделать правилом вашей жизни через год, а что – в далеком будущем. Время выполнения: 15 мин.

    Правила участники записывают на отдельном листе бумаги.

    Презентация наработок групп.

    Вопросы для обсуждения: Какую новую информацию вы получили, выполняя упражнение? Почему упражнение называется «Шаги к успеху»? Что является шагами к успеху? Будете ли вы использовать полученную информацию («шаги к успеху») в личной жизни? Как?

    Комментарий педагога: Все великие люди жили с огромным напряжением сил, и, что интересно, жили долго, сохраняя работоспособность. Силы человека растут и крепнут в напряжении, в достижении результатов, а это увеличивает его потенциал. Важно и другое: чтобы напряжение венчалось успехом, чтобы затрата сил и энергии обязательно заполнялась увлеченностью, позитивными эмоциями. И это сочетание напряжения, труда, успеха, радости от результатов работы является еще одним условием жизнеутверждения и общественного признания. Нужно очень хорошо изучить себя, чтобы точно знать, что вы можете, где вы достигнете победы, что в работе вам приносит радость, удовольствие, что рождает позитивные чувства. И еще одно суждение вытекает из сопоставления биографий Ломоносова и Эдисона. Ломоносов создал себя вопреки неблагоприятным условиям, Эдисон - благодаря им. Значит, никто из жителей на земле не имеет права ссылаться на неблагоприятные обстоятельства как причину своей бездарности или ничтожества своего существования. Может быть разным и стиль жизни - борьба и творчество преобладали в деятельности Ломоносова; согласие, сотрудничество и творчество - у Эдисона. Но истинный характер, настоящая воля и настоящий талант всегда определяют жизненный путь человека, его успех. Упорство, терпение, труд, личностный рост и творчество - такие составляющие успеха любого выдающегося нашего современника.

    К сведению педагога. Вы можете предложить участникам принести на занятие информацию о тех людях, которых они считают успешными.

    Упражнение «Твое будущее» (30 мин.)

    Цель: актуализация у участников навыков моделирования жизненных перспектив, потребности участников в разностороннем непрерывном развитии творческого, духовного, интеллектуального потенциала

    Необходимое обеспечение: разноцветные фломастеры, карандаши, листы бумаги, бланк «Колесо жизни».

    Ход проведения:

    Это упражнение является подготовительным к составлению программы личностного роста участников. В этом упражнении участники определяют, какими они должны стать, осознают свои жизненные цели.

    Педагог говорит участникам: «Возьмите лист бумаги и нарисуйте портрет идеального будущего мужа или жену. Перечислите достоинства, каким он или она должны обладать, чтобы вы могли их полюбить, жениться или выйти замуж. Время выполнения - 5 мин.

    А теперь рядом отметьте, которые из этих качеств есть у вас?

    Вопросы для обсуждения: Имеется ли противоречие между требованиями к партнеру и личностными качествами? Как вы думаете, почему?

    Комментарий педагога: И . Кон, обрабатывая материалы по данному вопросу, констатировал, что в среднем юноша к девушке предъявляет 14 требований, а девушка к юноше -21. Необходимо, чтобы любимый был и красивым, и сильным, и мужественным, и любил верно, и имел хорошую специальность, и неплохо зарабатывал, был добрым, терпеливым, честным и т.д.. Юноши хотят, чтобы их любимая была интересным, добрым и чутким человеком, внимательным и умным собеседником, хорошей и умелой хозяйкой. Значит, полюбить мы хотим успешного человека, который выработал у себя все главные личные качества.

    Вопрос для обсуждения: Как вы понимаете изречение «Человек является таким, каким он сам себя создал» (Народная мудрость)?

    Педагог говорит участникам: «Вы рождены, чтобы творить чудную жизнь. Никогда не было и не будет никого похожего на вас. Вы уникальны. Особенное сочетание талантов, способностей, эмоций, идей, отношений и жизненной философии делает вас абсолютно неповторимыми среди всех людей, какие жили когда-либо. Чем вы хотите прославиться? Как вы хотите, чтобы люди думали и говорили о вас после того, как вас не станет? Какой след стремитесь оставить на земле? Что вы хотите сделать, чтобы изменить жизнь других людей?

    Один мудрый учитель советовал ученикам начать задумываться о том наследии, которое они захотят оставить перед тем, как уйти... Хотя те были еще подростками, этот мудрый человек объяснил, что думать об этом нужно уже сейчас. Десять лет спустя, когда бывшие одноклассники собрались на вечере встрече выпускников, оказалось, что немногие из них послушались совета. Но те, которые прислушивались, достигли намного более значительного успеха, чем ученики, которые пропустили слова учителя мимо ушей. Эти молодые люди отличались от других своим отношением и к себе, и к окружающему миру. Они обладали большей самооценкой и самоуважением, были серьезнее и увереннее. Суждение о наследии, которое они оставят, оказало значительное влияние на их способ мышления.

    Какой след вы хотите оставить после себя? В своем бестселлере «Семь привычек высокоэффективных людей» Стивен Кони утверждает, что есть четыре наибольшие жизненные цели - это «жить, любить, учиться и оставить след». Большинство великих людей в истории часто задумывалось о том, какую пользу они хотят принести обществу.

    Педагог акцентирует внимание участников на том, что первым шагом к созданию себя является представление, мечта о том, какой личностью человек хочет стать, какой жизненной цели достичь.

    Педагог предлагает участникам методику «Колесо жизни», в которой определено 8 основных сфер жизнедеятельности человека.

    Комментарий педагога. Процесс личностного стратегического планирования делит жизнь на такие сферы. Это дает возможность четко определить, чего вы хотите достичь в каждой из них и как это сделать.

    1. Профессия и карьера. Каким образом вы сможете достичь успеха, удовлетворения и вершин в своей карьере?

    2. Семья и личная жизнь. Каким образом вы достигаете равновесия между внешним успехом и личными отношениями?

    3. Финансовое благополучие. Как вы контролируете финансовую жизнь и достигаете финансовой независимости?

      Физическое здоровье и физическая форма. Как вы поддерживаете хорошую физическую форму, высокий уровень энергии и общее хорошее самочувствие?

      Личностный рост и развитие. Каким образом вы определяете и приобретаете ключевые знания и умения, необходимые вам для жизни?

      Социальная деятельность. Как вы организуете свою жизнь, чтобы изменить этот мир к лучшему и оставить в нем заметный след?

      Духовное развитие. Каким образом вы организуете внутреннюю жизнь, с тем, чтобы осознать свой потенциал как личности?

    Необходимо определиться с перспективами, которые участники хотели бы достичь в каждой сфере жизнедеятельности, какими духовными ценностями обогатиться, какой личностью стать. Задание выполняется индивидуально.

    Можно предложить участникам использовать бланк «Колесо жизни» для определения личных перспектив. Время выполнения: 25 мин.

    Вопросы для обсуждения. Сложно ли было определять, «каким хочу быть» в духовной, интеллектуальной сферах? Если да - почему? Если нет - почему? К каким размышлениям побуждало нас это упражнение? В упражнении мы определялись с целями в разных сферах деятельности, можно ли сказать, что это личное стратегическое планирование? Почему?

    Упражнение «Точка опоры» (20 мин.)

    Цель: актуализация внутренних ресурсов участников занятия.

    Необходимое обеспечение: листы бумаги, фломастеры, бланк «Самооценка уровня самоактуализации».

    Ход проведения:

    Педагог приводит изречение Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!» Это изречение мы часто слышим и, по-видимому, тоже хотели бы найти эту точку опоры. У каждого человека должны быть «точки опоры», которые помогают ему строить свое счастье: позволяют быть счастливым, выжить, выстоять, сохранить свое достоинство в самых сложных жизненных ситуациях. Точки опоры человека:

      Вера (в Бога, в идею, в человека); найдите веру.

      Надежда на лучшее.

      Любовь.

      Природа, потому что человек является ее творением, живет по ее законам. Именно в ней он находит ощущение жизни.

    Дело, которое человек делает, которому служит с радостью, наслаждением, профессионально.

      Искусство и его ценности: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино.

      Люди: не только друг, мать, ребенок, любимый, но и знакомые, коллеги, все люди, с которыми человек встречается.

      И главное - Вы сами, ваше «Я» с осознанным чувством собственного достоинства.

    У каждого из нас имеются сильные стороны: то, что мы ценим, принимаем в себе, любим, что дает нам ощущение внутренней свободы, уверенности в собственных силах, наша точка опоры.

    Участники объединяются в пары и получают задание: «Сначала один из вас будет в роли «слушателя», другой - в роли «выступающего». В течение 2 минут выступающий будет говорить о своих сильных сторонах. Слушатели могут уточнять детали или просить выступающих объяснить что-то, но не имеют права высказываться. Выступающие не должны объяснять, почему они считают те или иные качества своими сильными сторонами: достаточно, что они сами в этом уверены. Потом участники меняются ролями.

    Это упражнение является ключевым на данном этапе занятия, поскольку анализ своих сильных сторон позволяет раскрыть потенциал внутренних ресурсов участников.

    На следующем этапе участники получают бланк «Самооценка уровня самоактуализации». Им необходимо определить собственную оценку своих качеств на шкале по пятибальной системе.

    Самооценка уровня самоактуализации

    Я воспринимаю свою жизнь целостно, нашел (знаю, определился) свое дело в жизни

    5 4 3 2 1

    Не нашел, не знаю, не определился

    Я имею твердые моральные убеждения

    5 4 3 2 1

    Не имею

    Я воспринимаю людей такими,

    какие они есть

    5 4 3 2 1

    Не воспринимаю

    Я достаточно гибкий в поведении, легко адаптируюсь к новой ситуации

    5 4 3 2 1

    Не адаптируюсь

    Я могу отказаться от искушения

    5 4 3 2 1

    Не смогу

    Я уверен в себе и смогу постоять за себя

    5 4 3 2 1

    Не смогу

    Я смогу защитить себя от агрессии

    5 4 3 2 1

    Не смогу

    Я творчески подхожу к делу

    5 4 3 2 1

    Не творчески

    Я воспитываю себя, развиваю свои способности

    5 4 3 2 1

    Не развиваю

    Я смогу сориентироваться в рыночных отношениях, сделать карьеру

    5 4 3 2 1

    Не смогу

    Время выполнения 10 мин.

    Вопрос для обсуждения. Какие мысли у вас возникали, когда вы заполняли бланк? Какая цель этого задания? Для чего, по вашему мнению, человеку нужно знать свои сильные стороны? Как вы можете использовать информацию о своих сильных сторонах. Как вы считаете, почему в теме «Стратегия личностного самосовершенствования» мы рассматривали индивидуальные качества личности как точки опоры для ее роста?

    Упражнение «Стратегия личностного самосовершенствования» (50 мин)

    Цель: выработка участниками стратегии личностного самосовершен-ствования и составление программы личностного самосовершенствования.

    Необходимое обеспечение: листы бумаги, ручки

    Ход проведения

    Педагог говорит: Эндрю Гроув, президент «Іntеl Corporation», недавно заметил, что самое серьезное изменение, которое произошло за последнее десятилетие, заключается в том, что сегодня успех каждого человека зависит только от него самого. Ваше задание - постоянное приумножение своих достоинств; вы за все сами несете ответственность. Иоганн Вольфганг Гете писал: «Чтобы иметь больше, вы должны представлять собой больше». Чтобы достичь больших результатов во внешнем мире, вам необходимо поработать над миром внутренним, усовершенствовать себя. Личностное развитие - это могучий инструмент, который вы можете использовать для достижения любой поставленной цели.

    Педагог записывает на доске слова «стратегия» и обращается к участникам с просьбой высказать собственное понимание значения данного понятия. Участники называют варианты ответов, а педагог записывает их на доске. В завершение педагог предлагает вариант определения слова «стратегия»:

    Стратегия - искусство подготовки и выполнения определенных действий; искусство руководства, которое должно определять главное направление действий, поступков; способ действий, линия поведения.

    Стратегия личностного самосовершенствования состоит из шагов:

    1. Определение цели и смысла своей жизни, осознание духовных ценностей человечества и определения на их основе своих собственных духовных ценностей.

    2. Познание самого себя, какой я есть (мои достоинства, интересы, недостатки, слабые и сильные стороны).

    3. Формирование представлений: каким я должен стать.

      Определение программы саморазвития, создание своего образа, образа жизни.

      Тренировка себя, отработка необходимых качеств, умений, навыков.

    6. Оценка результатов работы над собой, постановка новых заданий для личностного роста.

    Как любая деятельность, личностный рост требует организации, а это означает выработку соответствующего плана работы, умение его реализовать в своей повседневной жизни, при необходимости исправить, откорректировать, наконец, проконтролировать результаты изменения своего внутреннего мира. К планированию саморазвития люди приходят не сразу. Обычно план саморазвития органически вытекает из образа жизни и служит дополнением к нему. Потом он превращается в самостоятельную часть саморазвития. Планирование своей жизни выступает как основа искусства саморазвития.

    Выдающийся советский ученый, Герой Советского Союза, полярник и путешественник О.Ю. Шмидт в 1909 году на первом курсе университета составил ориентировочный план, в котором определил, что должен сделать, какие качества выработать. Для осуществления такого плана было бы нужно 1000 лет. Тогда план был сокращен вдвое. Хотя для осуществления последнего варианта нужно было бы прожить 150 лет, О.Ю. Шмидт сделал его программой жизни, решив интенсифицировать всю свою деятельность. И до 60 лет реально осуществил все, что наметил.

    На следующем этапе педагог знакомит участников с методом «ПАКПРРЭ», который поможет определить стратегию личностного роста. На листе флип-чарта педагог записывает в соответствии со схемой такую информацию:

    П прогнозирование (цель)

    А активная позиция (что я сделаю)

    К конкретность (сколько времени на это нужно)

    П подтверждение (как я узнаю, что это уже начало происходить)

    Р ресурсы (которые есть и которые еще нужны)

    Р размеры (распишите по времени конкретно - что, когда и как) - то есть реальный план

    Э экологическая рамка (что будет происходить с вами и вашим окружением, когда вы достигнете цели) - оценка с точки зрения последствий реализации цели, как позитивных так и негативных.

    Педагог предлагает участникам разработать на основе предложенного метода стратегию личностного самосовершенствования. Время выполнения: 30 мин.

    Вопросы для обсуждения . Какие знания мы получили, выполняя это упражнение? Как вы можете использовать полученную информацию о стратегии личностного самосовершенствования в дальнейшем?

    Информационное сообщение педагога . Основное требование к саморазвитию - создание условий, при которых было бы невозможно не работать над собой, применение комплекса методов самостимулирования (например, подготовка доклада или сообщения, участие в конференции, заочное обучение в вузе, занятия в университете). Самое важное качество, которое гарантирует успех - это самодисциплина. Альберт Хубберд, один из мыслителей XXI ст. определил самодисциплину как «умение принудить себя сделать то, что нужно, тогда, когда нужно, нравится вам это или нет». Она является неотъемлемой чертой всех успешных людей.

    Планированию можно и нужно научиться. Сейчас появляется много литературы, из которой вы можете почерпнуть дополнительную информацию о процессе планирования, например: П. Берд. Тайм-менеджмент. Планирование и контроль времени. М.:ФАСРПРЕС, 2003.

    С чего нужно начинать реализацию стратегии? С планирования. Ежедневно планировать свою деятельность. План на будущий день составляется накануне вечером. В нем указывается, что нужно сделать, выясняются причины, которые помешали выполнению плана за прошлый день, дается оценка своим действиям и поступкам. Отработав умение планировать каждый день, можно приступать к следующему шагу: планировать дела на неделю. Постепенно планирование рабочей недели переходит к составлению планов на месяц, квартал, год. Лишь после этого можно составлять планы работы над собой на длительное время.

    Работа над собой - это внутренняя организация всей жизни человека, оптимальная самореализация всех его сил и способностей, это стиль и содержание жизни. Каждый человек может плодотворно работать над собой. В саморазвитии нет ничего невозможного. Только не нужно спешить, ожидать сразу ощутимых результатов.

    Подведение итогов (10 мин.)

    Цель: провести общую оценку результатов тренинга.

    Необходимое обеспечение: флип-чарт с записями ожиданий участников.

    Ход проведения:

    Педагог предлагает участникам ответить на вопрос: как они будут использовать полученную информацию? После высказываний участников педагог говорит:

    Мы завершаем нашу работу в рамках программы «Стратегия личностного самосовершенствования». Ознакомьтесь, пожалуйста, с советами, которые пригодятся вам.

    Советы всем и всегда

    «Находите время для работы - это условие успеха.

    Находите время для размышлений - этот источник силы.

    Находите время для игры - это основа молодости.

    Находите время для чтения - это основа знаний.

    Находите время для дружбы - это условие счастья.

    Находите время для мечты - это путь к звездам.

    Находите время для любви - эта наполненная радостью жизнь.

    Находите время для веселья - это музыка души».

    Следующие упражнения могут помочь вам освободиться от слабых, нежелательных сторон вашей личности, развить ваши сильные стороны. Этот тест(сам тест мoжно пройти ) дает только один из возможных "срезов" вашей личности(психологический портрет), но надеемся, с его помощью вы лучше поняли некоторые свои особенности. Не так важно, какие черты в вас больше выражены - Голубя, Страуса или Ястреба, важно то, что вы еще раз взглянули на себя как бы со стороны. Видимо, не все вас в себе удовлетворяет. Если вы решили меняться, будьте готовы к ситуациям дискомфорта - это неизбежный этап в процессе роста. Согласие на изменение похоже на согласие на операцию: вам будет некоторое время больно, но зато вы освободитесь от старой болезни. Вам может показаться, что некоторые задания вырабатывают отрицательные качества: зачем же их тренировать? Тут путаница: вам предлагается выработать умения, а не качества. Качества- это навсегда, а умения - только когда надо. Надо ли уметь "бить"? "Бить"- не надо, а "уметь бить"-бывает очень даже необходимо...

    Что нужно Голубю

    Вам нужно взрослеть и становиться более самостоятельным, начинать жить своей жизнью, зачастую вопреки ожиданиям или просьбам окружающих. Нужно учиться быть человеком для себя, а не человеком для других . Вы имеете право быть самим собой . Вам надо разрешить себе многое из того, что пока для вас внутренне недозволено. Это не значит, что вы должны становиться плохим человеком, но то доброе, которого в вас так много, должно быть надежно защищено.

    1. Упражнение "Не-улыбка".

    Улыбка - это прекрасно, она всегда вас красит. Но вас и "ловят" на улыбку: вы улыбнулись - значит, сказали "Да". А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ? Чтобы стать "более свободным" человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьезным.

    2. Упражнение "Нет".

    Вам трудно говорить "Нет"- вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Так вот, вы должны научиться говорить "Нет" спокойно и решительно. Во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое "Нет" воспринимается нормально.

    3. Упражнение "Нестандартные поступки".

    Вы слишком зависимы от мнений окружающих людей и боитесь выйти за рамки стандартного ("как все") поведения. Разрешите себе любые разумные, но нестандартные поступки. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно - попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? Во-первых, они не правы, а, во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок?

    4. Упражнение "Губа".

    Если неодобрительные взгляды окружающих выдерживаются вами все-таки с трудом, надо тренировать свою психическую устойчивость. На улице или в транспорте немного приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы, и ваше лицо начнет приобретать неприятное выражение. Разрешите себе быть с таким некрасивым, неприятным лицом. Упражнение хорошо тем, что вы здесь можете регулировать "уровень напряжения". Станет тяжело - губу приспустите; а не чувствуете напряжение - приподнимите губу выше...

    5. Упражнение "Подарю тебе оценку".

    Это упражнение облегчит вам и выполнение предыдущих заданий, и сделает вас более внутренне свободным. В жизни и общении учитесь быть не оцениваемыми, а оценивающими. Не ждите, пока оценят вас, - выстреливайте оценкой первым сами. Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели - не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.

    6. Упражнение "Свобода отрицательных эмоций".

    Вы боитесь своими неуместными (особенно отрицательными) эмоциями задеть или огорчить окружающих. Это добрая забота, но именно вам нужно от этой боязни избавиться. Какие бы ни были ваши эмоции, вы имеете на них право. Чаще, свободнее выражайте свои отрицательные эмоции в адрес окружающих или просто в пространство.

    7. Упражнение "Свобода обвинений".

    Учитесь в ответ на обвинения не оправдываться, а немедленно переходить в контратаку и встречно обвинять самому. А то и вовсе не ждите, когда начнут нападать на вас: начинайте с обвинений сами.

    10. Упражнение "Наведите порядок!".

    Возьмите себе за правило наводить порядок в магазинах и других службах сервиса, где сервиса пока нет. Разрешите себе делать замечания работникам торговли и службы быта (не важно, будут они эффективны или нет).

    Что нужно Страусу . Диагноз и общие предписания.

    Ваша холодность, ухудшающая контакты с людьми и ограничивающая восприятие всех красок мира, - не природная, а лишь следствие вашей боязни связей и переживаний. Да, жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще. И то, что было так болезненно в детстве и юности, уже не страшно сейчас. Попробуйте открыть себя миру, и мир откроет себя вам! Ваша главная задача-развивать в себе интерес и внимание к окружаю-щим людям, научиться их лучше понимать и чувствовать.

    1. Упражнение "Ассоциации".

    Это известная игра в компании, когда один выходит, а кого-то загадывают. Отгадчик должен задавать "абстрактные" вопросы (например, "Какая вещь домашнего обихода?"), а отвечающий должен думать о загаданном человеке, стараясь ассоциативно связать с ним свой ответ.

    2. Упражнение "Запоминание лиц".

    Выработайте в себе привычку запоминать лица окружающих вас людей. Посмотрели, закрыли глаза, попробовали восстановить все зримо, в деталях. Не получается, что-то "не видите"-смотрите снова, чтобы запоминание было полным.

    3. Упражнение "А как он смеется?"

    Глядя на лица, постарайтесь зрительно представить: "А как этот человек смеется или плачет? Как он объясняется в любви? Каков он растерянный? Как он хитрит, старается "выкрутиться"? Как он грубит? Ругается? Каков он обиженный? Каким он был в три года (чисто зрительно - видите?) Каким он будет в старости (видите?)”

    4. Упражнение "А что это он?"

    В компании друзей, где идет треп и развлечения, выключитесь из суеты, молча послушайте других и постарайтесь понять: "Почему, зачем вот этот человек говорит или делает это-и так? Чего это он? Он действительно так весел или только прикидывается? Она молчит - интересничает? Он изображает шута -зачем?"

    5. Упражнение "Я глазами других".

    В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас?

    6. Упражнение "Сопереживание".

    В разговоре на личные, трогающие собеседника темы постарайтесь активно и заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его, не перехватывая инициативу и не отключаясь, а сопереживая и пытаясь поставить себя на его место.

    7. Упражнение "Перевоплощение".

    Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека. Представьте, что он - это вы. Поставьте (посадите) себя на его место, влезьте в его внешность, проникните в его внутренний мир. Воспроизведите его посадку, походку, мимику, движения. Перевоплотитесь - постарайтесь почувствовать его чувствами и подумать его мыслями.

    8. В компаниях чаще вылезайте на роль Массовика-затейника. Не получается - учитесь. Личностный рост - это интересно и очень полезно, но всегда просто.

    Что нужно Ястребу . Диагноз и общие предписания.

    Видя в окружающих врагов, вы невольно превращаете в них даже тех, кто мог бы быть вам другом. Возможных единомышленников вы против их воли превращаете в своих конкурентов. Чтобы этого не происходило, вы должны научиться быть более терпимыми и доброжелательными.

    1. Упражнение "Улыбка".

    Вы должны приучить себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда.

    2. Упражнение "Мир тебе".

    Первая фраза (внутренняя фраза, установка) при встрече с любым человеком у вас должна быть "Мир тебе!". Подарите ему это всей душой, всем сердцем! Выходя утром из дому, киньте это небу, птицам, деревьям! Какое-нибудь симпатичное дерево можно и обнять. Если с кем-нибудь начинаете спорить или ругаться, каждые 3 минуты вспоминайте и повторяйте: "Мир тебе!"-это поможет вам остановиться. Многим больше нравится (и просто спасает) другая внутренняя фраза, а именно: “Хорошо”. Чтобы ни случилось, каждые пять минут говорите себе с внутренней улыбкой: “Хорошо!”. На вас кричат-“Хорошо”. Вы кричите?-?тоже “Хорошо”. Через какое-то время кричать уже не захочется никому, и в душе станет светло и тепло.

    3. Упражнение "Передача инициативы".

    Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Пусть разговор будет про то, что хочет он, и так, как хочет он.

    4. Упражнение "Оценка на себя".

    Чаще становитесь оцениваемым, а не оценивающим. Как рядом с вами чувствуют себя окружающие? Им уютно от вас и рядом с вами? Если кто-то совершил ошибку, обратите внимание не на этот факт, а на свою реакцию в этой ситуации.

    5. Упражнение "Приятный разговор".

    Если вопрос не слишком принципиальный (кстати, учитесь чаще оценивать его именно так), постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав собеседник или нет, глуп или нет-сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

    6. Упражнение "Облако в штанах".

    Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Старайтесь согласиться, а не возразить. Чаще говорите "Да", а не "Нет". Избегайте категоричных фраз и интонаций.

    7. Упражнение "Комплименты и благодарность".

    Используйте любую удобную возможность, чтобы сказать человеку что-то о нем и о его действиях хорошее. Все, что вам в человеке понравилось, выразите: глазами, улыбкой, и, конечно же, словами. Разрешите себе восхищаться: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” “От души спасибо, это просто восхитительно!” Главное, чтобы это было искренне, а это зависит только от вас.

    8. Упражнение "Гроза отменяется".

    Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции. Вам тяжело их сдерживать, а окружающим тяжело их переносить. Учитесь не ругаться. Не слабо целую неделю всем все прощать, принимать с пониманием, не критиковать и не делать замечания, не осуждать, не ругаться? Если неделю слабо, то сколько не слабо?

    9. Упражнение "Мудрец".

    Учитесь мудрости, созерцательному взгляду на жизнь и умению проигрывать. Ваш проигрыш - ваш новый опыт и возможность извлечь из этого урок. Что бы ни произошло, прежде чем негодовать или расстраиваться, спросите себя: "А как бы к этому отнесся мудрый человек?". Ведь именно это и называется - личностный рост.

    По материалам книги Николая Козлова "Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день"

    И еще. Думаю, что для любого типа личности будет полезно и интересно узнать, как выйти победителем из любого конфликта, затратив на это минимум сил и энергии.

    Психологическое айкидо. Принцип амортизации и общении.

    Отрывок из аудиокниги Михаила Ефимовича Литвака "Психологическое айкидо"

    Если статья понравилась и была полезна - подписывайтесь на обновления.

    УПРАЖНЕНИЯ ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

    Упражнение I. “Кто я?”
    Каждый участник тренинга называет свое имя и три присущих ему качества, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Например, Надежда – надежная, наивная, нравственная. Таким образом, происходит стимуляция креативных (творческих) способностей участников группы. Кроме того, преодолеваются робость и застенчивость, трудности в самовыражении, проявляется стремление к признанию, а в некоторых случаях оппозиционность.

    Упражнение II. “Мои главные достижения”
    Каждый участник тренинга описывает несколько совершенных им в последнее время (например, в течение недели) успешных поступков, решений (не менее 2-х), подчеркивая в каждом случае то, что он приобрел как личность. Остальные участники дают свою оценку этому (в корректной форме). Таким образом, выявляются склонности, мотивация и направления самореализации участников, что можно использовать для организации коллективных творческих дел.

    Упражнение III. “Я – друг”
    Каждый участник тренинга рассказывает о своем понимании дружбы и о поведении друга – как должен поступать настоящий друг и что другу не простительно делать. Ведущий или один из участников на доске (на листе ватмана), разделенной на три колонки, записывает предлагаемые группой признаки положительного (в первой колонке) и отрицательного (во второй колонке) поведения друга. Далее ведущий задает группе вопрос: “Кто бы мог простить своего друга за то или иное недопустимое поведение? Чем бы вы это могли себе объяснить?” На доску (лист ватмана) выносятся предлагаемые варианты (в третьей колонке). В конце упражнения участникам тренинга задается вопрос: “Что нового вы узнали о дружбе и что нового открыли в себе в ходе дискуссии?”

    Упражнение IV. “Мои лучшие способы преодоления стресса”
    Каждый участник тренинга рассказывает о нескольких своих лучших способах (не менее 3-х) успокоения в стрессе. Ведущий уточняет алгоритм каждого из них и записывает на доске. Остальные голосуют, если сами используют приведенные способы и с их помощью помогали другим (друзьям, знакомым, родственникам). В результате анализа и обсуждения описанных способов группа делает два вывода:
    - каждый человек имеет множество механизмов совладания со стрессами – в сфере переключения деятельности и хобби, коммуникаций, общения с природой, обращения к искусству, в сфере отдыха, питания, внутреннего монолога или диалога и др.;
    - люди могут эффективно помогать друг другу в случаях сходства у них применяемых способов совладающего со стрессом поведения.

    Это упражнение помогает диагностировать сценарии психологических защит и совладающего поведения.

    Упражнение V. “Мои любимые недостатки”
    В “щадящей” (юмористической) форме проводится конфронтация между участниками тренинга и их негативным жизненным опытом или субъективно неприемлемыми чертами характера с психологическим принятием личностью своего негативного опыта и на этой основе – принятием себя в целом. Ведущий дает инструкцию и каждый участник тренинга говорит о двух или более любимых недостатках в себе самом и других людях. При желании участники тренинга могут рассказать друг другу, каким образом они прощали себе и другим людям описываемые недостатки.

    Данное упражнение позволяет выявлять участников со стойко заниженной самооценкой и с тенденциями к преувеличению своих недостатков.

    Упражнение VI. “Я – лидер”
    I часть
    Участникам тренинга предлагается рассказать о случаях, когда они выполняли различные лидерские роли. Ведущий вводит понятие о множественности лидерских ролей и их изменении в зависимости от ситуации и сферы деятельности. Обсуждается динамическая смена лидеров в группе и семье, необходимость иметь в коллективе и семье для их успешного развития самый широкий набор разных лидеров.

    II часть
    Участникам тренинга предлагается пройти групповое самотестирование в форме анкеты. Ведущий раздает всем участникам анкету типичных лидерских качеств и ролей в разных сферах жизнедеятельности:
    - в управлении и принятии решений: вожак, руководитель;
    - в выработке решений (гипотез): генератор идей, компьютер, выдумщик, фантазер;
    - в мотивации к деятельности и ее организации: энтузиаст, трудоголик, заводной;
    - в коммуникациях между участниками деятельности: специалист по общению (“коммуникатор”), менеджер, дипломат, переговорщик;
    - в сфере знаний: кладезь премудрости, банк данных, библиотека, знайка;
    - в сфере практических навыков для реализации деятельности: мастер на все руки, рукодельник, умелец;
    - в эмоциональной поддержке деятельности и психологической защиты от стрессов: психотерапевт, лучший хвалитель, оптимист, добрый;
    - в оценке результатов деятельности: верховный судья, оценщик, поощритель;
    - в культуре и досуге участников: затейник, хранитель традиций, культуровед (литературо-, музыко-, киновед), главный театрал, спортсмен, турист.

    Последовательно каждый участник тренинга называет лидерские качества и роли, которые он обнаруживает у каждого участника группы (по одному качеству на участника). Остальные записывают распознаваемые у них лидерские качества в свои анкеты. Далее каждый участник подсчитывает, сколько баллов набрало каждое из его лидерских качеств; какова его доля в процентах от общего числа отмеченных лидерских качеств (оно равно числу участников группы, кроме него самого). Затем проводится групповая дискуссия на следующие темы:
    1. Множественность лидерских ролей в разных сферах деятельности и общения;
    2. Правильное понимание проблемы лидерства, основанного не на способностях “командовать”, а на способностях человека эффективно организовать и осуществить различные по содержанию виды деятельности;
    3. Наличие лидерских ролей (в разных видах деятельности) у каждого участника группы;
    4. Необходимость наличия в каждой социальной группе (классе) для ее успешного функционирования полного набора различных лидерских ролей.

    Данное упражнение диагностирует социально-психологические роли в группе, проявления лидерства в различных сферах жизнедеятельности. Также это упражнение поможет во внеклассной работе для поддержки у учащихся максимально эффективных ролей.

    Упражнение VII. “Продавцы и покупатели”
    Все участники тренинга делятся на пары; в каждой из них каждый из участников будет выполнять сначала роль “продавца”, а затем – роль “покупателя”. Ведущий дает инструкцию одновременно всем парам: “Сейчас мы поставим в центр класса два стула на небольшом расстоянии друг от друга – это будет у нас входной дверью в магазин. Работаете последовательно по парам, выходя к этой “двери”. В каждой паре один играет роль “продавца”, а другой – роль “покупателя”. Время – две минуты девятого. “Продавец” запирает входную дверь, уходя домой. “Покупатель” подбегает к двери и обращается к “продавцу” с просьбой вновь открыть дверь и продать какое-то количество хлеба. В этой сцене у каждого участника свои цели. У “покупателя” цель – во что бы то ни стало уговорить “продавца” продать хлеб. У “продавца” цель – в первую очередь отстоять график работы магазина и свое право вовремя уйти с работы; правда, во вторую очередь он все-таки должен думать и о выручке, и о сохранении клиентуры. Каждая пара у “двери” играет эту сцену до момента ее завершения – согласия либо отказа “продавца” продать хлеб”.

    После того как последовательно все пары сыграют эту сцену с первоначальным распределением ролей, далее они последовательно играют эту же сцену со сменой ролей – тот, кто был “продавцом”, становится “покупателем”, и наоборот. Остальные участники, кто не занят в сцене, наблюдают за развитием событий в каждой паре; их задача – установить, какие стратегии поведения “продавца” и “покупателя” являются наиболее успешными для достижения их целей. В конце упражнения участники обсуждают:
    - свое самочувствие в каждой из ролей (уверенность, чувство неудобства, превосходства, униженности);
    - наиболее эффективные сценарии поведения в роли “продавца” и “покупателя”.

    Данное упражнение диагностирует затруднения в сфере общения, вызванные особенностями характера человека (застенчивость, тревожная мнительность, замкнутость и др.) и недостаточной эмпатией.

    Упражнение VIII. “Неуверенное, агрессивное и уверенное поведение”
    В данном упражнении участники тренинга разбиваются на пары. Один участник последовательно в каждой конфликтной ситуации играет роль “виновника” конфликта, а другой – роль “пострадавшего”; затем – наоборот. В каждой сцене “виновник” обращается к “пострадавшему” с сообщением о какой-то неприятности. Участник в роли “пострадавшего” должен последовательно продемонстрировать сначала неуверенное, затем агрессивное и, наконец, правильное, уверенное поведение. Затем роли в парах меняются, и все ситуации играются в противоположных ролях. Пример ситуации: Приятель сообщил, что выболтал вашу тайну.

    Неуверенное поведение выглядит примерно так: “Ну, так и знал, что же мне теперь делать…”. Неуверенное поведение основано на принятии вами на себя вины за ситуацию, на боязни начать ее решать, на принятии человеком роли “жертвы”. Агрессивное поведение выглядит примерно так: “Черт возьми! Тебе ничего доверить нельзя! А еще друг называется!” Агрессивное поведение построено на перенесении вины на другого участника (тем более, что тот действительно виновен), но при этом вы его еще и унижаете и отказываетесь от дальнейшего взаимодействия с ним для решения проблемы. Уверенное поведение выглядит примерно так: “Да. Вообще-то я не ожидал от тебя. Теперь надо подумать о том, что ты и мы вместе можем сделать в сложившейся ситуации и как дальше вести себя, когда мне опять надо будет сказать тебе что-то важное”. Уверенное поведение построено на вашей более взвешенной позиции по отношению к другому участнику ситуации (“виновному”). Это позволяет вам одновременно и защитить свои интересы, четко, но без унижения, указать другому на его вину, сохранить с ним добрые отношения и взаимодействовать с ним для преодоления ситуации, и при этом основную роль в разрешении ситуации передать именно ему. Уверенное поведение возникает из личного опыта или может быть “заимствовано” из опыта взрослых, имеющих большое влияние на вас.

    Приведем примеры конфликтных ситуаций:
    1. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете его продавщице и говорите…
    2. Приятель вернул вам магнитофон, взятый на вчерашний вечер, испорченным. Вы ему говорите…
    3. Приятель взял у вас взаймы, но не только не собирается отдавать, но и просит у вас еще. Вы ему говорите…
    4. Ваш приятель без предупреждения привел к вам в гости незнакомого вам человека и поставил вас в неловкое положение. Вы ему говорите…
    5. К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то “наговорили” про него общим приятелям.

    Уверенное поведение может быть натренировано до автоматизма. Для этого сцены можно проигрывать в разных вариантах и столько раз, пока у “пострадавшего” не возникнет это чувство уверенности в себе. Критерии достижения результата:
    - появление у участника в роли “пострадавшего” чувства удовлетворенности собой, активности, впечатления в разрешимости ситуации, тогда как неуверенное и агрессивное поведение порождает напряжение, тревогу, страх за себя;
    - появление у участника в роли “виновного” чувства виновности, но без обиды и даже с желанием сотрудничать с тем, кому причинил неприятность.

    Затем участники тренинга делятся впечатлениями от упражнения – как себя чувствовали в разных ролях, какими были сценарии уверенного поведения.

    Данное упражнение диагностирует степень развития уверенности в себе, зрелости “Я”, зрелости психологической защиты от ситуации неудачи, разные сценарии совладающего поведения в ситуации неудачи.

    Упражнение IX. “Черты характера”
    У каждого участника тренинга лист бумаги и авторучка. Упражнение выполняется в шесть этапов.

    I этап
    Ведущий предлагает участникам (не обсуждая с соседями, молча) написать по пять “сильных” и по три “слабых” качества своего характера, затем перевернуть листки бумаги и временно отложить.

    II этап
    Ведущий переключает внимание участников на доску и задает группе вопрос: “Как вы считаете, какими чертами характера обладает человек, который впал в зависимость от курения, алкоголя или наркотиков? Нет секрета в том, что многие дети начинают это делать в очень раннем возрасте. Тема является актуальной для всех нас!”

    III этап
    Перечисляемые участниками черты ведущий записывает на левую половину доски.

    IV этап
    Затем ведущий предлагает участникам молча сравнить список своих черт (I этап) со списком черт характера предполагаемого зависимого человека (II этап).

    V этап
    Найденные сходства обсуждаются. Группа, сравнивая результаты отдельных участников, может вывести и общие закономерности сходств и различий этих списков. Проводится групповая дискуссия; ее цель – достичь участниками осознания того, что у каждого из них есть в характере такие черты, которые объективно предрасполагают к употреблению ПАВ. Далее ведущий задает вопрос участникам: “Являются ли выделенные вами у себя “сильные” черты характера защитой от употребления ПАВ и возникновения зависимости?” Те из участников, кто оценит свои сильные черты характера как защищающие от зависимости, против каждой из них выставляют оценки их эффективности именно как защиты – от 0 до 100%. Эти обнаруженные участниками защитные черты своего характера ведущий заносит на правую часть доски.

    VI этап
    После этого ведущий спрашивает участников, есть ли, с их точки зрения, еще какие-либо свойства личности, защищающие от возникновения зависимости. После того как участники называют их, ведущий уточняет, есть ли среди них те, что получены в результате данного тренинга – в ходе совместной работы и взаимодействия участников друг с другом. Результаты VI этапа дискуссии ведущий добавляет на доску к результатам V этапа. Таким образом, возникает полный список защит данной группы от ПАВ. В завершение упражнения ведущий предлагает участникам высказать что-либо друг другу в связи с тем, что они участвовали в возникновении и тренировке защит друг друга от употребления ПАВ и зависимости.

    Упражнение диагностирует характерологическую защиту от начала употребления ПАВ и потенциального развития зависимости от них, а также способность участников тренинга к самоанализу.

    Упражнение X. “Отвечаю за свое “хочу”
    Объяснение ведущего: “У каждого из нас есть цели. Цели определяют собой какие-то задачи, позволяющие их достичь. Необходимость решения задач приводит нас к началу действий. Совершаемые нами действия дают результат. Сокращенно эта последовательность выглядит так: Цели – Задачи – Действия – Результат.

    Когда человек хочет чего-то достигнуть, он говорит: “Я хочу”. Когда человек думает, какие задачи надо решить, он говорит: “Я думаю”. Когда человек совершает действие, он говорит: “Я делаю”. Когда человек получает результат, он говорит: “Я отвечаю”. Сокращенно эта последовательность выглядит так: Я хочу – Я думаю – Я делаю – Я отвечаю. Совместим эти две последовательности и получим такую: Цели несут в себе понятие “Я хочу”. Задачи содержат в себе понятие “Я думаю”. Действия подразумевают понятие “Я делаю”. Результат символизируется понятием “Я отвечаю”. В жизни мы отвечаем за каждое возникающее у нас желание и за его реализацию. Например, парень познакомился с девушкой. С этого момента он ответственен за то, что происходит в их паре по его инициативе. И наоборот”.

    Затем группа в случайном порядке делится по двое. Один из участников делает другому какое-то предложение: что-то сделать, куда-то пойти и т.п. На этой основе в паре возникает дискуссия. Тот, кто сделал предложение, обосновывает его важность, актуальность, поясняет свои роли и пределы ответственности в предлагаемом им деле. Тот, кому адресовано предложение, вопросами выясняет свои выгоды, интересы, задачи, ответственность. Дискуссия длится до принятия вторым участником решения – согласиться с предложением или нет. Затем роли в парах меняются. После завершения упражнения участники обсуждают чувства, которые они испытали при его выполнении. Ведущий задает следующие вопросы:
    - Какие чувства вы испытали в разных ролях?
    - Каковы оптимальные стратегии убедить согласиться с предложением и в какой момент возникает это согласие?
    - Какова роль чувства доверия в этом процессе и как оно возникает у принимающего предложение?
    - Какова роль ответственности, принимаемой на себя предлагающим, в возникновении доверия к нему у принимающего предложение?