• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    (ТЖС) - это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» (Н.Г. Осухова, к.п.н.).

    1) трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти);
    2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи);
    3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты, давление, и т. п.) (М. Тышкова).

    Какие техники поведения люди чаще всего используют в трудных ситуациях? Их можно объединить по стратегиям преобразования трудных жизненных ситуаций: защиты, совладание (преодоление и приспособление) и переживание.

    Приемы защиты чаще всего включают в особую группу неадаптивных реакций на трудности: безропотное смирение, подавленность, депрессия, а также избегание тяжелых ситуаций, подавление мыслей об источнике трудности.

    Преодоление — это действия, ориентированные на достижение, на успех, на изменение практической трудной ситуации. Они связаны с усилием и затратой энергии; предполагают высокий уровень саморегуляции, поиск информации, интенсивные раздумья, вовлечение в орбиту своих действий других людей.

    1. Приемы приспособления

    • Приспособление к институционным аспектам ситуации (социальным нормам, общественным установкам, правилам деловых отношений и т.д.) . Овладев этой техникой, человек легко входит в мир права, морали, культуры, труда, семейных отношений. В обычных социальных условиях эта техника является предпосылкой успешности. К примеру, она помогает при адаптации к новым условиям работы или в случае, когда молодожены вынуждены жить с родителями, и т. п. Однако техника имеет свои ограничения: она зачастую не срабатывает в ситуации социальных потрясений, когда резко изменяется образ жизни (старые правила уже не действуют, а новые еще не сложились).
    • Приспособление к своеобразию и потребностям других людей может иметь большое значение в ситуации социальных потрясений. Исследования показали, что данной техникой чаще всего пользуются в кризисные периоды развития общества. Неслучайно этой техникой пользуются те, кто пережил тяготы Второй мировой войны и послевоенного времени. Близка к ней еще одна техника приспособления — забота об установлении и поддержании социальных контактов .
    • Принять на себя роль и вести себя в соответствии с нею . Этот прием люди используют в таких ситуациях, когда источником трудностей и тягостных переживаний становятся их собственные личностные свойства (к примеру, застенчивость или неуверенность в себе, не позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям работы, обратиться за помощью и т.д.) В основе этого приема лежит сознательное использование механизма идентификации . Человек находит модель для подражания (это может быть знакомый, обладающий этим недостающим качеством, герой фильма или книги, олицетворяющий уверенность) и в трудной ситуации принимает на себя роль этого персонажа: начинает иначе двигаться, по-другому говорить и даже по-другому себя чувствовать. Поскольку он не полностью отождествляет себя с выбранной ролью, а лишь «играет ее», то все свои промахи и неловкость относит не к себе, а к выбранному персонажу. Это помогает не чувствовать смущения, не снижать при неудаче самооценку и быть более свободным от мнения окружающих. Исследования показали, что при удачном выборе роли ее исполнение помогает совладать с трудной ситуацией общения, вызывает заметные изменения не только в поведении, но и в личных установках и ценностях (Ф. Зимбардо, Я. Морено и др.) При этом приобретается гибкость, и не роль овладевает личностью, а личность — ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях.
    • Распространенной формой приспособительного поведения часто выступает идентификация с более удачливыми людьми или идентификация (отождествление себя) с мощными организациями и объединениями. К такому приему прибегают люди, перенесшие неудачи и разочарования, причину которых они могут видеть в отсутствии у себя качества «удачливости». Идентифицируясь с преуспевающими людьми, они как бы дополняют себя особыми способностями, а становясь функционерами авторитетной организации, не только получают право чувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и на самом деле начинают ощущать себя сильными и действуют более уверенно и успешно.
    • Определение границ своих возможностей — эта техника, как правило, используется при резком изменении жизненных обстоятельств. Наиболее ярко она проявляется у тех, кто стал инвалидом. Такие люди вынуждены резко менять образ жизни. Сначала они «определяют границы своих возможностей»: как человек, входящий в реку в незнакомом месте, или человек, идущий по болоту; прощупывают меру сохранившихся способностей и пытаются компенсировать потерянное. Отметим, что к таким же тактикам прибегают почти все люди, очутившиеся в новых или усложнившихся обстоятельствах.
    • Антиципирующее (от лат. anticipate — предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление) совладение и предвосхищающая печаль — это прием, которым пользуются люди, имеющие опыт неудач или ожидающие неизбежного наступления трудной ситуации (к примеру, смерти больного родственника, собственной серьезной операции и др.) Эта техника имеет адаптивное значение: она позволяет людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям и заранее наметить способы предотвращения несчастливых поворотов судьбы. Как и любой другой способ совладания с трудностями, антиципирующее совладание может быть как продуктивным, так и непродуктивным — в зависимости от особенностей жизненной ситуации.

    2. Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий

    К этим приемам относятся техники борьбы с эмоциональными нарушениями , вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями.

    Таковы уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме — путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней (отказ от повышений по службе, от заманчивых предложений, избегание всех сомнительных ситуаций нередко становится у людей, переживших много разочарований и неудач, личностной особенностью). Такие люди сами определяют свой способ поведения как «последнюю линию защиты».

    К распространенным приемам самосохранения относится отрицание — отказ принять, что произошло ошеломляющее, травмирующее событие. Отрицание позволяет человеку перерабатывать трагические ситуации малыми дозами, постепенно ассимилируемыми смысловой сферой личности. После ассимиляции катастрофического события меняются сознание человека, его отношения к миру, появляется новая оценка жизни и собственных возможностей, увеличивается пространство личного будущего в его сознании.

    Техники преобразования и приспособления могут быть как типичными для человека, так и ситуационно-специфическими; как основными, так и вспомогательными. К ситуационно-специфическим принято относить следующие техники: «использовать шанс», «сопротивляться», «идентифицироваться с целями и судьбами других людей», «надеяться», «корректировать свои ожидания», «полагаться на других людей», «самоутверждаться», «проявлять агрессию в форме действия или критики», «отсрочивать удовлетворение своих потребностей» и др.

    3. Техники, применяемые в случае неудачи

    Данные техники человек применяет в тех случаях, когда, несмотря на все его усилия, ему не удается изменить жизненную ситуацию к лучшему: проблема остается нерешенной и человек вынужден признать, что потерпел неудачу . Ведь если человек поставил перед собой трудную задачу, спроектировал ее решение как часть будущей жизни, был преисполнен уверенности в ее решении и для совладания с ней мобилизовал огромные силы, то поражение переживается как крушение личности. Если человек до этого не переживал крупных неудач, не попадал в бедственное положение, он чрезвычайно уязвим. Его сознание сопротивляется принятию реальности.

    В такой ситуации человек стремится любой ценой сохранить или восстановить позитивное отношение к себе , чувство личного благополучия. Наиболее часто применяются приемы, обесценивающие неудачу , в основе которых лежит действие механизмов психологической защиты. Они не требуют от человека болезненной перестройки отношения к себе и позволяют снизить тяжесть эмоциональных переживаний. Среди этих приемов отметим следующие.

    • Обесценивание объекта . Человек снижает значимость для себя того, к чему стремился, но не смог достичь (поступление в вуз, выход замуж, завершение диссертации и др.) Тем самым он обесценивает свою неудачу («Это не самое важное в жизни», «А оно мне надо?») и старается вписать печальную ситуацию в историю своей жизни как незначительный биографический эпизод.
    • Коррекции своих ожиданий и надежд . Поскольку неудача — это тягостное для человека событие, заставляющее отказаться от ценности, ради которой были мобилизованы все силы, человек может прибегнуть к коррекции ожиданий и надежд. Нередко это приобретает форму минимизации потребностей. Несомненно, такой прием спасает от неудач, но он обедняет будущее личности и отнюдь не поднимает ее самоуважения.
    • Акцептация ситуации — принятие ее такой, как она есть. В практической психологии эту технику порой называют « терпением » или употребляют словосочетание «отпустить ситуацию» (смысл этого выражения — прекратить безуспешные преодолевающие действия по изменению ситуации). Это не пассивный ответ на тяжелые обстоятельства, а осознанное решение, которое человек принимает после анализа своей жизненной ситуации и сравнения своего положения с положением людей, находящихся в еще более бедственном положении. Эта техника вполне уместна для ситуации тяжелой болезни или инвалидности, ограничивающей возможности человека.
    • Позитивное толкование своей ситуации . Эта техника схожа с предыдущей. Она состоит в том, что человек использует различные варианты сравнения: сравнивает себя с теми, кто находится в еще более незавидном положении («идущее вниз сравнение»), или вспоминает о своих успехах в других областях и ситуациях примерно в такой форме: «Да, я не достиг этого, но зато...» («идущее вверх сравнение»). У многих на памяти такие защитные фразы одной из не слишком успешных героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман»: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой», «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский» и т.п.

    Если вы столкнулись с поведением человека, которое, на первый взгляд, кажется неадекватным, не спешите с выводами. Внимательно рассмотрите и проанализируйте особенности его жизненной ситуации. В этом вам помогут следующие вопросы.

    • Каковы объективные особенности той ситуации, в которой человек проявляет неадекватное поведение? Возможно, его неадекватное поведение — «нормальный ответ на ненормальную ситуацию»?
    • Как сам человек интерпретирует ту жизненную ситуацию, в которой оказался?
    • В какой более широкий контекст «вписана» данная ситуация? Кто еще участвовал в ней? Каковы отношения между участниками? Какие события происходили в жизни человека незадолго до этой ситуации? Насколько значима для человека данная ситуация? и др.
    • Сформулируйте предварительные гипотезы о жизненной ситуации человека. Если вы столкнулись с тем, что человек не реагирует на мощные воздействия жизни, задумайтесь: возможно, та информация о нем и его ситуации, которой вы обладаете, ошибочна или неполна. Или вы неадекватно оцениваете его ситуацию и налицо расхождение между вашим видением ситуации и тем, как ее видит человек.
    • В таких трудных случаях обязательно постарайтесь понять особенности образа мира человека. Особенно трудны для оказания психологической помощи два крайних варианта — инфантильный образ мира (его порой называют «личностной концепцией благополучного мира») и сверхустойчивый, ригидный образ мира. В обоих случаях люди стремятся любой ценой сохранить позитивные представления о себе и нередко похожи на страуса, который в ситуации опасности прячет голову в песок. Они игнорируют неблагоприятную информацию, стараются дискредитировать источник информации, понижающий самооценку, прибегая при этом к разным формам самообмана.
    • Обязательно создайте у человека ощущение владения ситуацией — особенно у тех людей, которые нуждаются в помощи. Предлагайте им помощь так, чтобы их ощущение собственной эффективности и самооценка не снижались, а наоборот, возрастали, придавая им веру в то, что они сумеют совладать с жизненными невзгодами, и мужество принять на себя ответственность за собственную судьбу.
    • Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда люди не могут (даже если осознают необходимость сделать это) изменить старые привычки. Здесь бесполезно обвинять людей в косности, глупости или низменных побуждениях. Вместо этого стоит глубже проанализировать о динамике внешних и внутренних сил, которые удерживают человека от изменений.

    Чтобы целостно понять особенности поведения человека в ситуации и возможности преобразования ситуации, мы должны рассмотреть:

    • те «тайные функции» и «психологические выгоды» (реальные или мнимые), которые выполняет привычный для человека способ поведения;
    • те незримые силы, которые препятствуют изменениям (это могут быть, к примеру, существующие в его рабочем или семейном окружении групповые стандарты; сформировавшийся в прошлые периоды жизни страх неудачи и др.);
    • задуматься о факторах, которые можно использовать для создания условий продуктивных изменений.

    Основные стадии психологического сопровождения.

    1. определить «место», на котором в момент обращения находится клиент («беглец»), выявить, в чем состоит его проблема, каковы сущность и причины его жизненного неблагополучия. В традиционной терминологии это обозначается как диагностика ;
    2. превратить «беглеца» в «путника». Для этого необходимо установить «место», куда он хочет прийти, совместно с ним создать образ того состояния, которого он хочет достичь (представление о благополучии, степень реальности его достижения), то есть определить направление и наметить пути реабилитации ;
    3. помочь клиенту («путнику») добраться до своей цели, осуществить свои желания. Эту задачу выполняют в процессе реабилитации.

    Приемы и методы.

    Составление генограммы семьи

    Семейная генограмма помогает выявить факторы, оказавшие влияние на становление системы семейных ценностей, правил жизни и стереотипов поведения. Такое выявление осуществляется в ходе беседы, которую целесообразно проводить с каждым из членов семьи индивидуально. Результатом беседы становится семейная генограмма, широко используемая в различных направлениях индивидуальной и семейной психотерапии.
    Для составления генограммы на первой консультации психолог может задать следующие вопросы:

    • О клиенте : «Как вас зовут?», «Сколько вам лет?», «Вы замужем (женаты) или одиноки?», «Как зовут вашего супруга (супругу)?», «Когда вы вступили в брак?», «Какие у вас отношения с супругом (супругой)?», «Есть ли у вас дети?»
    • О детях клиента: «Как их зовут?», «Сколько им лет?», «Какие у вас отношения с детьми?», «Как дети относятся друг к другу?»
    • О родителях клиента : «Как зовут ваших родителей?», «Сколько им лет?» (возможный вариант — год рождения каждого из них), «Чем они занимаются?» (если умерли, то когда и по какой причине), «Какие взаимоотношения между матерью и отцом сейчас?», «Какими они были, когда вы росли?»
    • О братьях и сестрах клиента : «Какие отношения существуют между вами и вашими братьями и сестрами?», «Как ваши родители относятся к вам и вашим братьям и сестрам?», «Как сложилась судьба ваших братьев и сестер? Где они сейчас?», «Чем они занимаются?», «Какова их семейная ситуация?»

    Задавая эти и подобные вопросы (в реальной беседе они звучат не так жестко и однозначно), специалист выслушивает человека, наблюдает за его поведением, мысленно отмечает особенности и мотивы поведения и речи (как он говорит, есть ли напряжение в теле, каковы тон и скорость ответов на различные вопросы, какие ключевые слова он употребляет).

    В речи, особенно при воспоминаниях о значимых для человека жизненных ситуациях, чаще всего ярко проявляются непродуктивные жизненные установки, семейные правила, характерные модели семейных отношений и поведения в сложных жизненных ситуациях, которые не позволяют семье продуктивно адаптироваться к жизни и добиться успеха.

    Кроме беседы можно использовать и графические приемы : составление генеалогического дерева или семейной генограммы (Р. Ричардсон, К.-Ч. Тойч). Форма генеалогического дерева всем хорошо известна. В генограмме же, как правило, клиенты с помощью символов изображают историю семьи. Один из вариантов заполнения генограммы можно найти в книге Э. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М., 1996).

    Методика «Я и мой жизненный путь» (автобиографический прием)

    Применяется в ходе индивидуальной работы с одним из членов семьи. Эта методика предполагает письменное изложение своей истории в контексте истории семьи. Такой прием помогает человеку осознать, каким образом прошлое повлияло на настоящее и как это влияние продолжает сказываться до сих пор.
    Выполнение задания помогает увидеть повторяемость семейных стереотипов поведения и принять решение о «прощании с прошлым», освобождении от стереотипов, которые не соответствуют новым жизненным условиям. Предлагаемые клиенту вопросы для размышления направляют его внимание не столько на панораму времени, сколько на его собственную историю жизни, помогают исследовать, каким образом условия быта, события и люди повлияли на его жизнь.

    Инструкция

    1. Сначала кратко опишите внешние события вашей жизни (время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, число братьев и сестер, каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили). Как эти внешние обстоятельства повлияли на ваше развитие?

    2. Излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают начинать с того момента, который по каким-то причинам является для них значимым. Можно сначала набросать общий план основных событий в хронологическом порядке, а затем подробно остановиться на том, что больше всего вас привлекает, и вновь вернуться к плану, чтобы не упустить важные моменты жизни. Пишите так, как вам удобно. Самое важное — это начать писать. Попробуйте излагать мысли в виде потока сознания. Это лучше, чем заранее ограничивать изложение жесткими рамками плана.

    3. Описывая свою жизнь, будьте откровенными и беспристрастными, не бойтесь предстать в невыгодном свете. Обратите внимание на те моменты своей жизни, которых вы стесняетесь: их осмысление поможет многое понять, лучше осознать свою жизнь и найти конструктивные способы отношений с собой и другими, стать более успешным. Если текст покажется вам слишком длинным и бессвязным, можно сделать на его основе более короткий и четко организованный вариант для своего психолога. Такая работа поможет вам лучше увидеть собственные стереотипы.

    Вопросы для размышления

    1. Каким вы были в разные периоды своей жизни?
    2. В какую сторону вы изменились с тех пор?
    3. Воспринимали ли вас окружающие так же, как вы воспринимали себя?
    4. Какие маски вы носили? Как искажали свою истинную натуру, чтобы быть принятым окружающими? Чтобы защищаться от них?

    Задания

    1. Опишите поворотные моменты, во время которых происходили изменения в вашем осознании жизни или отношении к ней. Такие события часто воспринимаются как испытание или инициация и могут происходить как кризис или проверка на прочность.
    2. Опишите замеченные вами стереотипы или конфликты, которые повторялись в различных жизненных ситуациях, а также уроки, которые вы вынесли из своего жизненного опыта.
    3. Опишите свои самые ранние воспоминания.
    4. Отметьте любые события, которые травмировали вас (например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т.д.). Как они повлияли на вас?

    5. Расскажите о своей жизни, подумайте, как бы вы назвали книгу о своей жизни, если бы написали ее. Придумайте миф или сказку о своей жизни и проиллюстрируйте ее рисунками.

    Итоговые вопросы
    1. Вы принимаете свой жизненный опыт или относитесь к нему отрицательно?
    2. В чем, на ваш взгляд, состоит более глубокое значение и предназначение вашей жизни?

    Методика «Рамки, через которые мы смотрим на мир»
    (рефлексия чувств, отношений, взглядов клиента на себя и окружающий мир)

    Данная методика предназначена для того, чтобы клиент смог исследовать свой образ мира и осмыслить влияние, которое он оказывает на восприятие себя, других, жизни в целом. Она создает условия для мягкой недирективной реконструкции представлений человека о мире и своих возможностях. Применяется в небольшой группе.

    Цель : помочь человеку сравнить свои взгляды на мир с другими (противоположными) взглядами; помочь человеку осознать, как его взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом; подвести человека к мысли о возможности сознательного выбора своего отношения к жизни; укрепить веру в возможность продуктивных отношений с людьми.

    Необходимое оборудование

    Для психолога — две большие рамки из картона (шириной примерно десять сантиметров) и большие листы бумаги различных цветов, две большие фотографии (грустная и веселая).
    На одной из рамок заранее написаны пессимистические высказывания («Я ничего не могу с этим поделать», «Все ополчились против меня», «Мы живем в никудышном мире», «Все так безнадежно» и т.д.), на другой — оптимистические («Я справлюсь!», «Как прекрасен этот мир!», «У меня так много друзей», «Жизнь прекрасна!» и т.п.);

    Для каждого участника — по две рамки из белой плотной бумаги и картона, восковые мелки, две фотографии или картинки (одна грустная, другая — веселая), несколько разноцветных листов плотной бумаги (размером больше, чем фотографии или картинки).

    Психолог (обращается к участникам). Вот две большие фотографии. Потом вы посмотрите на них. Я буду показывать вам эти фотографии на фоне разных по цвету листов бумаги, чтобы вы могли определить, как влияет цвет рамки на ваше восприятие фотографии и настроение (показывает фотографии, прикладывая к

    разным по цвету листам).

    У каждого из вас по две фотографии. Приложите веселую фотографию по очереди к листам черного, серого, синего, красного и желтого картона. Как разный цвет рамок влияет на ваше настроение при

    разглядывании фотографий? Затем повторите то же самое с грустной фотографией. Что вы чувствуете, когда смотрите на фотографию? О чем вы думаете? Какой представляется вам жизненная ситуация на фотографии?Участники занятия выполняют предложенные психологом действия и высказывают свое мнение.

    Психолог . Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки. Только такими рамками

    становятся наши мысли. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из черных мыслей (показывает рамку с пессимистическими фразами и предлагает вспомнить моменты, когда участники смотрели на мир сквозь подобную рамку), иногда — сквозь рамку из светлых и радостных мыслей, например, таких (показывает рамку с оптимистическими высказываниями и просит вспомнить периоды жизни, когда участники воспринимали окружающее сквозь такие рамки). Сейчас вы получите по две пустые рамки. На одной из них, назовем ее пессимистической, запишите все пессимистические мысли, которые придут вам в голову, на другой, оптимистической, — свои оптимистические мысли.Затем участникам занятий предлагается примерить рамки — сначала негативную, затем позитивную, посмотреть на окружающее через каждую из них, произнося при этом слова, которые соответствуют их мыслям и чувствам при взгляде через каждую из рамок (по отношению к миру, к другим людям, к себе самому).

    Вопросы для размышления

    1. Как вы себя чувствуете, когда смотрите на мир через пессимистическую рамку? Через оптимистическую?
    2. Чего вы сможете достигнуть, если будете смотреть на мир через оптимистическую рамку?

    ПРИТЧИ.

    Процессы, связанные с эмоциональным освещением человеком самой ситуации и себя в трудной ситуации, порой блокируют понимание ситуации, искажают реальность, поэтому здесь необходимы инструменты, которые способствовали бы прояснению происходящего. Такими инструментами может быть обращение к народной мудрости. Именно притчи, истории, сказки могут способствовать «эмоциональному пониманию» ситуации, постижению смысла происходящего, который до этого был скрыт.

    Счастье в яме.
    Жили четыре брата. Пошли они как-то счастье искать. Шли-шли, и вдруг видят - яма. А в яме Счастье сидит.
    - Чего, - спрашивает Счастье, - вам надо, братья?

    Первый говорит:
    - Хочу все знать!
    - Это можно, - говорит счастье и дает ему «Всемирную энциклопедию».
    Второй говорит:
    - А я хочу стать богатым!
    - Почему бы и нет? - говорит Счастье и дает ему сто медных монет.
    Третий брат говорит:
    - А я самым сильным хочу стать!
    - И это решаемо, - говорит Счастье и вручает ему гирю.
    - А тебе что надобно? - спрашивает Счастье младшего брата.
    - А тебе??? - в ответ младший брат. - А то мы все о себе да о себе.
    - А мне бы из ямы этой выбраться.
    Ухватил младший брат Счастье и, вытащив его из ямы, пошел своей дорогой. А Счастье за ним побежало…

    Дерево.
    У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо него вор и испугался - подумал, что это стоит полицейский, поджидая его. Прошел возлюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидев дерево, расплакался: ему показалось, что это привидение.
    Но во всех случаях дерево оставалось деревом.
    Мы видим мир таким, каковы мы сами.
    Как видим, сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность ее преобразования. А затем - выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования отношений с собой, другими людьми, миром в целом.
    Степень трудности ситуации будет определяться:
    - во-первых, степенью сложности условий ситуации и количеством собственных сил для ее преодоления;
    - во-вторых, значимостью ситуации для человека и необходимостью ее разрешения.

    Ливень без туч.

    Как повествуется в одной древней легенде, некогда существовала Прекрасная страна. И не было ни в одной другой стране более чудесных растений и животных, поражающих своей необычностью. Но однажды на эту страну налетел Ураган. Целых семь лет бушевала стихия. А Ветер ежедневно выдувал остатки влаги из земли и превращал ее в песок. Могучая сила стихии лишила Сердце страны терпения, а Земля устала от жизни. «Имя тебе теперь будет не Прекрасная страна, а Бескрайняя пустыня», - кричал Ураган, и голос его сотрясал воздух. Он улетел также внезапно, как появился, забирая с собой Тучи, наполненные живительной влагой. Сколько бессонных дней и ночей Пустыня провела в тревоге и тоске с болью в сердце, вспоминая Тучи, унесенные Ураганом, и прекрасные деревья, прораставшие на ее некогда плодородных землях. Она готова была отдать тысячу жизней только за то, чтобы хотя бы на часок испытать упоение от присутствия дождя на своем песке. И вот однажды вечером несчастная, изможденная от зноя Пустыня заметила садившееся за горизонт Солнце. Набравшись смелости, Пустыня спросила: «Солнце, ты ведь знаешь, что у меня трудная жизненная ситуация. Ураган унес с собой дождевые тучи, а без них я не могу напоить свои земли и восстановить свое настоящее прекрасное имя». На что Солнце ответило: «Ты ведь знаешь, что Ураган никогда не отдаст тебе дождевые Тучи. Оглянись вокруг, помни: помощь очень часто находится рядом, близко от нас. Ее только нужно разглядеть, и в тебе сразу найдутся силы». Когда Пустыня посмотрела на вполне привычную картину, то заметила, что Ветерок беспечно играет с Перекати-поле. «Ветерок, Земля очень хочет пить, помоги мне». Ветерок ничего не ответил, а лишь затерялся в сумерках уже потухшего горизонта. Прошло много времени, прежде чем наступило утро. Но оно было необычным. Ветерок, принесший с собой серебряный ливень, мирно дремал. А Пустыня всматривалась в Небо, на котором не было туч, и постепенно превращалась в Прекрасную страну.(С.А. Невзорова, 5-й курс).

    О гвоздях.
    Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. Его несдержанность больно травмировала, обжигала многих людей. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдерживает своего гнева в отношении какого-либо человека, вбивать один гвоздь в столб забора. В первый же день в столбе появилось несколько десятков гвоздей. На следующей неделе их стало гораздо меньше. И с каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось.
    Наконец пришел день, когда сын не вбил ни одного гвоздя. Он поделился этим с отцом, а тот сказал, что каждый раз, когда сыну удастся вести себя терпимо и внимательно по отношению к какому-либо человеку, он может вытаскивать из забора по одному гвоздю. Пришел день, когда в заборе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
    - Ты неплохо справился, но видишь, сколько на заборе осталось дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-то злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты попросил прощения - шрам остается.

    Стакан соевого соуса.

    Это случилось в дзэнском храме в Японии. Однажды утром произошло очень страшное событие - большое землетрясение. Половина храма рухнула. Священник, претендовавший на то, что он настоящий человек дзэн, немедленно собрал своих учеников и сказал:
    - Посмотрите. Теперь вы должны увидеть, что представляет собой настоящее качество человека дзэн. Произошло землетрясение, но во мне ни на йоту не было страха. Я оставался таким, как будто ничего не происходило. И это еще не все. Вы, должно быть, заметили, как после окончания землетрясения я пошел на кухню, поскольку испытывал жажду, и выпил большой стакан воды. Вы видели, что мои руки даже не дрожали, когда я держал стакан?
    Один ученик улыбнулся. Священник почувствовал раздражение и спросил:
    - Почему ты смеешься?
    - Ваше преподобие, то был не стакан воды. То, что Вы выпили, был большой стакан соевого соуса!

    Трудные жизненные ситуации и сложные периоды бывают у всех. Очень сложно в такие времена быть в трезвом уме. Чаще всего мы теряем себя, нас закручивает словно в воронке, нашим внимаем полноценно отдано внешним раздражителям. Чего делать не стоит, а что лучше взять на вооружение в тяжелые периоды нашей жизни? Рассмотрим основные вещи, которые делают очень многие люди.

    Итак трудная жизненная ситуация, чего делать не стоит, и что лучше делать взамен:

    1. Прятаться от истины.

    Лучше : Смотрите правде в глаза.

    Очень многие люди, при наступлении проблем, скорее начинают отрицать горькую правду. Конечно проще не признавать проблему, чем решать ее. Но правда не перестает существовать, когда она игнорируется. Ежедневно, живя во лжи в попытках отгородиться от преследующей неизбежности, которая все же будет находить вас в мыслях и отбирать вашу энергию. Но это не выход. Как это не прискорбно, но нужно смотреть фактам в лицо. Это единственный правильный выход. Истина, какой бы она ни была, сделает вас свободными. Она выбьет вас из колеи, вам будет очень трудно некоторое время, но это нормально. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Правда в том, что истина ранит и ранит сильно, но один раз, а затем постепенно исчезает, а ложь, как кровоточащая рана — постоянно напоминает о себе, преследует повсюду.

    2. Прокручивать прошлое в памяти снова и снова.

    Лучше : Отпустите прошлое и идите дальше.

    Как же часто можно услышать трагические драмы от многих людей. Они рассказывают, как вся их жизнь превратилась в один сплошной ужас. Многие не могут отпустить и живут такими событиями из прошлого. И так изо дня в день, они существуют в мире прошлого, в такой своей отдельной реальности, не получая реальный жизненный опыт, который возможен только при столкновении с реальностью. Призраки прошлого только отбирают время и энергию.

    Мы — результат нашего прошлого, но мы не должны быть на поводу у него. Поточу что мы становимся пленниками, когда цепляемся к тому, чего уже не существует.Помните, если вы достаточно смелы, и можете попрощаться с прошлым, жизнь обязательно наградит вас новым шансом. Прошлое уже в другой реальности, его уже нет, оно не имеет ничего общего с вами прямо сейчас.

    3. Держаться за старые устои и не меняться ни смотря ни на что — верный путь усугубить трудные жизненные ситуации.

    Лучше : Быть готовым к изменениям и принимать, и рассматривать ситуации как новый опыт.

    Нет ничего неизменного, и сильные встряски нам даны для того, что бы мы изменяли себя. Делайте выводи и меняйтесь. Нет ничего более страшного чем быть статичным и неизменным.

    Ветра, бури и ураганы преподносит нам судьба, но не просто так, они уносят с собой все ненужное, все то от чего уже давно пора избавиться, но все никак не можем. Это своеобразная очистка, жесткая, но эффективная, которая отрывает от вас все, кроме нашего стержня, истины находящейся внутри, которая не подвластна никаким штормам. И вот уже мы видим себя такими, какие мы есть на самом деле, без лишней мишуры.

    Помните, что вы здесь, чтобы выдержать эти бури, пожертвовать всем, рискуя потерять себя старого. Закройте глаза, вспомните все самое хорошее, что у вас было, все радости и успехи. Скажите себе, как удивительно было жить, а затем откройте глаза и живите еще немного.

    Без сложностей вы никогда не будете расти, вы никогда не отыщите тот душевный свет внутри себя, который светит ярче солнца, который освещает наш истинный путь.

    4. Питать надежды, что жизнь лишена боли.

    Лучше : Понимать ритм жизни и идти в такт с ним. В жизни есть боль, и если вы не Будда, то она может присутствовать в вашей жизни. Примите это.

    Боль — это часть жизни. Она может принимать различные формы и размеры. Это реакция на столкновение с внешним миром, через боль, методом проб и ошибок мы движемся вперед. Мы выходим из зоны комфорта и через страдания делаем следующий шаг. Жизнь может дать нам пощечины в самый неподходящий момент, и все что мы планировали, все к чему стремились может внезапно просто исчезнуть.
    Проходя через боль мы становимся сильнее, мы растем, мы становимся другими, мы развиваемся. У всего предназначение и причина. И пока мы не научимся развиваться без стимула (без боли), она будет присутствовать в нашей жизни.

    5. «Беспокоиться» и «надумывать» худшее.

    Лучше : Трезво оценить ситуацию, успокоить ум, сделать все возможное, приложить максимальные усилия для исправления ситуации.

    То что владеет вашим внимание — владеет вами. Беспокойство отбирает энергию, а негативные мысли проектируют еще более худшее развитие ситуации для нас. Это по сути, просто нанесения вреда самому себе. Не теряйте времени на беспокойство и лишние эмоции, делайте все возможное, даже когда ситуация кажется безвыходной.

    6. Отказываться от начатого, как только возникают сложности.

    Лучше : Быть настойчивым в том, что вам по душе. Упорствовать в движении к своей цели.

    Сложности — своеобразный сигнал, проверка. Это похоже на вопрос, который мы задаем своим детям. Мир может дать вам все что вы захотите, но у всего есть своя цена, и как любящий родитель он спрашивает у своего ребенка, ты действительно этого хочешь, ты действительно в этом нуждаешься? Воспитывая нас, он не хочет видеть избалованных и капризных детей, поэтому не дает нам все и сразу. Так вот если это нам действительно нужно и мы всем сердцем показываем это — мир отреагирует и даст нам желаемое.

    В жизни приходится столкнуться с большим количеством разнообразных проблем. Это бесконечная цепочка взлетов и падений. Кажется, что в большинстве случаев с проблемой можно справиться, но далеко не все быстро встают на ноги после серьезного провала. Иногда это слишком больно. Но продолжать двигаться дальше невероятно важно. Вот пять полезных советов, которые помогут вам легче пережить травмирующий опыт и научат смотреть в будущее с уверенностью.

    Вспомните тяжелые моменты в жизни

    Может показаться, что это плохая идея, но все не так просто - мысли о провале навевают грусть, но при этом и помогают понять, что с любой трудностью можно справиться. Вы же смогли продолжить жить дальше. Обычно кажется, что проблема сломала жизнь навсегда, так что вспомнить о похожих катастрофах очень важно. Вы становитесь сильнее с каждым новым опытом. Позвольте себе черпать силы в своем прошлом, это ваш бесценный багаж.

    Напишите или расскажите, что вы чувствуете

    Абстрагируйтесь от ситуации

    Может быть непросто принимать рациональные решения, оказавшись в самом центре проблемы. Конечно, бежать от трудностей тоже не стоит, но и погружаться в тяжелую ситуацию с головой не нужно - так вы теряете способность нормально взвешивать все аргументы и здраво оценивать свою ситуацию. Это случается куда чаще, чем хотелось бы себе признать. Постарайтесь в каждой непростой ситуации абстрагироваться, обдумать все происходящее спокойно. Сделайте перерыв. Если вокруг вас напряженные родственники или коллеги, проведите какое-то время наедине с собой. Иногда все, что необходимо для решения проблемы, это просто небольшая передышка и перерыв на размышления.

    Напомните себе, что вы не одиноки

    Так легко замкнуться в себе и чувствовать себя в полном одиночестве, а вот вспомнить, что кто-то, кто вас совершенно точно любит, есть рядом, куда сложнее. Иногда такого человека нет рядом в реальной жизни, но вы можете найти поддержку в сети. Кем бы вы ни были, есть люди, которым не все равно, которые готовы выслушать и поддержать. Иногда незнакомцы могут понять вас лучше, чем вы сами. У них тоже бывали подобные проблемы, они понимают ваши эмоции. Возможно, кто-то оказался в такой же ситуации, как ваша, прямо сейчас. Просто найдите этого человека.

    Примите ситуацию и станьте сильнее

    Как бы это ни было трудно, вам стоит принять ситуацию и смириться с произошедшим - прошлое изменить все равно невозможно. Неважно, кто виноват в произошедшем. Просто примите все случившееся и двигайтесь дальше. Теперь у вас есть новый опыт, который поможет справиться с такой же проблемой в следующий раз. Вы будете сильнее и уже не повторите свою ошибку. Жизнь продолжается, время никогда не стоит на месте, главное решение, которое вы можете принять, это решение двигаться дальше. Не оглядывайтесь в прошлое, все уже случилось. Просто считайте, что теперь ваш характер стал сильнее, и гордитесь собой. Вы пережили тяжелый момент, но он не определяет ни вас, ни всю вашу жизнь. Извлеките из него жизненный урок и больше не останавливайтесь на этом воспоминании. Впереди вас ждет совершенно новая жизнь, не связанная с этой проблемой.

    У каждого человека рано или поздно возникают в жизни значимые события, которые выбивают из привычной колеи, лишают уверенности в себе и завтрашнем дне. Причин для возникновения чувства потерянности, опустошенности может быть предостаточно: внезапная потеря близких, работы, другие потрясения. Помощь в тяжелой жизненной ситуациизаключается, прежде всего, в целенаправленной работе с чувствами, которая должна постепенно вести к внутреннему исцелению.

    Основная опасность таких ситуаций заключается в том, что они всегда происходят неожиданно, вводя в тупик, лишая моральных сил. Человек оказывается не готов сразу принять обстоятельства жизни, приведшие его к внутреннему кризису. Должно пройти определенное время для полного восстановления. Необходимо осмысление случившегося, которое не может произойти моментально. Таким образом, возникает целый комплекс эмоциональных реакций, ведущих к глубоким душевным переживаниям. В данной статье мы рассмотрим различные жизненные ситуации, которые приводят к состоянию мощного внутриличностного кризиса, и попытаемся ответить на вопрос о том, в данной ситуации.

    Потеря близких людей

    Сюда относят смерть родственников. Пожалуй, это самый тяжелый случай, поскольку событие совершенно необратимо. Если финансовую ситуацию можно при желании со временем улучшить, то здесь требуется только смириться. Что чувствует близкого? Растерянность, подавленность, опустошенность, острую невыносимую боль. В момент горя теряется интерес к происходящему вокруг, личность сосредоточена на самой себе и своих чувствах. Обычно проходит довольно много времени, прежде чем человек окончательно примет утрату, научится жить без умершего. Помощь в трудной жизненной ситуации должна состоять из нескольких этапов.

    Выслушивание. Здесь психолог или психотерапевт должен предоставить клиенту возможность высказаться без ограничений и каких-либо рамок. Личности необходимо выплеснуть свои эмоции наружу, полностью выговориться, и тогда станет немного легче. В этот момент так важно чувствовать, что ты кому-то нужен и небезразличен.

    Активная работа горя - следующий непростой этап, который должен привести человека к принятию того, что произошло. Здесь необходима глубокая работа с чувствами. Грамотный специалист будет задавать вопросы о том, понимает ли человек, что с ним происходит, о том, что он чувствует в данный момент.

    Выстраивание планов на будущее. Видение перспектив необходимо уже хотя бы потому, что человеку нельзя жить без надежды и веры в лучшее. Помощь попавшим в трудную жизненную ситуациюобязательно должна сопровождаться проработкой видения дальнейшей жизни, какой личность ее себе может представить.

    Утрата любимого человека

    Несмотря на внешнюю схожесть с предыдущим случаем, ситуация в данном контексте может сильно отличаться. Если потеря родственников и близких почти всегда связана со смертью, то утрата любимого человека может произойти и в результате развода супругов, измены. Для многих она синонимична с обесцениванием жизни. В данной ситуации помощь специалиста-психолога важна и необходима для того, чтобы помочь личности найти силы для дальнейшей жизни и деятельности.

    Помощь в тяжелой жизненной ситуации,подобной этой, должна строиться на постепенном выстраивании долгосрочных перспектив. Нужно объяснить мужчине или женщине, что жизнь на этом не заканчивается.

    Беременность в подростковом возрасте

    Появление детей не всегда является радостью для молодых людей, которые сами еще не успели достигнуть совершеннолетнего возраста. Такая новость может повергнуть в шок как самих подростков, так и их родителей. Страх обусловлен неготовностью становиться родителями, принимать на себя ответственность за воспитание малыша. Ко всему прочему, нередко сюда добавляются еще и материальные проблемы, связанные с нехваткой денег. Помощь беременным и семьям в тяжелой ситуациидолжна быть оказана незамедлительно, иначе возникает риск осложнений: аборты, брошенные дети. Участие не только желательно, но и обязательно.

    Военные действия в родной стране

    Большие трагедии в жизни приносит война. Какой бы она ни была - разрушения всегда есть и, прежде всего, психологического свойства. Моральное угнетение, неспособность понять, что происходит и куда катится этот мир, буквально захлестывают человека, не позволяют ему увидеть истину. Когда случается большая беда, кажется, что не к кому обратиться, все представления переворачиваются, понимаешь, что от государства нельзя ждать помощи. Чувство бессилия рождает беспомощность, погруженность в себя и внутреннюю горечь. Известны случаи, когда даже после прекращения военных действий многие люди так до конца и не смогли оправиться от серьезного потрясения.

    Помощь в тяжелой жизненной ситуации, какой, без сомнения, является война, должна быть направлена на восстановление душевного равновесия. Нужен проговор чувств, различные выплески эмоций, чтобы человек не застрял на определенной стадии. Прежде всего, нужно минимизировать последствия пережитого стресса. Психологу-консультанту необходимо всячески поддерживать клиента, нацеливать его на перспективное видение своей жизни.

    Переезд в другую страну в результате каких-либо событий

    Миграция не всегда связана с военными действиями в родной стране. Даже в мирное время приспособиться к новым условиям жизни бывает очень непросто. Нехватка денег, необходимость оформлять документы, трудности - все это не лучшим образом сказывается на психическом состоянии людей. Если с трудностями не удается справиться долгое время, у многих впоследствии формируется апатичность, вялость, нежелание что-либо делать. Помощь в тяжелых жизненных ситуациях, обсуждение проблем должно происходить систематически, до полного решения ситуации.

    Увольнение с работы

    Это может произойти с каждым. Мы настолько привыкаем к определенным условиям жизни, что при каких-то меняющихся обстоятельствах начинаем чувствовать себя некомфортно. Кто-то при потере работы впадает в панику, теряет Как вести себя и что делать в данной ситуации? Ведь это подрывает веру в себя, человек боится что-то пробовать.

    На что нужно направлять психотерапевтическую помощь? Прежде всего на выстраивание долгосрочных и кратковременных целей. Важно объяснить клиенту, что потеря работы - это еще не конец света, а возможность начать новую жизнь, выстроить ее в соответствии со своими целями и стремлениями.

    Медицинская реабилитация

    Пока человек здоров, он не ощущает, насколько тяжело тем, кто прикован к постели. Помощь в тяжелой жизненной ситуации для тяжелобольных обязательно должна проводиться систематически. Как это делать? Проявлять повышенное внимание к их желаниям, учитывать нехватку общения. Подумайте, чем вы можете помочь своему соседу, друзьям или родителям.

    Катастрофы

    Сюда относятся землетрясения, наводнения, пожары, теракты. Во всех этих происшествиях человек оказывается подавлен обстоятельствами. Кто-то остается без крова, без пищи и теплой одежды. Как тут не потерять веру в себя и свои возможности? Вот к чему может привести трудная жизненная ситуация. Преодоление трудностей начинается с желания что-то изменить в себе, а затем и в окружающем мире.

    Таким образом, человеку, находящемуся в сложных условиях существования, важно как можно скорее оказать психологическую помощь: поддержать морально, помочь материально, заверить, что все проблемы, с которыми он столкнулся, имеют решение.

    Беда не стучит в двери – она врывается в жизнь без спроса, не объясняя, за что и почему. Она сбивает с ног, лишает способности думать и чувствовать. Чтобы справиться с фатальными изменениями, нельзя сдаваться, нужно запастись мужеством и безграничной силой духа. К сожалению, многие попав в трагическую ситуацию опускают руки и погружаются в беспросветную депрессию, так и не найдя силы принять новую реальность.

    Может быть, им помогут примеры людей, которые смогли поспорить с судьбой и выйти из этой схватки победителем.

    Крошка Ник родился в семье пастора и медсестры. Он пришел в наш мир без рук и ног и много раз спрашивал родителей, какая у него цель в жизни. По словам Ника Вуйчича, победить судьбу и поверить в себя ему помогли безграничная любовь родителей, вера и чувство юмора. По мере своего взросления Ник обретал полезные навыки, научился самостоятельно чистить зубы, плавать, печатать на клавиатуре и многое другое. Сегодня он живет полной жизнью, имеет семью и двоих детей.

    Но его главной целью стала возможность помогать людям обрести силу духа и поверить в свои силы. Ник Вуйчич пробуждает в людях оптимизм и вселяет в них надежду. Для этого он ездит по всему миру с рассказами о своей жизни, читает лекции, выступает перед различными аудиториями. Когда самые отважные сорванцы спрашивают у Ника, почему у него нет рук и ног, он всегда доверительно говорит: «О! Во всем виноваты сигареты».


    У этой очень красивой и невероятно жизнерадостной женщины жизнь расписана по минутам на 2 месяца вперед. Она любимая жена, мать двух дочек и активный общественный деятель. Ксения ездит по всей стране с мотивационными лекциями и ведет мастер-классы по макияжу. А еще она – парализованный инвалид, до конца своих дней прикованный к инвалидной коляске.

    В 2008 году Ксения в результате автомобильной аварии получила сильную травму позвоночника, лишившую ее возможности ходить. Во время трагедии она была беременна и, по ее словам, любовь к мужу и крохотному существу в ее животе помогли ей пережить последствия аварии и обрести себя «новую», ведь старая жизнь ушла безвозвратно.

    Ксения Безуглова советует людям, оказавшимся в непростых ситуациях, с головой погрузиться в работу, не оставляя ни одной свободной минуты на то, чтобы ныть и жалеть себя. Сама Ксения стала рупором инвалидов-колясочников, лоббирует вопросы материнства, в 2012 стала «Мисс Мира» среди инвалидов.


    Кто сказал, что в этой жизни выигрывают только те, кто имеет идеальные возможности? У талантливого актера и любимца женщин Сильвестра Сталлоне частично парализованы лицо и язык.

    Это последствия родовой травмы и он всегда о них знал. Но это не помешало ему мечтать о карьере актера и всеми силами добиваться исполнения своей мечты. Да и хорошими актерами становятся не идеальные красавчики, а те, кто умеет играть.


    Каждому влюбленному в свое дело человеку ситуация, когда он лишается возможности им заниматься – катастрофа. Это и случилось в жизни профессионального танцора Евгения Смирнова, когда он в результате аварии лишился ноги.

    Но Евгений не стал сдаваться и решил продолжить танцевать! Для этого ему понадобилось заново проштудировать все движения брейк-данса, научиться по-новому двигаться и держать баланс.

    Сегодня он, как и раньше, выступает на сцене с потрясающе красивыми номерами, демонстрируя целеустремленность и силу воли.


    Малышка Мэйделин родилась в Австралии с синдромом Дауна и как только немного повзрослела, твердо заявила, что хочет быть моделью. Кто бы мог подумать, что она своего добьется! Сегодня она рекламирует сумочки, спортивную одежду, свадебные платья и участвовала в качестве манекенщицы на Неделе Моды. По словам мамы Мэйделин ее дочь смогла добиться своего, потому что она любила себя, верила в себя и не видела препятствий для осуществления своей мечты.

    Дорога Мэйделин в мир моды и красоты была нелегкой и заняла время, ей пришлось серьезно заняться фитнесом и похудеть на 20 кг. Зато сейчас эта рыжая и улыбчивая девчонка ходит по подиуму и снимается для глянца, регулярно участвует в показах и фото сессиях. Стартовой площадкой для Мэйделин стал Instagram, принесший девушке известность и привлекший к ней внимание модельных агентств. Но ничего этого бы не случилось без неудержимого желания Мэйделин Стюарт осуществить свою заветную мечту.

    Андреа Бочелли



    Слепота закрывает от человека зрительный мир, делает недоступными для него цвета и образы. Но отсутствие зрения максимально подстегивает развитие слуха и осязания, делает человека тоньше и ранимее, открывает его сердце для чувств.

    Возможно, благодаря своему недостатку итальянский певец Бочелли смог найти путь к сердцу каждого слушателя, наполнить свои песни смыслом и позитивом. Андреа Бочелли доволен своей жизнью, много выступает, женат и воспитывает четверых детей.


    Тело и лицо этой темнокожей женщины безупречны, но красота столь необычна, что завораживает и не позволяет отвести взгляд. Имея великолепную фигуру и красивое лицо, Шанталь мечтала стать моделью и однажды набралась решимости сделать недостатки кожи своим преимуществом. Ну что же, мир моды уже перестал жить по строгим стандартам и был готов ее принять.

    Сегодня Шанталь - это известная фотомодель, которая, помимо съемок в глянце, выступает с лекциями перед школьниками и объединяет людей, страдающих этим кожным заболеванием.


    Олеся всегда любила спорт и профессионально занималась плаванием, достигнув уровня мастера спорта. Отдыхая с подругой в Тайланде, они попали в аварию. Подруга погибла, а Олесе ампутировали левую руку. Такая трагедия способна поставить крест не только на спортивной карьере, но и на всей жизни. Но не в этот раз!

    Как только Олеся окрепла после операции, она возобновила занятия плаванием. Благодаря хорошим результатам она попала в параолимпийскую сборную РФ и выиграла 2 золотые медали. В повседневной жизни Олеся предпочитает обходиться без протеза, все выполняет правой рукой и нисколько по этому поводу не смущается.

    Это истории о простых людях, таких же, как мы с вами. Несмотря на то, что жизнь и проблемы у всех героев разные, их объединяет одно общее качество – вера в себя и страстное желание добиться поставленной цели, которые помогают преодолевать все преграды.

    Оказавшись в сложной ситуации, не позволяйте страху парализовать вас, смотрите на препятствия не как на проблему, а как на возможность к росту, а неудачи используйте как опыт. Пусть вера в свои силы станет фундаментом вашего грядущего успеха.