• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Находить и усваивать главную информацию в литературе – важный и полезный навык. Чтобы освоить это умение, приучите себя к регулярному чтению книг и записи заметок.

    Нередко случается, что мы забываем содержание книг, которые прочитали до такой степени, когда наши знания о ней не отличаются от знаний людей, не читавших ее.

    Какова дальнейшая судьба научно-популярной литературы после прочтения?

    Может Вы делитесь ей со знакомыми и друзьями? Возвращаете в библиотеку? Оставляете пылиться в шкафу? Хвастаетесь ей, оставив на столе? Начинаете поиски подобной книги?

    Вы не приобретете новых знаний, и забудете больший процент книги, если обращаетесь также.

    Во время чтения, люди часто отвлекают себя посторонними вещами, например, социальными сетями, чтобы прочесть новые сообщения или новости.

    Такое чтение называется пассивным и не несет никакой пользы, потому что мгновенно переключаясь от текста, происходит утрата приобретенных только что знаний.

    Научитесь получать удовольствие от чтения, чтобы не отвлекаться на посторонние дела, которые сказываются отрицательно на результате чтения. Выстраивайте схему прочитанного, чтобы улучшить запоминание, и, если будете отвлекаться, то можете нарушить ее.

    Поиск книги

    Людям, увлекающимся научной и деловой литературой, стоит выбирать книгу аккуратно, чтобы суметь перенять новые знания. Новые знания могут быть из разных областей, например: медитация, спорт и тренажерные залы, улучшение продаж.

    Не покупайте книгу по обложке или неизвестного автора. Верный способ купить хорошую книгу – прислушаться к более опытным людям.

      Пользуйтесь оценками литературы в интернете, сайтов-библиотек большое количество.

      Прочтите отзывы к книге, но не просто «Вау, прекрасная (ужасная) книга, советую!», а аргументированные, где объясняется, почему она плохая или хорошая.

    В интернете много профессиональных копирайтеров выкладывают статьи-рекомендации к книгам. Прочитайте рекомендации и, если нашли у другого человека рекомендацию к искомой книге, то это знак.

    Итак, список литературы выбран.

    Чтение и заметки

    Художественные произведения читают для удовлетворения эстетических чувств, и читать ее нужно внимательно. Если книга хорошая, то легко читается от начала и до конца. Художественная литература не требует сверхбыстрой скорости чтения, а вот научно-популярная – да, однако, не стоит забывать, что при таком чтении надо усваивать требующуюся информацию. На этом жанре литературы будет намного легче тренировать скорочтение.

    Не забывайте оставлять пометки или закладки в важных местах по ходу чтения.

    Пометки позволят разделить информацию на полезную и ненужную. Не пренебрегайте отметками полезной информации.

    С опытом чтения приобретается навык, который позволяет определять структуру текста: вступление, основная часть, заключение, а также аргументы, определения и так далее. Овладев этим умением, всегда будете знать, что можно пропустить.

    Не беритесь за заметки, как только закончите чтение книги. Оставьте их на время. Если Ваша цель – углубиться в тему прочитанной книги, то займитесь поиском подобной. Если цель иная, то возьмите другую книгу (для этого воспользуйтесь составленным ранее списком литературы).

    Создайте второй список, с книгами, в которых сделаны заметки. Есть две причины, по которым не нужно браться сразу за заметки:

    1. Информации нужно время, чтобы осесть в памяти. Чтобы попасть в долговременную память, усвоенной только что информации потребуется несколько дней, и только потом можно будет прочесть заметки.

    2. Паузу, между чтением книги и ее заметками, можно занять чтением следующей книги , что будет вдвойне полезней, чем читать заметки сразу. Во время чтения второй книги по той же тематике, Вы встретите схожие мысли. Если мысли у нескольких авторов повторяются, то определенно их нужно запомнить, но если идет противоречие – насторожитесь.

    Использование заметок

    Не занимайтесь чтением одних только заметок. Лучшим вариантом станет – быстрое чтение книги (беглое), по ходу которого останавливайте внимание на заметках. Этот способ восстановит в памяти контекст и поможет собрать детали в единую картину, и во внимание попадут мысли/вещи, которые были ранее не так важны, как сейчас.

    Происходит это благодаря развитому представлению о книге и ее теме. Сейчас Вы представляете как взаимодействуют непонятные ранее моменты и почему они не были во внимании.

    Выделите для себя новые идеи и фрагменты текста и запишите в удобное место.

    Теперь необходимая и полезная информация собрана и записана. Если понадобится в будущем – Вы знаете, где ее взять.

    Человек, познакомившись с этим методом, непременно спросит: «Все ли возвращаются к созданным заметкам?» Ответить можно как положительно, так и отрицательно. Во время переписывания заметки, у некоторых людей настолько крепко запоминается содержимое заметки, что в дальнейшем не требуется к ней возвращаться.

    Работа с заметками ориентирована больше не на возврат к ним, а на запоминание в процессе их создания.

    Заметки – инструмент для запоминания выделенной информации. Сами заметки остаются, чтобы восполнить возникшие пробелы в знаниях. Не расстраивайтесь, если приходится перечитывать заметки по 2-3 и больше раз, потому что с каждым повторением – улучшается способность сохранения знаний в мозге.

    Супер-память за 30 дней

    Запоминайте нужную информацию быстро и надолго. Выполняйте легкие и простые упражнения для тренировки памяти понемногу в течение дня. Тренируйте память на десятках упражнений, которые пригодятся в повседневной жизни.

    Другие развивающие курсы

    Скорочтение за 30 дней

    Увеличьте скорость чтения в 2-3 раза за 30 дней. Со 150-200 до 300-600 слов в минуту или с 400 до 800-1200 слов в минуту. В курсе используются традиционные упражнения для развития скорочтения, техники ускоряющие работу мозга, методика прогрессивного увеличения скорости чтения, упражнения на запоминание прочитанного, разбирается психология скорочтения и вопросы участников курса. Подходит детям и взрослым читающим до 5000 слов в минуту.

    Устный счет

    Научитесь быстро и правильно складывать, вычитать, умножать, делить, возводить числа в квадрат и даже извлекать корни. Научу использовать легкие приемы для упрощения арифметических операций. В каждом уроке новые приемы, понятные примеры и полезные задания.

    Секреты фитнеса мозга

    Мозгу, как и телу нужен фитнес. Физические упражнения укрепляют тело, умственные развивают мозг. 30 дней полезных упражнений и развивающих игр на развитие памяти, концентрации внимания, сообразительности и скорочтения укрепят мозг, превратив его в суперкомпьютер.

    Заключение

    В заключении составлю краткий список действий, которые подробно описаны в статье:

      Подберите список литературы

      Тренируйте скорочтение, на литературе научного и делового стилей

      Делайте заметки с важной информацией

      Создайте список книг с заметками и не тревожьте книгу с заметками до 7 дней

      Спустя время, бегло прочтите книгу снова и разбирайте выделенные моменты.

    Сегодня мы поговорим о том, как по максимуму добывать важную информацию из полезной литературы и никогда её не забывать. Для этого необходимо выработать у себя привычку к систематическому чтению и правильной работе с заметками.

    В «Искусстве рассуждать о книгах, которых вы не читали» автор, Пьер Байяр, в свою классификацию непрочитанных книг добавляет те, содержание которых мы забыли. Потому что процесс забывания в один момент может дойти до точки, когда наши представления о книге равны представлениям человека, который даже в руках её не держал.

    Возникает логичный вопрос - тогда зачем мы читаем полезную литературу, если не выносим из неё никаких знаний? А может, чтобы вынести из книги что-то полезное и применимое в жизни, стоит пересмотреть своё отношение к процессу чтения и изменить его?

    Что вы делаете, когда прочли научно-популярную книгу?

    Кладёте её на видное место, чтобы другие видели, что вы читаете и вообще молодец? Даёте прочитать другу или возвращаете в библиотеку? Удаляете электронную версию? Ищете что-то похожее по теме? Или просто отправляете в шкаф, чтобы больше никогда к ней не вернуться?

    Если это про вас, вы теряете возможность обратить себе на пользу новые знания и забываете большую часть книги.

    Большинство из нас читают пассивно. Мы просматриваем информацию, зачастую почитывая между делом Twitter или отвечая на сообщения, и надеемся, что сможем применить хотя бы крупицу ценных знаний в жизни.

    Но, читая таким образом, мы просто переходим от одной книги к другой с небольшим запасом информации и быстро забываем всё, что только что выучили.

    Что за пустая трата времени! Действуя правильно, вы сможете получать удовольствие от нон-фикшена, активно учиться и выстроить для себя систему, чтобы не забывать ничего важного из прочитанных книг.

    1. Ищите книги

    Если вы читаете научно-популярную и деловую литературу, чтобы научиться чему-то новому или делать что-то новое (медитировать, заняться фитнесом, увеличить продажи и так далее), тогда к отбору книг нужно подходить очень и очень тщательно.

    И самый лучший вариант в этом случае - прислушаться к профессионалам, а не покупать в ближайшем киоске книгу неизвестного автора.

    Обязательно читайте отзывы в Сети. Конечно, книги - дело вкуса, поэтому оценки могут колебаться от «великолепно» до «отвратительно». Поэтому обращайте внимание только на аргументированные отзывы. Рейтинг также может сказать многое о книге: если большинство ставит ей высокую оценку, она как минимум заслуживает интереса.

    Спрашивайте совета у тех, кто, по вашему мнению, неплохо разбирается в области, которая вас заинтересовала. Люди любят давать советы. Поэтому в этой просьбе вам не откажет даже малознакомый человек.

    Но чтобы составить самый лучший список книг, можно поступить ещё проще. Если вы хотите научиться писать продающие тексты, ищите в Сети авторов и копирайтеров, которые занимаются этим профессионально: в их блогах постоянно появляются списки книг, которые они рекомендуют к прочтению. Ищите точки соприкосновения. Одному книга может нравиться, другой считает её бесполезной - но если разные люди советуют одну и ту же книгу, это хороший знак.

    С готовым списком книг переходим к следующему шагу.

    2. Читайте и делайте заметки

    Художественную литературу, мы, как правило, читаем для удовольствия, для эстетического наслаждения. Она требует вдумчивого, размеренного чтения. Хорошую художественную книгу нужно прочесть от корки до корки. Нехудожественную литературу можно читать быстро. Нам нужно впитать в себя самую полезную информацию, поэтому на научно-популярной литературе можно попрактиковаться в скорочтении.

    По мере чтения отмечайте значимые места и те, что желательно запомнить. С электронными книгами это совсем просто - в каждом ридере есть функция закладок. Если вы из старой школы и предпочитаете бумажные книги, для этих целей отлично подойдут отрывные листы для заметок или закладки с проклеенным краем.

    В большинстве (хороших) книг явно прослеживается логика изложения, аргументация. Вы с ходу начнёте определять, где вступление, где промежуточные, а где финальные выводы, и сможете быстро понимать, какую часть можно пропустить.

    Когда дочитаете книгу, не принимайтесь тут же доставать все свои заметки. Подождите. Вместо этого продолжайте читать книги, связанные темой с только что прочитанной (при условии, что вы хотите углубиться в изучение выбранной области; в противном случае начните читать любую другую книгу). А чтобы не забыть вернуться к прочитанному, начинайте вести новый список - список книг, из которых нужно достать заметки. Для этого отлично подойдёт любое приложение для заметок - Google Keep или Evernote.

    Почему не нужно доставать заметки сразу? По двум причинам.

    Во-первых, чтобы информация улеглась в голове, потребуется время. В долговременной памяти останется больше информации, если пройдёт какое-то время между первым и вторым впечатлением. Подождите несколько дней перед тем, как перечитать важную информацию.

    Во-вторых, вы не потратите этот перерыв впустую и продолжите читать. Если вы продолжите читать книги по теме, вы увидите, какие идеи встречаются повсеместно, а какие проскальзывают только раз или два. Если вы встретите конкретную идею только у одного автора, отнеситесь к ней с небольшой долей скептицизма. А вот если какой-либо совет встречается буквально в каждой книге, скорее всего, он стоит того, чтобы его записать.

    Делать заметки - это к тому же эффективный способ определять, какую книгу стоит прочитать от начала до конца, а какую можно просто пролистать.

    Если вы читаете и в процессе не делаете никаких заметок, это может свидетельствовать о том, что полезной информации в книге немного. В этом правиле есть исключения: например, если в книге нет кучи выводов, но тем не менее она замечательная. Но если вы читаете книгу для обучения и не можете найти в ней ни одного мало-мальски значимого вывода, это может оказаться пустой тратой времени.

    Итак, вы прочитали достаточно книг, поэтому мы можем двигаться к следующему пункту.

    3. Извлекайте заметки

    Обратите внимание: нужно не просто упорядочить заметки и скопировать их. Так вы потеряете много полезной информации.

    Вместо этого бегло просмотрите всю книгу целиком, ненадолго задерживаясь на тех пунктах, где вы делали заметки. Таким образом вы освежите в памяти контекст и сможете легко объединить разрозненные кусочки информации, а также обратить внимание на вещи, важность которых вы не понимали ранее.

    Почему? Потому что сейчас у вас сформировался более высокий уровень понимания всей книги в целом и вы понимаете, почему отдельные её части организованы именно так и почему вещи, на которые вы не обратили внимания в первый раз, всё-таки стоит добавить.

    Выберите все нужные кусочки текста и идеи и сохраните их все в одном месте. Для этих целей опять же подойдёт Evernote, обычный блокнот - пользуйтесь удобным для себя инструментом.

    Теперь, когда вы освежили книгу в памяти, собрали в одном месте все заметки, осталось удалить её из списка книг, из которых нужно достать заметки.

    У вас есть вся необходимая информация, если вам нужно будет обратиться к ней в будущем. Кроме того, вы можете комбинировать эти заметки с заметками из других книг, чтобы иметь всеохватывающие знания по конкретной теме.

    И что потом?

    Часто люди, которые только узнали об этом методе, задают вопрос: «Неужели кто-то на самом деле постоянно возвращается назад и перечитывает свои заметки».

    И да, и нет. К некоторым возвращаешься, к некоторым нет, и это хорошо. Вспомните школьные годы и шпаргалки: пока пишешь её на клочке бумаги, всё запоминается само собой, и на контрольной уже нет смысла её доставать.

    Поэтому в нашем случае важен не результат, огромная коллекция заметок, а сам процесс: вы внимательно читаете, выделяете самое важное, даёте себе время на осознание и освежаете прочитанное в памяти с помощью заметок.

    Заметки - это просто помощь, они позволяют лучше запоминать значимую информацию и переводить её в долгосрочную память. Материальная (или цифровая) копия - это запасной вариант.

    И даже если вы никогда не вернётесь к своим заметкам, вы всё равно тренируете свою способность удерживать знания из книг.

    Шаг за шагом

    Обобщим всё вышесказанное для того, чтобы не пришлось перечитывать статью, если потребуется освежить её содержание в памяти:

    1. Составьте список книг, руководствуясь рекомендациями профессионалов.
    2. Учитесь читать нехудожественную литературу быстро.
    3. Выделяйте важные части.
    4. Заканчивая чтение книги, добавляйте её в список книг, заметки из которых нужно будет разобрать.
    5. Отложите книгу на неделю или две.
    6. Вернитесь к книге, быстро её просмотрите, останавливаясь на важных моментах, и выпишите заметки.

    На эту тему размышляет писатель Чарльз Чу (Charles Chu). В своей статье он объясняет, почему «забывать» это нормально, и даёт советы, как улучшить навыки чтения.

    Я много пишу о чтении, и один из самых распространенных вопросов, которые я слышу – какой смысл читать, если все равно в конце концов все это забываешь?

    Пол Грэм, эссеист и основатель бизнес-инкубатора «Y Combinator», задается тем же вопросом в своем эссе «Откуда ты знаешь »:

    «Я читал хронику Четвертого крестового похода Виллардуэна два, а может, даже три раза. И все же если бы мне было нужно изложить на бумаге все, что я запомнил, едва ли набралось бы больше страницы. Помножьте это на несколько сотен, и сможете представить то чувство тревоги, которое охватывает меня, когда я смотрю на свои книжные полки. Что пользы от чтения всех этих книг, если так мало сохранилось в памяти?»

    Может, если водить пальцем, я запомню больше...

    Многим из нас знаком этот околоэкзистенциальный страх «потерять» всю мудрость, что нам удалось почерпнуть из прочитанных книг. Но бояться нет причин.

    Во-первых, если вы любите читать, то память вообще не должна вас беспокоить. Если я читаю исключительно ради удовольствия, то стоит ли переживать из-за короткой памяти? Ведь можно вновь и вновь наслаждаться прекрасной книгой – так что может ли книголюб получить лучший дар, чем забывчивость?

    Однако многие читают книги по иным причинам. Например, мы хотим что-то извлечь из прочитанного текста. Уже немало написано о методах запоминания прочитанного (записывайте, устанавливайте связи, конспектируйте, заучивайте... тоска...). Но Пол Грэм, как мне кажется, может сказать по этому поводу кое-что новое и любопытное. Давайте посмотрим.

    Забывать вовсе не значит забывать

    Пока Грэм размышлял над забытыми страницами походных хроник Виллардуэна, на него снизошло озарение. Пусть он и позабыл отдельные факты, события и даты, в памяти сохранилось нечто несравненно более важное: «Задаваясь вопросом, что я помню из хроник Виллардуэна, стоит обращаться не к конкретной информации, а к ментальным моделям крестовых походов, Венеции, средневековой культуры, осадной войны и так далее. Интеллектуальный урожай, собранный в процессе чтения вовсе не такой удручающе скудный, каким может показаться».

    Полученная из текста информация это не набор имен, дат и событий, разложенных в нашей памяти, как в файлы в компьютере. Посредством формируемых ментальных моделей книги меняют само наше восприятие реальности.

    Можно посмотреть на ментальные модели как на психологические линзы, которые придают цвет и форму тому, что мы видим. Отчасти наше восприятие базируется на генах и культуре (американцы и японцы обратят внимание на разные части изображения), но в немалой степени наш взгляд на мир основывается на опыте, а опыт включает прочитанные книги.

    «Чтение и опыт развивают вашу модель мира. И даже если опыт или книга со временем тускнеют в памяти, оказанное ими влияние на видение реальности остается. Наш разум похож на компилируемую программу, исходный код которой утерян. Она все равно работает, пусть вы и не знаете как» [компиляция программы подразумевает перевод ее с языка программирования в более простой машинный код – прим. перев.].

    Возьмем, например, Шерлока Холмса. Не считая мелких черепков, засевших в памяти (сразу приходят на ум пестрые ленты, кокаин и огромные собаки), в моей голове мало что сохранилось из рассказов об этом сыщике. Не помню, кто кого убил, что Шерлок говорил или делал (за исключением саркастичного «Элементарно, мой дорогой Ватсон!»), однако я получил от этих историй нечто большее, чем факты – умение думать.

    А теперь перейдем к следующему шагу. Как использовать идею ментальных моделей, чтобы улучшить свои навыки чтения?

    I. Читайте ради моделей



    Нет, не таких моделей...

    Не все книги равны, так же как не равны страницы отдельно взятой книги. Когда мы читаем, некоторые примечательные фразы, понятия, идеи (то, что Флобер называл «строениями ума») выступают из общего фона. Наши «психолинзы» работают как книжный фильтр, отбирая и выделяя самое существенное для читателя на данный момент. Пусть наши глаза не пропустят ни одного слова, а пальцы коснутся каждой страницы, мы, тем не менее, никогда не читаем книгу целиком, и это происходит благодаря ментальным моделям.

    В процессе чтения я привык доверять этой своеобразной интуиции. Если мое внимание зацепилось за что-то, велика вероятность, что это нечто важное. В таких случаях я пишу замечания на полях. Это своего рода разговор с автором, и уже само по себе это действие создает некую связь в моем сознании, которая, в свою очередь, совершенствует существующие в моей голове модели.


    Заметки, сделанные рукой Исаака Ньютона.

    Разумеется, в этом нет ничего нового. Такие пометки называются маргиналиями, и читатели делают их, пожалуй, еще со времен появления первых книг.

    II. Перечитывайте

    «Хорошая книга становится только лучше при втором прочтении. Великая книга – при третьем. Книга, которая не стоит, чтобы ее перечитали, не заслуживает и того, чтобы её вообще читали», – Нассим Талеб.

    (Кстати, с ним в – прим. «Избранного»)

    Итак, совет номер два. Если наш мозг постоянно «обновляет» ментальные модели, имеет смысл предположить, что и наше видение мира непрерывно меняется, равно как меняется и восприятие любой книги при повторном прочтении.

    Грэм (с применением более изощренных программистских метафор) развивает эту мысль: «Например, чтение и новый опыт обычно «компилируются» в момент восприятия на базе того состояния, в каком разум человека пребывает в данный конкретный момент. В другой момент вашей жизни та же книга компилировалась бы иначе. А это доказывает, что значимые книги стоит перечитывать несколько раз. Я всегда с опаской относился к перечитыванию. Подсознательно я приравнивал чтение к чему-то вроде работы плотника, в которой необходимость что-то переделывать возникает, если изначально все было сделано не так. А теперь в словосочетании "уже прочитано" мне чудится что-то неправильное».

    Может быть, Сократ проявил глубочайшую мудрость, написав две тысячи лет назад следующее: «Человек с чувствительным пищеварением хватается за то и другое, но при избыточном разнообразии еда только раздражает, а не питает. Так что всегда читайте проверенных авторов, и если даже вы отклонитесь от них, всегда возвращайтесь назад. Каждый день принимайте немного средства от нищеты, смерти и других горестей. И если вы только что в спешке охватили сразу несколько тем, остановитесь на одной из них, чтобы в течении дня осмыслить ее и переварить».

    Закончив бродить между библиотечными стеллажами, я всегда возвращаюсь к одним и тем же немногим авторам. И неважно, сколько раз я перечитывал их книги, ведь эти писатели всегда могут сказать мне что-то новое.

    Инструкция

    Познакомьтесь с книгой, которую вы хотите запомнить. Порой, книгу от корки до корки не имеет смысла (если это, конечно, не художественное произведение). Чтобы запомнить важные из книги, пролистайте ее, ознакомьтесь с заголовками, найдите ключевые и идеи и, если возможно, запишите несколько словосочетаний в блокнот, чтобы при необходимости освежить в уме нужную информацию. Этот метод подходит при изучении лекций или любого другого перед экзаменом. После предварительного знакомства отложите книгу минут на 30, чтобы дать информации отложиться в голове. Затем можно углубиться в чтение нужных глав.

    Читайте в тихом и спокойном месте. Убедитесь, что вы можете погрузиться в чтение, по крайней мере, минут на 20-30 без перерыва. Сядьте собрано, прямо, поставьте ноги на пол, а книгу под углом 45-градусов по отношению к вам, используйте специальные поставки для книг.

    Научитесь читать по несколько строк текста одновременно. Этого можно достичь, немного попрактиковавшись. Наш мозг имеет способность понимать текст при чтении как вперед, так и назад, и даже по диагонали. Читая по несколько строк, вы воспринимаете текст , а потому затем визуально легко вспомните блоки при необходимости.

    Осознайте то, что вы только что узнали, сразу прочтения. Потратьте на это несколько минут и даже запишите все, что вы можете вспомнить. Процесс озвучивания или написания той информации, которую только что прочли, помогает вашему мозгу зафиксировать полученные знания. К тому же это лишний раз подтвердит тот факт, что вам удалось запомнить и сохранить его в голове.

    Создайте зацепки для важных пунктов прочитанного, чтобы с легкостью запомнить их. Один из проверенных способов запомнить прочитанное быстрее - это создать ряд ассоциаций или зацепок, на которые вы сможете «повесить» свои воспоминания. Любая зацепка в дальнейшем вытащит из вашей головы блок нужных знаний. Например, вы можете создать список из десяти пунктов и ассоциировать каждый из них с определенным предметом в вашей комнате. Визуализация этих пунктов создает последовательность информации в вашей голове в отношении этих . Это творческий подход к запоминанию прочитанного, но очень действенный. Ум стремится помнить вещи в , которые более ярки в нашей памяти.

    Полезный совет

    Когда дело доходит до запоминания, важно найти стратегию, действующую для вас, будь то рекомендации специалистов или свой собственный метод подчеркивания карандашом. На усвоение любой техники уйдет некоторое время, которое с лихвой окупиться в дальнейшем в процессе пользования ею.

    Умение быстро запоминать прочитанное важно и для детей, и для взрослых. Однако развивать это качество нужно в детстве. Именно тогда формируются все основные и вспомогательные механизмы запоминания, которые позволяют быстро выучить прочитанное. Вам надо знать некоторые основы функционирования памяти, чтобы понять, как ее улучшить. Это поможет вам существенно ускорить процесс подготовки заданий к школе вашим ребенком.

    Инструкция

    Добейтесь понимания информации. Простое зазубривание без понимания не срабатывает. Мышление является важной основой памяти. От того, насколько хорошо малыш все понял, структурировал, зависит успех запоминания. Если вы учите с ребенком, не поленитесь разъяснить ему смысл .

    Учите то, что нравится. Очень часто дают возможность самостоятельно выбрать отрывки . Не давите на ребенка, пусть он сам выберет то, что ему . В таком случае вы сэкономите уйму времени на запоминание. Ведь интересующие нас тексты мы воспроизводим легче.

    Соблюдайте порядок погружения в . В младших классах дети способны без потерь в качестве заниматься 15-20 минут. Потом это время увеличивается до 40-45 минут. Если ребенок сел учить уроки, нужно вовремя делать перерывы. В качестве отдыха от можно, например, сходить на прогулку или посмотреть короткий мультфильм.

    Повторяйте прочитанное. Не стоит сразу стараться вызубрить весь текст назубок. Проговорите его с ребенком. Потом дайте ему время отдохнуть, через какое-то время снова повторите выученное.

    Видео по теме

    Обратите внимание

    Старайтесь сдержанно реагировать на то, что ребенок не может сразу воспроизвести прочитанное. Если не получается контролировать себя, лучше поручите проверку уроков более сдержанному члену семьи. Ваше раздражение иногда может стать единственным препятствием к быстрому запоминанию малышом прочитанного материала.

    Наша память, увы, несовершенна. Она способна хранить воспоминания из детства, но довольно сложно удержать в ней надолго термины и факты, необходимые для сдачи экзамена. Что уж говорить о больших отрывках текста, которые вдруг потребуется знать едва ли не дословно. Но память можно "выдрессировать", прибегая к несложным способам запоминания текста.

    Вам понадобится

    • Текст для заучивания, карандаш, лист бумаги/тетрадь/блокнот, толковый словарь.

    Инструкция

    Прочтите текст еще раз. Но теперь представьте, что смотрите фильм или спектакль: каждая мелочь должна ясно вставать перед вашими глазами. Визуализируйте каждого персонажа, его действия, обстановку. Если в тексте встречаются незнакомые , обязательно выясните их значение перед тем, как приступить к заучиванию. Проверьте себя - прочтите текст с конца, чтобы проверить, ли вы выстроили хронологию событий и связали их между собой.

    Теперь повторите текст в уме. Выясните, какие моменты вызывали у вас затруднение. Обязательно проработайте их, постарайтесь либо запомнить с помощью ассоциаций, либо просто вызубрить. Кстати, зубрить целый текст не надо - это занимает гораздо больше времени и утомляет мозг. Как правило, вызубренные тексты хранятся в памяти очень и очень недолго.

    Помните, что повторение - мать . Через несколько часов еще раз пробегитесь умом , а затем каждый день сверяйте запомненное с книгой. Главное, чтобы текст в вашей памяти остался целостным, не распался на отдельные, не связанные между собой части.

    Источники:

    • upgradememory.ru

    Чтение является одним из самых доступных способов саморазвития и занимает по праву важное место в жизни многих людей. Современное общество движется по пути информатизации, что сопровождается постоянным увеличением объемов информации. Умение правильно читать позволяет эффективно усваивать новые знания, получать больше удовлетворения от процесса и способствует личностному росту человека.

    Вам понадобится

    • - интернет;
    • - блокнот;
    • - ручка.

    Инструкция

    Обеспечьте комфортные условия . Сделайте процесс чтения удобным и приятным. Обстановка для хорошего чтения должна , а поза тела естественной. У Вас должно быть достаточно времени, чтобы никуда не спешить и не переживать, что Вы можете опоздать. Также Вас не должны постоянно отвлекать. Все это поможет лучше усваивать прочитанную информацию, а сам процесс принесет больше удовлетворения.

    Не перенапрягайте глаза . Обеспечьте безопасное расстояние для глаз. Также в помещении, где Вы читаете, должно быть достаточно светло. Старайтесь читать при естественном освещении. Если при чтение в глазах возникают неприятные или болезненные ощущения, то Вам следует ненадолго прерваться и сделать несколько упражнений для глаз.

    Вникайте в суть . Держите сознание сосредоточенным на нужном материале. Начните чтение с названия и оглавления, осознайте их. Читайте внимательно, старайтесь вникнуть в самую суть и осмысливайте прочитанное. Не ленитесь узнавать смысл слов, которые Вам не знакомы. Проводите анализ структуры текста. Обязательно составьте собственное критическое мнение о прочитанном (книге, журнале, статье и т.д.). Старайтесь связать его суть со своей практической деятельностью и взять для себя как можно больше полезного. Спросите себя, как конкретный материал может помочь Вам решить реальную задачу.

    Читайте активно . В процессе чтения полезно выделять, комментировать и выписывать для себя самые существенные и значимые части текста. Заведите для этих целей блокнот и записывайте в него интересные мысли в тезисной форме. Такой подход позволит составить лучшее представление о прочитанном и при необходимости быстро вспомнить его суть в дальнейшем.

    Чередуйте чтение и физические нагрузки . Физические упражнения в перерывах между чтением и другой интеллектуальной работой позволяют сбросить напряжение и лучше переработать полученную информацию. Также они увеличивают насыщение клеток мозга кислородом и предупреждают возникновение заболеваний малоподвижного образа жизни.

    Видео по теме

    Полезный совет

    Чтение посредством электронных книг позволяет существенно сократить время на получение новых материалов и сократить затраты на их покупку.

    Сегодня многие родители жалуются на то, что их дети не любят читать. Телевизор и компьютер поглощают досуг ребенка, не оставляя шанса взять книгу с полки или тем более сходить в библиотеку. Однако и сами взрослые все чаще забывают о чтении, ведь необходимую информацию можно узнать в интернете, а развлечь себя - просмотром телесериала. Стоит ли вообще читать, ходить в общественные библиотеки или пополнять домашнюю - этот важный вопрос каждый решает для себя сам.

    Чтение - вот лучшее учение

    Давно доказано, что систематическое хорошо изданных, классических книг повышает грамотность. Ребенок, который постоянно видит перед собой правильно составленный , автоматически запоминает написание слов и принцип составления . В дальнейшем он не сделает досадных ошибок в школьном диктанте, даже не задумываясь над орфограммой.

    Кроме грамотности, чтение книг различных жанров улучшает и словарный запас. Некоторые термины или выражения не встречаются в повседневной речи, но иногда бывает достаточно общего контекста повествования, чтобы понять, что . Новые слова и выражения органично вписываются в речь читающего человека, делая его интересным рассказчиком. Умение увлечь людей своей речью, правильно сформулировать мысль - все это приходит с чтением хороших и умных книг.

    Для ребенка важно научится концентрироваться на одном предмете. Увлекательный сюжет книги способен заставить читателя невольно забыть обо всем на свете, кроме развития событий в вымышленном мире. Эта способность к концентрации понадобится и , и для того, чтобы усидеть за менее интересным делом.

    Книга - лучший товарищ

    Как правило, для развития эрудиции лучше и проще художественные книги, чем специальные энциклопедии и справочники. Простой набор не так запомнится, как обстоятельства сложного сюжетного хода, где читатель вынужден разгадывать детективную интригу или переживать за попавшего в переплет героя. Так уж устроен человеческий мозг - в первую очередь там откладывается то, что человеку интересно.

    Чтение развивает фантазию и образное мышление. При просмотре кинофильма зрителю уже ничего не надо воображать - он видит картинку, слышит голос и интонацию героев. Читателю же нужно вообразить самому - и иногда , чего он в жизни никогда не видел и не мог бы представить, если бы не живое в книге. Первый бал Наташи Ростовой или корабль, поднимающий все паруса, чтобы избежать нападения пиратов - разве это можно было бы представить, если бы не художественное мастерство писателя?

    Необходимо отметить, что пользу можно получить только при чтении действительно хороших, качественных книг - тех, которые прошли проверку временем и множеством переизданий, тех, которые стали классикой в своем жанре. Тогда два человека, встретившись и обменявшись названиями любимых книг, смогут понять, что у них есть общие интересы, что они выросли на одних и тех же идеях.

    Видео по теме

    Когда человеку хочется отвлечься от забот, «пожить» другой жизнью, или просто «убить» время, он берет книгу и начинает читать. Забыв обо всем на свете, он «отправляется» в параллельные миры, или становится героем, который спас человечество. А еще с помощью одних только книг человек может выучить иностранные языки или стать великим ученым.

    Книги дают возможность отвлечься от собственных мыслей

    Когда существуют какие-то неразрешенные проблемы, или хочется просто отдохнуть, и получить заряд приятных эмоций, человек берет книгу и начинает читать.

    Читатель начинает все больше «погружаться» в историю, если она написана талантливо и интересно. Он как будто по-настоящему плывет в огромной , с круглыми иллюминаторами от пола до потолка, а в толще воды, пронизанной солнечными лучами, резвятся огромные кашалоты.

    Читая книгу, можно «слиться» в одно целое с героем книги, который неожиданно открыл в себе паранормальные способности, и начал путешествовать по неизведанным . Читая книгу, можно усомниться, настолько ли реален мир, в котором вы живете.

    Опыт и саморазвитие

    Вы приобретаете опыт, читая книги. И чем больше вы похожи на героя книги, тем ярче запоминаются его ошибки и достижения. В реальной жизни вы невольно начинаете выстраивать собственное поведение так, чтобы не допустить тех промахов, которые совершил он.

    Хорошая книга подобна доброму и умному собеседнику. В процессе чтения вы как будто общаетесь и советуетесь. Что персонажи книги делают? Почему? Вы начинаете думать, как сами поступили бы в описанных ситуациях. Вы развиваетесь, пытаясь понять, что можно было бы сделать. Чем больше книга вовлекает в процесс обдумывания разных ситуаций, тем более помогает вам осознать причины собственного поведения.

    Книги дают знания. Известны случаи, когда люди, осужденные на много лет тюрьмы, начинали постоянно читать, и с помощью одних только книг выучивали иностранные языки, или становились выдающимся учеными.

    Прощение себя

    А еще хорошая книга помогает простить себя. Вы видите, что герой книги поступает неправильно. Он также порой «оступается», как и вы в жизни. Но из сюжета истории понятно, что персонаж, которому вы так сочувствуете, очень хороший человек, он искренне пытается исправить ошибки. И потому прощаете его. А прощая, «отпускаете» и собственные грехи. По крайней мере, перестаете постоянно осуждать себя за них. Становитесь добрее и человечнее, сострадательнее к другим.

    Радость и счастье

    Сопереживая героям книги, читатель эмоционально вовлекается в сюжет. Когда же наступает счастливая развязка, он , испытывает чувство облегчения и счастья. И получает на какое-то время психологическую разрядку и душевный покой.

    В прошлом году исследователи из Университета Мельбурна обнаружили, что те, кто смотрел телевизионные шоу еженедельно, забывали их гораздо быстрее, чем те, кто смотрел одну телепрограмму в неделю. Зрители отвечали на вопросы о шоу сразу после просмотра, а потом ещё раз – через 140 дней. Те, кто смотрят телевизор часто, через четыре с лишним месяца с трудом могли вспомнить, о чём была программа. В отличие от тех, кто смотрит ТВ раз в неделю – они гораздо точнее ответили на вопросы викторины. То же самое и с чтением.

    Вывод : чтобы лучше запоминать прочитанное, читайте меньше. Попробуйте тщательнее выбирать книги и сократить количество чтения за счёт соцсетей и сайтов.

    2. Пересказывайте текст

    Немецкий психолог Герман Эббингауз открыл «кривую забвения». Она круто падает вниз в течение первых 24 часов после того, как мы узнали что-то новое. Без специальных усилий 80% новой информации вы забудете уже завтра.

    Вывод : Перескажите всё важное и интересное в первые же сутки, и знания отложатся в голове.

    3. Применяйте полученные знания немедленно

    «Полезное» чтение станет ещё эффективнее, если применять полученные знания немедленно. Лучше не проглатывать такие книги целиком, а читать главами и тут же внедрять в жизнь новые идеи.

    Вывод : Попробуйте прямо сейчас: перескажите кому-нибудь эту статью сегодня.

    4. Читайте порциями и при различных обстоятельствах

    Любимое кресло и мягкий плед – фетиш большинства книголюбов. Однако если всё время читать в одной и той же обстановке, запоминать прочитанное вы будете хуже. Информация, полученная при различных обстоятельствах и в разных местах, не перемешивается в голове и лучше усваивается.

    Вы удивитесь, но для лучшего запоминания важно читать не «запоем», по несколько часов подряд, а порциями по полчаса-час. Паузы помогут лучше усвоить прочитанное.

    Вывод: Читайте в разной обстановке.

    5. Не храните книги

    Когда мы уверены, что в любой момент можем вернуться к книге, мозг считает, что ему уже необязательно запоминать прочитанное – главное, что он помнит, «где это лежит». Учёные из Мельбурнского университета называют это «эффектом внешней памяти» и связывают плохое запоминание с развитием Интернета. То есть если убрать информацию из постоянного доступа, запоминать её мы будем лучше.

    Вывод : Не храните книги. Раздавайте свои и читайте чужие, взятые напрокат. Если вы ещё до начала чтения пообещаете другу дать книгу почитать (даже если с возвратом), мозг поймёт, что эта книга не всегда будет под рукой, так что самое ценное лучше запомнить сразу и надолго. Точно так же лучше запоминаются книги, которые вы взяли почитать и обязаны вернуть.

    6. Делайте пометки на полях, схемы и майнд-карты

    Да, в школе нас учили, что «черкать на полях» нельзя. Однако психологи уверяют, что пометки, подчёркивания, вопросы на полях очень помогают запоминать прочитанное.

    Вывод : Схемы, майнд-карты и зарисовки – тоже то что надо.

    7. Заранее определите цель чтения

    И самый главный совет, который даёт Питер Камп, автор книги «Скорочтение»: открывая книгу, заранее определите, а зачем, собственно, вы её читаете. Что из написанного для вас по-настоящему важно и ценно? Что именно вы хотите запомнить и на какой срок?

    Вывод : Отвечайте максимально конкретно. С такой подсказкой мозг будет лучше понимать, в какие отделы хранения отправлять поступающую информацию.