• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Размышляя о роли воспитателя, о его основных качествах, К.Д. Ушинский предстаёт перед нами как бы с двух сторон.

    С одной стороны - это мыслитель, сформировавшийся в философской среде, познавший всю сложность и диалектичность воспитательного процесса. И как мыслитель он понимал, что в педагогике не может быть рецептов и догматически очерченных правил. Личность ребёнка формирует главный воспитатель - жизнь "со всеми её безобразными случайностями". Он подчёркивал, что стоит только отстранить "пагубные обстоятельства", создать атмосферу свободы и творческого труда, как непременно просветлеет ум человека и облагородится его характер.

    Но вместе с тем и создание атмосферы труда и благоприятствующих обстоятельств, овладение даже самыми совершенными методами воздействия ещё не приведут к желаемым результатам. И тому пример иезуитского воспитания. Умение проникнуть в интимный мир детей и в этом мире совершать с точностью ювелира филигранные работы по становлению характера - это очень важно для воспитателя, но это так же опасно, как и авторитарно подавлять волю ребёнка, ибо, входя в мир человека, мы не только можем привнести в него свой отрицательный опыт, но и навязать ребёнку не свойственные его природе наклонности, нарушить тончайший узор его неповторимой индивидуальности, развить в нём не творческие, а преимущественно исполнительские и подражательные способности.

    Вот почему и беспокоил К.Д. Ушинского один и тот же вопрос: "Неужели всё искусство воспитания только и заключается в том, что исходным началом любой воспитательной системы является приобщение учащегося к духовному миру наставника?" И К.Д. Ушинский-философ отверг ложный тезис - "воспитывайте детей так, чтобы дети походили на меня, и вы дадите отличное воспитание". Он считал, что надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас. Поэтому каждому воспитателю необходимо овладеть самоанализом и постоянно проводить беспристрастный критический обзор результатов своих действий, чтобы исключить прикосновение к детской чистоте своих отрицательных свойств. Каждому воспитателю необходимо уметь видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своём общении с детьми, когда несёт им большую правду подлинно народных убеждений, когда сам способен на честный поступок. Одной образованности, одних знаний и правил, методик и циркуляров, какими бы совершенными они ни были, явно недостаточно.

    Практическая педагогика всегда ставит воспитателя перед конкретным фактом оценки поступков, ситуаций, различных явлений, точек зрения. И в своей оценке, в своём активном отношении к миру педагог выступает не как кабинетный теоретик, а как член общества, того конкретного общения, где всё до предела сжато, всё в живом темпе событий, где нет времени для длительного раздумывания, где надо сейчас, безотлагательно, что-то решать, что-то утверждать, что-то отрицать.

    Без нравственной силы, способной противостоять насилию и безнравственности, без авторитета, способного объявить войну любым проявлениям авторитарности, не может быть ни подлинного воспитателя, ни педагогического мастерства. Только действенный, а не пассивно-созерцательный гуманизм ведёт к преобразованию обстоятельств, выступает в защиту человека, поэтому К.Д. Ушинский хотел видеть каждого воспитателя решительным, радикальным, смелым, с позитивной программой действий.

    Он сам как педагог был невероятно радикальным и бескомпромиссным, когда дело касалось косности, невежества и пошлости, но становился необыкновенно деликатным человеком, когда общался с детьми, учителями, разделявшими передовые взгляды на просвещение и науку, большое значение уделяя педагогическому такту, без которого ни один педагог "никогда не станет хорошим воспитателем-практиком...". Основу педагогического такта составляют глубокие знания психологии, которые раскрывают личность ребёнка во всей своей целостности, причём важно, по мнению К.Д. Ушинского, чтобы педагогические методы и средства применялись не к отдельным психическим качествам личности, а к ребёнку, "каков он есть в действительности, со всеми его слабостями...".

    При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно народному учителю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую силу, зовут к новому научному поиску, они действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической подготовки, учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.

    Анастасия Барбарчик
    Роль личности учителя в формировании духовно-нравственной личности

    «Самый лучший учитель для ребенка тот , кто, духовно общаясь с ним , забывает, что онучитель , и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самыесокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудиемвоздействия на молодую, формирующуюся личность . От чуткости учителя к духовному мирувоспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».Сухомлинский В. А.

    В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного , нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Важнейшей целью современного образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности. Если обозреть роль педагога- учителя в духовно -нравственном воспитании молодежи, то ей уделяется самое пристальное внимание. Так как важным фактором успешногоразвития как личности , так и всего образовательного процесса в школах, ВУЗах является личный пример учителя . Роль педагога , его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного , ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    Воспитание всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т. д.) делают процесс воспитания еще более трудным.

    Учитель , более чем кто-либо другой, призван направлять формирование и развитие каждого из своих учеников. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни. Трудно переоценить роль личности учителя , его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.

    Что привлекает детей в личности учителя ? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Все, что мы несем своему воспитаннику, проходит через нашу душу.

    Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, чтосформулированы в плане . В сознании ребенка откладываются поведение учителя , егожесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другимиучащимися, при различных обстоятельствах ; как он держится с коллегами, какреагирует на удачи и неудачи его одноклассников. Воспитатель, учитель требует отучащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И оттого, насколько требовательным, последовательным окажется учитель , будет зависеть и результат. При правильной организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируютсяосновы нравственного поведения, духовной культуры .

    Выделяется группа качеств личности педагога , влияющих на нравственноевоспитание, воспитание личности :

    Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

    Профессионально-педагогические Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическаянаправленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и

    Эмоциональная отзывчивость

    Волевые качества

    Особенности темперамента

    Состояние здоровья

    Творческое мышление

    Положительные этические качества (добродеятельность)

    Традиционными источниками нравственности являются :

    1. Патриотизм, включающий в себя ценности : Любовь к России. Любовь ксвоему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.

    2. Социальная солидарность - Свобода личная и национальная . Доверие клюдям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.

    3. Гражданственность -Гражданское общество. Долгперед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.

    4. Семья - Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.

    5. Труд и творчество - Творчество и созидание; Целеустремленность инастойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

    6. Наука - Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.

    7. Искусство и литература включает ценности : Красота. Гармония. Духовныймир человека . Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.

    К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример - лучшая проповедь.

    Учитель обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель - это человек , специальностью которого является правильное поведение.

    Постоянный контроль за своим поведением необходим учителю в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причём в младших классах оно носит неосознанный характер : школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.

    Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и учителей , сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это поведение

    В. А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя - это основа доверия ребёнка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка .

    Любовь к детям является отличительной чертой учителя , являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. Если учитель проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой, его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание учащихся.

    «Педагогическую любовь» можно рассматривать как «частный случай» отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она достигается великим трудом и напряжением всех человеческих сил. Л. И. Маленкова предложила своеобразную «технологию» для развития и поддержания этого чувства :

    Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети;

    Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле – с «плюсами» и «минусами» , со всеми его особенностями;

    Возможно, более полно узнать, почему он стал «таким» , и постараться «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку;

    Найти позитивное в личности ребенка , выразить ему доверие;

    Постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой) ;

    Установить личный контакт с помощью средств невербального общения;

    Создавать «ситуации успеха» , оказывать ребенку позитивную словесную поддержку;

    Не упустить момент словесного или поведенческо-эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка;

    Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

    Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности , подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т. д. Нравственность формируется в мероприятиях , в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки.

    «Роль личности учителя в воспитании школьников»

    Учитель начальных классов:

    ДавиденкоТ.Г.

    Школа »Ирида» г. Москва

    Роль личности учителя в воспитании школьников.

    Школа, в переводе с латинского скале, означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх.

    Образование - это не только учебный процесс овладения знаниями, но и процесс становления, совершенствования, восхождения души. А с греческого она (школа) трактуется как дом радости.

    Солнечным светом, обаянием должна быть пронизана педагогическая деятельность учителя. Испокон веков учителя востребованы в любом обществе, ведь именно мы не только учим детей, но и формируем их как личности.

    У каждого ребенка свое предназначение, своя миссия. Задача учителя - дать им развиваться.

    Дарить ребенку чувство его, ребенка, значимости, ощущение того, что кто-то о тебе думает, хочет сделать приятное, желает счастье. Получают ли они это в школе? Не всегда.

    Главное в деятельности учителя - уважать, любить и понимать своих учеников, помня, что ребенок - не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который нужно зажечь.

    Отношение педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление ^развитие личности школьника. Отношение «учитель - ученик» определяются гуманно-личностным подходом.

    Нашему обществу сегодня нужны люди, каждый из которых мог бы сказать: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив.»

    Это высокое нравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания. Приведенные слова о личном счастье, коллективе и обществе принадлежат выдающемуся педагогу А.С. Макаренко. Это был один из тех необыкновенно одаренных социально активных людей, в которых всегда

    нуждается общество. Кристально чистый, энергичный, деятельный - он был таким задолго до того, как о его искусстве воспитания человека узнал весь мир.

    Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (дефицит внимания родителей к детям, вечная их занятость на работе, смещение ценностей, когда TV правит миром и умами наших детей) делают процесс воспитания еще более трудным.

    Школа берет на себя основную функцию воспитания. Учитель более, чем кто-либо другой призван направлять формирование и развитие каждого из своих питомцев.

    В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы против негативных проявлений окружающей жизни.

    Г1о сравнению с представителями других профессий учителя находятся в особой ситуации. Личность учителя - мощный фактор формирования личности ученика. Учитель, выполняя социальный заказ общества - формирование социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности, должен обладать высокими профессиональными умениями, быть высоко моральной личностью. Решение сложных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от учителя. Воспитываем мы, прежде всего не теми или иными методами и приемами, а влиянием собственной личности, индивидуальности.

    Известно, что с самого рождения человек воспринимает окружающую действительность не на основе собственного опыта, которым он фактически не обладает в младенчестве, а под влиянием взрослых (родителей, воспитателей, школьных учителей).

    У каждого из нас был свой первый учитель, тот, который тем или иным способом повлиял на формирование нашей личности, на наш процесс совершенствования.

    Первый учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: «...и душа, и одежда, и мысли.»

    Преподавателю необходимо обладать такими качествами, как понимание, безусловная поддержка, любовь к ученикам, умение с мудростью рисковать в пикантные моменты, своевременная невозмутимость и, конечно же, творческий подход во всем. Не менее важным является уверенность в себе и профессионализм педагога.

    Мы говорим об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой-то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности учитель, свободный, открытый.

    С того момента, как маленький человек сделала первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает. В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.

    Великий педагог Макаренко считал, что воспитатель должен вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

    Личность воспитателя играет очень важную роль в воспитании и эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы.

    Лишь на возрождении простых человеческих чувств любви и милосердия должен строиться процесс воспитания.

    Лев Н. Толстой писал в одном из своих трудов. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.»


    Мария Монтессори видела роль учителя не в обучении, а в руководстве деятельностью, поэтому она предпочитала использовать термин «руководительница» вместо «учитель».

    Педагог, работающий по системе Монтессори , не учит ребенка, а только наблюдает за ним, ненавязчиво руководя его действиями, то есть он вмешивается только в крайнем случае, если у малыша совсем ничего не получается. Для начала он; показывает, как правильно пользоваться всеми предметами, а потом малышу предоставляется самостоятельность.

    Учитель всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не зада-вали. «Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей», — говорила Мария Монтессори. В этом и состоит отличие: обычно вы, мамы-папы, очень торопитесь, вам легче самим завя-зать шнурки, застегнуть ребенку рубашечку, чем ждать, пока ребенок сам сообразит, как это делать. Но это убивает самостоятельность малыша. А ведь дети в раннем возрасте так стремятся подражать взрослым. Главный девиз методики Монтессори: «Ты уже достаточно взрослый и можешь сделать это сам!», а не «Ты еще маленький, подрасти, и у тебя все получится». Система рассчитана на то, что кроха учится сам в процессе деятельности.

    В силу этого роль учителя в педагогике Монтессори сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним.

    ➠ Такой учитель — и это вы сразу заметите — не претендует на центральную роль, как это принято. Его участие не так активно и заметно на первый взгляд, но отнюдь не менее важно. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике. Задача учителя в том, чтобы подготовить среду, способствующую саморазвитию маленького человека, помочь ему организовать свою деятельность, направляя его грамотно и ненавязчиво, дать свободу экспериментировать с этой средой. Взаимоотношения в классе строятся по принципу «учитель для ученика».

    Учитель должен быть компетентным во всех областях знаний — математике и родном языке (желательно знать один или два иностранных языка), в естественных науках, играть на каком-либо музыкальном инструменте, уметь петь и красиво двигаться, быть талантливым артистом и уметь придумывать интересные познавательные игры, страстно любить природу и уметь мастерить. Поэтому, помимо основного базового высшего педагогического образования, учитель должен закончить Монтессори-курс.

    Еще учитель терпелив, ровен, не скуп на похвалу, подает малышу личный пример. Он должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Должен уметь прояв-лять гибкость и быть в состоянии найти новые способы для оказания помощи ребенку.

    Несмотря на то что метод Монтессори имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей и каждый класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным. Вам, родителям, надо встречаться с учителем и, если это возможно, заранее знакомиться с методами работы учителя в классе для того, чтобы выявить его индивидуальный стиль в толковании педагогики Монтессори.

    «Когда планируем на год, сеем зерно.
    Когда планируем на десятилетия, сажаем деревья.
    Когда планируем на всю жизнь - обучаем и воспитываем людей».
    Китайская пословица

    Школа, по латински «скале», означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх. Образование - это процесс становления, совершенствования, восхождения души. А с греческого она трактуется как дом радости. Вспомним: для многих из нас и наших детей школа была скорее домом печали. Солнечным светом, обаянием должна быть пронизана педагогическая деятельность учителя.

    У каждого ребенка свое предназначение, своя миссия. Задача учителя - дать возможность им развиться.

    Дарить ребенку чувство его, ребенка, значимости, ощущение того, что кто-то о тебе думает, хочет сделать приятное, желает счастья. Получают ли они это в школе? Увы, очень редко. Только тогда, когда тебе повезет, и твой педагог окажется учителем от Бога.
    Все обучение и воспитание должно строится на положительных образах. Все должно ассоциироваться с добрыми людьми, красивыми поступками.

    Главное в деятельности учителя - уважать и любить своих учеников, помня, что ребенок - не сосуд, который надо наполнять, а светильник, который нужно зажечь.
    Отношение педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Отношение «учитель - ученик» определяются гуманно - личностным подходом.

    Нашему обществу сегодня нужны люди, каждый из которых мог бы сказать: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив». Это высокое нравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания. Приведенные слова о личном счастье, коллективе и обществе принадлежат выдающемуся советскому педагогу А.С. Макаренко. Это был один из тех необыкновенно одаренных, социально активных людей, в
    которых всегда нуждается общество. Кристально чистый, энергичный, деятельный - он был таким задолго до того, как о его искусстве перестраивать человека узнал весь мир...
    Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, использование наркотиков, смещение ценностей и т.д.) делают процесс воспитания еще более трудным.

    Учитель более, чем кто-либо другой призван направлять формирование и развитие каждого из своих питомцев. В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, честным, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы, против негативных проявлений окружающей жизни.

    И сейчас в наше время проливается кровь на Чеченской земле и во многих других странах. И ради чего?.. Ради чего столько мук и страданий? Ради маленького куска земли!
    Нельзя оберегать ребят от реальных трудностей - надо учить преодолевать их; нельзя скрывать противоречий - надо учить видеть их, отыскивать причины их возникновения.
    По сравнению с представителями других профессий учителя находятся в особой ситуации. Личность учителя - мощный фактор формирования личности ученика. Учитель, выполняя социальный заказ общества - формирование социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности, должен обладать высокими профессиональными умениями, быть высоко моральной личностью.

    «Большее влияние оказывает на учеников личность учителя, чем наука, излагаемая в самых элементарных началах».

    Решение сложных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от учителя. Воспитываем мы, прежде всего не теми или иными методами или приемами, а влиянием собственной личности, индивидуальности. Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. С того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования. На личность влияет коллектив, в котором личность находится. Коллектив-это чувствительный инструмент, создающий музыку воспитания, необходимую для влияния на душу каждого воспитанника, только в том случае, если этот инструмент настроен. А настраивается он только личностью педагога, точнее, настраивается он тем, как смотрят воспитанники на него, педагога, как на человека, что они в нем видят и открывают.
    Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика.

    Что привлекает детей в личности учителя? Единство идеалов, убеждений, вкусов, симпатий, морально - этических принципов в словах и поступках педагога - вот что притягивает юные души. Все, что мы несем своему воспитаннику, проходит через нашу душу.
    Вы спросите, как можно воспитывать математикой? Математика -это, прежде всего труд. Я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стремились трудиться, борясь с ленью, легкомыслием. «Опрятный, приветливый ребенок с добрым характером и хорошим поведением, далее, если он невежествен, предпочтительнее грубого, неряшливого, испорченного ребенка, пусть и искушенного во всех науках и искусствах».

    Классики советской педагогики рассматривали проблему взаимоотношения учителя и учеников как поистине первостепенную. Уделялось внимание и тому феномену, как авторитет учителя. «Если человек должен отвечать за свое дело и отвечает, то вот его авторитет. На этой базе он и должен строить свое поведение достаточно авторитетно». В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.
    Если учитель хочет быть настоящим воспитателем, он должен озарить знания своими мыслями, своей личностью так, чтобы воспитанники услышали: учитель обращается к ним. Сердце ребенка должно быть открыто слову, мысли, убеждениям, поучениям воспитателя.
    Есть прекрасный ответ замечательного учителя Шалвы Амоношвили на вопрос о том, в какой стране могли бы жить дети: «В стране, где царствует диктатура совести». И так будет, потому что все начинается с детства.

    Современный учитель - это, прежде всего, человек, наделённый рядом достоинств. Обладающий: системным мышлением, организаторскими умениями, интуицией, инициативой, фантазией, самостоятельностью, аккуратностью, дисциплинированностью, обязательностью, ответственностью, наблюдательностью, отзывчивостью, настойчивостью, мобильностью, гибкостью в профессиональной деятельности, выразительностью речи, жестов, мимики, чувством такта, совести, трудолюбием, восприимчивостью к новому и нетрадиционному, хорошим вкусом.

    Способный: к творчеству; к сопереживанию; к проявлению импровизации; своими действиями воспитывать интерес к обучению и потребностью в знаниях у учащихся; достигать намеченных целей; обеспечивать единые требования к воспитанникам; учитывать интересы общества, коллектива и свои личные; создавать оптимальные условия для выражения потенциальных возможностей каждого школьника; для творческой самореализации личности ученика; сформулировать цель и перевести её в конкретные практические задачи; использовать полученную информацию; распределять и делегировать обязанности и поручения; к оптимальному взаимодействию с окружающими; работать по разным методическим системам; учиться.

    Умеющий: активно использовать многообразные формы, методы и приёмы в работе; избирать адекватную форму организации урочной и внеурочной деятельности; подбирать необходимый учебный материал; строить гуманное отношение с детьми; владеть собой; импровизировать; проектировать; общаться с детьми; понимать людей и разбираться в них; мечтать; не опускать руки при неудачах; видеть перспективы в работе; создавать пространство для свободы личности школьника; проявлять повышенное требование к себе и к окружающим; делать выводы; владеть собой в конкретных ситуациях; устанавливать со школьниками психологический контакт; правильно ставить и формулировать воспитательные задачи; создавать условия для успеха в деятельности и психолого-педагогический механизм влияния или развития тех или иных качеств личности школьника; формировать морально-психологический климат в детском коллективе.

    Никогда нельзя останавливаться на достигнутом - эта старая истина приобретает особое значение, когда размышляешь о роли учителя в учреждении образования.
    Постоянно учиться не только на курсах повышения квалификации учителей, учиться можно прямо на работе, наблюдая за тем, как работают коллеги. Стараться обращать внимание на положительное, на то, что можно перенять и использовать в своей работе. Не нужно бояться задавать коллегам вопросы: как вам это удалось? Как бы вы поступили на моём месте? Что можно ещё улучшить? Где можно познакомиться с этим опытом? и т.д.

    Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы сделать так, чтобы ученику было всегда интересно, чтобы хотелось учиться дальше. Для того, чтобы сделать процесс обучения увлекательным, лучше использовать такие приёмы работы, которые помогут учащемуся оставаться самим собой, чувствовать себя личностью, позволят ему быть активным и интересным окружающим.

    Тема образования актуальна всегд а, особенное значение она принимает сейчас, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Поскольку образование неотделимо от своего носителя – педагога, вопрос о его личности как совокупности творческих, педагогических, психологических и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение.

    В настоящее время много говорится на тему компетенции, профессиональных качеств учителя. Этот вопрос актуален, так как со временем изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к учителю. Возникает вопрос, какие качества учителя должны быть постоянными, не зависящими от времени, а какие должны быть изменены. Так, например, всего 10–15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.

    Вот данные исследования «У какого учителя с удовольствием будут учиться?» - мнение современного школьника об учителе. Ученикам была представлена анкета:

      Какой учитель хороший и почему?

      Какой учитель плохой и почему?

      Какую профессию вы намерены для себя избрать в жизни и почему?

    Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. В различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя. Младшие школьники и будущие выпускники школы настаивали на том, что учителем должен быть живой человек, обладающий душой, а ученики средней школы отдали предпочтение компьютеру. Очевидно, что именно в процессе общения с учителем как с личностью идет процесс обучения и научения, ученикам важно, чтобы их воспринимали как личности с их достоинствами и недостатками, на развитие ребенка влияние оказывают окружающие его люди, среди которых особое место занимает учитель. Таким образом, можно назвать ряд качеств, которыми должен обладать учитель и ряд качеств, которые являются для него отрицательными.

    Качества учителя, успешно решающего свои задачи :

    Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.

    Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.

    Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.

    Общительный, хороший друг, открытый, искренний.

    Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.

    Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.

    Владеет собой, умеет сдерживать эмоции.

    Тактичен.

    Всесторонне развит, умный, умеет говорить. 1

    Обладает чувством юмора, незлой иронией, немного кокетством.

    А это качества учителя, с которыми лучше не работать в школе:

    Агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть над учеником.

    Безразличный, безответственный, ненавидит учеников и работу.

    Необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а поведение.

    Аморален, эгоистичен, корыстолюбив.

    Не умеет выслушать, понять ученика, не уважает ученика, не признает права ученика на свое мнение, нетерпим.

    Не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы.

    Не знает свой предмет, обладает ограниченным кругозором.

    Не уверен в себе, пассивен, замкнут, не умеет постоять за себя.

    Не творчески работает. Педантичен, формалист.

    Американский социолог У.Уоллер в работе «Что учение делает с учителем» (1932г.) писал: Многих учителей и вне школы отличает назойливо-дидактическая, поучающая манера держать себя. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном, черно-белом варианте, а привычка постоянно держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение.

    В связи с преобразованием классической системы «передатчик знаний - приемник знаний» в процесс активного познавательного сотрудничества между учителем и учеником как наиболее продуктивной формы обучения, особенно значимыми становятся такие качества педагога, как способность привить интерес и вовлечь обучаемого в творческий процесс познания. Современная образовательная система, требует нового типа учителя, способного гибко мыслить и нестандартно действовать в динамично развивающейся системе образования. В педагогическом руководстве выделяют два противоположных стиля работы учителей – авторитарный и демократический. Педагогам необходимо стремиться к постоянному совершенствованию своих методов, знаний и профессионализма, так как недовольство собой и стремление к высшему уровню является признаком истинного профессионала-педагога.