• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конспект НОД

    По социально – коммуникативному развитию

    «Дружат дети всей Земли».

    Возрастная группа: подготовительная.

    Место проведения: МБДОУ № 1с.Самарское

    Вид деятельности: интегрированное

    Дата проведения: 29 03.2016г.

    Длительность: 30 минут.

    Воспитатель: Григор Ирина Анатольевна.

    Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

    Интеграция детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная.

    Цель занятия: формировать у детей понятие о дружбе между детьми, живущими на разных континентах.

    Задачи:

    Образовательные:

    ü показать детям сходство и различия детей, живущих на разных континентах;

    ü расширять представление детей о народах Африки, Японии, народах Севера;

    ü упражнять детей в образовании прилагательных;

    ü закрепить умения описывать внешний вид людей; умение подбирать родственные однокоренные слова;

    ü закрепить умение детей разгадывать кроссворды.

    Развивающие:

    ü развивать логическое мышление;

    ü развивать у детей внимание, память, мелкую моторику;

    ü развивать речедвигательную координацию;

    ü развивать способность передавать в движениях характер музыкального произведения;

    Воспитательные:

    ü воспитывать интерес, потребность в движениях под музыку;

    ü воспитывать толерантное отношение к народам Земли.

    Средства обучения:

    Ø магнитофон, аудио записи японской музыки, музыки народов Севера, муз. Железновой «У жирафа пятна, пятна»;

    Ø интерактивная доска:

    Ø -физическая карта мира;

    Ø -мольберт,

    Ø презентация «Дружат дети всей Земли»

    Ø д/и «Танграм» (по количеству детей);

    Ø «льдины» из картона;

    Ø два обруча;

    Ø кроссворд.

    Методические приёмы:

    Ø Словесные: постановка проблемы, рассказ, беседа по вопросам, пояснения, анализ деятельности, подведение итогов.

    Ø Наглядные: виртуальная экскурсия с использованием ИКТ,

    Ø Практические: игра - путешествие, игровые упражнения, разгадывание кроссворда.

    Используемые современные технологии: ИКТ, проблемно - игровая технология, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.

    Ход занятия:

    Дети входят в центр зала, образуя круг.

    Игровое упражнение «Солнечный круг»

    Воспитатель: - Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

    Дружат люди всей планеты,

    Дружат взрослые и дети.

    Обойдем весь шар земной –

    Дружбу пронесем с собой.

    Воспитатель: Как называется наша планета? (ответы детей) . Да, наша планета называется Земля.

    А как называется наша страна, в которой мы живем? (ответы детей).

    Наша страна называется Россия. Наша страна во всем мире не одна, существует ещё много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос.

    Ребята, как вы думаете, чем похожи дети всех стран? (Ответы детей). Конечно, очень много общего у вас и детей других стран. Все дети Земли, несмотря на национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходить в детский сад и школу, любят бегать и шалить, смотреть мультики, заниматься спортом и играть в разные игры.

    Ребята, как вы думаете, чем отличаются дети всех стран? (Ответы детей).

    Они отличаются цветом кожи, разрезом глаз, они разговаривают на разных языках, носят разную одежду.

    Но все дети на всей планете любят свой дом, свою семью и хотят жить в мире.

    Я предлагаю вам отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное. На чём мы с вами будем путешествовать?

    Мы отправиться в путь на большом корабле (Слайд 1).

    Наш кораблик, вдаль плывет (руки вытянуть вперед),

    Сядем мы в него друзья, поплывем и ты, и я!

    Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

    наш кораблик вдаль плывет.

    Стало палубу качать, ногу к полу прижимать.

    (Выполнять движения по тексту).

    Крепче ногу прижимай, а другую расслабляй!

    Ветер по морю гуляет

    (Руки наверх раскачиваем)

    И кораблик подгоняет

    Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах.

    Воспитатель: Мы, ребята, приплыли с вами на африканский континент (показать на карте).

    А вот и дети, которые живут здесь (слайд 2). Давайте их поприветствуем. На африканском континенте есть свой ритуал приветствия. Его жители подносят правую руку ко лбу (что означает – я думаю о тебе), потом к губам (я говорю о тебе), после этого – к груди (я уважаю тебя). Давайте и мы поприветствуем детей по – африкански..

    А теперь расскажите, как выглядят дети с африканского континента.

    Какого цвета у них кожа? Как называют людей с чёрной кожей?

    Какие у них глаза? (большие, карие) Как называют людей с карими глазами? (кареглазые).

    Какие у них волосы? (темные волосы, кудрявые волосы). Как называют таких людей? (темноволосые).

    В Африке очень жарко. Черная кожа и густые волосы защищает людей от палящего солнца.

    Какая одежда у детей ? ( В Африке очень жарко, поэтому и одежда у детей лёгкая).

    Жители разных племён Африки любят украшения бусы и браслеты (как мужчины, так и женщины), предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов (слайд 3).

    Дети живут с родителями вот в таких вот жилищах.Жилище - однокамерное круглое, квадратное или прямоугольное в плане, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана (слайд 4).

    Жители африканского континента занимаются земледелием: выращивают некоторые виды пшеницы и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот, лошади (слайд 5).

    Афри­канские дети больше всего любят танцевать, изображать в своих танцах животных, они всегда приглашают гостей в дружный танец, чтобы подружиться. Давайте и мы с ними подружимся, изобразим в танце животных (слайд 6).

    (потанцевать, изображая животных).

    Двигательное упражнение под музыку « У Жирафа пятна, пятна».

    Воспитатель: Ребята, на каком континенте мы побывали в гостях?

    Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей на африканском континенте.

    Продолжаем своё путешествие (слайд 7).

    «Пальчиковая Гимнастика».

    Две ладошки я прижму и по морю поплыву

    . (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

    Две ладошки, друзья, вот кораблик сделал я.

    (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

    Паруса я подниму,

    (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы).

    Синим морем поплыву.

    (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

    А по бурным по волнам плывут рыбки тут и там.

    . (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

    Воспитатель: -Ребята, мы приплыли в Азию (слайд 8). Смотрите, как вы думаете, из какой страны может быть эта девочка? (Из Японии.)

    Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца - Японии. Япония находится на азиатском континенте. Вместе с Японией на этом континенте находится Корея (ёё жителей называют корейцы), и Китай (китайцы), Монголия (монгольцы).

    Как выглядит девочка? (узкий разрез глаз, национальная прическа и одежда.)

    Ребята, как можно назвать человека, у которого узкие глаза, темные волосы. (Узкоглазый, темноволосый).

    Люди, живущие на азиатском континенте имеют смуглый и желтоватый оттенок кожи. Как называют человека у которого жёлтая кожа? (Желтокожий).

    Давайте поприветствуем девочку по-японски. Японцы приветствуя друг друга поклоном.

    Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская) (слайд 9).

    Жители этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров (слайд 10).

    (На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.) Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (Выслушиваются варианты ответов детей.) (слайд 11).

    Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).

    А как бы нам подружиться с этими детьми?

    Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)

    В Японии очень любят играть в различные головоломки, среди них (воспитатель демонстрирует) и танграм - выкладывание геометрических фигур.Мы сейчас с вами поиграть в такую игру.

    Д/и «Танграм» (Звучит японская музыка.)

    Дети выполняют задание

    Воспитатель: Дети, на каком континенте мы побывали в гостях?

    Чем по внешнему виду они отличаются от нас?

    А теперь нам пора в путь.

    Логоритмическое упражнение «Кораблик» (слайд 12).

    Начался вдруг сильный шторм

    (Сильно раскачиваем руками и делаем круг)

    Прогремел на небе гром (хлопки)

    Наш кораблик закачался

    (Руки в сторону, ноги врозь начали качаться)

    Вверх с волной сперва, умчался, (руки изображают волны)

    А потом упал он вниз, (сели)

    Вверх, (встали)

    Вниз, (сели)

    Воспитатель: Мы попали с вами в Россию, на север нашей страны. Россия, ребята, большая страна, она располагается и в Азии и в Европе. Север нашей страны находится в Азии. (слайд 13).

    Кто из вас знает, как называется народ, живущий на Севере?(Ненцы, эскимосы,якуты, чукчи.).

    Нас встречают дети эскимосы.

    А здороваются эскимосы, помахивая руками, давайте познакомимся с ними. (Дети здороваются)

    Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты?(ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

    А теперь расскажите, как выглядят дети?(узкие глаза, темные волосы, смуглая с желтым оттенком кожа).

    Ребята, как можно назвать человека, у которого узкие глаза, темные волосы.(узкоглазый, темноволосый).

    На севере много снега и льда. Лед отлично отражает и усиливает солнечный свет, который может быть очень вреден для глаз - слепнут люди. Поэтому у людей живущих на Севере узкие глаза, смуглая желтая кожа.

    Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они? Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые, довольные, оживленные).

    Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жи­лище называется иглу (слайд 14).

    Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять тол­стым слоям снега, и пурга не страшна.

    Чукчи живут в чуме (слайд 15).

    А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охо­титься и ловить рыбу. - Основная их профессия – оленевод . Повторите это слово. Как вы думаете, чем они занимаются? Оленеводы ведут кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы (слайд 16).

    Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». (Ответы детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить).

    А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». (Ответы детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий) (слайд 17).

    Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в люби­мую игру эскимосских детишек «Льдинки».

    Подвижная игра «Льдинки». (Проводится под музыку северных народов).

    Ход игры. Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого иг­рока по две льдины. По сигналу игроки начи­нают перемещаться с льдины на льдину. Когда все игроки доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

    Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не­
    легкой борьбе с льдинами, и про вас действительно можно сказать, словами пословицы «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».

    Какие вы ещё знаете пословицы о дружбе? (Ответы детей: «Где дружба прочна, там хорошо идут дела». «Дружба заботой да подмогой крепка!»).

    Воспитатель: Дети где мы побывали в гостях?

    Чем по внешнему виду дети Севера отличаются от нас?

    Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас.

    Нам пора отправляться обратно. Мы полетим на самолёте.

    Речедвигательное упражнение «Самолёт» (слайд 18).

    Летит самолет высоко – высоко,
    Ему на посадку зайти нелегко!
    Летчик за кругом делает круг…
    (дети бегут легко на носочках, руки в стороны)
    Ему самолет и товарищ, и друг!
    На взлетную полосу сел самолет,
    (приседают, руки в стороны)
    Вперед побежал –
    и закончен полет.
    Двери открылись, под трапом земля,
    И пассажиров встречают друзья!

    Воспитатель: Вот мы и прилетели домой (слайд 19).

    А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать.

    Мы живем с вами, ребята, на европейской части России, мы – европейцы.

    Посмотрите на ребят друг на друга, на своих друзей.

    Расскажите, какая у нас кожа (светлая), как называют человека со светлой кожей (светловолосый), какие волосы (мягкие волосы), какие глаза (большие глаза).

    Воспитатель: Ребята, мы с вами много узнали, путешествуя сегодня. Я предлагают нам отгадать кроссворд и прочитать слово, которое в нём зашифровано.

    1. Из чего жители Севера делают свои дома? (лёд).

    2. Как называется дом, сделанный изо льда (иглу).

    3. Где живут чернокожие люди? (Африка).

    4. Что у человека бывает желтого цвета? (кожа).

    5. На чём мы сегодня плыли во время путешествия? (корабль).

    6.Как называется игра, в которую играют японские дети? (танграм).

    Воспитатель: - Давайте прочитаем, что у нас получилось (дружба.)

    А что значит дружить? (быть добрым, отзывчивым, уважать друга, заботиться о нем, понимать его…).

    А вы в своей группе дружите?

    А вы, когда дружите, обращаете ли внимание, какие у вашего друга глаза, кожа, волосы?

    Если в нашу группу будут ходить японские дети или африканские,будете ли вы с ними дружить?.

    Мы с вами должны жить в мире и согласии со всеми людьми, населяющими наш общий дом – планету Земля. Хоть у нас разный цвет кожи, разный разрез глаз, разная одежда и разный образ жизни, у всех у нас одна планета – Земля. Мы все вместе должны ее беречь.

    Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Кораблик»

    Цели:

    Расширить знания детей о водном транспорте.
    Обогатить лексический запас детей по данной теме.
    Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, понимать значение понятий «над», «под», «возле», «сверху», «снизу».
    Продолжать учить детей считать и обозначать результаты счета цифрой.
    Закрепить знания о цифрах «1», «2», «3».
    Учить детей слушать стихотворение, понимать его смысл и отгадывать загадку о содержании.
    Совершенствовать умение детей различать и называть цвета, геометрические фигуры.
    Учить выполнять постройку из строительного материала по показу воспитателя.
    Упражнять в рисовании кистью, лепке и наклеивании.
    Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, координацию движений.

    Оборудование:

    Строительный материал: бруски, кубики, треугольные призмы. Мелкие фигурки матрешек.
    Картинка-фон с изображением моря, берега, неба с большой и маленькой тучками. Цветные силуэтные картинки кораблика, дельфина, солнца, чайки, большого и маленького облаков.
    Карточки с цифрами «1», «2», «3». Картинки с изображение трех парусников - с одним, двумя и тремя парусами.
    Картинка-фон; детали аппликации: кораблик, солнце, дельфин; клей.
    Цветные пуговицы двух размеров, силуэтные картинки парохода с кругами-иллюминаторами соответствующего пуговицам размера и цвета.
    Пластилин. Дощечки для лепки.
    Кисти, синяя краска, картинка-фон с изображением неба и моря.
    Игрушки-мышата.
    Кораблики из бумаги и подносы синего, красного, зеленого и красного цвета.
    Картинка-схема парусника и детали изображения в виде геометрических фигур.
    Цветные восковые мелки, цветная раскраска «Кораблик».
    Картонные силуэтные изображения якорей на веревочке.
    Оборудование для динамической паузы: тоннель, коррегирующая дорожка, скамейка.
    Аудиозаписи: «Море», «Кораблик», «В порту», «Синяя вода».

    Игровая ситуация

    Мы с вами уже путешествовали на машинах, на самолете и воздушном шаре. А сегодня мы отправимся в морское путешествие. На чем поедем? Может поедем по морю на машине? Поплывем на самолете? А на чем поплывем? Плавать можно на лодке, корабле.

    Дидактическая игра «Морская картинка»

    Разложите облака сверху на их тени. Положите солнышко. Поставьте кораблик на воду под солнышком. В воде возле кораблика плавает дельфин. Вот дельфин нырнул вниз в воду, проплыл под корабликом и вынырнул с другой стороны. Вот среди облаков летает чайка - положите ее на самое большое облако. А теперь она перелетела на самое маленькое облако. А кораблик поплыл к берегу. А следом за корабликом к берегу поплыл дельфин.

    Аппликация «Плывет-плывет кораблик»

    Наклейте на картинку кораблик, дельфина, солнце. В какой части листа наклеим солнце? Вверху. На небе. А дельфина? Внизу, в море. А кораблик? Посередине, на волнах. А теперь наклейте чайку. Где летает чайка на твоей картинке?

    Конструирование «Парусник»

    Сейчас построим корабль с парусом, положите перед собой брусок, на край бруска поставьте кубик, на другой край поставьте треугольную призму. Вот и готов наш парусник.
    Пусть на нашем паруснике плывет Матрешка. Посадите ее на свой парусник.

    Дидактическая игра «Сколько парусов?»

    Сосчитайте паруса на каждом кораблике и обозначьте цифрой.

    Лепка «Спасательный круг»

    На каждом корабле есть спасательный круг. Вот такой. Если кто-то упадет с корабля в воду, ему бросают круг, который поможет удержаться на воде, спастись.
    Возьмите кусочек пластилина красного цвета и прямым раскатыванием сделайте длинную колбаску. Колбаску возьмите пальчиками за края и соедините вместе эти края. Вот и получился спасательный круг. Положите его на свой парусник.

    Обыгрывание постройки и лепки «Спасение матрешки»

    Волны закачали наш парусник (качают постройку) и Матрешка не удержалась - упала в воду (фигурку матрешки убрать с постройки и положить на стол рядом). Человек за бортом! Бросайте скорее ему спасательный круг! (Взять круг и положить на стол рядом с Матрешкой). Матрешка ухватилась за спасательный круг и залезла на него и мы ее поднимем на парусник. (Кладут Матрешку на круг и переносят на постройку). Не падай больше, Матрешка! (Можно повторить еще раз).

    Дидактическая игра с пуговицами «Кораблик»

    Дети раскладывают пуговицы разного цвета и размера на соответствующие круги на изображении кораблика.

    Рисование красками «Волны»

    На листе-фоне с изображением моря и кораблика дети рисуют кистью с синей краской горизонтальные линии-волны.

    Дидактическая игра «Паруса»

    Разложите паруса на свои места.

    Дети раскладывают паруса в виде геометрических фигур на картинку со схематичным изображением этих фигур-парусов, называя фигуры, либо показывая названную фигуру.

    Динамическая пауза «Моряки» (под музыку)

    Сейчас вы, дети, будете моряками. Надевайте матросские воротники - гюйсы. Моряки, готовы тренироваться? Тогда начинаем: нужно пробежать по дорожке, пройти по скамейке, пролезть в туннель.

    Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

    Две ладони я прижму
    И по речке поплыву.
    Ладони соединить лодочкой.
    Две ладони, детвора, -
    Это лодочка моя.
    Водить сложенными руками влево-вправо.
    Паруса я подниму.
    Синим морем поплыву.
    Поднять вверх выпрямленные ладони.
    А со мною по волнам
    Плывут рыбки тут и там.
    Волнообразные движения обеими ладонями.

    Чтение стихотворения Даниила Хармса «Кораблик»

    По реке плывет кораблик.
    Он плывет издалека.
    На кораблике четыре
    Очень храбрых моряка.

    У них ушки на макушке,
    У них длинные хвосты,
    И страшны им только кошки,
    Только кошки да коты!

    Как вы думаете, что за моряки плыли на этом корабле? Кто они? Мыши! Возьмите из сундука игрушечных мышек. Будьте внимательны, нужно взять именно мышку, а не кого нибудь другого.

    Дидактическая игра «Разноцветные кораблики»

    Детям раздают по четыре кораблика разного цвета и просят показать красный, желтый, зеленый и синий, а затем пустить кораблик в озеро-поднос того же цвета.

    Рисование «Кораблик»

    Дети закрашивают восковыми мелками кораблик.

    Упражнение «Якорь»

    Дети якорь вперед и подтягивают его к себе за веревочку.

    Вашему вниманию предлагается несколько релаксационных упражнений (упражнения на расслабление) из книги А.Л. Сиротюк, которые учитель может применять на уроках во время физкультминуток или переменах, для того чтобы снять утомление и напряжение у детей, восстановить их учебную работоспособность.

    Поза покоя

    Необходимо сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится учителем медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

    Все умеют танцевать,
    Прыгать, бегать, рисовать,
    Но пока не все умеют
    Расслабляться, отдыхать.
    Есть у нас игра такая –
    Очень легкая, простая:
    Замедляется движенье,
    Исчезает напряженье...
    И становится понятно –
    Расслабление приятно!

    Упражнение "Кулачки"

    Исходное положение – сидя на полу.

    Педагог . Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза!

    Руки на коленях,
    Кулачки сжаты,
    Крепко, с напряжением
    Пальчики прижаты (сжать пальцы ).
    Пальчики сильней сжимаем –
    Отпускаем, разжимаем (легко поднять и уронить расслабленную кисть ).
    Знайте, девочки и мальчики,
    Отдыхают наши пальчики.

    Упражнение "Олени"

    Педагог. Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.

    Посмотрите: мы – олени,
    Рвется ветер нам навстречу!
    Ветер стих,
    Расправим плечи,
    Руки снова на колени.
    А теперь немножко лени...
    Руки не напряжены
    И расслаблены.
    Знайте, девочки и мальчики,
    Отдыхают ваши пальчики!
    Дышится легко, ровно, глубоко.

    Упражнение "Загораем"

    Педагог. Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу ). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы ). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало! Вдох – пауза, выдох – пауза.

    Мы прекрасно загораем!
    Выше ноги поднимаем!
    Держим... Держим... Напрягаем...
    Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол ).
    Ноги не напряжены, расслаблены.

    Упражнение "Штанга"

    Исходное положение – стоя.

    Педагог. Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища ). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

    Мы готовимся к рекорду,
    Будем заниматься спортом
    (наклониться вперед ).
    Штангу с пола поднимаем
    (выпрямиться, руки вверх ).
    Крепко держим...
    И бросаем!
    Наши мышцы не устали
    И еще послушней стали.

    Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

    Нам становится понятно:
    Расслабление приятно.

    Упражнение "Кораблик"

    Педагог. Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола ). Выпрямьтесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох – пауза, выдох – пауза.

    Стало палубу качать!
    Ногу к палубе прижать!
    Крепче ногу прижимаем,
    А другую расслабляем.

    Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.
    После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.

    Снова руки на колени,
    А теперь немного лени...
    Напряженье улетело,
    И расслаблено все тело...
    Наши мышцы не устали
    И еще послушней стали.
    Дышится легко, ровно, глубоко...

    Упражнение "Любопытная Варвара"

    Цель: расслабление мышц шеи.

    а) Педагог . Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох – пауза, выдох – пауза.

    Любопытная Варвара
    Смотрит влево...
    Смотрит вправо...
    А потом опять вперед –
    Тут немного отдохнет.
    Шея не напряжена
    И расслаблена.

    Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

    б) Педагог . Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

    А Варвара смотрит вверх!
    Выше всех, все дальше вверх!
    Возвращается обратно –
    Расслабление приятно!
    Шея не напряжена
    И расслаблена.

    в) Педагог . Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

    А теперь посмотрим вниз –
    Мышцы шеи напряглись!
    Возвращаемся обратно –
    Расслабление приятно!
    Шея не напряжена
    И расслаблена.

    Упражнение "Раскачивающееся дерево"

    Исходное положение – стоя. Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается – наклоняется вправо и влево (3–5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов, и кровообращение головного мозга.

    Упражнение "Море"

    Исходное положение – сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с учителем рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями:

    "На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок – рисует в воздухе большую волну ).

    По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперед ). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду – один нырнул, другой нырнул (совершает поочередные волнообразные движения рук ). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед ). Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук ). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения ).

    Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются ). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах ).

    Упражнение "Парусник"

    Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной.

    Педагог . Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад ). Ветер утих, и парус сник (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой ).

    Усложнение ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить большой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени .

    Упражнение "Росток"

    Исходное положение – дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.

    Педагог . Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

    В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других:

      "один" – медленно выпрямляются ноги;

      "два" – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как "тряпочки";

      "три" – постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам );

      "четыре" – разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову;

      "пять" – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.

    Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продолжительность "роста" до 10–20 стадий. После этого упражнения полезно сразу перейти к упражнению "Потянулись – сломались".

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М.: Издательство Института психотерапии, 2002.

    2. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.: НИИ семьи, 1997.

    3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: Сфера, 2002.

    4. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб.: Иматон, 1997.


    Коррекционная работа психолога в школе.

    УПРАЖНЕНИЕ «КОРАБЛИК»

    Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к по­лу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь. Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох - пауза, выдох - пауза.

    Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем. (Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги.

    Обратите внимание детей на напряженные и расслабленные мышцы ног. После обучения расслаблению ног рекомендуется еще раз повторить позу покоя.) Снова руки на колени, А теперь немного лени... Напряженье улетело, И расслаблено все тело... Наши мышцы не устали И еще послушней стали. -Дышится легко, ровно, глубоко...

    УПРАЖНЕНИЕ «ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА» (тренирует расслабление мышц шеи)

    Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены. Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное поло­жение. Аналогично в другую сторону. Вдох - пауза, вы­дох - пауза.

    Любопытная Варвара Смотрит влево... Смотрит вправо... А потом опять вперед - Тут немного отдохнет. Шея не напряжена И расслаблена. (Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.)

    Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад. Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза.


    В заключение просмотр слайдов «Живая природа».

    Психолог: Калябкина А.И.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

    Упражнение "Аист"


    (На преодоление расторможенности и тренировку усидчивости)

    Ведущий предлагает детям изобразить аиста, который стоит на одной ноге: встав на одну ногу, простоять, проговаривая одновременно стихотворение:
    - Аист-птица, аист-птица,
    Что тебе ночами снится?
    - Мне болотные лягушки!
    - А еще?
    - Еще? Лягушки!
    Их ловить - не изловить...
    Вот и всё!
    Пора ходить! Дети ходят на месте. Затем дети декламируют стихотворение, повторяя за "аистом" все движения (машут "крыльями"):
    Аист, аист, длинноногий
    Покажи домой дорогу.
    Аист отвечает (дети стоят на месте):
    - Топай правою ногой,
    Топай левою ногой.
    Снова правою ногой,
    Снова левою ногой,
    После правою ногой,
    После левою ногой,
    Вот тогда придешь домой.

    Упражнение "Цап!"

    (Пальчиковая игротерапия)

    Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед. Играющие приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:
    Кто под крышей?
    Кошки, мышки,
    Зайцы и зайчишки.
    Папа, мама, жаба: цап!
    Услышав слово "цап", нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося

    Упражнение "Звуки прибоя" (На релаксацию)

    Звучит медленная музыка. Дети лежат на ковре.
    Ведущий: "Давайте представим, что мы лежим на теплом песке, приятный легкий ветер ласкает наше тело, мы закроем глазки и немного отдохнем у моря, волны споют нам свою колыбельную песню (дети лежат 20 секунд в тишине).
    Луч солнца коснулся наших ног, правая нога расслабленная и теплая,
    луч солнца коснулся левой ноги - нога расслабленная и теплая, приятно лежать, вдыхая чистый морской воздух.
    Вдох - выдох, обе ноги теплые, это приятно.
    Луч солнца коснулся живота и груди - становится еще теплее, нам нравится это тепло, мы дышим глубоко, вокруг приятный морской воздух.
    Луч солнца прикоснулся к лицу, оно все расслабилось, рот чуть приоткрылся...
    Как хорошо мы отдыхаем, спокойно, нам приятно это расслабление, мы дышим ровно, глубоко, все тело теплое. Оно легкое, как облако, мы еще и еще хотим слушать песню морских волн (дети несколько секунд лежат и слушают). Но пора идти, мы медленно встаем, потягиваемся и идем отдыхать..."

    Упражнение "Кораблик"
    (На развитие умения регулировать мышечный тонус)

    Ведущий объясняет, дети выполняют движения: "Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево - прижмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились!
    Качнуло в правую сторону - прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена. Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох - выдох!
    Стало палубу качать.
    Ногу к палубе прижать!
    Крепче ногу прижимаем,
    А другую расслабляем". Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

    Упражнение "Сосед, подними руку!" (На тренировку сосредоточенности)

    Играющие стоя или сидя образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" Тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. А оба соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, то есть ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то есть поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.
    Играют установленное время. Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.
    Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

    Упражнение "Сломанная кукла"
    (На развитие мышечной саморегуляции)

    Ведущий объясняет детям: "Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобразите куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся разболталась, с ней не хотят играть... Потрясите всеми разломанными частями одновременно.
    А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки - медленно, осторожно соедините голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Всё - куклу починили вы сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!"

    Упражнение "Дерево"
    (На релаксацию)

    Дети стоят. Ведущий предлагает им представить себя в образе могучего дуба: "Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, руки, плечи. По очереди расслабить кисти, затем руки и плечи.
    Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить, расслабить кисти, плечи и руки. Руки свободно уронить, покачать руками, как маятник, постепенно то увеличивая, то уменьшая ширину качания, как будто ветки дуба раскачиваются на ветру".

    Упражнение "Буратино" (На преодоление расторможенности)

    Вместе с ведущим дети выполняют движения одновременно с проговариванием стихотворения: Буратино потянулся,
    Раз - нагнулся,
    Два - нагнулся,
    Три - нагнулся.
    Руки в стороны развел,
    Ключик, видно, не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.

    Игра "Пуговицы"
    (На развитие внимания)

    Играют по двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц (наборы у обоих игроков абсолютно одинаковые, внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется).
    От количества пуговиц в наборе зависит уровень сложности: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять три пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем больше клеток в квадрате, тем сложнее игра.
    Для начала берется игровое поле две на две клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы. Второй участник должен посмотреть на расположение пуговиц и запомнить, где какая лежит, после чего первый игрок накрывает свое игровое поле листком бумаги, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Время запоминания - 30 секунд.
    В первый раз ребята могут не справиться с игрой, им необходимы средства овладения произвольным вниманием и запоминанием. В качестве таких средств выбраны указующий жест и развернутое речевое описание объектов и их пространственного расположения. Некоторые дети еще не владеют понятиями "левый", "правый", "вверх", "вниз". Вначале ребенок объясняет вслух, через некоторое время шепотом, а потом про себя. Затем достаточно просто указания на пуговицу.

    Упражнение "Оловянный солдатик"
    (На развитие саморегуляции)

    Ведущий объясняет детям: "Когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться, взять себя в руки, встаньте на одну ногу, а другую подогните в колене, руки опустите по швам. Вы - стойкие солдатики на посту, честно несете свою службу. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг вас делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальней. Молодцы!"

    Упражнение "Муха"

    Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
    Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

    Упражнение "Лимон"

    Цель: Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

    Упражнение "Сосулька" ("Мороженое")

    Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
    Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

    Упражнение "Воздушный шар"

    Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
    Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний либо 15-20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

    Игра " Ералаш "

    Цель игры: развитие устойчивости, концентрации и объёма внимание, успокоение возбудимости ребёнка. Ход игры. Строки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение - справа. Но всё перепуталось, получается бессмыслица. Ты должен как можно быстрее расставить все по своим местам, чтобы каждая часть стихотворения оказалась на своём месте по смыслу нанисанного.

    Уничтожь ералаш!

    Вариант 1. На выполнение задания даётся 5 минут. Правильный ответ. Злой кабан точил клыки,
    Пароход давал гудки,
    Соловей сидел на ветке,
    Дикобраз томился в клетке,
    Кошка хвостик свой ловила,
    Маша физику учила,
    Буратино все поел блины.
    Портной сшил себе штаны.
    Ёж гонялся за мышами.
    Чиж летал под облаками.
    Рак усами шевелил,
    Стол накрыт к обеду был,
    Чайник булькал на костре,
    Мальчик прыгал во дворе Вариант 2 Правильный ответ. Малыши играют в прятки,
    Оурцы растут на грядке,
    Поросята спят в овраге,
    Мушкетеры точат пшаги.
    Дети в цирк бегут ватагой.
    Раки дремлют под корягой.
    Щуки плавакн по дну.
    Волки воют на луну.

    УПРАЖНЕНИЕ: Задачки на внимательность и сообразительность.

    1. В нашем классе два Ивана,
    Две Татьяны,
    Две Светланы,
    Три Катюши,
    Три Галины,
    Пять Андреев,
    три Полины,
    Восемь Львов,
    чегырс Саши,
    Пять Ирин и две Наташи.
    И всего один Виталий.
    Сколько всех вы насчитали? Итак, я повторю стихотворение, а ты должен успеть сосчитать, сколько учеников в классе. Ребёнку можно разрешить записать цифры, а при необходимости можно подсказать. Послушайте продолжение стихотворения и скажите, сколько ребят получили " пятёрки " ?
    Вот отметки по контрольной:
    Получили " пять " все Саши,
    Иры. Кати и Наташи, 3. Сколько ребят получили " четвёрки " ?
    По " четверке " - Тани, Гали, Львы, Полины и Виталий. 4. Сколько ребят получили " тройки " ?
    Остальные все Иваны,
    Все Андреи и Степаны -
    Получили только " тройки ".
    5. А кому достались " двойки " ?

    Народная задачка на внимательность и сообразительность.

    Прилетели галки, сели на палки.
    Если на каждой палке сядет походной галке.
    То для одной галки не хватит палки.
    Если же на каждой палке сядет по две галки.
    То одна из палок будет без галок. ЗАДАНИЕ: Сколько было галок?
    Сколько было палок?
    Примечание: Ребенок может использовать любые средства для того, чтобы разобраться в задаче; например, нарисовать возможные варианты.
    Правильный ответ: 4 галки и 3 палки.

    Задачка " Зайцы и морковки "

    К двум зайчатам в час обеда
    Прискакали три соседа
    В огороде зайцы сели
    И по три морковки съели. Задание: Кто считать,ребята, ловок,
    Сколько съедено морковок?

    Большая семья.

    Мы - большая семья,
    Самый младший - это я!
    Сразу нас не перечесть
    Маня есть и Ваня есть.
    Юра, Шура, Клаша, Саша,
    И Наташа тоже наша.
    Мы по улице идём -
    Говорят, что детский дом! ЗАДАНИЕ: Посчитайте поскорей, сколько нас в семье детей!
    2. Вспомни как зовут детей?

    "Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

    Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
    Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается.
    Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
    Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

    "Гвалт" (Коротаева Е.В.)

    Цель: развитие концентрации внимания.
    Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь.
    Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
    Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

    "Говори!" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

    Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия. Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"

    "Разговор с руками" (Шевцова И.В.)

    Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней.
    Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками.
    Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?".
    Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.
    Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
    Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

    "Запрещенное движение" (Кряжева Н.Л.)

    Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
    Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять"-. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

    "Личный подвиг"

    Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание - подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хочешь сказать, вновь поднять руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку.
    Тренировка сразу двух функций
    Проведя работу по развитию одной функции и получив положительные результаты, можно переходить к тренировке сразу двух функций. Например, через игру могут тренироваться внимание и контроль импульсивности или внимание и контроль двигательной активности.
    Когда у гиперактивного ребенка появляется опыт участия в коллективных играх на развитие сразу двух функций, можно постепенно начать заниматься с ним более сложными игровыми формами, предполагающими развитие сразу всех функций в одной и той же игре.

    "Слушай хлопки" (Чистякова М.И.)

    Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
    Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

    "Кричалки-шепталки-молчалки" (Шевцова И.В.)

    Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.
    Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы.
    Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку" - можно бегать, кричать, сильно шуметь;
    желтая ладонь - "шепталка" - можно тихо передвигаться и шептаться,
    на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться.
    Заканчивать игру следует "молчалками".

    "Слалом-гигант"
    (Развитие внимания и контроль двигательной активности).

    Из стульев делаются две параллельные "трассы" слалома, которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь в оба конца вперед спиной. Тот, кто, лавируя между стульями, заденет один из них, возвращается на старт для повторной попытки. Побеждает команда, первой прошедшая трассу без ошибок.

    "Мяч в круге"

    Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

    "Скамья запасных"
    Контроль импульсов и двигательной активности.

    Выбывший из какой-либо игры должен сидеть на стуле до ее окончания. Если он встанет со стула или будет вертеться, на всю команду налагается штрафное очко или засчитывается поражение.

    "Скалолазы"
    (Концентрация внимания, контроль импульсивных движений).

    Участники должны пройти вдоль свободной стены, прислоняясь к ней раз за разом минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул одновременно две конечности, считается "сорвавшимся" и возвращается на старт. Побеждает команда, первая всем составом добравшаяся до противоположного угла.

    "Морские волны" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

    Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
    По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д.
    Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д.
    По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".

    "Ловим комаров" (Лютова Е.К., Монина Г.Б. )

    Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
    Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так!
    Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь - снова за работу!"