• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конференция: Современный детский сад

    Организация: МБДОУ ЦРР д/с № 14

    Населенный пункт: г.Ульяновск

    Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, насыщена эпитетами, эмоционально окрашена интонациями. В наше время, к сожалению, обходятся безжалостно с этим богатством родного языка: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение и скудность словаря. Год от года растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, задать вопрос.

    Дошкольное детство – самый благоприятный период для развития речи детей. Это пора, когда дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируются психологические процессы: мышление, память, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, дети учатся контактировать с окружающими их людьми. Образность, точность речи обогащается за счёт средств художественной литературы: стихи, рассказы, сказки, басни и т.д.

    Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

    Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе.

    Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

    Речь, во всём её многообразии, является главным компонентом общения,

    в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

    Речевое развитие ребенка , осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность - это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и не вербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности : пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой.

    Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают

    в речевое общение и раскрываются. Исследование Г. А. Волковой показало, «что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др.». Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность,

    включающая в себя не только действие детей с куклами или собственное действие по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, исполнение песен от лица персонажей, напевание и т. д.).

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки и музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному

    с ним совершенствованию речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью

    четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и

    передавать свои впечатления в монологической форме. Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. Театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольников (сочинение собственных сюжетов или импровизация заданного). Особое внимание в театрализованной деятельности уделяется развитию интонационной выразительности, позволяющей каждому ребенку передать эмоции, чувства, характерные особенности героя, выразить собственное отношение к событиям в монологе и диалоге, не стесняясь слушателей.

    Развитие речи, теснейшим образом, связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью,

    что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Таким образом, можно сделать вывод, что театрализовано - игровая деятельность даёт возможность использовать театрализованные игры как сильное, но ненавязчивое

    педагогическое средство по развитию речи детей, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

    ЛЛитература:

    1. Антипина А.Е.. Театрализованная деятельность в детском саду. М.Творческий центр, 2009

    2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности. Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал:№7 2009

    3.Бочкарева Л.П.. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск: ИПКПРО, 1993.

    4.Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольного образования - Мн.: Юнипресс, 2006.

    5. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М. Просвещение, 2005

    6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

    7. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2009 год.

    8. Рудик О.С. Развитие речи детей в свободной деятельности. – Москва, 2009.

    9. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.Л

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

    Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

    Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

    Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

    Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной

    деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.

    Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой - нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
    Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании
    игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
    Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
    Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

    У детей младшего дошкольного возраста начинает формироваться импрессивный и экспрессивный словарь. Развивается диалогическая речь: формируется умение заканчивать фразу, учатся договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях. Формируется умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Формируется грамматический строй речи: учатся образовывать и использовать в речи существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе, с уменьшительно- ласкательными суффиксами, использовать в речи предлоги В, НА, ПОД.

    Формируется умение различать формы глаголов по временам и родам. Развивается умение согласовывать существительные с прилагательным, глаголом, числительным

    Формируется умение составлять двусловное предложение. В этом возрасте дети закономерно и абсолютно правомерно допускают ошибки как в произношении звуков, так и в грамматическом построении фраз.

    Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно. Дети 2 – 4 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев сказок, шапочки, маски.

    С 3 лет можно использовать инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняют ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом, лисенок катается на лошадке…). После этого предлагаются готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.
    Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

    Анна Глушаченко
    Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста

    Выступление с докладом на районном методическом объединении

    Воспитатель :

    Глушаченко Анна Викторовна 22.03.2017г.

    Роль театральной деятельности в речевом развитии

    детей дошкольного возраста

    «Произношение на сцене -

    искусство не менее трудное, чем пение,

    требующее большой подготовки и техники,

    доходящей до виртуозности».

    Константин Сергеевич Станиславский

    Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читаются детям, то не обсуждается их содержание. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, произношения, выразительности речи. Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей . Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.

    Театрализованная деятельность включает в себя работу по всем образовательным областям :

    В процессе познавательного развития - углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор.

    В процессе художественно - эстетического развития совместного с детьми изготавливаются атрибуты, элементы костюмов к выбранной для разыгрывания сказке, происходит развитие продуктивной деятельности , развития творчества у детей , приобщение к изобразительному и музыкальному искусствам.

    Физическое развитие – подразумевает проведение НОД в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр, которые повышают интерес детей к физическим упражнениям, позволяют создавать разностороннюю базу движений и жестов, раскрывать творческий потенциал ребёнка.

    Социально – коммуникативное развитие - дети включаются в систему социальных отношений через образы героев, «проживая» жизнь своего персонажа, «примеряя» на себя его характер, оценивая поступки героев художественного произведения.

    Речевое развитие – это развитие всех сторон речи , активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. При восприятии художественной литературы происходит приобщение детей к словесному искусству, развитию литературной речи , художественного восприятия и эстетического вкуса.

    Начиная с младшего дошкольного возраста , чаще всего используются театрализованные игры через знакомство с различными видами театра .

    Пальчиковый театр - способствует развитию речи , внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость , точность, выразительность, координацию движений; стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития .

    Театр картинок и фланелеграф – развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость , умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности .

    Конусный, настольный театр - помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

    Театр кукол Би-ба-бо - посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

    Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей . Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

    В среднем и старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется правильному произношению слов, построению фраз, педагог старается обогатить речь ребенка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребёнок старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

    С темой театра я знакома с 2006 года. В Доме детства и юношества развивала творческие способности детей 7-16 лет . Мною была составлена программа «Театр-творчество-дети » , а так же комплекс методических рекомендаций, которые помогали мне в реализации цели. В 2015 году я решила сменить вид деятельности , и теперь провожу театрализацию с детьми дошкольного возраста .

    Подбирая материал для спектакля или инсценировки, мы, педагоги – дошкольники , стараемся учитывать возрастные особенности , возможности, знания и умения детей . Стараемся обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.

    Готовясь к постановке спектакля в своей группе, я разработала свою технологию развития речи детей :

    2. Артикуляционные и дикционные упражнения.

    3. Упражнения для развития речевого дыхания . Интонационные и логические упражнения.

    4. Упражнения для развития связной и образной речи, творческой фантазии (сочинение небольших рассказов и сказок; подбор простейших рифм) .

    5. Работа над произношением скороговорок, стихов, отработка согласных в конце слова.

    6. Выбор пьесы. Чтение и обсуждение идеи спектакля. Вместе с детьми беседуем о каждом герое, их поступках. Обсуждаем основную конструкцию спектакля : завязки – кульминации – развязки ; выделение главных событий. Пересказ сюжета детьми.

    7. Отработка выразительного чтения монологов.

    8. Отработка выразительного чтения диалогов.

    9. Репетиции реплик по эпизодам.

    10. Репетиция всего спектакля.

    11. Генеральная репетиция.

    12. Выступление со спектаклем.

    13. Анализ работы с детьми о проделанной работе (обсуждение удачных и интересных моментов, выявление недостатков, что необходимо предусмотреть, интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

    Хочется отметить, что при подготовке спектакля в стихах или прозе, у детей возникает затруднение запоминания текста. Я нашла выход из этого положения. Мне помогают мнемотаблицы, которые позволяют : развивать наглядно-образное и логическое мышление; совершенствовать связную речь в ходе рассказывания по таблице.

    Дети моей группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках , мини – спектаклях. Они с удовольствием участвуют в театральном фестивале , который проходит в нашем детском саду ежегодно.

    Таким образом, хочу отметить, что целенаправленная работа по театрализованной деятельности , является одной из эффективных форм развития речи дошкольника .

    Актуальность данного направления определяется тем, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, развития его творческих способностей.

    С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, расширяет кругозор, благоприятно влияет на развитие психо-эмоциональной сферы.

    В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста.

    В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

    Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

    Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

    Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,

    приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) .

    Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

    Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

    Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

    С января 2014 года в системе дошкольного образования вышел нормативный документ, который стал определяющим в принципах и подходах организации современного

    Пункт 1.6. настоящего документа гласит «Стандарт направлен на решение следующих задач» , одной из которых является - «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» . Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, развития его коммуникабельности. Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом формирования коммуникативных свойств характера. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

    Диагностика.

    После проведения диагностики результаты оказались следующими:

    • интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 10 человек (66, 7%) , с высоким уровнем – 5 человек (33, 3%)
    • умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 10 человек (66, 7%) (13, 3%) , с высоким уровнем 3 человека (20%)
    • владение выразительностью речи со средним уровнем – 6 человек (40%) , с низким уровнем – 8 человек (53, 3%) , с высоким уровнем – 1человек (6, 7%)
    • понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -13 человек (86, 6%) , с низким уровнем – 1 человек (6, 7%) , с высоким уровнем – 1 человек (6, 7%)
    • сопереживание героям сказок -11 человек (73, 2%) , с низким уровнем – 2 человека (13, 4%) , с высоким уровнем – 2 человека (13, 4)
    • вживание в образ со средним уровнем -10 человек (66, 6%) , с низким уровнем – 3 человека (20%) , с высоким уровнем - 2 человека (13, 4%) .

    Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах:

    • интерес к театрализованной деятельности на 54%
    • умение давать оценку поступкам на 61%
    • владение выразительностью речи (здесь потребовалась углубленная и индивидуальная работа с детьми) на 42%
    • понимать эмоциональное состояние на 39%
    • сопереживание героям сказок на 44%
    • вживание в образ на 57%.

    Результат проделанной работы:

    1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
    2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
    3. Расширились представления детей об окружающей действительности.
    4. Обогатился и активизировался словарь детей.
    5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
    6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
    7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
    8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
    1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
    2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
    3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
    4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
    5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
    6. Посещение театров.
    7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.

    Алгоритм самообразования.

    Я считаю, что необходимо:

    • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
    • Изучение учебной и научно-методической литературы;
    • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
    • Изучение новых программ и педагогических технологий;
    • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
    • Повышение общекультурного уровня.

    Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

    • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
    • Проявление творческого потенциала педагога;
    • Пропаганда своих достижений;
    • Развитие исследовательской деятельности.

    Алгоритм деятельности по самообразованию.

    Выбор темы, обозначение мотивации педагога в зависимости от потребности в углубленном изучении данной темы:

    • Желание педагога углубить и систематизировать знания по интересующей теме
    • Отсутствие системы знаний по данной теме, слабое владение методикой организации работы с детьми по данной теме.

    Подбор научно-методической литературы по данной теме.

    Посещение районных методических мероприятий, методических объединений, семинаров и других форм работы с педагогами.

    Изучение передового педагогического опыта по выбранной теме.

    Использование современных подходов в организации работы с родителями по обозначенной теме (консультации, викторины, дискуссии и др.)

    Апробация новых моделей взаимодействия с воспитанниками по выбранной теме в процессе организации различных видов деятельности (проектная деятельность, моделирование, интеграция) .

    Участие в коллективных просмотрах педпроцесса внутри ДОУ и других ДОУ.

    Подготовка материала для обобщения своего опыта работы.

    Подготовка отчета о проделанной работе по самообразованию (выступление на педсовете)

    Организация театрализованной деятельности в ДОУ в соответствии ФГОС к структуре и содержанию ООП ДО

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняя соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном, понятном изъяснении. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Театрализованная деятельность способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранные события.

    Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

    В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

    Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении.

    От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

    Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

    Знакомство с театральной куклой - бибабо – и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые поставили воспитатели или старшие дошкольники, - это создает радостную атмосферу.

    2-ая младшая группа: дети последовательно знакомятся с видами театра, основами актерского мастерства.

    Средняя группа: кукольный спектакль объединяется с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т. к. здесь ему помогает ширма, за которой он прячется от зрителя. Те, кто преодолевает робость, участвуют в инсценировке как актеры драматического театра (игра-драматизация) .

    Старшая группа: все дети участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

    1. во 2-ой младшей группе – имитировать характерные движения сказочных животных;
    2. в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонаций, мимике, пантомиме) ;
    3. в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;
    4. в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

    Имитационным движениям можно обучать на физкультурных, музыкальных занятиях, утренней гимнастики, в процессе наблюдений за явлениями окружающей жизни.

    Классификация театрализованных игр

    Кукольный театр - это волшебный мир - одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители - короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты - и сто, и двести, и четыреста лет назад.

    Игры в кукольный театр:

    • Настольный театр.
    • Театр на руке.
    • Напольные куклы.
    • Стендовый театр.
    • Верховые куклы.
    • Театр живой куклы

    В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности

    Игры - драматизации

    Инсценирование потешек

    Инсценирование небольших сказок

    Инсценирование песен

    Инсценироваание небольших литературных текстов

    Творчество детей

    Игры - спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности,

    Игры – спектакли

    Драматический спектакль

    Музыкально-драматический спектакль

    Детская опера

    Спектакль на хореографической основе

    Спектакль ритмопластики

    Пантомима

    Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.

    Требования к театрализованной игре

    Разнообразие тематики содержания.

    Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.

    Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

    Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.

    Требования к занятиям, включающим театрализованную игру:

    Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.

    Создание атмосферы творчества.

    Развитие музыкальных способностей.

    Социально-эмоциональное развитие.

    Театрализованное занятие включает в себя-

    Просмотр кукольных сценок.

    Театрализованной игры.

    Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

    Беседы о театре.

    Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества.

    Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

    Эти виды театрализованных игр с успехом используется в разновозрастной группе. Объединение детей на художественном материале, на совместных положительных эмоциях и общих переживаниях помогает решать, помимо общих задач, еще и такие, как умение старших детей занять малыша, развлечь его, доставить ему радость и удовольствие.

    В условиях разновозрастной группы, объединяющей детей с различным опытом развития, важно умело подобрать произведения, которые могут служить материалом для совместных игр-драматизаций и которые будут использованы только в подгруппах.

    Все проведенные выше мероприятия способствуют формированию социально-необходимых навыков и знаний, повышению общей культуры дошкольника.

    В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.