• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка на тему: Особенности воспитательной работы с юными спортсменами

    Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена – итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива педагогов.

    В Программе Правительства РФ, посвященной патриотическому воспитанию, отмечается, что происшедшие в стране социально-экономические процессы оказали негативное воздействие на общественное сознание. Снизилось воспитательное влияние российской культуры и искусства, мотивация на здоровый образ жизни, упал престиж образования, государственной и военной службы, значительно подорван авторитет педагога.

    Но педагоги, несмотря на все трудности и противоречия, ищут выход из сложившейся ситуации.

    Какую позицию по отношению к воспитанию в школе мы сегодня занимаем и что мы можем противопоставить негативному влиянию действительности, как сможем способствовать предупреждению и решению возникающих проблем в воспитании юных спортсменов?

    Долгий и трудоемкий воспитательный процесс требует соблюдения ряда условий: наличие точных и понятных правил; безусловный авторитет педагога; высокое качество занятий, на которых обучаемые не остаются без дела в руках и мыслей в голове; хороший моральный климат в группе.

    Главной задачей на занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

    Патриотическое воспитание

    Целью национально-патриотического воспитания является содействие воспитанию у молодого поколения чувства патриотизма, формированию личности на принципах духовности, нравственности, толерантности, обеспечения создания условий для интеллектуального, культурного и физического развития, реализации научно-технического и творческого потенциала молодых граждан, а также содействия эффективной деятельности центров патриотического воспитания молодежи.

    Основная идея заключается в мотивации общественной активности молодого поколения. Это станет залогом неравнодушия как сегодняшнего, так и будущих поколений граждан. Лучшей мотивацией к общественному труду является чувство гордости за свою страну, сопереживание за прошлое, сопричастность к созиданию ее настоящее и будущее. Именно поэтому патриотическое воспитание молодежи является главным приоритетом молодежной политики, сформировать целостную систему, направленную на обеспечение процесса национально-патриотического воспитания. Процесс национально-патриотического воспитания является важной составляющей национальной безопасности. Реализация единой комплексной программы патриотического воспитания молодых граждан обеспечивает основательную мотивацию молодежи к труду на пользу родины.

    Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства любви к родине, готовности к выполнению гражданских и конституционных обязанностей.

    Патриотическое воспитание включает в себя социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социальную, экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, право.

    Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств человека: любви к Родине, чувства коллективизма, честности, дисциплинированности и трудолюбия.

    Поэтому большое внимание в работе я уделяю патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Не воспитав личности, не добьешься высоких спортивных результатов,

    Каждое соревнование открывается подъёмом флага России и исполнением гимна, ребята должны знать государственную символику РФ.

    Нравственное воспитание

    Развитие демократического общества, возможно, лишь на принципах гуманистической морали, признании человека высшей ценностью. Это требует внимания к моральному и физическому здоровью молодежи, привлечение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, спорту и воспитание соответствующих нравственных качеств. Однако на современном этапе развития нашего государства наблюдается подмена приоритетов: нивелирование моральных ценностей на пользу материальному обогащению и стремлению добиться успеха и признания в обществе любой ценой. Также усилились проявления пессимизма, крайнего эгоцентризма, снижение уровня нравственной культуры в молодежной среде.

    Такая ситуация обусловливает необходимость совершенствования содержания, форм и методов воспитания моральных качеств в юношеском возрасте, актуализирует необходимость перехода от авторитарных к гуманистическим принципам воспитания.

    Актуальность этой проблемы обусловливается и тем, что в современном физическом воспитании и спорте преобладает авторитарный подход к развитию личности. При таком подходе педагог формирует у ученика надлежащее поведение, которое регулируется страхом наказания или, наоборот, с ожиданием поощрения. На смену авторитарному подходу должно прийти гуманистическое, основанное на ценностном отношении к ребенку как к главной цели педагогического процесса, уважении ее достоинства как условия личностного становления и способности свободно делать нравственный выбор в пользу добра, ответственности, справедливости и других общечеловеческих добродетелей.

    Ведущую идею современной гуманистической морали заключается в отношении к человеку как высшей ценности, как к цели, а не средства, сформулировал немецкий философ И. Кант. В центре его философии - человек, его достоинство и судьба. Он уверял, что все нужно делать для человека, во имя ее. Основой взаимоотношений между людьми, на его взгляд, должен быть фундаментальный моральный принцип – «категорический императив».

    Эффективность воспитания нравственных качеств учащихся в спортивно- тренировочной деятельности обусловлена не только стилем и качеством воспитательной деятельности тренера. На наш взгляд, необходимо предоставить внимание потому, что сам тренер является носителем определенных моральных ценностей. Через них он передает ученикам не только профессиональные знания и умения, но и свой жизненный опыт, свои убеждения, взгляды на жизнь, моральные установки и принципы. Воспитание должно происходить на основе личностно ориентированного взаимодействия с учащимися.

    Тренеру необходимо действовать в соответствии с принципом сотрудничества, раскрывать, всесторонне изучать и учитывать положительные нравственные потребности и стремления учащихся.

    Да, у каждого из парней есть такие стремления и устремления:

    В самореализации и самоактуализации;

    Получать удовольствие от занятий любимым делом, которым является спорт;

    Ощущать психологический комфорт, находясь в спортивном коллективе;

    Осознавать перспективу дальнейшего личностного и профессионального роста.

    На фоне поддержки позитивных устремлений и устремлений, тренеру в позитивной и доброжелательной форме необходимо формировать положительные нравственные представления учащихся о необходимости быть ответственным за результаты собственных поступков, уважение к окружающим и себе, построение дружеских и доброжелательных отношений с окружающими, стремление быть справедливым в оценке собственных действий и важных событий, мужественно придерживаться моральных принципов на спортивной площадке и за его пределами.

    Трудовое воспитание

    Трудовое воспитание направлено на формирование спортивного трудолюбия , стремление достигать высоких результатов, творческой активности и самостоятельности. Основной задачей трудового воспитания детей спортивной секции, как составляющей нравственного становления, является формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов и способностей к виду спорта, предпочтений, способностей к другим видам деятельности человека, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых задач, объединении детей в рабочие подгруппы) и моральная мотивация детского труда. Следует отказаться от авторитарности, жесткой регламентации трудовой деятельности, чаще организовывать работу с небольшими группами детей в атмосфере открытости, доброжелательности, взаимопомощи, творческого поиска.

    Трудовое воспитание направлено на формирование творческой трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина, сознательного отношения к труду как высшей ценности человека и общества, готовности к жизнедеятельности и труду в условиях рыночных отношений, формирование в учащихся понимания общих основ современного производства, умение включаться в производственные отношения, воспитание дисциплинированности, организованности, бережного отношения к общественной и частной собственности, природных богатств.

    Самовоспитание и перевоспитание

    Самовоспитание – это работа, направленная на самосовершенствование личности.

    Тренер на первых тренировках старается увлечь воспитанников идеей самовоспитания: выдвинуть перед ним перспективы, которые заставили бы их искать пути самосовершенствования. Главное в жизни и спорте – победа над самим собой.

    Футбол любит упорных ребят. Бывает, что не все выходит у новичка: и силенкой он обижен, и, может быть ростом, Но после упорных тренировок расправляются его плечи и сила проявляется, а самое главное – появляется уверенность в себе.

    Одна из важнейших задач тренера – воспитание качеств спортивного характера у юного спортсмена, волевых качеств (целеустремлённость, дисциплинированность, активность, активность, инициативность, стойкость, решительность, настойчивость, и упорство в достижении цели).

    Увлечение молодёжи курением, алкоголем, наркоманией, токсикоманией ещё более усиливает ответственность специалистов по спорту за сохранение здоровья подрастающего поколения.

    Направленное перевоспитание личности спортсмена – итог комплексного влияния многих факторов, в том числе семи, школы, спортивного коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции.

    Тренеру, приступая к преодолению негативных явлений в поведении педагогически запущенных подростков, следует выявить причины, породившие эти явления (недостаточное воспитание в семье, недостаточное проведение воспитательной работы в школе).

    При перевоспитании нужно сделать упор на воспитание таких качеств: самокритичность, чуткость, справедливость, коллективизм, ответственность, скромность, дисциплинированность.

    Список литературы

    1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М., Просвещение, 1980
    2. Ильинич В.И. Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2000.- 120 с.
    3. Петров В.К.: Новые формы физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2004
    4. Система подготовки спортивного резерва. Под ред. Никитушкина В.Г., М., 1993

    Консультация для родителей ДОУ "Любить спорт с малых лет"

    Назначение: данная публикация предназначена воспитателям для проведения консультаций и работы с родителями.
    Цель: привлечение внимания родителей к сознанию о важности физического воспитания детей в семье.

    Характер будущего человека, его способности и привычки закладываются с самого раннего детства. Каков будет человек в будущем, зависит во многом от его воспитания в детстве. Особенно важны первые годы жизни ребенка. Среди полезных и нужных привычек, закладываемых с детства, несомненно, является привитая любовь к спорту. Давайте попробуем разобраться в положительных аспектах от занятий спортом.
    Во-первых, первый плюс от занятий любым видом спорта безусловно, является здоровье, которое, как известно не купишь ни за какие деньги. Физическая нагрузка полезна при любых без исключения физических занятиях, будь это одиночный или командный вид спорта. Многие родители очень часто переживают по поводу увеличенной нагрузки, которую приходится испытывать ребенку при занятиях. Однако, тренеры, которые проводят с ребенком тренировки, контролируют уровень нагрузки не только визуально, но и при помощи специализированных приборов, одними из которых являются шагомеры. При правильной физической нагрузке занятия спортом способствуют формированию осанки и фигуры.
    Во-вторых , привитая любовь к спорту позволяет ребенку не только быть в отличной спортивной форме, но и отвлечет в дальнейшем его от пристрастия к вредным привычкам, коими являются курение, алкоголь и наркотики.
    В-третьих , спорт – это отличная форма проведения досуга, как в детстве, так и в старшем возрасте.
    В-четвертых , занятия спортом являются положительным аспектом для будущей карьеры ребенка, позволяя выгодно выделяться ему среди остальных претендентов на занимаемую должность. Кроме того, работодатель охотно берет таких работников на вакантные места, зная, что такой будет не только отлично справляться со своими обязанностями на рабочем месте, но и с успехом защищать честь организации на спортивных соревнованиях. Опять же такой работник меньше болеет, а значит, ему нужно будет меньше закрывать больничных листов и он чаще будет на рабочем месте.
    Ну и, наконец, занятия спортом в среде своих единомышленников позволят ребенку находиться в одном коллективе с ними, жить общей жизнью, общаться и дружить, то есть ребенок получит те качества, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
    Перечисления положительных аспектов от занятия спортом можно продолжать и далее, доказывая тем самым, что спорт дело весьма полезное и нужное. А если родители будут поощрять занятия спортом и жить одной жизнью с ребенком, то возможно, что они смогут воспитать и будущую звезду.
    Дети знака Огня - Овен, Лев, Стрелец. Среди великих спортсменов их большинство. Отличаются лидерскими качествами, честолюбивыми задатками быть на виду и на первых местах
    Дети знака Земли - Телец, Дева, Козерог. В них изначально заложено упорство, настырность, зависимость от привычки. А также любовь к порядку и повиновение авторитету. Втянувшись в тренировочный процесс, трудяга будет биться до последних сил.
    Дети знака Воздуха - Близнецы, Весы, Водолеи. У них хорошее чувство локтя, командная игра им принесет большую радость. Спорт - единственная возможность направить энергию в позитивное русло.
    Дети знака Воды - Рак, Скорпион, Рыбы. Отлынивать от физкультуры для них - милое дело. «Не хочу» - частое сопровождение их страхов. Спорт необходим для усиления характера и иммунитета. Отличаются волевыми качествами, но небольшим запасом физических сил.

    « КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЕНКА ЗАНЯТИЯМИ ФИЗКУЛЬТУРОЙ»

    Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет.
    Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
    Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети) .
    Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться.
    К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка игрушки.
    В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.
    Дорогие родители! Движение-это жизнь. Двигайтесь, играйте с детьми и будьте здоровы!

    Важнейшей задачей школьного физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей, в полной мере овладевших навыками и умением, определенными учебной программой по физической культуре.

    В настоящее время обучения в школе, приготовление уроков дома увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало бывают на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора, «видика» или играют в малоподвижные «сидячие» и компьютерные игры. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности. Дети, дополнительно занимающиеся музыкой, живописью, свободное время которых сокращено, а статический компонент увеличен, имеют более низкий уровень двигательной активности. Кроме того, возникает необходимость усвоения и переработки информации, а, следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование). Недостаточная двигательная активность школьников в повседневной жизни неблагоприятно сказываются на состоянии их здоровья.

    Большие умственные и статистические нагрузки в школе отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

    В современных условиях важной задачей семьи и школы в работе по укреплению здоровья детей, является привитие учащимся стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями в школе и дома. В связи с этим необходимо использовать все формы физического воспитания в школе, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями дома с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности подростков.

    Цель физического воспитания конкретизируется в ее прикладной направленности и заключается во всесторонней физической подготовке подростающего поколения к активному творческому труду и защите Родины. Прикладная направленность физического воспитания в рамках школы ограничивает возможность максимального развития физических потенций детей и подростков. Она лишь определяет границы направленного преобразования их физической природы. Выйти из рамки этих границ можно за счет привлечения школьников к другим формам организации двигательной деятельности и в первую очередь к спорту, который позволяет раскрыть их максимальные функциональные возможности.

    Прогнозируемый результат физического воспитания заложен в требованиях государственных тестов и учебных программах по физическому воспитанию, а в спорте - в нормах Единой всесоюзной спортивной классификации и программах детско-юношеских спортивных школ.

    Преобразующий процесс двигательной деятельности в физическом воспитании составляет суть учебно-воспитательной работы, включающей обучение двигательным действиям, воспитание физических качеств, а также овладение знаниями основ теории физической культуры.

    Организация работы по физическому воспитанию в школе.

    Организация и содержание физического воспитания регламентируются инструктивно-методическими и нормативными документами Министерства просвещения и документами Министерства просвещения, принятыми им совместно с Комитетом по физической культуре и спорту и Министерством здравоохранения.

    К таким документам отнсится учебная программа по физической культуре и спорту, программы по внеклассной и внешкольной спортивной работе со школьниками, программа занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, положения о школьном коллективе физической культуры и о внешкольных учреждениях, а также инструктивно-методические письма по организации процесса физического воспитания и развитию массовой физкультуры и спорта.

    Систему обязательных взаимосвязаных форм организации физического воспитания школьников составляют:

    уроки по физической культуре;

    физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школы;

    обязательные для школы формы внеклассной спортивно-массовой работы;

    по выбору учащихся: внешкольная спортивно-массовая работа.

    Действенность системы физического воспитания обеспечивается высокой эффективностью уроков физической культуры, их инструктивной направленностью, рациональным содержанием, колличеством и объемом массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, широким вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре, спорту и туризму, регулярным врачебно-педагогическим контролем за здоровьем учащихся, за учебно-воспитательным процессом. Основным организационно-педагогическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста с учетом состояния их здоровья, степени физического развития и уровня подготовленности.

    Организация физического воспитания школьников обеспечивается органами народного образования при содействии комитетов по физической культуре и спорту, а также спортивных и общественных организаций, органов здравоохранения.

    Ответственность за постановку физвоспитания в школе несут непосркдственно директора школ.

    Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми несет ответственность за проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы. Он должен учавствовать в организации коллектива физической культуры и в его работе, привлекая для этого всех учителей школы. Наряду с этим он призван оказывать всемерную помощь в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, в работе по подготовке и сдаче норм государственных тестов, а иакже привлекать шевствующие организации, родителей и старшеклассников к проведению спортивно-массовой и оздоровительной работы как в школе, так и по месту жительства учащихся. Он организует также пропаганду и агитацию физической культуры и спорта сркди учащихся, родителей и учителей. патриотический воспитание правосознание

    Учитель физкультуры призван оказывать постоянную помощь в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в микрорайоне, организационно-методическую помощь воспитателям групп продленного дня, широко привлекая для этого физкультурный актив в школе, обеспечивать совместно с руководителями НВП сдачу ущащимися норм государственных тестов. Он должен направлять работу школьного коллектива физкультуры, а также готовить общественных инструкторов и судей из числа школьников и привлекать их в доступных формах к проведению различных занятий и мероприятий в школе и по месту жительства. В круг его обязанностей также входит организация внутришкольных соревнований физкультурных праздников по программе детских спортивных игр «Старты надежд» и т. д.

    Руководитель НВП также должен учавствовать в организации и проведении различных физкультурно-оздоровительных мероприятий, ежемесячных днях здоровья и спорта. Он организует работу спортивных секций и кружков и внутришкольных соревнований по военно-техническим видам спорта, проводит во время полевых занятий с учащимися юношами X (XI) классов смотры по физической подготовленности, одновременно он готовит из числа физкультурного актива учащихся юных инструктов и судей по военно-прикладным видам спорта.

    Классные руководители и учителя должны в большей мере добиваться соблюдения учениками режима дня и правил личной гигиены, выполнения ими утренней гимнастики.

    В практике работы должен осуществлятся внутренний контроль со стороны дирекции за состоянием физического воспитания нкольников. Он должен удовлетворять следующим требованиям:

    быть всесторонним-охватывать все важнейшие стороны учебно-воспитательного процесса;

    объективным-основываться на большом колличестве тщательно собранных фактов;

    результативным-способным к достижению положительных сдвигов в рвботе.

    Контроль должен осуществлятся по следующим пораметрам:

    Правильно ли понимает учитель современные задачи физического воспитания? Учитывает ли возрастно-половые особенности школьников, различия в их физической подготовленности в процессе работы?

    Достаточно ли эффективна система подбора учителями средств и методов физического воспитания, применяемых на уроках и внеклассных занятиях?

    Наличие и качество спортивного инвентаря, оборудования, наглядных пособий.

    Школа призвана готовить идейно закаленное поколение, давать своим питомцам необходимый минимум занятий по предметам школьного цикла. В школах должно всемерно поощряться творчество самий учащихся, и с этой целью там создаются различного рода кружки, секции, клубы. В регулярных занятиях физкультурой - залог здоровья, а следовательно, и результат дальнейшей полезной деятельности для общества.

    Основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности школьников.

    1. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.

    • 2. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости, скоростно-силовых и координационных.
    • 3. Воспитание инициативности, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
    • 4. Воспитание привычек здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.
    • 5. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности, самосовершенствование и саморегуляция физических и психических состояний.

    Для решения этих задач необходимо использовать теоретические знания из образовательных предметов «Физическая культура», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и других.

    Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд принципиальных положений, соблюдение которых гарантирует успехи в занятиях физическими упражнениями и ограничивает от переутомления и нежелательных последствий.

    Главное из них: сознательность, постепенность и последовательность, повторность, индивидуализация, систематичность и регулярность. Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых занятий в укреплении здоровья в самосовершенствовании своего организма (тела и духа).

    Тренировочный процесс предлагает: соответствие физических нагрузок по возрасту, полу и индивидуальным возможностям (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность) занимающихся; постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени тренировочного занятия; правильное чередование нагрузок с интервалами отдыха; повторение различных по характеру физических нагрузок и систематически регулярно на протяжении более длительного время (недель, месяцев, лет).

    Занимаясь физической культурой необходимо соблюдать следующие правила:

    1. Занятия должны носить оздоровительную, развивающую и воспитательную направленность.

    2. В процессе занятий необходимо осуществлять контроль и врачебный контроль над состоянием организма, физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.

    Основными формами нравственного воспитания являются: урок, лекция, беседа, диспут, спортивные кинофильмы, читательские конференции, рассказы, соревнования и др. Лекции призваны способствовать формированию нравственных чувств и понятий школьников, в доступной и занимательной форме раскрыть основные понятия спортивной этики, способствовать воспитанию у занимающихся чувства гордости за российский спорт и российских спортсменов. Примерная тематика лекций: "Юный спортсмен - пример для подражания", "Александр Карелин - гордость отечественного спорта". Лекции проходят более успешно, если слушатели одного возраста.

    Беседа - широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее учеников, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение - эта форма оставляет глубокое впечатление и след в душе и сознании юных спортсменов. Примерная тематика: "Этика юного спортсмена", "О воле и мужестве российских спортсменов", "О спортивной чести".

    Диспуты, являясь активной формой нравственного просвещения, позволяет формировать нравственные понятия и убеждения и создают хорошую базу для воспитания убежденности, самостоятельности в суждениях, оценках, принципиальности. Участие в диспутах известных спортсменов, тренеров повышает эффективность его воспитательного воздействия. Важно при этом четко продумать содержание и ход ведения диспута, определить характер обсуждаемых вопросов, вооружиться фактами, примерами достойными подражания. Примерные темы: "Помогает ли спорт в учебе?", "Место спорта в формировании активной жизненной позиции" и т.д.

    Спортивные кинофильмы, книги о спорте с последующим обсуждением, в процессе которого школьники горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются полезной формой нравственного воспитания. Они помогают уточнять необходимые в жизни нравственные понятия, обогащают нравственный опыт.

    Читательская конференция - интересная форма нравственного просвещения старших школьников. Обычно она посвящается общим вопросам нравственного воспитания и вопросам этики, например: "Спортсмены в литературе и жизни" и т.д.

    Встречи с мастерами спорта, выдающимися спортивными деятелями, которые могут интересно и увлекательно рассказать о подготовке и участии в крупных внутрироссийских и международных соревнованиях, общении с высококвалифицированными зарубежными спортсменами и тренерами, привести интересные примеры и факты, в которых сопоставляются взгляды российских и зарубежных спортсменов на многие стороны жизни, представляют большой интерес для школьников.

    Соревнования - специфическая форма нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта специфика определяется тем, что соревнования представляют собой форму спортивной деятельности. Соревноваться - значит соперничать с другими людьми в достижении определенного результата. Основным принципом соперничества российских спортсменов является принцип справедливости и честной спортивной борьбы. В командных соревнованиях четко выступает зависимость успеха коллектива от успеха каждого. Эта зависимость легко осознается, что приводит к формированию положительного нравственного опыта. Конкретно поставленная цель, значимость поставленных перед спортсменом задач, установка на проявление ведущих морально-волевых качеств - важные условия, определяющие эффективность этой формы нравственного воспитания. Правила соревнований ставят спортсмена в строго определенные условия спортивной борьбы с соперником. Они требуют не только дисциплины, честности, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям, зрителям, умения проявить твердость характера в борьбе за престиж команды. Поэтому на соревнованиях особое внимание обращается на поведение спортсменов, их взаимоотношения между собой, с тренером и т.д.

    Специфическими формами нравственного воспитания школьников являются все формы организации занятий физическими упражнениями: кружки, секции, утренняя гимнастика. Формированию высоких нравственных качеств личности учащихся способствуют такие формы спортивно-массовой деятельности, в которых сами школьники выступают не только в качестве участников, но и как их организаторы. Здесь используются многие общепедагогические методы (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания и т.д.), а также те специфические факторы и пути взаимодействия на формирование личности, какие представляют физическая культура и спорт. При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Но какими совершенными ни были они, в полной мере решить задачи нравственного просвещения только в рамках самих занятий физическими упражнениями невозможно. Беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.

    Физкультурная и спортивная деятельность дает желаемый воспитательный эффект в условиях педагогически нацеленного руководства. Обеспечивая его, специалист физического воспитания пользуется и такими путями, как воспитание через нравственный пример, через упражнения - приучение к этически оправданным нормам поведения и через систему регулируемых этических взаимоотношений в процессе физкультурной, спортивной деятельности.

    Большие возможности имеет физическое воспитание для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. В разрыве между словом и делом, между нравственными заповедями и их реальным воплощением кроется одна из распространенных причин недостаточной эффективности воспитания. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы, а, следовательно, вырабатывать соответствующие черты поведения (строго соблюдать установленный режим занятий гимнастикой и общий режим жизни, правила поведения на занятиях, правила соревнований и т.д.). Существенно при этом, что усвоенные навыки и нормы поведения проходят в процессе физкультурной и особенно спортивной деятельности жесткую проверку делом в условиях усложненных межличностных отношений. Так, в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность как навыки поведения, так и связанные с ними черты личности.

    По мнению М. И. Станкина (1987), эффективность методов нравственного воспитания повышается при соблюдении следующих требований:

    Индивидуальный подход к воспитанию каждого занимающегося;

    Учет возраста занимающихся при подборе примеров заданий и условий их выполнения;

    Доказательность используемого примера;

    Опора на опыт и чувства воспитанников.

    Нравственное сознание учеников успешно формируется при постановке общественно значимой цели и путей ее достижения.

    Средства нравственного воспитания в спорте

    Средствами нравственного воспитания учащихся в спортивной деятельности являются:

    физические упражнения;

    соревнования;

    спортивный режим;

    тренировка;

    общественная деятельность.

    Эффективным средством воспитания дисциплинированности, подчинения своих действий коллективным являются строевые упражнения. Однако без целевой установки воспитание вышеперечисленных качеств само собой не произойдет. Учителю необходимо сообщать цель, конкретные задачи при выполнении каждого задания, их значение и результат, которого они должны достичь.

    1

    Служба в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы имеет свою специфику и свои особенности. Специфика службы заключается в том, что сотрудники осуществляют свою деятельность среди лиц, совершивших преступления и в различных погодно-климатических условиях. Для успешной профессиональной деятельности сотруднику исправительного учреждения необходимо обладать такими качествами, как крепкое здоровье, выносливость, умение выдерживать продолжительную динамическую работу, стойкость организма к воздействиям температур. Одно из важных направлений в воспитании сотрудников исправительных учреждений, призванное формировать и развивать качества, необходимые ему для успешного исполнения своих обязанностей, является физкультурно-спортивное воспитание. В статье рассматривается понятие «физкультурно-спортивное воспитание сотрудников исправительных учреждений». Проанализированы различные подходы при определении таких понятий, как физкультурное воспитание и спортивное воспитание. На основе проведенного анализа научной литературы автором сформулировано и предложено свое определение понятия «физкультурно-спортивное воспитание сотрудников исправительных учреждений».

    уголовно-исполнительная система

    сотрудники исправительных учреждений

    физкультурное воспитание

    спортивное воспитание

    физкультурно-спортивное воспитание

    1. Баринов С.Ю. Спортивная культура как элемент культуры личности студента//Философия и будущее цивилизации: тез. докл. IV Российского филос. конгр.:

    в 5 т. – М.: Современные тетради, 2005. – Т.4. – С. 576-577.

    сб. материалов Междунар. науч.-практ. семинара. – Вологда, 2011. – С. 52-57.

    4. Зезюлин Ф.М. Современный ценностный потенциал физической культуры

    и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Актуальные проблемы

    и перспективы формирования профессиональных навыков в процессе подготовки сотрудников органов юстиции: Материалы XII учебн.-метод. сборов профессорско-преподавательского состава / ВЮИ Минюста России. – Владимир, 2003. – 156 с. – С.44.

    5. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации: лекции по социологии физической культуры и спорта. – М., 1996. –Вып.2. – С. 5,10.

    6. Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 4. – С. 2-7.

    7. Столяров В.И., Фирсин С.А., Баринов С.Ю. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): монография. – Саратов, 2012. – 269 с.

    8. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 7 изд., стер. –

    М.: Издательский центр «Академии», 2009. – 480 с.

    Занятия физической культурой и спортом являются эффективной деятельностью, обеспечивающей формирование необходимых сотруднику исправительных учреждений профессиональных качеств, однако практика показывает, что в настоящее время они еще не стали для них личной потребностью и не находят должного внимания в их образе жизни. В связи с этим существует необходимость в совершенствовании физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений с целью подготовки профессиональных, физически здоровых сотрудников.

    Задача данной статьи - понять, что представляет собой физкультурно-спортивное воспитание сотрудников исправительных учреждений. Анализ научной литературы позволил сделать вывод о том, что вопрос физкультурно-спортивного воспитания недостаточно изучен и отсутствует понимание этого термина. Для определения того, что представляет под собой процесс физкультурно-спортивного воспитания, необходимо выделить и рассмотреть два основных понятия: физкультурное воспитание и спортивное воспитание.

    При введении понятия физкультурное воспитание в большинстве случаев авторы ссылаются на работы Л.И. Лубышевой, однако впервые содержательные характеристики физкультурного воспитания были определены В.К. Бальсевичем. Он отразил свое понимание физкультурного воспитания «как процесс целенаправленного приобщения подрастающего поколения ко всей совокупности ценностей физической культуры». При изучении научной литературы чаще всего встречается определение Л.И. Лубышевой, которая под физкультурным воспитанием понимает педагогический процесс формирования физической культуры личности. Вместе тем при определении понятия физкультурное воспитание нередко происходит замена его на понятие физическое воспитание. Несмотря на то, что на первый взгляд эти два понятия схожи, они имеют весьма разное смысловое значение.

    Физическое воспитание - процесс, обеспечивающий направленное формирование лишь «части» этой культуры - двигательных навыков и физических качеств человека, «совокупность которых определяет его физическую работоспособность» . Похожее определение дает и Ж.К. Холодов. По его мнению, физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях .

    В.И. Столяров, С.А. Фирсин, С.Ю. Баринов. в своем исследовании приходят к выводу о том, что «… в настоящее время физическое воспитание должно быть направлено на формирование у человека определенных физических качеств, жизненно необходмых двигательных умений и навыков, но также глубоких знаний о своем организме, средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья, а кроме того, соответствующих интересов, потребностей, ценностных ориентаций и ведения определенного образа жизни» . В данном случае определение физического воспитания близко к опредедлению физкультурного воспитания, однако в своем исследовании автор придерживается концепции Л.И. Лубышевой.

    Говоря о физкультурном воспитании как педагогическом процессе формирования физической культуры личности, следует пояснить, что собой представляет физическая культура в целом. Формирование физической культуры исторически связано с потребностью общества в физически подготовленном и здоровом населении, способного функционировать в условиях трудовой и военной деятельности. В процессе развития общества физическая культура становилась ключевым моментом в формировании двигательных умений и навыков. Новый этап в развитии физической культуры связан с осознанием влияния ее на духовную сфера человека как действенного средства интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания.

    При формировании физической культуры личности необходимо понимать, что лежит в основе ее формирования, ее компоненты, структуру, и что определяет уровень ее развития. Л.П. Матвеев и А.Д. Новиков понимают под физической культурой личности воплощенные в человеке результаты использования материальных и духовных ценностей, относящихся к физической культуре, т.е. усвоение человеком физкультурных знаний, умений, навыков, которые достигнуты на основе использования средств физического воспитания, показатели физического развития и физической подготовленности. Формирование физической культуры личности связано с приобщением человека к духовным и материальным ценностям физической культуры.

    При рассмотрении ценностного потенциала физической культуры выделяют два уровня ценностей: общественные и личностные. Общественные ценности включают в себя накопленные человечеством специальные знания, спортивную технику, технологии и методики спортивной подготовки и оздоровления и спортивной деятельности. Иными словами - все то, что создано человеком для физического совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни. По этим показателям можно судить о степени культуры общества в целом. Знания человека в области физического развития и совершенствования, его двигательные умения и навыки, способность к самоорганизации себя к занятиям физическими упражнениями отражают его личностный уровень освоения ценностей физической культуры .

    Согласно концепции физкультурного воспитания Л.И. Лубышевой, этот процесс воспитания включает в себя три компонента: социально-психологическое воспитание, воспитание телесной культуры и интеллектуальное воспитание. Социально-психологическое воспитание направлено на формирование мировоззренческих основ и осознанного освоения ценностей физической культуры. Формирование мировоззренческой сферы, ценностных ориентаций и мотивации личности в сфере физической культуры напрямую связано с уровнем ее образованности, поэтому социально-психологическое воспитание тесно связано с интеллектуальным воспитанием. Содержание интеллектуального воспитания направлено на формирование у человека совокупности теоретических знаний, которые охватывают знания в области философии, медицины и других наук, тесно связанных с физической культурой. Воспитание телесной культуры служит для решения двигательных задач и призвано сформировать физические качества, умения и навыки управления движениями и способностей рационального использований физического потенциала с помощью имеющихся средств, форм и методов в теории и практике физической культуры.

    Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что содержание физкультурного воспитания направлено на формирование трех элементов физической культуры личности: 1) знаний; 2) двигательных умений и навыков; 3) мотивацию двигательной активности. Все элементы физической культуры личности взаимосвязаны и формируются в тесной взаимосвязи друг с другом.

    Говоря о спортивном воспитании, следует сказать, что это один из видов деятельности по преобразованию человека. Спортивное воспитание оказывает действенное влияние на развитие человека через формирование спортивной культуры личности спортсмена.

    Вопрос о необходимости спортивного воспитания в обществе был затронут ещё в XIX веке основателем олимпийского движения Пьером де Кубертеном. С тех пор изучением спортивного воспитания занималось множество российских и зарубежных исследователей (С.Ю. Баринов, В.Е. Игнатьев, О.В. Козырева, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров, С.А. Фирсин и др.). Голландский исследователь Вим де Хеер утверждал, что «Спортивное воспитание заключает в себе в качестве составных компонентов помощь со стороны взрослых, а также создание предпосылок для следующих процессов: а) достижения хороших спортивных результатов в сочетании с моральным удовлетворением от спортивной деятельности; б) формирования спортивного поведения; в) определения места спорта в общем укладе жизни». А. Павлуцки считал, что понятие спортивного воспитания характеризует «систему целенаправленных индивидуальных и коллективных воздействий на личность воспитуемого, которые должны приводить к усвоению воспитуемым ценностей и норм культуры спорта, признаваемых и принятых социальной группой в качестве желательных». Другими словами, речь идет о «введении воспитуемого в круг ценностей и эталонов “чистой” культуры спорта».

    При определении спортивного воспитания ученые выделяют два направления при его реализации, в соответствии с которыми выделяют две целевые установки и выступают в двух формах: 1) воспитание позитивного отношения к спорту, приобщение к системе спортивных ценностей; 2) воспитание посредством спорта, или воспитание спортом (В.И. Столяров, Л.И. Лубышева). Л.И. Лубышева в своих работах утверждает, что «…спортивное воспитание предполагает развитие личностно значимых качеств, формирование способностей, вооружение учащихся знаниями о жизни, необходимыми для успешного функционирования человека в современном обществе. Целевая установка спортивного воспитания заключается в том, чтобы сформировать личность, способную преодолевать трудности, развивать волю, выжить, саморазвиваться и достигать успеха, победы, прежде всего, над самим собой» . В работах В.И. Столярова и С.Ю. Баринова характеристика спортивного воспитания с учетом указанных его направлений - это педагогическая деятельность, главная цель которой состоит в том, чтобы содействовать воспитуемому (при его активном участии) в формировании и повышении уровня его спортивной культуры . В данной статье автор придерживается их позиции и считает, что спортивное воспитание - это процесс, направленный на формирование спортивной культуры личности.

    При изучении спортивной культуры и анализе множества определений этому феномену, можно прийти к выводу, что спортивная культура - это часть общей культуры, основу которой составляют ценности спорта и ценностное отношение к спортивной деятельности.

    Основу спортивной культуры личности, по мнению С.Ю. Баринова, составляет такое позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризированы личностью, т.е. стали достоянием его внутреннего мира .

    Л.И. Лубышева считает, что спортивная культура личности содержит в себе специфический результат человеческой деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения ценностей соревновательной и тренировочной деятельности, а также тех социальных отношений, которые обеспечивают ее эффективность.

    Таким образом, автор приходит к выводу, что основу спортивной культуры личности составляют интериоризированные индивидом ценности спорта, которые в результате его спортивной деятельности были освоены им и стали достоянием его внутреннего мира.

    Анализируя вышеизложенное, с учетом характеристик физкультурного и спортивного воспитания можно сделать вывод о том, что физкультурно-спортивное воспитание - целенаправленный, организованный процесс, направленный на формирование физической и спортивной культуры личности. Содержание физкультурно-спортивного воспитания направлено на формирование знаний, двигательных умений и навыков и устойчивой потребности к двигательной активности и совершенствованию своих физических способностей.

    Служебная деятельность сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы связана с исполнением ими своих обязанностей в сложных условиях. Специфика службы в исправительных учреждениях заключается в том, что сотрудники осуществляют свою деятельность среди лиц, совершивших преступления; в различных погодно-климатических условиях, таких как холод, жара, дождь, снег; в местах большого скопления осужденных, которые зачастую имеют различные, в том числе и тяжелые формы заболеваний. Эти обстоятельства требуют от сотрудников таких качеств, как крепкое здоровье, выносливость, умение выдерживать продолжительную динамическую работу, стойкость организма к воздействиям температур. Сотруднику исправительного учреждения также необходимы такие умения и навыки, как хорошая координация, точность движений, сила, умение применить боевые приемы борьбы и другие. С целью формирования необходимых сотруднику качеств важно поддерживать высокую двигательную активность и вести здоровый образ жизни. В связи с этим физкультурно-спортивное воспитание сотрудников исправительных учреждений должно быть направлено на формирование таких знаний, умений и навыков, которые будут способствовать развитию в первую очередь качеств, необходимых ему при исполнении своих служебных обязанностей, а также будут способствовать освоению им ценностей физической культуры и спорта. Физкультурно-спортивная воспитанность сотрудников будет определяться уровнем его знаний в области физического совершенствования, двигательных умений и навыков, способностью к организации здорового образа жизни, социально-психологическими установками и ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью с целью формирования своей личности, способной к преодолению трудностей не только на службе, но и в повседневной деятельности.

    Библиографическая ссылка

    Николаева Е.Г. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «ФИЗКУЛЬТУРНО - СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24759 (дата обращения: 15.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»