• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Рузалия Муллануровна
    Работа с родителями в ДОУ

    КОНСУЛЬТАЦИЯ

    ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :

    «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    подготовила :

    старший воспитатель МБДОУ № 56

    Р. М. Хусаинова

    Все родители с рождения ребенка – воспитатели. Им нужны педагогические знания. Воспитатели – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей .

    Родители , Родителей , Родителям…

    Можно сколько угодно склонять это слово, но действенным оно не станет без творческого подхода, без сближения с родителями .

    Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам, пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультативные пункты, информационные стенды, но откликаются на них только малая часть родителей . Почему так происходит? Не хотят? Заняты своими проблемами? не понимают значимости? Всего понемногу. Просто не испытывают потребности. Не доходит до их сознания значимость совместной работы с семьей .

    Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний – что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения.

    Какие бы стенды не оформили, собрания не проводили, если все идет формально, то, на мой взгляд, следовало бы начать со сближения души и разума людей, сопричастных к жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Рассказывая о ребенке, о том, что происходило с ним в течение дня, какие стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день – воспитатель формирует у родителей понимание того , что рядом с детьми – внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и не может быть у самих мам и пап. По той простой причине, что их нет рядом.

    Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, т. к. они получили для этого специальное образование и делают все, что нужно для ребенка, в отсутствие родителей .

    Принципы дошкольной практики ориентированные на семью таковы :

    2. Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Родителей надо рассматривать , как главных людей, отвечающих за принятие общих решений, относительно образования ребенка. Если первые 6 лет родители будут вместе принимать решения, обсуждать программы, активно участвовать в жизни д/сада, группы, то в последующие годы их участие в образовании сына или дочери будет весьма велико. Проявлять гибкость, чуткость, предоставлять всеобъемлющие услуги, призванные улучшить жизнь ребенка в семье. Гибкие, чуткие, реагирующие на различные нужды семьи, формы работы с детьми , повышают способность родителей должным образом заботиться о своих детях.

    На что надо опираться в работе с родителями :

    1. Использование навыков положительного общения.

    1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка , чем указываем и даем советы.

    2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка :

    используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.

    даем родителям понять , что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.

    прежде чем сообщать родителям цели и задачи образовательной программы, спрашиваем, чего хотят они.

    своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей .

    стараемся разрешать проблемы во время совместного принятия решений, касающихся их детей и их самих.

    сообщаем родителям о сильных сторонах , достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.

    помогаем родителям понять , что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

    2. Создание дружелюбного партнерства

    между детским садом и семьей.

    Представляем всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности, делаем все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно;

    Даем родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе;

    Привлекаем родителей к обучению детей , используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;

    Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.

    Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей, талантов детей.

    Заключаем договор о сотрудничестве, взаимопомощи.

    Формы работы с семьей .

    1. Презентация дошкольного учреждения.

    Цель : познакомить родителей с д/садом , его Уставом, программой развития и коллективом педагогов. Показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

    В результате такой формы работы , родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми , платных, бесплатных услугах, оказываемых специалистами.

    Очень своевременно будет составить небольшой справочник по своей группе. В содержание справочника могут быть включены сведения о группе, о специалистах (возраст, сколько детей, сведения о персонале – Ф. И. О., образование, стаж, категория, программа, по которой работает группа , информация о занятиях, о платных кружках и их руководителях, режим дня, календарь общих мероприятий, правила для родителей и т . д.).

    Групповые родительские собрания .

    Об этом нужно поговорить поподробнее.

    Разнообразные формы организации таких мероприятий :

    «Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом. Можно определить тематику, например «Развитие памяти у детей» , «Готовность детей к школе» и др. Такие заседания можно проводить в каждой возрастной группе. Здесь же можно показать родителям открытое занятие с детьми, организовать выставку литературы, пособий.

    Консультации для родителей . Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям . Какие консультации интересуют родителей , можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.

    Открытые занятия с детьми.

    Цель : познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

    Родители видят поведение ребенка, его знания, в сравнении с другими детьми. Видят, что в д/саду не только, как выражаются родители , «выгуливают» детей, но и дают им определенные знания, готовят их к школе.

    Поэтому в средних, старших и подготовительных группах рекомендуется 2-3 раза в год проводить открытые мероприятия для родителей .

    Посещение на дому. Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

    первое посещение семьи – это выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, такие посещения сближают родителей и воспитателей , делают сопричастных в воспитании. И ребенок видит, что между воспитателем и его родителями есть что-то общее , сближающее. Воспитатель видит, чем занимается ребенок дома, что его больше интересует, какие игрушки и книги имеются, есть ли свой уголок и пытается понять индивидуальные особенности своего воспитанника.

    Дни, недели открытых дверей. Это и просмотр занятий, консультации специалистов, праздники, знакомство с питанием детей, т. е. с жизнью всего детского сада : работа узких специалистов , а также работа кружков и консультации врача. Поэтому очень важно активное посещение родителями д/сада , наблюдения, участие в мероприятиях. К этим мероприятиям необходимо готовиться. Надо вручить каждому родителю приглашение . Например :

    В детский сад Вас приглашаем,

    И к сотрудничеству призываем.

    Чтобы знали мы всегда

    Чтобы знали мамы, папы

    Чем мы занимаемся,

    Помогали, поддержали,

    ведь проблем не перечесть,

    Но важней всего одна-

    Детский сад, дом – одна семья.

    Очень важно, чтобы родители сами оставляли свои отзывы о работе ДОУ в специальном журнале.

    Наглядная информация. В виде стендов, уголков универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. Информационные уголки желательно менять ежегодно. Надо менять сюжет. Он бывает разным – это и по сказке, по названию группы, в виде леса, цветочной поляны, водного царства, звездного неба, игрушки и т. д. В оформлении используются разнообразные материалы : соломка, керамика, резьба, выжигание, береста, лоза, дерево, семена, шишки и т. д.

    Традиционные стенды и плакаты заменяются необычными формами, соответствующими сюжету : в цветке, на короне, фартуке, в клубничках, вагонах поезда и т. д. Материалы текстов помещены в специальные кармашки разных форм. Информация дается крупным печатным шрифтом на светлом тоне, так чтобы можно было прочитать с расстояния 2-3 метров. Тема выделяется цветом и размером шрифта.

    Прочность и безопасность – одно из требований к оформлению наглядной информации. Все материалы основательно прикрепляются к деревянной основе. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, использование кнопок, скрепок, булавок и других острых предметов.

    Обновляется не реже 1 раза в месяц.

    Опись информационной тематики :

    Тематическая информация по педагогическому просвещению.

    Уголок краткой информации.

    Для чтения дома.

    Музыкально-поэтический уголок.

    Медицинский уголок «О здоровье ребенка» .

    Объявления.

    Благодарим.

    Рады сообщить Вам.

    Вести с занятий.

    Уголок творчества детей.

    Фотоуголок настроения.

    Режим, сетка занятий.

    Выставка «Сделайте вместе с детьми» .

    Поздравляем.

    Здравствуй! или «Доброе утро, малыш!»

    Уголок забытых вещей. и др.

    Эффективной формой одновременного взаимодействия с коллективом родителей всей группы является групповое родительское собрание . Но часто можно наблюдать такую картину, на собрании присутствуют до 10 родителей в лучшем случае , с тревожно-отсутствующим взглядом, которые обреченно ждут своей участи, а воспитатель с удовольствием констатирует негативные факты из жизни детского коллектива или все собрание сводится на сбор денег или объявления. Это приводит к тому, что родители перестают посещать родительские собрания .

    Подготовка родительского собрания проводится в несколько этапов :

    определяется повестка дня и форма проведения собрания.

    Как сделать, чтобы родителям было интересно и полезно, носило познавательный и просветительский характер?

    Собрания могут быть организаторскими, обычно в начале учебного года, где воспитатель знакомит детей с годовыми задачами, возрастными особенностями детей, режимом дня совей группы, напоминает правила д/сада и выбирают родительский комитет группы . Остальные 3 плановые собрания надо продумывать очень тщательно. Можно провести собрание в виде круглого стола, деловой игры, дискуссии, тематическое собрание, например : «О здоровье, всерьез» , «Ребенок учится тому, что видит у себя дома» , «Влияние родительских установок на развитие детей» , «Игры ваших детей» , «Подготовка детей к школе» и т. д. Необходимо привлекать на такие собрания специалистов, так как родители ценят их мнение , это новое, а новое им интересно.

    Очень подтягивает родителей тема , созвучна с их потребностями, например : «Подготовка к школе» -встреча с учителями, или это первые дни посещения д/сада. Они бросают все и посещают собрание (пример- компенсационные выплаты) .

    Хорошая посещаемость, когда собрания проходят с участием детей : это показ концерта, открытого занятия, игры-драматизации, КВН, спортивные соревнования и др. мероприятия.

    После того, как определились с повесткой и формой проведения собрания, необходимо продумать индивидуальные приглашения. Это также влияет на активную посещаемость родителей . Необходимо в приглашении обращаться конкретно по имени, отчеству.

    Например :

    Уважаемая Татьяна Ивановна!

    Родительское собрание на тему : «О здоровье всерьез» состоится___

    Предлагаем :

    1. Круглый стол вопросов и ответов, полезные советы дает врач-педиатр___

    практикум проводит мед. сестра___

    2. Справочное бюро здоровья.

    3. Обмен опытом по использованию народных средств в лечении простудных заболеваний у детей.

    4. Анкета для родителей .

    Будем рады Вас видеть.

    Воспитатели группы.

    Очень важно заблаговременно пригласить родителей , разослать им именные приглашения, подготовить выставку : альбомы, метод. литературу, детские работы , благодарственные письма родителям . Завершают организационную часть, оформление помещения, где будет проходить собрание. Очень сильно меняется настрой родителей , когда они видят празднично одетых детей, подтянутых воспитателей на родительских собраниях . Не следует брать на собрание несколько тем, надо продумывать и время, чтобы укладываться примерно в 1час 15-20 минут. В первую очередь необходимо провести теоретическую часть, т. к. родители в конце воспринимают без внимания, менять теорию с практикой. Нельзя, чтобы собрание состояло из одних докладов и выступлений. Надо разнообразить. С интересом родители воспринимают самих родителей , которые делятся опытом воспитания, больше примеров из жизни коллектива. Не следует останавливаться на отрицательных моментах, надо больше показывать удачные примеры, т. к. родители очень быстро реагируют на это.

    Не следует воспитателю и выступающим все читать с листа, и тем более с книги. Надо для себя подготовить вопросник, тезисы и развивать мысль. Чтение без поднимания глаз не воспринимается слушателями. На теоретическую часть использовать не более половины времени собрания. Не следует бубнить под нос, а конкретно, четко излагать свою мысль, а для этого необходимо очень хорошо самой изучить данную тему и несколько раз перечитать. Каждую тему следует переносить на жизнь детей в группе. Если это тема «Игра» , то, а как в нашей группе поставлена игра, какие игрушки, что надо сделать, чтобы игра приносила пользу. И дать советы родителям , для организации игр детей дома. Если это о здоровье, то, а какая заболеваемость в нашей группе, почему дети болеют? Что надо делать, чтобы меньше болели? (из опыта родителей ) .

    «О питании» -использование таблиц.

    О предупреждении травматизма – выступления детей.

    Ежеквартальный отчет об использовании финансов в группе. Это очень важно. Привлекать актив, родительский комитет , секретарь (для ведения протокола, обязательно) . Проект решения собрания, сроки исполнения, исполнители.

    Советы к проведению собрания!.

    Перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение. И оба воспитателя ответственны.

    Не следует затягивать собрание дольше 1час 15 минут.

    Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой списки с именами и отчествами родителей .

    Перед началом объявите повестку дня, вопросы для обсуждения.

    не забудьте золотое правило пед. анализа : говорите сначала об успехах, затем о негативном, завершите, над чем надо поработать , с задачами на будущее.

    Предупредите родителей , что не вся информация может стать достоянием детей.

    Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов) .

    Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

    Собрание должно проходить в доброжелательном тоне. Не стоит давать на собрании негативную оценку поведению ребенка.

    Будьте корректны и тактичны.

    Как появился только ФГОС,

    Мы все задумались всерьёз:

    Что делать? Как же всем нам быть,

    Чтоб ФГОСы в ДОУ воплотить?

    Задача встала непростая

    С чего начать – никто не знал,

    Но документы изучая

    Осуществить ФГОС надо и это каждый понимал.

    Пред нами, вдруг, открылись все просторы,

    Где каждый может выбрать себе путь,

    Чтоб покорять с детьми моря и горя,

    Но, а родителей — к ребятам повернуть.

    И вот пошёл процесс, всё «закипело»,

    Всё заиграло, засветилось вновь

    В педагогических руках умело

    Выстраивался весь процесс, согласно ФГОС.

    Здесь было всё: и слёзы, и веселье

    И ночи протекали все без сна.

    Ведь каждый педагог своё творенье

    Пытался проанализировать сполна.

    В связи с приходом этих новых ФГОСов,

    У всех у нас, вдруг, поменялся взгляд

    И, несмотря, на трудности, вопросы,

    Преодолев их, каждый воспитатель всё же рад!

    Согласно ст. 18 Закона РФ «Об образовании», семейное воспитание признано ведущим. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Основными задачами работы является:

    • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
    • объединение усилий для развития и воспитания детей;
    • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
    • активизация и обогащение воспитательных умения родителей;
    • поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

    Во взаимодействии с родителями используются следующие принципы:

    1. Доброжелательности
    2. Индивидуальности
    3. Сотрудничества
    4. Динамичности
    5. Готовности

    Для того чтобы спланировать работу, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому я провела анкетирование на тему «Чего я, как родитель, жду от пребывания моим ребенком в детском саду?». Проанализировав социальный состав законных представителей и анкеты, я пришла к выводу, что большинство родителей вообще не понимают, что может происходить в саду, а считают детский сад – местом для присмотра за детьми.

    Поставила перед собой цель – повысить педагогическую грамотность родителей, путем вовлечения их в непосредственно образовательную деятельность. Запланировала родительское собрание в форме детской игры и пригласила желающих, разослав всем приглашение по электронной почте и размещением информации на информационном стенде приемной группы. Для того, чтобы правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, я постаралась подобрать интересные формы работы. Разработала модель непосредственно образовательной деятельности «Подготовка к Новому году». Поставила перед собой задачи:

    1.показать один из многообразных методов работы с детьми в ДОУ, с учетом ФГОС (первое собрание включало в себя знакомство родителей с ФГОС);

    2.выслушать мнения законных представителей моих воспитанников о данной модели образовательной деятельности, а также выяснить: готовы ли они сами внести какие-нибудь пожелания или рекомендации в осуществление ФГОС в ДОУ?

    Оставалось только ждать…

    В назначенный день, я, честно говоря, ждала человек 5-7 (практика посещения родителями разнообразных мероприятий). К моему удивлению, пришло 13 родителей, объяснив, что они заинтригованы моим предложением (сюрпризный момент играет большую роль).

    Совместную работу предложила провести в кругу. Здесь мы поприветствовали друг друга, пересчитали девочек, мальчиков, сравнили, кого больше-меньше, закрепили знание цветов и оттенков, побеседовали о характерных признаках времен года, о предстоящих зимних праздниках, их особенностях и традициях, объединились в группы для выполнения дидактического задания – собрать целое из частей (учились работать в мини-группах) и провели подвижную игру «Снежки». После игры, вернулись в круг, где родителям было предложена дальнейшая деятельность в центрах активности. Я рассказала им те задачи, которые им необходимо осуществить при выполнении практической деятельности в конкретных центрах.

    Такая работа с родителями дала положительный результат: каждый из участников, смог прочувствовать все эмоции, характерные их детям, при участии в интересно выстроенной форме работы.

    На сегодняшний момент времени, родители моих воспитанников принимают активное участие в педагогическом процессе. Проживая один вечер в «детстве», они как будто отвлеклись от бытовых проблем и вспомнили про своих детей. Сегодня каждый старается пополнить развивающую среду группы дидактическими пособиями, художественной литературой, иллюстрациями, фотографиями и т.д. по изучению определенной тематики недели, внося свои предложения по организации и проведению педагогического процесса. Есть такие родители, которые изъявили желание самостоятельно проводить мастер-классы по ручному труду для детей без отрыва от детского сада.

    А самое главное, понимание и принятие ФГОС в ДОУ позволяет каждому воспитателю использовать разнообразные методы и формы работы с родителями.

    Скажу Вам так, что знания законов ФГОСов

    Даёт нам всем возможность открывать

    Всё новые вершины пед. процессов:

    Выстраивать, творить, не унывать.

    Ты, выучи все документы ДОУ,

    Используй их везде, во всём, всегда,

    С родителями, ты, прострой работу

    И вот тогда получишь всё сполна.

    Родители начнут активно все включаться

    В педагогический процесс, в своих детей.

    Отсюда и среда будет меняться

    По наполняемости и от тем недель…

    Желаю всем педагогам удачи!

    «Организация работы с родителями

    в современном ДОУ»

    Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,

    но прежде всего и дольше всего - люди.

    Из них на первом месте – родители и педагоги.

    А. С. Макаренко

    Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

    «От того, как прошло детство,

    кто вёл ребенка за руку в детские годы,

    что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

    от этого в решающей степени зависит,

    каким человеком станет сегодняшний малыш» .
    В.А. Сухомлинский

    Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000 г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»).

    Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

    В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

    В статье 44 Федерального закона «Об образовании» говорится:«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Родители являются первыми педагогами с самого раннего возраста детей и поэтому одной из задач педагогического коллектива МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» - работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».

    1. Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
    2. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
    3. Как изменить такое положение?
    4. Как заинтересовать родителей в совместной работе?
    5. Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

    Эти и другие вопросы должны решаться совместно на педагогических советах, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях с родителями, использоваться в планировании деятельности детского сада с семьями воспитанников. Необходим переход ДОУ на позицию партнёрства с родителями, создание условий для активного участия родителей не только в решении организационных и хозяйственных вопросов ДОУ, но и в управление детским садом, необходимо определение основной и ведущей роли родителей в воспитании и развитии ребёнка. В связи с этим в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Катюша» разработана система по организации работы с родителями. В основе разработки системы - положения современной нормативно-правовой базы (федеральные и региональные документы). Соответствующие содержательные разделы системы включают методические материалы из опыта работы многих авторов, педагогических творческих групп.

    ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ:

    Создание условий для формирования позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников с целью эффективного развития и образования каждого ребенка.

    СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ:

    1. Информационно-аналитическая и диагностическая деятельность

    2.П росветительская деятельность

    3. Организация деятельности. Вовлечение родителей в педагогический процесс. 4.Реализация образовательного процесса детского сада.
    ЗАДАЧИ:

    1) Создать систему изучения, анализа информации о семье и ребенке в ДОУ.

    2) Организовать взаимодействие ДОУ и социума в вопросах сбора и применения информации о семье и ребенке для эффективного осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к семье.

    1) Создать педагогическую культуру родителей:

    • обеспечивать родителей психолого-педагогической информацией
    • защитить права детей и родителей на удовлетворение их потребностей
    • формировать ответственную и активную позицию родителей в воспитании и развитии детей

    2) разнообразить формы работы с семьей, переходить от общелекционных к дифференцированно-проблемным и действенно-поисковым.

    1) создать сообщество единомышленников - родителей, педагогов для совместной работы по развитию и воспитанию детей, социальной адаптации их в обществе.

    2) осуществлять совместную деятельность (родителей и детей, педагогов и родителей) с использованием различной мотивации.

    1) привлекать к участию родителей в реализации образовательного процесса.

    2) разнообразить формы и методы включения родителей в поддержку и развитие учреждения.

    3) привлекать родителей в создание и работу общественной организации - родительский комитет.

    СИСТЕМА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ И КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

    • определение стратегии развития детского сада и модели взаимодействия с семьями воспитанников;
    • прогнозирование и планирование работы учреждения по данному направлению (планирование работы с семьями воспитанников - перспективное, календарное, планирование методической работы с сотрудниками детского сада;
    • проекты работы с семьями в рамках реализации программы развития ДОУ и годового плана;
    • конторольно-оценочная деятельность по результатам работы;
    • проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада.

    СИСТЕМА РАБОТЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ деятельность участников по определенным этапам. В каждом этапе определены цели и основные направления деятельности по ее реализации.

    Четыре направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ.

    1. I. Информационно – аналитическое направление.

    С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является сСоздание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.

    В городе

    В детском саду

    1. Сбор информации о семьях, имеющих детей:

    • контакты с женскими консультациями, поликлиниками (списки, выход в семью).

    2.Распространение информации о работе детского сада:

    • сайт;
    • публикации в печати.

    3. Изучение опыта работы близлежащих ДОУ, общеобразовательных школ, ЦДТ во взаимодействии с родителями.

    4. Анализ информации.

    1. Сбор информации:

    о ребенке :

    • состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика;
    • протекание адаптации к д/с (адаптационный лист);
    • индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения);
    • ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
    • выявление одаренных детей;
    • выявление детей, требующих повышенного внимания.

    о семье :

    • состав семьи;
    • определение социального статуса семьи (социальная анкета);
    • выявление семей группы «риска»;
    • материально-бытовые условия;
    • психологический микроклимат, стиль воспитания;
    • семейные традиции, увлечения членов семьи;
    • заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

    о потребностях педагогических кадров :

    • проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников;
    • выявление стратегии взаимодействия с семьями.

    2. Анализ информации.

    II. Просветительская деятельность.

    Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (логопед, педагог – психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).

    Кадры

    1. Просветительская деятельность:
    • вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей;
    • вопросы воспитания детей дошкольного возраста;
    • формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
    2. Организационно-педагогическая деятельность:
    • обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);
    • тренинги по обучению родителей общению.

    Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др.

    Родители

    1. Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.

    2. Просветительская деятельность через наглядную информацию:

    • информационные стенды;
    • родительские уголки;
    • методическая литература.

    3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:

    • беседы;
    • консультации;
    • круглые столы;
    • родительские собрания.

    4. Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха.

    Дети

    1. Социально-нравственное и познавательное развитие:

    • семья;
    • родословная;
    • семейные традиции;
    • гендерное воспитание;
    • формирование духовных ценностей.

    III. Организационно-методическая деятельность.

    В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

    Кадры

    1. Организация культурно-массовых мероприятий.

    2. Внедрение форм работы с семьей и социумом по расширению контингента детей и организации платных услуг (кружковая работа).

    3. Организация деятельности музея «Светлица»:

    • создание положения об открытии музея «Светлица»;
    • сбор экспонатов;
    • оформление экспозиций.

    4. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

    5. Выход в семью.

    Родители

    Вовлечение родителей в педагогический процесс:
    • совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»;
    • планирование и совместная работа на родительских собраниях;
    • помощь в организации досуговой деятельности;
    • совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
    • оформление группы и д/с;
    • создание семейных Гербов и родословных Древ;
    • участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новый год у ворот»);
    • благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега;
    • привлечение родителей к оформлению музея русской культуры «Светлица»;
    • пополнение музея выставочными экспонатами.
    • участие родителей в субботниках по озеленению территорий д.с.

    Дети

    Вовлечение детей в творческий процесс:
    • участие в культурно-массовых мероприятиях;
    • участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки);
    • совместное участие с родителями в семейных концертах;
    • совместное оформление с родителями и создание семейных Гербов и родословных Древ;
    • участие в мероприятиях на базе музея «Светлица».

    IV. Реализация образовательного процесса детского сада.

    Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.

    Система предполагает следующие результаты:

    • реализация единой стратегии развития ребенка педагогами и родителями;
    • изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;
    • рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
    • проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
    • готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;
    • положительные изменения в неблагополучных семьях;
    • выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

    Формы работы с родителями в детском саду могут быть самыми разнообразными, но все они должны преследовать единственную цель – помочь ребёнку раскрыть свои способности и таланты.

    Только в одном случае процесс воспитания и обучения ребёнка может быть максимально эффективен – когда родители малыша и ДОУ сотрудничают самым тесным образом. Коллективные обсуждения всех событий жизни малыша помогут сформировать правильный подход к воспитательному процессу.

    Данная схема получила широкое распространение. Существуют группы для детей, в которые они приходят с родителями, чтобы обсудить совместно с воспитателями отдельные области работы обучения.

    Существуют следующие формы работы с семьей:

    • конференции при участии родителей;
    • беседы;
    • дни открытых дверей;
    • конструирование стендов – размещение важной информации для родителей;
    • совместный досуг.

    Форма работы с родителями в детском саду по областям

    Необходимо информировать родителей о том, как правильно влиять на своих детей в разных областях. Некоторые из них особенно важны. Ведь при отсутствии двустороннего взаимодействия все попытки воспитателя влиять на личность ребенка останутся попытками.

    Один из лучших способов работы по областям – проведение семинаров. Но на сегодняшний день мало родителей будут согласны тратить свое время на подобные мероприятия.

    И поэтому основная форма работы – беседы с родителями в тот момент посещения ДОУ, когда они забирают своего ребёнка.

    Образовательная область «Здоровье»

    Одна из самых важных образовательных областей – здоровье. Следует объяснить подробнейшим образом, как стиль жизни всей семьи влияет на ребёнка. Ведь именно из семьи ребенок копирует основные поведенческие механизмы. Наглядные примеры того, как нужно себя вести, постоянно присутствуют перед глазами.

    Следует во время нахождения ребёнка в образовательном учреждении и дома приучать его к ЗОЖ (здоровому образу жизни), а также стараться по максимуму развить его таланты и интеллектуальные способности.

    Помимо области здоровья, существует ещё множество предметных областей. Они так и называются – предметные области:

    • физическая культура;
    • математика;
    • экология;
    • труд;
    • чтение;
    • творчество;
    • музыка.

    Чтобы ребёнок достигал успеха в своем развитии, необходимо применять интерактивные формы подачи информации, а также самым плотным образом работать с родителями, дабы они помогали ребёнку осваивать информацию.

    По физической культуре

    Следует хорошо осведомлять родителей о том, насколько важно, чтобы ребёнок занимался физической культурой. Ведь физическое развитие просто необходимо для несформировавшегося детского организма.

    Родителям воспитатель должен по возможности донести эту мысль, а также уговорить внушить её ребёнку. Ведь очень часто именно уроки физкультуры вызывают негативные эмоции у многих детей.

    И даже интересные игры не способны заставить ребёнка принимать активное участие в проводимом уроке физкультуры. Отчасти вина в этом именно родителей, не прививших ребёнку привычки к физическим нагрузкам.

    По математике

    Математика – одновременно и самая простая, и самая сложная область для детей. Тем, кому она дается не очень просто, следует заниматься дополнительно. И в качестве репетитора лучше всего в младшем возрасте подойдет именно родитель.

    Воспитателю лишь следует направить в нужное русло мать или отца ребёнка, указать на слабые стороны их чада, выдать литературу.

    Некоторое время назад были введены ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) в ДОУ. Следуя им, воспитатель обязан предоставить возможность ребенку максимально развить все свои способности и таланты.

    По ОБЖ

    Очень важная область, которая должна быть максимально освещена в старшей группе детей. Каждый ребёнок обязательно должен знать основные опасности, которые могут подстерегать его в городе и дома.

    Следует обязательно ознакомить детей с ПДД, а также другими правилами, следуя которым, можно избежать неприятностей.

    Родители должны всячески способствовать деятельности воспитателя по привитию у ребенка чувства ответственности перед собой и другими людьми. Они должны доступными способами на практике показать то, о чем воспитатель рассказывает на занятиях.

    По экологии

    Ребёнок с самого детства должен знать, что природу и окружающую среду надо беречь. Именно поэтому данную область следует начать освещать ещё в подготовительной группе.

    Во время бесед с родителями воспитатель должен внушить им важность того, что нужно с детства приучать ребенка беречь окружающую природу и соблюдать следующие правила поведения на природе:

    • нельзя срывать просто так понравившиеся растения, ломать их;
    • для костра применять только уже высохшие растения;
    • нельзя разрушать муравейники, так можно подорвать хрупкую природную экосистему.

    Существует множество других пунктов, и следует все их обязательно соблюдать. Необходимо выдать родителям весь список для того, чтобы они объяснили своему ребёнку всю важность каждого из них.

    По экологическому воспитанию следует провести семинары для родителей, на которых объяснить то, как правильно донести детям информацию.

    По труду

    Воспитателю обязательно следует провести беседу с родителями и узнать, какие традиции присутствуют в семье его воспитанника. Сотруднику ДОУ нужно в обязательном порядке ознакомить родителей с возможностями и методами трудового воспитания в семье и детском саду.

    Родители должны познакомить своих детей с трудом в домашней, бытовой среде, а также привить им правильное отношение к своему и чужому труду и научить азам различной работы по дому.

    Для закрепления результата работы воспитателя и родителей следует проводить совместные мастер-классы и выставки.

    Трудовое воспитание преследует следующие цели:

    1. Воспитать чувство гордости за результат своего труда.
    2. Научить ребёнка правильно и конструктивно взаимодействовать с взрослыми.
    3. Привить тягу к выполнению различной работы.

    Чтение

    По возможности следует показать родителям ценность того, что ребёнок читает различную художественную литературу.

    Необходимо ознакомить с положительными сторонами чтения, ведь оно:

    • развивает мышление и память;
    • увеличивает словарный запас;
    • улучшает сон;
    • развивает в ребенке творческое начало и т.д.

    Это не только поможет ребёнку быстрее научиться читать, но и создаст в семье более сплоченную атмосферу.

    Творчество

    Сотруднику, работающему с детьми, необходимо объяснить их родителям всю важность развития творческого потенциала ребёнка. Этому способствуют совместные походы на различные выставки, экскурсии по картинным галереям, совместное рассматривание памятников и достопримечательностей.

    Немаловажно для ребёнка посещение всевозможных творческих кружков, таких как:

    • рисование;
    • скульптура;
    • пение.

    Существуют различные инновационные методы вовлечения детей в творческий процесс. Особенно просто удается это сделать при участии родителей.

    Музыка

    Родителей необходимо познакомить с возможностями детского сада по реализации данной области творчества, а также других дошкольных учреждений.

    Присутствие музыки в жизни ребёнка очень важно, она:

    • делает ребёнка более спокойным, уравновешенным;
    • развивает творческое мышление, нестандартный подход к решению задач;
    • прививает чувство прекрасного.

    Необходимо привлекать родителей к всевозможным формам музыкальной деятельности, таким образом можно намного быстрее «достучаться» до ребёнка. И заодно сделать отношения внутри семьи более тесными и доверительными.

    Роль психолога

    В обычных ДОУ заведениях работа психолога представляет собой наблюдение за детьми и составление рекомендаций для их родителей.

    Психолог должен предлагать воспитателю новые формы работы с родителями в детском саду. А также вести постоянную аналитическую работу, проводить тесты с детьми, посещать семинары и собрания, на которых присутствуют родители.

    Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой -- ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых -- достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

    Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное -донести до родителей знания.

    Традиционные формы общения педагога с родителями подразделяются на:

    коллективные;

    индивидуальные;

    наглядно-информационные.

    К традиционным формам работы с родителями относятся родительские собрания.

    Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения) (14, с 15)

    Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

    Групповые родительские собрания -- это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

    Конференция с родителями - это одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, участвуют родители. Конференция помогает родителям накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

    Педагогические беседы с родителями

    Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации (10, с 38)

    Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

    Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

    Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам. Беседы должны отвечать определенным требованиям:

    быть конкретными и содержательными;

    давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

    пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

    повышать чувство ответственности за воспитание детей.

    Тематические консультации

    Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

    Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

    Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3--4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-- 40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям (6, с 56)

    Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

    Посещение семьи

    Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих

    воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

    Цель первого посещения семьи -- выяснить общие условия семейного

    воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и

    предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения

    положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.

    Есть другая форма посещения семьи -- обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.

    Главная задача наглядной пропаганды -- целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.

    Примером информационной пропаганды служит уголок для родителей,

    Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

    Материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления;

    Материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время. Самое главное заключается в том, чтобы содержание родительского уголка было кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию.

    В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки.

    Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье. О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, воспитателям желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.

    Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок.

    Обычно их готовят к праздникам: “Здравствуй, Новый год!”, “У мамы руки золотые “Скоро в школу” и т.п., а так же они посвящаются определенным темам, например: “Воспитание трудолюбия в семье”, “Я сам”, “Мир вокруг нас” и т.д.

    С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.