• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Культура

    Посещая храмы и святые места во время путешествий, нужно всегда помнить о том, что в чужой монастырь со своим уставом соваться не стоит. Многие думают, что правильно вести себя в храме несложно: достаточно лишь быть вежливым и соблюдать светский этикет. На самом деле это не так. То, что принято в одной религии может оказаться совершенно неприемлемым в другой. Поэтому, чтобы не оскорбить прихожан неосторожным действием или словом, перед посещением любого храма нужно узнать о правилах и нормах поведения принятых в той или иной религии.

    Основные правила

    Эти правила касаются абсолютно всех религий, они универсальны. Перед входом в любой храм нужно отключить мобильный телефон, mp3 плейер или любое другое электронное устройство. Если в храме разрешено фотографировать, не забудьте убрать вспышку , которая вредит старинным произведениям искусства. Говорите негромко и избегайте неуместных разговоров.

    Кроме того, обязательно выясните, в какое время дня вы можете прийти. В любой религии существуют торжественные обряды и церемонии при которых присутствие группы любопытных и фотографирующих туристов как минимум нежелательно.

    Кроме общих, существуют и специальные правила поведения:

    Буддистские храмы

    Разуйтесь и снимите головной убор перед входом в храм. Скорее всего вы увидите знак, предупреждающий о том, что в храм нельзя входить обутым и с покрытой головой. Не пренебрегайте этим правилом.

    Прикройте ноги и плечи. В азиатских странах летом очень жарко, поэтому многие туристы являются в храм с голыми ногами и плечами. Буддистская религия запрещает находиться в таком виде в святом месте. Если вы женщина – наденьте длинную юбку или капри, и возьмите с собой легкую шаль. Если вы мужчина – наденьте брюки или длинные шорты.

    Вставайте, когда монахи входят в помещение. Это правило особо не отличается от правил светского этикета. Так же, как вы встаете, чтобы поприветствовать вошедшего в комнату человека, не забудьте встать, когда монах или монахиня входит в храм.

    Перед тем как фотографировать попросите разрешения. Узнайте, можно ли фотографировать, особенно внутри храма. Если вы фотографируете, то будьте любезны оставить небольшое пожертвование.

    Пользуйтесь правой рукой. Вручайте пожертвования только правой рукой и вообще для любых действий постарайтесь использовать правую руку, даже если вы левша.

    Не указывайте пальцем. Если вы хотите обратить внимание вашего спутника на какую-нибудь статую или картину, выразите свое желание словами или укажите на предмет правой рукой. Не забудьте, что ваша ладонь должна быть открыта.

    Не прикасайтесь к статуям Будды. Предупредите своих детей, что статуи Будды трогать нельзя и, конечно, на них нельзя взбираться.

    Не прикасайтесь к монахам, особенно если вы женщина. Также, женщины не должны вручать что-либо буддистскому монаху. Мужчины могут брать предметы у монахов и передавать их, но, как уже говорилось, они должны это делать правой рукой.

    Не становитесь спиной к статуе Будды. Для того, чтобы отойти от статуи Будды идите вперед спиной и поворачивайтесь только отойдя от статуи на значительное расстояние.


    Индуистские храмы

    Правила поведения в индуистских и буддистских храмах во многом совпадают.

    В индуистских храмах, как и в буддистских, не принято ходить обутыми, с голыми плечами и оголенными ногами.

    Не принято фотографировать без разрешения и также не принято пользоваться левой рукой.

    Существует еще одно правило – в индуистских храмах не принято носить кожаную одежду и аксессуары. Поэтому будет лучше, если вы снимите кожаную обувь, куртку или жакет, а также ремень.


    Мусульманская мечеть

    Перед входом в мечеть разуйтесь, снимите шляпы и солнечные очки.

    Женщины должны входить в мечеть покрыв голову платком.

    Одевайтесь консервативно. Ваша одежда не должна оскорблять чувств верующих. У женщин ноги и плечи обязательно должны быть скрыты одеждой. Мужчинам тоже не стоит заходить в мечеть в коротких шортах. Избегайте ярких цветов и чересчур обтягивающей одежды.

    Обратите внимание на знаки у входа. В некоторых мечетях существуют отдельные входы для мужчин и для женщин. Если вы не увидите знака, но заметите, что женщины и мужчины пользуются разными входами, поступайте соответственно.

    Не фотографируйте во время молитвы. Обычно в мечети разрешается фотографировать, но не во время молитвы.


    Христианские церкви

    В некоторых христианских церквях принято снимать обувь. В большинстве христианских церквей это правило не действует, но вот например в Эфиопской церкви принято ходить без обуви.

    Прикройте плечи и колени. В христианской церкви не принято ходить в одежде без рукавов, в коротких юбках или шортах.

    В православной церкви мужчины должны находиться с непокрытой головой, женщины же, наоборот, должны обязательно покрывать голову платком.

    Не фотографируйте без разрешения. В некоторых христианских церквях запрещено фотографировать, поэтому обязательно спросите разрешена ли съемка в церкви.

    Не скрещивайте ноги. Помните, что в Греческой православной церкви не принято скрещивать ноги.


    Еврейская синагога

    Мужчины должны находиться в синагоге в ермолке. Ермолка – это специальная круглая шапочка. Не обязательно покупать ермолку перед походом в синагогу – во многих синагогах ермолки выдают при входе.

    Одевайтесь консервативно. В синагоге не принято находиться в одежде без рукавов: это правило касается и женщин, и мужчин. Обычно женщины ходят в синагогу в платьях (естественно, не коротких), а мужчины в костюмах.

    Обращайте внимание на входы и сидения. В некоторых синагогах существуют отдельные входы и помещения для женщин и мужчин. Кроме того, существуют отдельные сидения. Если вы заметите, что мужчины и женщины находятся в разных помещениях и пользуются разными входами, поступайте соответственно.

    Не фотографируйте и не снимайте во время Шаббата. Шаббат начинается с заходом солнца в пятницу вечером и заканчивается в субботу с наступлением темноты. В это время фотографировать в синагоге запрещено.

    Не становитесь спиной к Стене Плача в Иерусалиме. От стены нужно отходить спиной вперед, а повернуться можно только отойдя на значительное расстояние.


    Ковчег

    Прямо перед входящим находится святейшее место синагоги, ковчег – это углубление в стене, в котором хранятся свитки Торы – Пятикнижия. Эти свитки – главная ценность общины прихожан, и все они написаны от руки специально обученным писцом. В тяжелые для иудеев времена эти свитки были первым, что спасали при пожаре или погроме.

    Чтение свитков Торы

    Перед ковчегом находится небольшое возвышение – бима, с него еженедельно читают вслух Тору. За год священнослужители успевают прочесть все пять книг Торы, от сотворения Адама до получения Моисеем Закона Божьего на горе Синай, чтобы в новом году начать читать все сначала. Читать вслух в синагоге считается почетным делом, и помимо раввинов на такие чтения зовут почетных членов общества и тех, кому хотят оказать уважение.

    Время работы

    Открывается синагога на рассвете для проведения утренней молитвы и остается открытой весь день. За это время в ней пройдут еще две молитвы – полуденная и вечерняя.

    Особые дни в синагоге – пятница и суббота. Именно вечером в пятницу в синагоге проходит чтение свитка Торы. В этот же день звучат дополнительные благословения и молитвы в преддверии священного дня субботы. Те, кто не мог прийти в синагогу в будние дни, собираются в ней именно в пятницу, поэтому в этот день тут очень людно. Многие приходят целыми семьями и после служения отправляются домой к праздничному столу.

    В субботу молитвы длиннее, поскольку никто не спешит на работу. По субботам после утренней или дневной молитвы в синагоге часто собираются члены общины для изучения Торы.

    Отправляясь в синагогу, оденьтесь в соответствии с традициями

    Перед походом в синагогу позаботьтесь о головном уборе. Это обязательное правило и для мужчин, и для женщин.

    Женщина должна покрыть голову платком, шляпой или даже париком, мужчина – надеть кипу. Кипа – религиозный головной убор евреев. Если кипы не оказалось под рукой, ее можно приобрести при входе в храм. Если не получилось найти кипу, наденьте любой другой головной убор: шляпу, кепку и т.д.

    Не позволяйте себе приходить в синагогу в чересчур яркой или пляжной одежде и в спортивном костюме, это вызовет неодобрение среди прихожан.

    Женщинам полагается быть в юбке ниже колен и с закрытыми до локтя руками.

    Правила поведения в синагоге

    Оказавшись в синагоге впервые, внимательно наблюдайте за поведением прихожан, чтобы не попасть в неудобное положение.

    Соблюдайте ритуалы на входе

    Прежде чем зайти в синагогу, выключите мобильный телефон. Затем омойте руки из специальной раковины с ковшом, расположенной у входа, – сначала правую руку, затем левую. Входя в синагогу, помните, что в традиционных храмах мужчины и женщины молятся раздельно и попадают внутрь тоже через разные входы. Мужчинам полагается находиться в центральной части синагоги, в молитвенном зале, женщинам – на втором этаже, на балконе или в галерее, с которых хорошо виден ковчег. Эти балконы часто отгорожены прозрачной занавеской, которую ни в коем случае не надо поднимать.

    В праздники ограничения на передвижения в синагоге отменяются, и мужчины могут заходить на женские балконы и галереи, а женщины – спускаться в молитвенный зал.

    Находясь в синагоге, старайтесь исключить все тактильные контакты с вашими попутчиками противоположного пола.

    На территории синагоги мужчине позволительно дотрагиваться до женщины, только если она является его ближайшей родственницей.

    Во время молитвы постарайтесь не разговаривать

    Некоторые молитвы читаются только священнослужителем. Если вы неопытный посетитель синагоги, вы можете не знать, когда именно следует помолчать. Кроме того, у иудеев есть правило, по которому женщинам категорически запрещается петь соло перед мужчиной, даже молитву.

    Иудеи молятся стоя и сидя, поэтому справа и слева от алтаря установлены скамьи, на которые можно присесть, если возникнет такая потребность.

    Но обычно эти скамьи заняты пожилыми людьми, которым позволительно не вставать во время молитвы.

    Синагога также служит местом проведения религиозных праздненств

    Когда отмечают бар-мицву (переход во взрослую жизнь, мальчики достигают религиозного совершеннолетия в 13 лет, а девочки в 12), в синагоге устраивается шумное празднование, и женщины кидают с галерей в зал конфеты и сладости. Дети, девочки до 12 лет и мальчики до 13, не обязаны молиться как взрослые, обычно они, нарядно одетые, играют на улице.

    Для некоторых частей молитвы необходим миньян

    Это собрание десяти взрослых мужчин-евреев.

    При необходимости они могут выйти на улицу и попросить прохожего зайти помолиться вместе с ними. Не смущайтесь, если к вам обратятся с подобной просьбой, а иногда просто с вопросом: «Вы – еврей?», но и не соглашайтесь, если оказались возле синагоги случайно или в качестве туриста, чтобы не вводить собравшихся в заблуждение.

    В Петербурге существует несколько синагог, наиболее интенсивно из которых действует Большая хоральная синагога на Лермонтовском проспекте. Она включает в себя малую хоральную синагогу, где собирается хасидская община, а также помещение грузинского миньяна. Отличие грузинского миньяна от хасидского или какого-либо иного состоит разве что в превалировании этнического коэффициента в заявленном названии. Миньяном можно назвать молитвенную единицу в десять человек, наличие которой легитиматизирует службу, либо молитву. Летом, когда город пустеет, может наблюдаться такое явление, как роспуск миньяна и закрытие синагоги. Оставшиеся члены общины посещают другой миньян, без всякого ущерба целостности своим религиозным представлениям, поскольку в иудаизме вместе могут молиться представители нескольких течений иудаизма: от ортодоксального до реформистского.

    Иудаизм не имеет геометрически оформленного коммуникативного пространства. Сакральное пространство задается любыми стенами и общиной, молитвенным кворумом, (в виде означенных десяти человек). В архитектурном контексте здание синагоги не выделяется как эстетическая доминанта. Даже в Иерусалиме синагоги ничем не отличаются от обыкновенных домов и опознаются только благодаря вывеске. Отсутствие императива на эстетическое воздействие объясняется историческими условиями бытования иудаизма в течение последних двух тысячелетий. Отсутствие государственности не привело к созданию строгой иерархии. Отличительной чертой современного иудаизма можно назвать особую плюралистичность религиозной идеологии, избегающей авторитарной институализации какого-либо одного мнения.

    Традиционно синагога посещается по субботам и религиозным праздникам. Счет времени ведется по восточной традиции, т.е. с вечера, поэтому суббота начинается с вечера пятницы. Общепринято это время проводить в покое, т.е. не выполняя никакой работы, связанной с потенциально производственными действиями. В этом отношении иудаизм следует древним нормам, кодифицированным в Талмуде, а еще раньше - в Библии. Изменяющаяся повседневная реальность не приводит к смягчению запретов, связанных с использованием автомобиля или общественного транспорта. Прогресс идет лишь в технологическом направлении. Дома религиозных евреев оборудуются специальными датчиками, включающими и выключающими свет, кухонную плиту и т.п. Лифты в субботу переключаются на режим «субботнего дня», т.е. с остановками на каждом этаже.

    Для Петербурга, где на весь город существует всего несколько синагог, проблема посещения молитвенного собрания в субботу не актуальна, хотя и сказывается на посещаемости. Как правило, в синагогу ходят либо близживущие, либо решающиеся нарушить запрет на «работу» в день покоя, поскольку пользование общественным транспортом предполагает работу другого, пусть и нееврея, и в то же время - пользование деньгами, которые в субботу брать в руки или иметь в карманах нельзя. В советское время люди выходили из положения, пользуясь автобусными карточками, которые деньгами не являлись. Сам визит в синагогу подразумевает пешее к ней приближение (длинной пути не более километра), без поклажи в руках. Ключи от дома, как подразумевается ортодоксальными нормами, тоже нельзя класть в карман или нести в руках. Выходом из положения является особое приспособление из шнурков, к которым поверх одежды привешивается ключ. Строгость ритуала не является обязательной для выполнения. Как правило, на службу прибывают каждый возможным для него способом. Участие в ритуале подразумевает не пассивное выслушивание (или выстаивание) текста, а непосредственное его чтения. Для этих целей раздаются специальные молитвословы, которыми пользуется данная община. Многие члены общины хранят свои молитвословы прямо в синагоге. Во время службы можно молится и по молитвослову, отличающемуся от общепринятого. Вся суть состоит лишь в том, чтобы вовремя вступать в общезначимые моменты богослужения, такие как чтения молитв «Шма» и «Амида». Чтение производится вслух и нараспев кантором, который ведет богослужение. Его функция состоит лишь в озвучивании молитв и слежении за тем, чтобы каждый раздел службы начинался сообща.

    Поведение и ритуальные жесты не регламентированы. Каждый занимает удобное для себя место. Поскольку в синагоге нет сакрального пространства и сакрального центра в строгом смысле этого слова (если не считать таковыми арон кодеш для хранения свитка Торы и биму - специальное возвышение для чтения священного текста), то молящиеся регламентированы только лишь в направлении молитвы - в сторону Иерусалима (в самом Иерусалиме - это, разумеется, Стена Плача). Молящийся может стоять, прислонившись к стене, опершись на спинки сидений, расхаживать с молитвословом по залу, здороваться со знакомыми, переговариваться. На задних рядах можно видеть евреев, которые в момент службы заняты разговором по мобильному телефону (что запрещено в субботу как работа) или веселым комментированием происходящего. На втором этаже, предназначенном для женщин, собираются любопытствующие обоих полов, которые не стесняются в проявлении критический замечаний в адрес молящихся. Это не кажется странным, поскольку доминантой религиозного сознания иудея является предельно трансцендированный Бог, в то время как в христианстве таковой доминантой служит ритуал, полицентричный во временной и пространственной реализации. На степень религиозного усердия в синагоге никто не обращает внимания, отчего действия молящихся кажутся беспорядочными и произвольными. Слуховое впечатление от католического храма, православной церкви и синагоги сопоставляется как отношение между тишиной, речью (пением) и шепотом, поскольку в синагоге молящийся сам решает, с какой фонетической интенсивностью ему произносить текст молитв. Т.о. позиционирование своей религиозности осуществляется не коллективно, а произвольно, в рамках приличия.

    Эта нестройность службы объясняется отсутствием установки на эмоциональное единение. Собственно, традиционное разделение синагоги на женскую и мужскую часть не создает предпосылок для такого единения, поскольку эмоциональная и религиозная активность женщин ограничена их удаленностью от происходящего.

    По причине эстетической невыразительности богослужения течение службы редко нарушается назойливым внимание иностранцев и других любопытствующих.

    Кроме религиозной функции синагога является к тому же этническим и культурным центром. При Петербургской синагоге работает магазин кошерных продуктов, действуют различные образовательные программы, декларируется религиозно и этнически значимая информация (например, о возможности репатриации в Израиль).

    Коммуникационно община открыта всякому посетителю. Взаимодействие с посетителями происходит через служащих синагоги - сторожей и смотрителей, не являющихся ни евреями, ни иудеями. Поэтому посетители не подвергаются катехизаторскому гнету, как это часто бывает в христианских церквях. В иудаизме религиозные ценности переживаются скорее этически и интеллектуально, нежели психологически и эмоционально, поэтому посещение синагоги в праздничные дни не несет функции религиозной интеграции или религиозной социализации. На вопрос одного прихожанина, можно ли в субботу пользоваться машиной, раввин ответил уклончиво: «Пользоваться автомобилем в субботу нельзя. Лучше оставайтесь дома. Но если вы намерены свой вынужденный досуг посвятить друзьям или развлечениям, то лучше садитесь в машину и езжайте в синагогу». Т.о. посещение синагоги подразумевается как мера дисциплинарного воздействия.

    Каждый, кто пришел в синагогу - желанный гость. Не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан, если не знаете, как поступить в том или ином случае. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

    Одежда

    Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме, плавках или рабочей одежде сантехника.

    Женщины

    По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По , руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше прийти в юбке или в платье.

    Мужчины

    Мужчинам находиться в синагоге . Чаще всего на голову одевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову по еврейской традиции следует не только в синагоге: это знак признания власти Б-га, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.

    Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

    Мезуза

    Переступая порог синагоги, нужно дотронуться до укрепленной на дверном косяке - футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Но в некоторых синагогах мезузы может не быть, поскольку обязанность устанавливать мезузу распространяется прежде всего на частные жилые помещения, а синагога таковым не является.

    Поведение

    Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п. Не стоит брать с собой на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся. Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговаривать о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.

    По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться.

    Где взять молитвенник (Сидур)

    Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.

    Если Вы опоздали на молитву

    Как и любое опоздание, опоздание на молитву не приветствуется. Но если Вы все же опоздали на начало молитвы, это не значит, что в молитвенный зал зайти нельзя. Заходите не стесняясь, вас никто не осудит. Нужно взять молитвенник и попросить, чтобы вам показали, где сейчас читают. Если вам по какой-то причине необходимо уйти раньше, чем закончится молитва, можно выйти из молитвенного зала, не привлекая к себе большого внимания.

    Переступила порог синагоги. Что дальше?
    1

    Здравствуйте!

    Я являюсь еврейкой по Галахе, но не хожу в синагогу. Какие правила в синагоге, кроме – платка, закрывающего волосы, соответствующей одежды.

    Юлия
    Украина

    В синагогу люди приходят, главным образом, на молитвы. Такие общественные службы проходят ежедневно, три раза в день: утром (молитва шахарит ), днем (послеполуденная, а чаще всего - предвечерняя молитва минха ) и вечером (аравит или маарив - эту молитву читают после выхода звезд).

    Поэтому Вам, перед тем, как пойти в синагогу, прежде всего, надо найти Сидур (молитвенник) с русским переводом, где даны тексты еврейских молитв и обозначен порядок их прочтения. И, пусть для начала - бегло, ознакомиться с его содержанием. Чтобы понимать, что происходит в синагоге.

    Сидуры, как правило, есть в большинстве синагог. Но ведь Вы, придя на молитву впервые, не будете знать, где они лежат. Поэтому я и советую запастись Сидуром заранее - чтобы поисками не помешать молящимся.

    Для первого раза лучше всего прийти в синагогу в шаббат , на утреннюю молитву (шахарит ). В разных синагогах время субботнего шахарита назначают по-разному: как правило - от семи до девяти часов утра. Но это необходимо уточнить еще до шаббата - в фойе синагоги обычно вывешивается расписание молитв. Продолжительность утренней субботней молитвы - в среднем от двух до трех часов.

    Итак, субботним утром Вы «переступаете порог» синагоги. И Вам следует знать, что мужчины и женщины молятся отдельно. Поэтому, в первую очередь, надо сориентироваться, где находится женский зал (или специально выгороженное для женщин пространство в общем молельном зале).

    Войдя в молитвенное помещение, сядьте рядом с другими женщинами и внимательно присмотритесь, как ведут себя окружающие. И постарайтесь вести себя так же. Попробуйте присоединиться к общей молитве. Но не ставьте перед собой непосильные задачи. И не смущайтесь, если Вам не удастся прочесть вместе со всеми хотя бы короткий отрывок - чтение молитв требует серьезной подготовки и тренировок.

    Вначале Вам вовсе не обязательно присутствовать в синагоге на всей молитве, до самого конца. Главное - чтобы Вы ощущали себя комфортно. Если, скажем, через 15-20 минут Вы почувствуете, что утомились, встаньте и тихо, так, чтобы никому не помешать, покиньте синагогу. В этом не будет ничего предосудительного.

    Теперь - немного о внешнем виде, подходящем для синагоги.

    Надеть нужно, как Вы и сами понимаете, скромную, не яркую, но достаточно нарядную (для шаббата ) одежду (см. на сайте, к примеру, ответ «О женской одежде» ). Если Вы - не замужем, головной убор, в том числе - и платок, надевать в синагогу не нужно. Ибо голову покрывают только замужние еврейские женщины - и дома, и на улице, и в синагоге (см. на сайте, к примеру, ответы