• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Лето, как известно – это маленькая жизнь, а пленэр для художника – маленькое арт-путешествие. Даже если выбираться в ближайший сквер. А уж если устроить себе дальнюю поездку, да еще и в хорошей компании единомышленников! Живое влияние природы и новый опыт могут стать мощным толчком в творчестве. Часто такие поездки остаются как бесценные воспоминания на всю жизнь. И сегодня такая возможность есть у всех.

    Кстати говоря, великие художники прошлого тоже проводили много времени на пленэрах. И каких только случаев, связанных с ними, не хранит история!

    Например, Клод Моне, обладавший инженерной жилкой, оборудовал себе передвижную студию на лодке. Благодаря этому он мог плавать вдоль по Сене, вставать на якорь в понравившихся местах и писать оба берега реки одновременно.

    А его старший товарищ Камиль Коро не столько ценил место для живописи на открытом воздухе, сколько время. Великий французский пейзажист считал самым лучшим временем для пленэра раннее утро, когда поляны, ручьи и перелески окутаны таинственным очарованием. Правда, чтобы застать этот эффект просыпающейся природы, мастер вынужден был выходить из дома в 3-4 часа утра. Современники шутили, что оценить и понять Коро не так просто — чтобы сравнить его картины с натурой, приходится слишком рано вставать.

    Кто не имел проблем с выбором мест для художественных экспедиций, так это русский пейзажист Шишкин. Его творчество очень ценил император Александр II и приглашал художника писать свои картины в знаменитый царский Беловежский лес. Правда, такая монаршая милость вышла мастеру боком. Хотя Ивана Ивановича и принимали как важную особу, управляющий Беловежской Пущей везде следовал за ним и просил убирать с этюдов изображения засохших деревьев. Чиновник опасался обвинений в плохом управлении лесом.

    В самую, пожалуй, сложную ситуацию попал в свое время Огюст Ренуар. Произошло это в 1870, как раз в год Парижской коммуны. Далекий от политики художник выбрался на пленэр в местечко между Парижем и Версалем, в те места, которые находились между двумя враждующими лагерями. Солдаты-коммунары, глядя на работу Ренуара в стиле импрессионизма, посчитали, что тот вообще не умеет рисовать. И сочли его шпионом от вражеской стороны, который под прикрытием мольберта снимает карту местности. Только заступничество знакомого офицера спасло мастера от ареста за шпионаж.

    Когда художник встречается со зрителями на пленэре, это может нести не только проблемы, но и потенциальную прибыль. Однажды к Полю Сезанну, работавшему на природе, подъехали два всадника. Это были бароны Кошены, отец и сын — знаменитые любители живописи и коллекционеры того времени. Знакомство с ними сулило Сезанну много преимуществ. К сожалению, не разобравшись в том, кто перед ним, неуживчивый мастер прогнал непрошенных зрителей. В дальнейшем им пришлось заново искать общий язык.

    Совсем скоро грядет онлайн курс пленэрной живописи, в котором сошлись все плюсы летней художественной практики. Очарование пейзажей, опытный педагог, обратная связь и душевная компания – все, что нужно для приятного процесса и хорошего результата.

    Пленэр: от А до вашей картины на природе. Онлайн-курс

    С опытным наставником даже новички могут прочувствовать все волшебство и вдохновение пленэрной живописи. Cенсационный онлайн курс, после (и уже во время) прохождения которого вы сможете самостоятельно рисовать на пленэре. Мы дадим вам возможность самим рисовать состояния природы там, где вам этого хочется и именно те, которые вдохновляют вас. Вы будете уметь рисовать небо в разных его состояниях, облака, солнечный свет, городские виды, реки, листву. Применяя опыт и знания, полученные на курсе, вы просто и легко сможете взять нужные материалы и отправиться в свое арт-путешествие.

    фр. plein air, букв. – открытый воздух) – 1) paбота художника с натуры непосредственно под открытым небом, с учетом воздушных и световых явлений; 2)живопись на открытом воздухе (вне мастерской), связанная с изучением пленэрных эффектов. Термин обычно употребляется по отношению ко всякому изображению на открытом воздухе.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ПЛЕНЭР

    франц. plein air – открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской. В сер. 19 в. на открытом воздухе работали мастера барбизонской школы и К. Коро.

    По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создает серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник пишет этюды-картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.

    В России во второй пол. 19 – нач. 20 в. работали на пленэре В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь и многие др. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный темный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отраженного света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.

    В этой статье про пленэрное фото я постараюсь разрушить некоторые мифы, связанные с техникой съемки на открытом воздухе. Я дам определение понятию «пленэр». Затем мы раз и навсегда разберемся в верном написании этого слова. Вы узнаете о том, как выбрать время, место и предпочтительный ракурс. И стоит ли «париться» по поводу погоды?

    Пленер или пленэр?

    Какая же погода будет наиболее «правильной» для работы на пленэре? Наверное, лучше всего было бы фотографировать при небольшой облачности с проблесками солнца - не чрезмерно ярко, но и не пасмурно. В таких условиях мы получим достаточно контрастные и яркие фотографии. Однако я бы не стал так категорично утверждать, что нельзя сделать качественные и при ярком солнечном свете или в пасмурный день. Многое в этом случае зависит от места съемки и используемого дополнительного оборудования.

    Пленэр фото. Когда снимать?

    Разумеется, я согласен, что ранним утром и вечером до заката солнца - наиболее удачные условия для съемки , да и пейзажа тоже. Но не стоит так полагаться на конкретное время суток, потому что на разных широтах, в различных городах все меняется. Такие вещи, как время съемки весьма субъективны, а погода переменчива. Да и не всякий клиент готов встать в пять-шесть утра «ради искусства». Более того, я сам не готов. 🙂

    В среде начинающих любителей фотографии бытует мнение, что съемка против солнца неправильна, ошибочна и т.д. Я возьму на себя смелость разрушить и этот миф. К вашему сведению, многие фотографы в яркий солнечный день предпочтут именно этот ракурс. И тому есть две причины.

    Во-первых, снимать против солнца - это лучше, чем вставлять спички в глаза модели, которая будет щуриться от ослепительных лучей. Тени на лице и одежде будут чрезвычайно глубокими. Ситуацию можно постараться исправить в фотошопе , но… это не наш метод. 🙂

    Следующее преимущество съемки против солнца - получение контрового света , выгодно отделяющего модель от окружающего фона. Такая фотография смотрится более профессионально. Используя в придачу или отражатель, достигаются потрясающие результаты.

    Пленэр Пленэр

    (франц. plein air, буквально - открытый воздух), термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика. Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников XVII в. Однако по существу принципы пленэра получили распространение в первой половине XIX в. (Дж. Констебл в Великобритании, А. А. Иванов в России). В середине XIX в. приверженцами пленэра выступают мастера барбизонской школы, а также К. Коро. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во второй половине XIX в. (именно тогда термин "пленэр" начинает широко употребляться) в творчестве мастеров импрессионизма - К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара и др., а также в русской пейзажной живописи второй половины XIX - начала XX вв. (В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь). Литература: О. А. Лясковская, Пленэр в русской живописи XIX в., М., 1966.

    (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

    Пленэ́р

    (франц. plein air – открытый воздух), живопись, создаваемая на природе, под открытым небом. Только работая на пленэре, можно живо и полно передать особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в нач. 19 в. английский художник Д. Констебл писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но картины писались в мастерской. В сер. 19 в. на открытом воздухе работали мастера барбизонской школы и К. Коро .

    По-настоящему открыли пленэрную живопись французские импрессионисты (К. Моне , К. Писсарро , А. Сислей и др.). В 1891 г. К. Моне вступает на пленэре в соревнование с природой. Он создаёт серию «Тополя» на берегу реки Эпт, работая одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть оттенки цвета и освещения, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник пишет этюды-картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.


    В России во второй пол. 19 – нач. 20 в. работали на пленэре В. А. Серов , В. Д. Поленов , И. И. Левитан, К. А. Коровин , И. Э. Грабарь и многие др. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от зимнего сна. На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник увидел и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой скучный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы (цветные отсветы) отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
    С кон. 19 в. и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. Многие художники-пейзажисты по-прежнему создают свои произведения на пленэре.

    (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


    Синонимы :

    Смотреть что такое "Пленэр" в других словарях:

      - [фр. plein air вольный воздух] иск. живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской), стремящаяся к передаче естественного освещения. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. пленэр (фр. plein air вольный воздух)… … Словарь иностранных слов русского языка

      Пленер, пленэризм, живопись Словарь русских синонимов. пленэр сущ., кол во синонимов: 3 живопись (41) плене … Словарь синонимов

      - (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Современная энциклопедия

      - (франц. plein air букв. открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы … Большой Энциклопедический словарь

      ПЛЕНЭР, а, муж. (спец.). 1. Воспроизведение в живописи естественного освещения и воздушной среды. 2. Естественная обстановка вне помещения, в которой работает художник. Акварелист отправился на п. Сцена на пленэре. | прил. пленэрный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

      - «ПЛЕНЭР», Казахстан, КАЗГИТИК, 1998, 38 мин. Художник выезжает на «натуру». Хочет сосредоточиться. Но его постоянно преследует Некто. Режиссер: Серик Утепбергенов. Автор сценария: Серик Утепбергенов … Энциклопедия кино

      - (фр. plein air, букв. – открытый воздух) – в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленное солнечным светом и атмосферой. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

      Пленэр - (французское plein air, буквально открытый воздух), в живописи воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      - «Клод Моне на опушке леса», Джон Сингер Сарджент Пленэр (от фр. en plein air «на открытом воздухе … Википедия

      - (франц. plein air, буквально открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате … Большая советская энциклопедия

    Книги

    • Пленэр. Учебно-методическое пособие , Ермаков Г. И. , Пособие рассчитано на студентов, обучающихся по специальности 050100 педагогического образования "Изобразительное искусство", в нём изложены полезные сведения о живописи на пленэре. Для чего… Категория: Обучение искусству рисования Издатель: Прометей ,
    • Пленэр: практикум по изобразительному искусству (+CD) , Кадыйрова Ляйсан Хабибулхаковна , Учебное пособие знакомит со спецификой работы графическими и живописными материалами на пленэре (открытом воздухе) во время проведения практики по изобразительному искусству. Раскрываются… Категория:

    Де Буалье

    Рисование с натуры – это всегда профессиональный творческий тренинг. В ходе этого тренинга активно развиваются наши глаза, мозг и рука. Глазами мы тренируем процесс восприятия. Мозг отвечает за процесс абстрагирования и визуального мышления – рисуя с натуры, мы способствуем его развитию в этой области. Рука же в этот момент развивает навык работы с материалом, учится более качественно и технично совершать изображение на картинной плоскости. Поэтому безусловен тот факт, что рисование природы с натуры резко повышает уровень творческого мастерства. В этой статье я хочу рассказать о том, чем полезны пленэры для художников, о выборе сюжета и основных технических приемах натурных зарисовок. Своими маленькими хитростями, позволяющими сделать живопись на открытом воздухе приятней и комфортней, я делюсь в другой своей статье:

    Польза пленэрной практики

    Рисование с натуры – это всегда профессиональный творческий тренинг. В этом процессе активно развиваются многие навыки, необходимые для художественной деятельности. Занятия на пленэре эффективно способствуют постановке глаза и руки, развивают визуальное мышление и образную память. О пользе рисования с натуры можно говорить бесконечно – обогащаются художественные знания, совершенствуется процесс работы с материалом, чувство цвета выходит на новый уровень. На пленэре художник не бездумно копирует увиденное, а осуществляет активную исследовательскую деятельность, внимательно изучает окружающий мир, подмечая самые тонкие изменения в нем. Благодаря этой практике происходит абсолютно новое видение цвета, форм, всего пространства вокруг. Перед взором открывается многообразие оттенков, и вот в привычном зеленом уже обнаруживается красный, фиолетовый, голубой… Задачей художника является грамотно рассказать об этом в своем произведении, изображая увиденное таким, какое оно было в данный момент.


    Но среди этой бесценной практической пользы незримо существует ещё одна важная составляющая пленэрной практики – это тесный контакт с миром живой природы, который духовно обогащает человека. Такой диалог всегда оставляет внутри особенно вдохновенный отпечаток, являясь источником творческий сил. Рисуя на пленэре, необходимо перенести в этюд состояние природы, царившее в это время. Фотография может частично передать нужные цвета, воздушную перспективу, но что-то живое, чем был наполнен этот миг, будет отсутствовать. Рисуя по фотографии, нельзя полноценно ощутить настроение, дыхание момента, игру света и тени, движение жизни того самого запечатленного времени. Именно поэтому очень часто пленэрные этюды получаются особенно живые, с характером переданной атмосферы.


    Я очень люблю пленэрную практику именно за то, что ты видишь пейзаж не только глазами. Ты слышишь шёпот листьев и шум воды, чувствуешь ещё что-то незримое, окутывающее все вокруг. И эти ощущения переносятся через кисть и краски на холст или бумагу.

    Этюды

    Одна из главных задач этюдов - передача состояния, концентрация первого впечатления от натуры. Ограничение времени определяет специфику этюда. Необходимо создать художественный образ, сформировать представление о натуре, используя минимум изобразительных и композиционных средств, не вдаваясь в излишнюю подробность, а направляя вектор внимания на главное. Этюды являются очень полезным упражнением. При их выполнении у художника активно формируется навык запоминания, воспроизведения цветового образа и развитие кратковременной зрительной памяти. Умение передавать цветовой образ-состояние очень важно для эмоциональной выразительности картины. Именно систематическое выполнение этюдов позволяет верно находить и передавать через краски колористический образ натуры.


    Выбор сюжета

    В качестве натуры для этюдов может быть использовано что угодно из всего многообразия окружающего мира: пейзажные мотивы, городские улицы, натюрморты на открытом воздухе и много другое. Самое главное, чтобы выбранный мотив откликался именно вам, не оставлял равнодушным, цепляя какой-то своей особенностью, которая для других на первый взгляд возможно не очевидна. Когда у вас при взгляде на натуру горят глаза и рукам не терпится взяться за краски – выбор сделан правильно. Необходимо лишь найти оптимальную точку зрения на выбранный сюжет, которая бы помогла увидеть самое главное и характерное в натуре. Верно подобранный формат, так же поможет вам подчеркнуть особенность мотива. Для кратковременных этюдов лучше выбирать простые сюжеты с небольшим количеством входящих в них объектов. Это поможет вам избежать ухода в излишнюю детализацию, которая не всегда положительно влияет на цельность этюда. Если ваша пленэрная практика еще не богата, то не следует сразу приниматься за городские панорамы, а лучше начать с простых природных мотивов. Даже отношения неба и чистого поля, уходящего до горизонта, могут быть крайне интересными, особенно для решения колористических задач. Такие сюжеты будут идеальными для выполнения кратковременных этюдов. Они помогут нарастить опыт и уверенность, необходимые для выполнения более сложных задач.


    Техника выполнения и живописные приемы

    Любой художественный материал может быть использован на пленэре - здесь нет ограничений. Самое главное, чтобы выбранный материал был вам хорошо знаком, потому что в полевых условиях не будет возможности детально изучать свойства и поведение материала. После выбора сюжета необходимо внимательно проанализировать цветовые и тональные отношения всех составляющих в нем. В ходе работы необходимо постоянно сравнивать результат по цветы и тону с натурой. Чтобы вернее уловить разницу в тоне, нужно чаще прищуриваться, глядя на натуру, затем на работу. Сравнивая цвета, нужно постоянно задавать себе вопросы о том, какой цвет холоднее, какой теплее и на сколько, какие оттенки присутствуют еще в этом цвете? Такой постоянный сравнительный анализ поможет вам создать нужную атмосферу на картине, правильно передать настроение окружающей среды. Каждому состоянию природы характерны свои цветовые и тональные отношения – если они найдены верно, то этюд будет передавать нужное состояние. Например, утреннее солнце будет освещать предметы розово-желтым оттенком, превращая тени в сине-лиловые.


    Ход работы над этюдом необходимо выстраивать по принципу «от общего к частному». То есть сперва решаются основные массы, работа ведется крупными пятнами, используются широкие кисти. И лишь в конце уделяется время более детальной проработке. Долгое время на пленэре у меня была такая проблема, как «копание в деталях» - не успев проложить общие массы, я старательно вырисовывала травинки, удивляясь, почему за три часа я не успела сделать этюд. Эта проблема решилась тем, что на первом этапе я стала брать только крупные кисти, постоянно напоминая себе о том, что первостепенно. Детали же оставляю напоследок, отдавая им роль акцентов, обогащающих картину. Не нужно путать этюд и длительную, многосеансовую работу в мастерской, стараясь проработать этюд до степени совершенства, или абсолютно не нужной фотографической точности. Выполнение этюдов имеет свои задачи и логику. Главное здесь – передача впечатления, цветовой гаммы, настроения, которое пронизывало окружающий мир в данный момент. Каким именно техническим приемом выполнять этюд может подсказать вам сама натура при внимательном её изучении. Зачастую она может диктовать способ наложения краски, характер мазков - будет это гладкая заливка или густые мазки, оставляющие фактуру кисти, вы поймете, уловив характер того, что перед глазами. Очень живым и интересным выглядит этюд, в котором скомбинированы разные приемы письма, поэтому я советую в рамках одной работы экспериментировать, делая красочный слой разнообразным по фактуре и технике наложения краски. Для исполнения этой задачи вам также помогут разнообразные по форме и ворсу кисти, каждая из которых будет оставлять свой характерный след. Не пренебрегайте такими инструментами как тряпочки и пальцы, они могут создавать потрясающие эффекты, если вы работаете маслом или пастелью. Все эти технические моменты должны быть для вас помощниками в создании художественного образа.


    Воспоминания, которые я увожу с собой с пленэра, спрятаны в мазках краски. Так они не исчезнут, не растворятся в глубине памяти. Рисуя, художник не механически переносит увиденное на холст или лист, а незримо соединяется с сюжетом, запоминая каждую подробность, на мгновение становясь тем самым, что вокруг него - то бурным течением реки, то трепещущим голубым небом или душистой былинкой. Проходит время, но увиденное и запечатлённое легко возникает перед внутренним взором во всех мельчайших подробностях. Можно даже вновь почувствовать восточный ветер и жужжание шмеля. Рисуйте то, на что радостно, волнующе, небезразлично откликается в сердце! Ведь настроение сюжета незримо останется у вас внутри.