• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Изучая этот раздел, мы будем учиться:

    • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
    • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и кулыуры,
    • находить на карте страны - соседи России и их столицы;
    • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
    • приводить примеры достопримечательностей разных стран; ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
    • использовать различные справочные издания детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

    Золотое кольцо России

    Узнаем, что такое Золотое кольцо России, какие города в него входят. Научимся находить их на карте, приводить примеры достопримечательностей этих городов.

    Вспомни, в каких городах России мы побывали в прошлом учебном году.

    • Рассмотри карту. Предложи маршрут путешествия. Если тебе приходилось бывать в городах, отмеченных на карте, расскажи о своих впечатлениях.

    Незабываемое путешествие

    Золотое кольцо России - это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам. Наше знакомство с ними рассчитано на три урока. Вы можете выбрать разные формы работы: коллективную, индивидуальную, работу в парах, в группах. Принесите в класс свои фотографии, сувениры из разных городов. Для поиска информации используйте на уроках дополнительную литературу.

    Первый город Золотого кольца - Сергиев Посад. Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России.

    Из Сергиева Посада мы едем в Переславль-Залесский - город, который, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранились старинные церкви и другие памятники архитектуры.

    Затем наш путь лежит в Ростов. Этот город - один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города - Ростовский кремль. За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Ростовские звоны записаны на аудиокассеты, лазерные диски и известны во всём мире. В Ростове мы обязательно полюбуемся знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью - броши, серьги, браслеты. Их делают здесь уже несколько столетий.

    Иногда в Золотое кольцо включают и город Углич. Он стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом».

    В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция - одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе есть часовой завод, где делают красивые и точные часы.

    Из Углича мы отправимся в Ярославль - самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

    Следующий город на Волге, в котором мы остановимся,- Кострома.

    На плане города видно, что улицы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия - Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды...

    Многие, путешествуя по Золотому кольцу, посещают также и прекрасный город на Волге - Плёс. Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

    Плёс - это город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плёс русский художник Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900). Сейчас в городе открыт музей И. И. Левитана.

    А теперь мы в городе Иваново. Особенно интересен исторический центр города. Здесь сохранились бывшие купеческие дома, которым более 100 лет. С давних пор в городе работают текстильные фабрики, на которых производят красивые ткани. Поэтому Иваново часто называют «текстильной столицей России», «ситцевым краем». Одно из любимых мест отдыха жителей Иваново - площадь в центре города, которая носит имя А. С. Пушкина. Площадь украшена фонтаном.

    Следующий пункт нашего маршрута - Суздаль - всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля - как будто перенёсся в далёкое прошлое.

    В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева - церкви, избы, мельница и др.

    От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Его основал князь Владимир Мономах (отсюда название города). Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (это приток уже известной нам реки Оки). Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдём по улицам Владимира. Вот перед нами замечательный памятник старины - Золотые ворота.

    Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным на Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

    А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

    Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

    Обсудим

    1. Объясните название «Золотое кольцо России».
    2. Обоснуйте необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.
    3. Какой город Золотого кольца вам особенно понравился? Почему?

    Проверь себя

    1. Перечисли города Золотого кольца. (Если затрудняешься, посмотри ещё раз карту в учебнике.)
    2. Приведи примеры достопримечательностей разных городов Золотого кольца.
    3. Опиши некоторые достопримечательности по фотографиям в учебнике.
    4. Узнай достопримечательности и города на этой схеме.

    Задания для домашней работы

    1. На «Страничках для самопроверки» (5) найди вопросы о городах Золотого кольца. Постарайся ответить на них. Если потребуется, загляни ещё раз в текст учебника.
    2. Придумай вопросы для викторины о городах Золотого кольца.
    3. С помощью энциклопедии, Интернета подготовь сообщение о любом из городов Золотого кольца.
    4. С помощью фотографий в учебнике попробуй вылепить из пластилина макет Золотых ворот во Владимире или других достопримечательностей Золотого кольца.

    На следующем уроке

    Узнаем, какие страны являются нашими ближайшими соседями. Научимся находить и показывать на карте эти страны и их столицы.

    Вспомни, что такое политическая карта. С какими странами мира мы познакомились во 2 классе? Чем они тебе запомнились?

    Наши проекты

    «Музей путешествий»

    Один из самых увлекательных способов познания мира - путешествия. Хороши воображаемые путешествия, в которые мы отправляемся на уроках! Но ещё лучше путешествия настоящие - по родному краю, родной стране, по разным странам мира.

    В одной из московских школ ребята не только много путешествуют вместе со своими учителями, но и создают свой собственный «Музей путешествий». Руководят этой работой талантливые учителя Ольга Борисовна Кирпичёва, Мария Александровна Ионова, Мария Николаевна Артюшкина, Светлана Владимировна Тикунова (на фотографии - слева направо). Им помогают родители школьников, которые и сами принимают участие во многих поездках.

    Где только не побывали дети! Например, после уроков-путешествий по Золотому кольцу они отправились в настоящее путешествие. Ребята испытали огромную радость, увидев своими глазами то, что запомнили по фотографиям в учебнике, о чём читали и говорили на уроках. Ученики этой школы были в Приокско-Террасном заповеднике, в городе Великий Устюг в гостях у Деда Мороза, в старинном подмосковном городе Зарайске, который славится своим великолепным кремлём. Немало совершили ребята и заграничных путешествий.

    После каждой поездки дети пополняют свой «Музей путешествий» фотографиями, сувенирами, сочинениями о своих впечатлениях. Каждый экспонат в музее снабжён этикеткой: кем привезён, когда и откуда, как называется, чем интересен. (Это очень важно! В настоящем музее по-другому не бывает.) В одном из классов школы уже несколько больших шкафов с экспонатами «Музея путешествий»!

    • Создайте и вы подобный музей. Пополняйте его экспонаты после коллективных поездок, а так-же по возможности и после ваших семейных путешествий.

    «Музей путешествий» послужит не только вашему классу. Он поможет познавать мир ребятам, которые придут учиться после вас. Их, как и вас, он научит ценить разнообразие и красоту окружающего мира. Их, как и вас, он позовёт в дорогу - к новым чудесным впечатлениям.

    1. С помощью карты учебника подпиши города Золотого кольца.

    Выпиши названия тех городов, в которых тебе довелось побывать.

    Владимир. Суздаль. Иваново. Ярославль

    2. С помощью текста и иллюстраций учебника впиши в таблицу 1 - 2 достопримечательности каждого города

    Если тебе известны другие, не названные в учебнике достопримечательности этих городов, можешь тоже вписать их в таблицу.

    3. Представь себя экскурсоводом. С помощью плана одного из городов проведи для одноклассников воображаемую экскурсию. Покажи им те достопримечательности, о которых ты что-то знаешь. Расскажи о них.

    Парк имени Пушкина, памятник князю Владимиру и Святителю Федору и смотровая площадка в городе Владимир

    Посещение города Владимир не будет полным, если не заглянуть в парк имени Пушкина, не посетить памятник князю Владимиру и не посмотреть на город со специально устроенной смотровой площадки.

    Парк имени А.С. Пушкина расположен в самой древней части города, среди множества исторических памятников. Сам парк не большой, но очень уютный: мягкие зелёные газоны, изящная решетчатая ограда, элегантные фонари, берёзы, выложенные плитнок дорожки и удобные скамейки. Не случайно этот парк стал одним из любимых мест отдыха горожан.

    Яркой доминантой парка стал памятник князю Владимиру и Святителю Федору. Памятник был создан скульптором Сергеем Михайловичем Исаковым и открыт в 2007 году. Он изображает конную скульптуру князя Владимира в руках у которого знамя с изображением Христа. Рядом же с Владимиров изображен Святитель Федор, который, по легенде, принёс христианскую веру на северо-восточную Русь.

    Прямо рядом с памятником находится смотровая площадка с которой открывается прекрасный вид на самую древнюю часть города и на реку Клязьма.

    Богоявленская площадь, памятник Ярославу мудрому и Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

    Богоявленская площадь — это одна из самых старых площадей Ярославля. Образ её начал формироваться ещё в XII веке. Здесь расположена церковь Богоявления, Спасо-Преображенский монастырь и дома богатых горожан, живших в Ярославле ещё в позапрошлом веке.

    В центре Богоявленской площади находится памятник князю Ярославу Мудрому. Памятник, который был создан скульптором Олегом Комовым и архитекторами Н.И. Комовой и А.Р. Бобович, был открыт в 1993 году. Ярослав Мудрый в одной руке держит макет города, а в другой — опущенный меч. По замыслу авторов это символизирует миролюбивый характер князя и его дальновидную политику.

    Самая же знаменитая достопримечательность Богоявленской площади — это Спасо-Преображенский монастырь. Именно на месте этого монастыря и была найдена самая известная древнерусская рукопись — «Слово о полку Игореве». Основан этот монастырь был в XII веке. В XVI веке здесь любил бывать царь Иван Грозный, а в XVII веке именно от стен этого монастыря Минин и Пожарский отправились на освобождение Москвы от иноземных захватчиков.

    4. Серёжа и Надя подготовили для тебя задание. Узнай города по описаниям. Впиши в клеточки названия городов.

    а) Этот город назван в честь святого Сергия радонежского. Здесь находится большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.

    б) Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где они сходятся, стоят старинные торговые ряды.

    в) Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течёт «углом». В этом городе есть часовой завод.

    г) Этот город называют городом-музеем. В нём много церквей, монастырей, часовен. Ещё есть музей деревянного зодчества.

    5. С именами каких великих людей связаны названия городов? Соедини линиями.

    6. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты эти достопримечательности. Вырежи из Приложения фотографии и расположи их в соответствующих окошках. Проверь себя по учебнику. После проверки наклей фотографии. Укажи стрелками названия городов.

    7. Здесь ты можешь записать вопросы для викторины о городах Золотого кольца.

    • В каком городе находятся Золотые ворота?
    • Как вы думаете, почему они так называются? (В старину за въезд в город через ворота брали плату золотом)
    • Кто основал город Владимир?

    Задай эти вопросы одноклассникам. Оцени их ответы.

    8. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из городов Золотого кольца. Лучше выбрать город, где тебе доводилось бывать. Тогда ты сможешь дополнить собранную информацию своими впечатлениями.

    Тема сообщения:

    План сообщения:

    1. Общие сведения о городе Суздале
    2. Главные достопримечательности города
    3. Туризм в Суздале

    Суздаль — музей под открытым небом

    Суздаль — настоящая жемчужина среди сокровищ Золотого кольца России. Этот небольшой городок с населением менее 10 000 человек смог сохранить все наследие, оставленное ему от предыдущих поколений и превратить свой город в настоящий музей под открытым небом. Впервые поселение с название Суждаль, расположенное на этом месте, упоминается летописи 1024 года. Впрочем, согласно археологическим исследованиям, защитные сооружения вокруг поселения были созданы ещё раньше.

    В течении веков Суздаль был одним из важнейших городов России. В XII веке город был столицей Ростово-Суздальского княжества, а XIII веке — столицей Суздальского княжества. Здесь происходили исторические сражения и вершились важные государственные дела.

    Сейчас в Суздале сохранились многие архитектурные памятники тех времён: Суздальский кремль, несколько древних монастырей, крепостной вал, торговые ряды, каменный посадский дом и огромное количество старинных церквей, которые неизменно интересны каждому туристу.

    Также в Суздале создано несколько музеев, которые позволяют желающим как бы перенестись во времена Древней Руси. Это музей деревянного зодчества с восстановленными избами крестьян, ветряными мельницами, амбарами, колодцами, овинами и другими интересными постройками. Очень интересные музеи находятся на территории Суздальского кремля и Спасо-Евфимиева монастыря, музей восковых фигур и иконописная мастерская.

    Да и вообще, сами улицы Суздаля и его гостиницы — все устроено так, чтобы гости города почувствовали себя как те далёкие времена. По улицам можно прокатиться на санях или повозке, запряженной лошадьми. Попить старинные медовые напитки и полакомиться блюдами настоящей русской кухни.

    Источник (источники) информации:
    Интернет сайты, личные впечатления от поездки в Суздаль, альбомы и открытки, приобретённые во время поездки.

    Здесь ты можешь записать интересные факты для своего сообщения, выполнить рисунки по своим впечатлениям или наклеить фотографии.

    Развивающая:

    Способствовать развитию познавательной мотивации, расширению кругозора;

    Развивать умение определять цель, строить деятельность по её достижению, способность правильно формулировать мысли в процессе общения;

    Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь;

    Формировать умения слушать и слышать одноклассников, учителя.

    Воспитательная:

    Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за нашу страну через изучение достопримечательностей старинных русских городов.

    Тип урока: первичное предъявление новых знаний

    Форма урока: урок-путешествие

    Оборудование: мультимедийная презентации, карта Золотого кольца России, фотографии с изображением городов Золотого кольца (маленькие фотографии лежат на партах, а большие фотографии прикреплены к доске), конверты разного цвета с заданиями, маршрутные листы, листки для заметок, веер, чемоданчик, воздушный шарик.

    Планируемые результаты

    Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной стране.

    Предметные: обучающиеся узнают, какие города входят в Золотое кольцо России, их расположение на карте и достопримечательности; почему эти города объединены в понятие «золотое кольцо».

    Метапредметные

    Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.

    Познавательные: формирование умения выявлять особенности и сходства разных объектов в процессе их рассматривания.

    Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в групповой работе, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

    Используемые на уроке современные педагогические технологии:

    Здоровьесберегающие технологии (эмоциональное воздействие на детей, физкультминутка),

    Проблемное обучение (проблемная ситуация с удивлением, проблемные вопросы),

    Игровая технология.

    Методы обучения:

    Частично-поисковые, проблемный (направлены на мотивацию учебной деятельности); учащиеся сравнивали, анализировали, соотносили результат выполненного действия с поставленной проблемой;

    Объяснительно-иллюстративный (организация и осуществление учебно-познавательной деятельности);

    Репродуктивный (воспроизведение чего-либо по образцу или по памяти; в активной форме ученики самостоятельно определяют, выбирают алгоритм действий, а затем упражняются в его применении);

    Беседа, диалоговое взаимодействие;

    Практические (самостоятельная работа с карточками-заданиями).

    Организационные формы урока: фронтальная, групповая (класс разделён на группы по 5-6 человек)

    Ход урока

    I. Ориентировочно-мотивационный этап урока

    1. Положительный настрой на урок

    Здравствуйте, ребята.

    Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.

    Руки - на месте.

    Ноги - на месте.

    Локти - у края.

    Спинка - прямая.

    2. Актуализация знаний

    Ребята, а кто из вас был внимательным и заметил, с чем я вошла в класс?

    (В класс учитель входит с небольшим чемоданчиком и воздушным шариком)

    А как вы думаете, в жизни, зачем нужен чемоданчик?

    (Обучающиеся отвечают, чтобы складывать вещи, брать с собой в поездки, путешествовать)

    Путешествовать -

    А зачем люди путешествуют?

    А на чём можно отправиться в путешествие?

    3. Самоопределение к деятельности

    Ребята, а вы хотите узнать, что лежит у меня в чемоданчике?

    Что я держу в руках? (Показать проволоку)

    А что можно с ней сделать? (Дать проволоку каждой группе обучающихся)

    Ребята, а что я сделала из проволоки?(Показать окружность)

    На каком уроке мы встречаемся с окружностью? (На уроках математики)

    Окружность - это что… (Геометрическая фигура)

    Как ещё можно сказать, что это? (Это кольцо)

    Кольцо - карточку со словом прикрепить на доску

    А что такое кольцо? (Это окружность, круглая рамка. Украшение, символ единства, сближения)

    Из какого материала могут быть сделаны кольца? (Из золота, серебра…)

    Золотое кольцо? В прямом или переносном значении употреблено слово золотое? (В прямом)

    А когда употребляем это слово в переносном значении?

    Золотое - карточку со словом прикрепить на доску

    Составьте с данными словами предложение.

    Кто догадался, куда отправляемся в путешествие? (Отправляемся путешествовать по золотому кольцу)

    Предположите, где находится Золотое кольцо? (В России)

    Россия - карточку со словом прикрепить на доску

    Назовите тему урока.

    Золотое кольцо России - карточку с темой урока прикрепить на доску

    Какова цель нашего путешествия?

    (Познакомиться с интересными древними русскими городами России. Узнать об их достопримечательностях. Больше узнать об истории нашего государства)

    Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» - карточки прикреплены на доске обратной стороной

    Что вы знаете по этой теме? (Открыть первую карточку «Знаю»)

    Что хотите узнать? (Открыть вторую карточку «Хочу узнать»)

    На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое кольцо?)

    На каком транспорте мы отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться красотой городов с высоты птичьего полёта? (Обучающиеся перечисляют виды транспорта)

    Вспомните, с чем ещё я вошла к вам в класс? (Показать воздушный шарик)

    Так на чём мы отправимся в путешествие? (На воздушном шаре)

    Какие правила мы должны соблюдать во время путешествия? (Обучающиеся перечисляют правила безопасного путешествия)

    А что ещё может лежать в чемоданчике, если мы с вами отправляемся путешествовать? (Обучающиеся называют предметы)

    Достать из чемоданчика карту (Приложение 1)

    Зачем нам нужна карта? (Чтобы знать, куда отправиться в путешествие)

    Карту прикрепить на доску (большая)

    II . Операционно-исполнительский этап урока

    1. Начало путешествия

    Для вас в чемоданчике припасены и маршрутные листы, и листы для заметок, с которыми мы будем работать на протяжении всего нашего виртуального путешествия. Распределите обязанности в группе: кто пишет в листках для заметок, кто отмечает места, где мы побываем в маршрутных листах, кто фотографирует (Приложение 2, 3)

    Путешествие начинаем из сердца нашей Родины. Откуда? (Из Москвы)

    Слайд 2 (Презентация «Золотое кольцо России»)

    Где мы находимся? (Мы находимся на Красной площади)

    Посмотрите, слева Спасская башня с курантами, справа - храм Василия Блаженного

    Сделаем фотографию на память. Достаньте свои фотоаппараты. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик») (Приложение 4)

    Отметьте пункт отправления на маршрутных листах. (Обучающиеся на маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

    Фотографию на память в маршрутный лист и в чемоданчик (Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

    Что мы напишем в листок путешествия? Какие эмоции вы испытываете? (Ответы обучающихся)

    Итак, в путь. Включайте своё воображение. Представьте, что мы летим на воздушном шаре, который мгновенно будет переносить нас из города в город.

    2. Сергиев Посад

    Слайд 3

    Из Москвы мы отправляемся на северо-восток, в какой город? (Сергиев Посад)

    Найдите на карте этот город, отметьте флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

    На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

    Работа в группах. На столах лежат конверты с карточками

    Открываем голубой конверт, читаем текст и составляем вопросы по тексту для других групп.

    Начало городу положил Троицкий монастырь, основанный в ХІV веке. Слава Преподобного Сергия Радонежского и основанного им монастыря влекли богомольцев. Постепенно вблизи стен монастыря стали селиться и крестьяне. Поэтому город так и называется Сергиев Посад, а монастырь - Троице-Сергиева лавра, значит, главный, самый важный монастырь России.

    Проверяем, как вы выполнили задание. (Каждая группа задаёт вопрос)

    Вам захотелось погулять по территории Троице-Сергиевой лавры?

    Мне, ребята, тоже. Особенно зайти в Успенский собор. Это пятиглавая церковь находится в центре лавры. Посмотрите, какая красота!

    Сделаем фотографию на память и поместим в маршрутный лист. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют объект, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

    Поработайте с листком путешествия для заметок. Что вы запишите? (Ответы обучающихся)

    3. Ростов

    Посмотрите, ребята, а мы здесь не одни. Кто-то ещё любуется достопримечательностями Ростова. Поприветствуем их. (Все машут рукой)

    Отметьте город в маршрутном листе. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

    На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

    Ростов - один из самых древних городов в Золотом кольце. Уже с давних времён его называли Великим. Самая замечательная часть города - Ростовский Кремль, построенный во второй половине XVII века в центре города на берегу озера Неро. Что мы видим за его белыми стенами?

    Правильно, видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся мелодичным звоном и известны по всему миру. Каждый из 13 колоколов звонницы, от самого большого, весом в 32 тонны колокол «Сысой», до самого малого, звучит по особенному.

    Вы хотите послушать знаменитый звон Ростовских колоколов?

    Слушайте внимательно. Потом вы мне скажите, какие ощущения вызвал у вас колокольный звон. Постарайтесь понять, где звучит самый большой колокол.

    Слайд 4

    Звучит Ростовский колокольный звон

    Так, когда звучал 32 тонный колокол?

    Какие ощущения вызвал у вас колокольный звон?

    - Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик.

    (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

    Что вам запомнилось о городе Ростове? Какие эмоции вы испытали, побывав в городе Ростов? Запишите в листок для заметок

    4. Физкультминутка

    Вдруг 3 класс внезапно ожил.

    Посмотрел он вправо, влево.

    К солнцу руки протянул.

    И друзьям во след махнул.

    (Помахали другому, улетающему воздушному шару)

    5. Ярославль

    Слайд 5

    Внизу мы видим, какой город? (Ярославль)

    Отметьте флажком этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

    На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

    Ярославль - древнейший город Золотого Кольца России, один из красивейших городов Поволжья. Он был основан князем - Ярославом Мудрым.

    Кто уже догадался, что будет являться одним из украшений города Ярославля? Покажите. (Обучающиеся называют Церковь Ильи Пророка)

    Трудно не заметить в центре города Церковь Ильи Пророка. Необычайно красив этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами.

    Давайте запишем в листки путешествий, что мы узнали о городе Ярославле и какие эмоции испытали.

    7. Кострома

    Слайд 6

    Посмотрите, над каким городом мы пролетаем?

    В состав Золотого кольца России входит также и Кострома.

    Отметьте этот город. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

    На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

    Возьмите розовый конверт. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.

    Если посмотреть на город сверху, можно заметить, что улицы расположены в виде --__________. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город, она раскрыла свой ______. Вот город и сделали таким необычным.

    Какая существует легенда о городе Костроме?

    Раскрыть веер

    Вам захотелось побродить по улицам города?

    Посмотрите, ребята, внизу мы видим Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.

    Вам нравится он?

    Что привлекло ваше внимание?

    Это один самый значимый из памятников Костромы. Монастырь охранял от врагов подступы к городу.

    Скорей делайте фотографию на память, пока ветер не унёс наш шар. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

    Делаем заметки.

    9. Владимир

    Слайд 7

    Ребята, наше путешествие, наверное, завершилось?

    Над каким городом мы ещё не пролетали? Посмотрите на маршрутный лист.

    Отметьте его в маршрутном листе флажком. (Обучающиеся в маршрутном листе отмечают флажком город, в котором они побывали)

    На карте, на доске, после проверки маршрутных листов групп и учитель отмечает флажком город, в котором побывали

    Это ещё одна жемчужина Золотого кольца. Его основал князь Владимир Мономах.

    Осмотритесь вокруг. Что вы видите?

    Завораживает величественная красота города, островерхие терема. Его древние храмы являются истинным украшением города.

    Слайд 8

    Вот величественный Успенский собор, который находится на высоком берегу реки Клязьма в центре города, по его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

    Возьмите зелёный конверт.

    Прочитайте предложение. Найдите и подчеркните в нём ошибку, не соответствие действительности.

    Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Волга.

    Учитель подходит к каждой группе. Дети шепнут учителю на ушко о найденной ошибке.

    Молодцы, все с заданием справились. Почему? Какие вы путешественники?

    Прочитайте правильно предложение.

    Так как нужно путешествовать?

    Делаем фотографию на память. Помещаем её в маршрутный лист и кладём в чемоданчик. (Образно обучающиеся и учитель фотографируют город, произнося «чик». Обучающиеся приклеивают маленькую фотографию в маршрутный лист рядом с условным обозначением города. Учитель кладёт фотографию города в чемоданчик)

    10. Закрепление изученного материала

    Слайд 9

    Наше путешествие заканчивается там, где оно начиналось. Где?

    Как доказать, на что похож маршрут нашего путешествия?

    Соедините красным маркером города, над которыми мы пролетали

    Так как расположены города?

    Назовите города нашего маршрута.

    Слайд10

    Все города, соединяясь дорогами, вы правильно заметили, расположены своеобразным кольцом к северо-востоку от Москвы.

    Мы побывали в некоторых древних городах Золотого кольца. В маршрут входят и другие города Переславль-Залесский, Иваново, Суздаль и близлежащие города: Муром, Углич, Плёс и другие.

    Вы продолжите знакомство с ними на следующих уроках.

    III . Рефлексивно-оценочный этап урока

    Учитель читает стихотворение В. Степанова

    Города старинные, звон колоколов.

    Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов.

    На широкой Волге Плёс и Кострома,

    Башенки резные, чудо-терема.

    Города старинные - к солнышку лицом -

    Для России стали Золотым кольцом.

    Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?

    В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном?

    Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.

    2. Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал» - на доске

    Поработаем теперь с карточкой «Узнал» (Открыть третью карточку «Узнал»)

    Что нового для себя вы узнали на уроке? (Ответы обучающихся)

    3. Рефлексия

    Вам понравилось наше путешествие?

    Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом?

    Отметьте на маршрутном листе флажком, в каком городе вам захотелось побывать?

    Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе?

    А на каком транспорте лучше отправиться, чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями городов? Почему?

    Ребята, а когда мы возвращаемся из путешествия, что привозим домой?

    (Сувениры, фотографии)

    Мы тоже фотографировали с вами некоторые достопримечательности городов Золотого кольца. Следующий урок окружающего мира мы начнём с того, что будем вспоминать о нашем путешествии, и я вам предлагаю создать фотоколлаж и рассказать другим ребятам, где мы с вами были, и что на нас произвело впечатление.

    Достать из чемоданчика рамку и фотографии для фотоколлажа

    I V. Подведение итогов

    Каким было наше путешествие?

    Где мы с вами виртуально побывали?

    Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу - гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Золотое кольцо - гордость России.

    Вот и подошёл к концу наш урок-путешествие по Золотому кольцу России.

    Я благодарю всех за активную работу на уроке. Спасибо!

    VI . Д ифференцированное домашнее задание

    Ребята, а что вам захотелось сделать дома?

    Поднимите руку, кому захотелось сделать рисунок?

    Кто захотел найти дополнительную информацию о понравившемся городе?

    А кто захотел рассказать родителям о своих впечатлениях от нашего путешествия?

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22

    С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

    614007, г. Пермь, ул. Сибирская, 80, тел 216-70-00, тел/факс 216-74-23

    «Согласовано»: _________ «Утверждаю»: _________________

    Руководитель МО учителей Директор МАОУ «СОШ 22»

    начальной школы ЧЕРВОННЫХ А.В.

    Шипигузова Е.Ю.

    Конспект урока по окружающему миру

    « Золотое кольцо России »

    Работу выполнила:

    Летина Е.Г.

    учитель I категории

    2015 г.

    Цель: познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России.

    Задачи:

    1. Познакомить со старинными городами России.

    2.Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации.

    3. Воспитывать эстетические чувства, патриотические чувства, умение работать в группе.

    Оборудование для учителя:

      мультимедийный проектор;

      компьютер с выходом в Интернет;

      учебник «Окружающий мир»;

    Оборудование для учащихся:

      учебник;

      тетрадь на печатной основе «Окружающий мир;

      справочная литература;

      буклеты;

      информационные листы

    Медиа материалы:

      электронное приложение к учебнику.

      Аудиозапись «Звон колокола»

    Планируемые результаты:

    Личностные УУД:

      готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

      воспитание чувства любви к родной природе.

    Регулятивные УУД:

      умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректи­ровать работу по ходу ее выполнения;

      умение осуществлять информационный поиск для выполнения учеб­ных задач;

      умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих дей­ствий.

    Познавательные УУД:

      умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет);

      умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.

    Коммуникативные УУД:

      умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

      умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим про­цесс работы и свой результат; слушать мнения других;

      умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;

      умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм.

    1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности:

    Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы начинаем изучать новый раздел “Путешествие по городам и странам”. Сегодня нас с вами ждет необычный урок, а урок-путешествие. Откройте учебник на стр.85, давайте прочитаем, чему мы будем учиться, изучая этот раздел (читают по очереди).

    2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

    Посмотрите на мою руку. Что вы видите на пальце? Какое оно?

    Вы верно сказали. У меня на правой руке есть золотое кольцо. Но еще и у нашей страны есть Золотое кольцо. Золотое кольцо России.

    3.Выявление места и причины затруднения

    Кто из вас догадался, куда мы отправимся в путешествие?

    4.Построение проекта выхода из затруднения

    Да. Мы отправимся в путешествие по «Золотому кольцу России». Совершим экскурсию в несколько древних городов, будем учиться находить информацию об этих городах в разных источниках. На протяжении урока вы побываете в роли экскурсоводов и путешественников.В конце нашего путешествия вы сможете безошибочно ответить на вопросы: почему кольцо и почему Золотое?

    5.Реализация проекта выхода из затруднения

    Отгадайте загадку и узнаете, на чем мы отправимся в путешествие:

    Пассажиров мы катаем
    По маршрутам тут и там,
    И туристов доставляем
    К историческим местам.
    Едем к цели дружно все
    По проспектам и шоссе (автобус)

    Правильно, автобус. Он поможет нам побывать в древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце». Как и любому путешественнику, нам нужна карта. Посмотрите на экран. Какие города мы посетим с вами сегодня? (Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плес, Суздаль и Владимир.) У каждого из вас есть маршрутный лист, в котором вы во время путешествия будете отражать главные достопримечательности городов Золотого кольца. В конце урока мы выявим наиболее внимательного путешественника и наградим его. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. А кто из вас уже был в Москве? А вы знаете, кто основал Москву? А в каком году? С какими достопримечательностями города вы уже знакомы? (Юрий Долгорукий. Впервые о Москве упоминается в 1147 г.Красная площадь и Московский Кремль, Собор Василия Блаженного и Храм Христа Спасителя.)

    Здесь развевается самый главный флаг России, здесь работают Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович и правительство.

    Знакомство с городами Золотого кольца России.

    1) Организуется работа в группах:

    Для работы на уроке мы с вами разделились на 4 группы. Каждая группа должна составить путеводитель об одном из городов Золотого кольца по плану, который дан на листе и подготовиться к ответу у доски. Ответы на пункты плана вы можете получить из литературы, которая у вас есть на столах (учебник, справочная литература, информационные листы, буклеты). Время на подготовку 10 минут.

    1 группа – Сергиев Посад

    2 группа – Ростов Великий

    3 группа – Углич

    4 группа – Ярославль

    Дети усаживаются группами, выбирают в группе ответственного, открывают учебники на определенной для их группы странице, используют справочную литературу, информационные листы, буклеты.

    Каждая группа работает с учебником и дополнительной литературой по плану, представленному в путеводителе.

    План

      Как называется город, о котором вы читали текст?

      Где он расположен?

      Кем он был основан? Когда?

      Какие достопримечательности в нем есть?

      Какие известные люди в нем жили?

    Подготовиться к ответу у доски.

    3) Проверка самостоятельной групповой работы. От каждой группы выступает один-два представителя, учитель сопровождает их рассказ показом слайдов с иллюстрациями:

    Из Москвы мы отправляемся на северо-восток. Первым на нашем пути появляется прекрасный древний город Сергиев Посад.

    У вас на столах есть маршрутные листы нашего путешествия. Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название, выслушать выступление группы и записать две-три достопримечательности, о которых вы узнали. Приглашаем нашего первого экскурсовода.

    Город Сергиев Посад.

    Почему он так назван? Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. Он действительно признан главным монастырем России и занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Из Сергиева Посада мы отправляемся в Переславль-Залесский. Город расположен в 140 километрах от Москвы, на берегу Плещеева озера. И является центром национального парка «Плещеево озеро». Назван Переславлем-Залесским в честь южнорусского Переславля. Находится за лесами в Залесье - области полей и земледелия, поэтому и назван Залесским. Прослушайте ауди-рассказ (электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир»). - В каком году был основан город? (1152 г.) Кто его основал? (Юрий Долгорукий)

    Какие достопримечательности запомнили? (Красная площадь – сердце города, Спасо-Преображенский Собор, памятники)

    Какие люди в нем жили? (родился князь Александр Невский, Пётр Первый создал на Плещеевом озере потешную флотилию, что явилось началом создания русского флота)

    Теперь наш путь лежит в Ростов. Ростов – один из самых древних в Золотом кольце. Уже в древние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей.

    Колокола Ростовских церквей славятся на весь мир мелодичным звоном. Предлагаю вашему вниманию прослушать звон колоколов (аудиозапись).

    В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. (Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты. Их делают в этом городе уже несколько столетий.

    Следующая остановка на нашем маршруте - г.Углич. Приглашаем следующего экскурсовода.

    На широкой Волге

    Углича дома.

    Ставенки резные,

    Чудо-терема.

    Он стоит на р. Волге. Название этого города, вероятно, происходит от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом». В городе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А еще в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

    А теперь давайте все встанем и немного отдохнем.

    Физкультминутка

    Жура – Жура – журавель. Облетал он сто земель. (Взмахи руками)

    Облетал, обходил, крылья, ноги натрудил. (Ходьба на месте)

    Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» (пожимание плечами)

    Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края» (Круговые вращения головой)

    Вот мы отдохнули и теперь можно продолжить путешествие.

    Из Углича мы отправляемся в Ярославль. Город тоже стоит на Волге. Приглашаем следующего экскурсовода.

    Ярославль самый крупный из городов Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым. Имя, которого и носит. В центре города мы увидим памятник Федору Григорьевичу Волкову. И поэтому, Ярославль называют родиной русского театра.

    Следующий город на Волге, в котором мы остановимся – Кострома. (Рассказ подготовленного ученика) Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены здесь в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому, в этот момент императрица развернула веер. Вот город и стал таким необычным. В тойчасти города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось свое место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…

    Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим еще один город на Волге – Плёс.(Рассказ подготовленного ученика) Свое название Плёс получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.Плес город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Кто же из художников особенно любил Плес? (Особенно любил Плёс Исаак Левитан. Сейчас в городе открыт музей И. И. Левитана)

    Из Плёса прибываем в Суздаль – всемирно известный город-музей.(Рассказ подготовленного ученика) Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенесся в далекое прошлое. В городе ест знаменитый Музей деревянного зодчества. В нем собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница…

    От Суздаля совсем недалеко до Владимира. (Рассказ подготовленного ученика)

    Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Оттуда мы увидим замечательный памятник старины – Золотые ворота. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен резных изображений.

    Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

    8. Город, в котором находятся Золотые

    6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Давайте подытожим, что же нового мы узнали, путешествуя по чудесным городам России.

    1. Как называется город, где находится музей деревянного зодчества? (Суздаль)

    2. Город, который еще в старину называли Великим. (Ростов)

    3. В этом городе находится дом-музей Исаака Левитана. (Плёс)

    4. Город, основателем которого является Ярослав Мудрый. (Ярославль)

    5. Город, улицы которого расположены в виде веера. (Кострома)

    6. Самый большой и самый красивый город Золотого кольца России? (Москва)

    7. Город, который назвали в честь великого святого Сергия Радонежского? (Сергиев Посад) 8. Город, в котором находятся Золотые ворота? (Владимир)


    7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    А сейчас мы с вами попробуем разгадать кроссворд. Возьмите листы с кроссвордом и приготовьте ручку. Разгадывать будем по цепочке.

    1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)

    2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)

    3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)

    4. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом». (Углич)

    5. Главный, важный монастырь. (Лавра)

    6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)

    7. Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

    8.Включение в систему знаний и повторение

    На доске вы видите карту Золотого кольца России. Нам необходимо дополнить ее достопримечательностями в соответствии с Маршрутным листом.

    Вы будете выходить по одному к доске, и прикреплять на магнит соответствующую городу достопримечательность.

    9.Рефлексия

    Наше путешествие закончено. Какое впечатление произвело на вас путешествие в древнерусские города? Почему есть такое выражение «Золотое кольцо России»?Какой город вам понравился больше? Почему?

    Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске:

      Мне было интересно узнать о…

      Было трудно …

      Я научился …

      Теперь я могу …

      Какие чувства я испытал(а)…

    ( чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости …)
    Вопрос классу:

    Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?