• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Иногда оно летит. В других ситуациях оно тянется невыносимо медленно и, к огорчению многих, ускоряется с возрастом. Время - самый ценный из невозобновляемых ресурсов, обладает способностью ускользать.

    Почему же мы воспринимаем течение времени неодинаково ?

    1. На наши оценки времени существенно влияют психологические факторы, включая эмоции. В одном эксперименте исследователи попросили участников пройтись по комнате и поговорить с другими, прежде, чем сообщить ученым, с кем бы они приняли участие в следующем задании. Затем каждого участника попросили выйти за дверь и им сообщали один из двух вариантов: «Я прошу прощения, но никто не хочет быть вашим партнером, вы не могли бы участвовать в задании сами?» или «Все выбрали вас и теперь ради справедливости, вам придется работать одному». После этого участников попросили оценить, сколько времени они затратили на задания.

    Если участники думали, что их одиночество было вызвано популярностью, то время для них проходило очень быстро. А те, кто чувствовал себя отвергнутым, считали, что время тянется очень долго.

    2. Внимание и память также имеют сильное воздействие на восприятие времени. Например, новый опыт, требующий большей умственной обработки, кажется, длится дольше, чем известные ситуации. Вот почему дорога в новое место кажется дольше, чем дорога назад.

    3. Мы всегда оцениваем как текущее время, так и прошлое. Время искажается, когда возникает несоответствие. Например, время может тянуться дольше во время гриппа, в частности потому что лихорадка искажает восприятие, и кажется, что минуты растягиваются в часы.

    Но время, когда вы были больны, кажется удивительно быстрым, если вы воспринимаете его в прошлом. Все дело в том, что монотонность кодируется в мозге, как один опыт. Но то же количество времени, проведенное, например, в походе, останется множеством воспоминаний.

    4. Возраст также влияет на восприятие прошлого. Тут срабатывает эффект пропорциональности. Год - это пятая часть вашей жизни, когда вам 5 лет и кажется, что это много времени. В 50 лет, год представляет собой гораздо меньшую пропорцию (одну пятидесятую) и занимает соответствующее количество времени.

    5. Но эффект пропорциональности виновен лишь частично. По мере того, как человек становится старше и набирает опыт, все меньше видов деятельности являются для него новыми. Так как они становятся более легкими и менее примечательными, время в прошлом кажется ускоренным.

    В этом случае полезно искать новые виды деятельности, особенно на выходных, когда кажется, что время летит особенно быстро.

    6. В умах большинства людей будущее - это просторное место, где полно времени и мы им свободно управляем. Попросите занятого человека выделить вам сегодня 10 минут, и у него не будет времени. Но если вы попросите у него часок как-нибудь через год, он с радостью пообещает с вами встретиться.

    7. Специалисты предупреждают, что стоит быть осторожным с формулировкой, когда вы планируете какие-то события в будущем. Например, если вы сообщите, что заседание в среду передвинете вперед на два дня, люди могут воспринять это в обоих направлениях, как с начала, так и с конца рабочей недели.

    Это происходит потому что люди по-разному представляют себе время. Некоторые думают о времени как о чем то, что движется к ним, другие же представляют себя движущимися во времени. Первый тип людей будет считать, что заседание перенесено на понедельник, а последний тип подумает, что заседание перенесено на пятницу.

    Как узнать кое-что личное о собеседнике по его внешнему виду

    Секреты «сов», о которых не знают «жаворонки»

    Как работает «мозгопочта» - передача сообщений от мозга к мозгу через интернет

    Зачем нужна скука?

    «Человек-магнит»: Как стать харизматичнее и притягивать к себе людей

    25 цитат, которые разбудят вашего внутреннего борца

    Как развить уверенность в себе

    Можно ли «очистить организм от токсинов»?

    5 причин, по которым люди всегда будут винить в преступлении жертву, а не преступника

    Почему время летит все быстрее? August 18th, 2016

    Задумайтесь, ведь это действительно так было в детстве - летним каникулам, казалось, не было конца, и ждать новогодних праздников приходилось вечно. Так почему же с годами время как будто набирает ход: недели, а то и месяцы пролетают незаметно, и времена года меняются с такой головокружительной скоростью?

    Не является же такое очевидное ускорение времени результатом навалившихся на нас в нашей взрослой жизни обязанностей и забот? Впрочем, на самом деле, исследования показывают, что ощущаемое время действительно движется быстрее для взрослых, наполняя нашу жизнь хлопотами и суетой.

    Есть несколько теорий, которые пытаются объяснить, почему наше ощущение времени ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

    Одна из них указывает на постепенное изменение наших внутренних биологических часов. Замедление обменных процессов в нашем организме, по мере того как мы становимся старше, соответствует замедлению нашего пульса и дыхания. Биологические кардиостимуляторы у детей пульсируют быстрее, а это означает, что их биологические показатели (сердцебиение, дыхание) выше в установленный период времени, поэтому по ощущениям и время длится дольше.

    Другая теория предполагает, что течение времени, которое мы ощущаем, связано с количеством новой информации, которую мы воспринимаем. С возникновением большого количества новых раздражителей нашему мозгу требуется больше времени, чтобы обработать информацию — таким образом, этот период времени ощущается дольше. Этим можно было бы объяснить и «медленное восприятие действительности», которое, как часто сообщается, имеет место за секунды до аварии. Столкнуться с непривычными обстоятельствами означает получить лавину новой информации, которую надо обработать.

    На самом деле, может такое быть, что, сталкиваясь с новыми ситуациями, наш мозг запечатлевает более подробные воспоминания, так что это наше воспоминание о событии проявляется медленнее, а не само событие. То, что это соответствует действительности, было продемонстрировано в ходе эксперимента с людьми, испытывающими свободное падение.

    Но как все это объясняет постоянное сокращение ощущаемого времени по мере того как мы стареем? Теория гласит, что чем старше мы становимся, тем привычнее становится наше окружение. Мы не замечаем деталей окружающей нас обстановки дома и на работе. Для детей же мир — это часто незнакомое место, где много новых впечатлений, которые можно получить. Это означает, что дети должны задействовать значительно больше интеллектуальной мощи для преобразования своих умственных представлений о внешнем мире. Эта теория предполагает, что таким образом время идет медленнее для детей, чем для взрослых, застрявших в рутине обыденной жизни.

    Таким образом, чем привычнее для нас становится ежедневная жизнь, тем быстрее, как нам кажется, пробегает время, а, как правило, привычка и формируется с возрастом.

    Было высказано предположение, что биохимический механизм, лежащий в основе этой теории, представляет собой ничто иное как высвобождение нейротрансмиттерного гормона при восприятии новых раздражителей, которые помогают нам научиться измерять время. После 20-ти и до старости, уровень этого гормона счастья падает, поэтому нам и кажется, что время идет быстрее.

    Но все же, кажется, ни одна из этих теорий совершенно точно так и не может объяснить, откуда берется коэффициент ускорения времени, увеличивающийся чуть ли не с математическим постоянством.

    Очевидное сокращение продолжительности определенного периода, по мере того как мы взрослеем, предполагает существование «логарифмической шкалы» по отношению ко времени. Логарифмические шкалы используют вместо традиционных линейных шкал при измерении силы землетрясения или громкости звука. Поскольку величины, которые мы измеряем, могут варьироваться и достигать огромных степеней, нам нужна шкала с более широким диапазоном измерений, для того чтобы действительно понять, что происходит. То же самое можно сказать и о времени.

    На логарифмической шкале Рихтера (для измерения силы землетрясений) увеличение магнитуды от 10 до 11 отличается от увеличения наземных колебаний на 10%, что не показала бы линейная шкала. Каждый пункт приращения по шкале Рихтера соответствует десятикратному увеличению колебаний.

    Младенчество

    Но почему наше восприятие времени также должно измеряться с помощью логарифмической шкалы? Дело в том, что мы соотносим любой период времени с частью жизни, которую мы уже прожили. Для двухлетних малышей год составляет половину их прожитой жизни, вот поэтому, когда вы маленькие, и кажется, что дни рождения приходится ждать так долго.

    Для десятилетних год - это лишь 10% от их жизни, (что делает ожидание немного более терпимым), а для 20-летних — это всего лишь 5%. Если взять логарифмическую шкалу, то видно, что 20-летнему, чтобы испытать то же самое пропорциональное увеличение времени, которое испытывает 2-летний малыш в ожидании следующего дня рождения, нужно было бы подождать, пока ему не исполнилось бы 30. С учетом всего этого не удивительно, что время, как нам кажется, ускоряется, по мере того как мы становимся старше.

    Обычно мы думаем о нашей жизни в масштабах десятилетий — наши 20-е, наши 30-е и так далее - они представляются, как равнозначные периоды. Однако, если взять логарифмическою шкалу, то окажется, что мы ошибочно воспринимаем различные периоды времени как периоды одинаковой продолжительности. В рамках этой теории, следующие возрастные периоды будут восприниматься одинаково: от пяти до десяти, от десяти до 20, от 20 до 40 и от 40 до 80 лет.

    Я не хочу заканчивать на депрессивной ноте, но получается, что пятилетний ваш опыт, охватывающий возраст от пяти до десяти лет, по восприятию равноценен периоду жизни, охватывающий возраст от 40 до 80 лет.

    Что ж, занимайтесь своими делами. Время летит, независимо от того, получаете ли вы удовольствие от жизни или нет. И с каждым днем оно летит все быстрее и быстрее.

    Вот еще немного связанная с этим тема, почему мы не помним, как были детьми

    По Фрейду

    На детскую забывчивость обратил внимание еще Зигмунд Фрейд. В своей работе 1905 года «Три очерка по теории сексуальности» он, в частности, размышлял об амнезии, которая охватывает первые пять лет жизни ребенка. Фрейд был уверен, что детская (инфантильная) амнезия не является следствием функциональных расстройств памяти, а вытекает из желания не допустить в сознание ребенка ранние переживания - травмы, наносящие вред собственному «Я». Такими травмами отец психоанализа считал переживания, связанные с познанием собственного тела или основанные на чувственных впечатлениях от услышанного или увиденного. Фрагменты воспоминаний, которые все же могут наблюдаться в детском сознании, Фрейд называл маскирующими.

    «Активация»

    Результаты исследования ученых из Университета Эмори, Патриции Байер и Марины Ларкиной, опубликованные в журнале «Memory», подтверждают теорию о времени рождения детской амнезии. По мнению ученых, ее «активация» происходит у всех без исключения жителей планеты в семилетнем возрасте. Ученые провели серию экспериментов, участниками которых стали трехлетние дети, которых попросили рассказать родителям о самых ярких впечатлениях. Годы спустя исследователи вернулись к тестам: они вновь пригласили тех же самых детей и попросили их вспомнить рассказанное. Пяти-семилетние участники эксперимента смогли восстановить в памяти 60% происходящего с ними в возрасте до трех лет, в то время как восьми-десятилетние - не более 40%. Таким образом, ученым удалось выдвинуть гипотезу о том, что детская амнезия наступает в возрасте 7 лет.

    Среда обитания

    Канадский профессор психологии Кэрол Петерсон считает, что среди прочих факторов на формирование детских воспоминаний влияет среда. Подтвердить свою гипотезу он смог в результате масштабного эксперимента, участниками которого стали канадские и китайские дети. Им предложили вспомнить за четыре минуты самые яркие воспоминания первых лет жизни. В памяти канадских детей ожило вдвое больше событий, чем в памяти китайских ребят. Интересно также, что канадцы преимущественно вспоминали личные истории, в том время как китайцы поделились воспоминаниями, соучастниками которых была их семья или группа сверстников.

    Без вины виноватые?

    Специалисты медицинского центра при государственном исследовательском университете штата Огайо считают, что дети не могут совместить свои воспоминания с конкретным местом и временем, поэтому в более позднем возрасте восстановить эпизоды из собственного детства становится невозможно. Открывая для себя мир, ребенок не затрудняет себя привязкой происходящего к временным или пространственным критериям. По мнению одного из соавторов исследования Саймона Денниса, дети не испытывают необходимости запоминать события вместе с «накладывающимися обстоятельствами». Ребенок может помнить о веселом клоуне в цирке, но вряд ли скажет, что шоу начиналось в 17.30.

    Долгое время считалось также, что причина забывания воспоминаний первых трех лет жизни кроется в невозможности связать их с конкретными словами. Ребенок не может описать произошедшее из-за отсутствия речевых навыков, поэтому его сознание блокирует «ненужную» информацию. В 2002 году в журнале «Психологическая наука» было опубликовано исследование о взаимосвязи языка и детской памяти. Его авторы Габриэль Симкок и Харлин Хейн провели серию экспериментов, в ходе которых пытались доказать, что дети, не научившиеся пока говорить, не способны «закодировать» происходящее с ними в воспоминания.

    Клетки, «стирающие» память

    Канадский ученый Пол Франкланд, активно изучающий феномен детской амнезии, не согласен с коллегами. Он считает, что формирование детских воспоминаний происходит в зоне кратковременной памяти. Он настаивает, что маленькие дети могут помнить своё детство, красочно рассказывать о происходящих событиях, участниками которых они были недавно. Однако со временем эти воспоминания «стираются». Группа ученых во главе с Франкландом предположили, что утрата младенческих воспоминаний может быть связана с активным процессом образования новых клеток, который получил название нейрогенез. По словам Пола Франкланда, ранее считалось, что образование нейронов приводит к формированию новых воспоминаний, но последние исследования доказали, что нейрогенез способен параллельно стирать информацию о прошлом. Почему же тогда люди не помнят чаще всего первые три года жизни? Причина в том, что на это время приходится наиболее активный период нейрогенеза. Затем нейроны начинают воспроизводиться с меньшей скоростью и оставляют нетронутыми часть детских воспоминаний.

    Опытным путем

    Для проверки своего предположения канадские ученые провели эксперимент на грызунах. Мышей помещали в клетку с настилом, по которому пускали слабые электрические разряды. Повторный визит в клетку приводил взрослых мышей в панический ужас даже по истечении месяца. А вот молодые грызуны охотно посещали клетку уже на следующий день. Ученым также удалось понять, каким образом нейрогенез влияет на память. Для этого у подопытных искусственно вызвали ускорение нейрогенеза, - мыши быстрее забывали о боли, которая возникала при посещении клетки. По мнению Пола Франкланда, нейрогенез, скорее, благо, чем зло, ведь он помогает защитить мозг от переизбытка информации.

    источники

    Время – относительное понятие, придуманное людьми для обозначения той формы, в которой протекают физические и психические процессы жизнедеятельности. Время нужно для того, чтобы измерять жизнь. Но почему с возрастом время течет быстрее?

    Еще А. Эйнштейн говорил, что время – это иллюзия, так же как и пространство. С великим физиком согласны и психологи.

    Как можно узнать каково на самом деле время, если единственный инструмент познания – человеческий мозг? Весь окружающий мир – субъективное отражение объективной реальности. Психика определяет мир и течение времени. Личный жизненный опыт, сознание, память, мышление – все это не где-то снаружи, а внутри.

    Если бы человек летел со скоростью света в открытом космосе, он воспринимал бы время так, как если бы ходил по земле, но год его полета был бы равен ста годам на Земле!

    Два человека воспринимают одно и то же событие по-разному. То, как человек привык воспринимать мир, для него является нормой, он так привык жить. Трудно представить и догадаться что мир не такой, каким мы его видим. Простой пример: немало людей, страдающих дальтонизмом, узнают об этом совершенно случайно и только во взрослом возрасте. Например, на курсах по вождению автомобиля обнаруживается, что человек не различает красный свет на светофоре.

    Физика относится к разряду точных наук, но физическое измерение времени не совпадает с тем, как его воспринимает человеческий мозг. Психика изменяет законы физики. У каждого человека есть свои, внутренние часы .

    Когда человек счастлив, минуты для него пролетают очень быстро, и когда он находится в опасной ситуации, секунда практически останавливается, невероятно растягиваясь. Период, насыщенный событиями, по прошествии времени воспринимается как более продолжительный и долгий. Когда человеку скучно, часы идут медленно, кажется, что день никогда не закончится, но после, оглядываясь на череду таких дней, кажется, что время пролетело очень быстро и понапрасну.

    В наши дни все большее количество людей замечает, что время с возрастом летит все быстрее , а ученые все чаще принимаются за изучение этого феномена.

    Есть несколько версий , почему с возрастом время течет быстрее. Самые распространенные из них:

    • изменяется и ускоряется пространственно-временной континуум,
    • время ускоряется по мере замедления обмена веществ в организме человека;
    • люди в последние годы стали воспринимать время как все более ускоряющееся из-за информационной перегруженности,
    • с возрастом время ускоряется из-за того, что жизнь становится менее насыщенной новым опытом.

    Последней версии придерживается большинство психологов.

    Жизнь не измерить часами

    Человеческий мозг концентрируется и запечатлевает в памяти новый опыт и значимые события чаще и ярче, нежели привычные действия. Количество прожитого времени исчисляется не годами, а важными событиями.

    Психологами доказано, что восприятие времени зависит от того что думает, чувствует и делает человек в текущий момент.

    В детстве и юности ребенок познает мир и себя. Каждый день он знакомится и изучает нечто новое, поэтому период жизни до 18 лет всегда кажется насыщенным и продолжительным. Взрослея, все меньше нового находит для себя индивид, все больше повторений и привычных действий. Шаблонные занятия складываются в «серые будни».

    Взрослый человек живет «на автопилоте», поэтому мозг все реже «запечатлевает» жизнь. В 5 лет за один день малыш узнавал столько всего нового, сколько не узнает взрослый и за год жизни в 50 лет.

    Занимаясь чем-то новым, необычным, познавая мир, человек «включает» мозг, большую часть времени работающий в «спящем режиме». Когда активируется внимание, мышление, воображение, ощущение и другие познавательные процессы, время словно бы замедляется. Почему и зачем? Чтобы появилась возможность усвоить информацию, сделать вывод, отреагировать правильно.

    Экспериментально доказано, что в экстремальной ситуации головной мозг работает лучше. Так же известно, что в экстремальной ситуации замедляется время. Организм реагирует на стресс, инстинкт самосохранения активирует работу мозга и он начинает работать лучше. За долю секунды в опасных условиях можно придумать решение проблемы, которое не было бы найдено в спокойной обстановке.

    Жизнь – это череда прожитых событий, а не лет. Чем более насыщенна жизнь, тем более долгой она кажется.

    Шкала М. Кинера

    Австралийский дизайнер М. Кинер спроектировал интерактивную шкалу , объясняющую как восприятие времени изменяется с возрастом. Его проект основан на теории П. Жане, разработанной еще в 1897 году.

    Согласно этой теории, люди воспринимают время относительно, сравнивая его с уже прожитым периодом жизни. Чем больше прожито лет, тем короче кажется каждый следующий год по отношению к прожитому времени:

    • в возрасте одного года вся жизнь человека равна одному году, это 100% жизни,
    • в возрасте двух лет один прожитый год становится 50% жизни,
    • три года – 33, 3% жизни,
    • в двадцать лет один год – 5 % жизни,
    • в тридцать лет один год воспринимается как 3% жизни,
    • в девяносто лет год воспринимается как 1% жизни.

    В семьдесят шесть лет год жизни воспринимается по длительности как каникулы после первого курса в университете.

    Интересно, что после тридцати лет ускорение жизни замедляется и сохраняется восприятие одного года как примерно равного 3% жизни.

    Таким образом, чем старше человек, тем меньшим периодом для него становится год. Именно по этой причине субъективно пожилые люди серединой жизни и лучшим временем считают возраст 18 лет.

    Американский психолог Х. Хершвилд изучал явление прокрастинации (привычка откладывать даже срочные дела «на потом») и обнаружил, что человек себя в будущем представляет как некоего другого человека. Откладывая жизнь на потом, человек обманывается, думая, что решать проблемы и жить будет уже не он, а кто-то другой.

    Откладывая жизнь, человек тратит время зря, и при взгляде назад кажется, что жизни не было вовсе, она промелькнула как мгновение.


    Чтобы замедлить бег времени
    психологи рекомендуют:

    • сделать свою жизнь более насыщенной яркими, новыми, эмоционально глубокими событиями;
    • постоянно узнавать и учиться чему-то новому;
    • чувствовать и говорить о чувствах искреннее, не играя и не откладывая «на потом»;
    • развиваться как личность;
    • выходить из зоны комфорта;
    • заниматься любимым и интересным делом;
    • не бояться менять свою жизнь, совершать то, что не свойственно и не привычно;
    • не бояться идти навстречу трудностям, страхам, конфликтам, переменам.

    Нужно наполнять жизнь жизнью, оживлять ее, наслаждаться каждым днем, ценить мгновения и не тратить время зря!

    В детстве три месяца летних каникул кажутся вечностью. А стоит повзрослеть, как целые годы проносятся мимо, не успеваем мы и глазом моргнуть. Однако время как таковое не меняется, независимо от того, сколько нам лет. Так почему же так меняется его восприятие в нашем сознании? Быть может, дело в том, что мы - существа субъективные, и время для нас течет нелинейно? Оно не движется из точки A в точку Б с постоянной скоростью, а существует в нескольких измерениях и может замедляться или ускоряться.

    Мы живем одновременно в нашем биологическом времени и во времени, связанном с важным для нас событием. Всему виной наш мозг, считает нейробиолог Марк Швоб и приводит в пример состояние концентрации при решении сложной интеллектуальной задачи. В такие моменты время словно приостанавливается: «Наша лимбическая система, центр эмоций, чувствительности, временно отключается. Мы не воспринимаем окружающий мир, поскольку кора головного мозга пропускает только жизненно важные сигналы».

    Но и сильные эмоции способны «останавливать» время. Пока мы ждем любимого человека, минуты превращаются в часы, но стоит ему появиться, как ощущение времени исчезает. «Механизм» в этом случае иной - активно задействованной оказывается как раз лимбическая система, которая вырабатывает огромное количество гормонов, буквально опьяняющих нас.

    Возможно, субъективное изменение скорости течения времени связано и с изменением ритмов нашей жизни. «Мы поменяли местами периоды отдыха и активной деятельности: теперь мы работаем зимой, а отдыхаем летом. Но такие изменения требуют адаптации, а значит, увеличения уровня стресса, - считает Марк Швоб. - Гормоны стресса, кортизол и катехоламины, вырабатываются организмом все активнее, заставляя нас постоянно спешить и вызывая ощущение нехватки времени». К тому же время в нашем сознании ускоряется с возрастом. Чем мы старше, тем чаще обращаемся к воспоминаниям и к мыслям о будущем - сокращая продолжительность настоящего.

    Разумеется, нейробиология не в состоянии описать и объяснить субъективность восприятия времени, но она позволяет по крайней мере понять его сложность. Как с точки зрения биологии, так и с точки зрения философии единственный способ замедлить бег времени - отдавать себе в нем отчет. Изменив отношение к каждому конкретному моменту времени и свое самоощущение в нем, мы открываем перед собой вечность.

    Мнение психоаналитика

    «Ускорение течения времени - часть взросления»

    Cветлана Федорова , психоаналитический психотерапевт, старший преподаватель НИУ «Высшая школа экономики»

    «Представление о времени формируется в процессе взросления. Ребенок постепенно узнает о том, что существует прошлое и будущее, а настоящее заметно сокращается в его сознании. Самый важный скачок происходит в подростковом возрасте - разочарование как результат неоправдавшихся детских ожиданий. Подросток осознает, что ему никогда не стать рыцарем или принцем. С этого момента течение времени в его сознании начинает ускоряться.

    Для того чтобы обрести свое время, необходимо иметь внутренние границы, которые закладываются еще в детстве и позволяют нам не испытывать чрезмерную тревогу от того, что мы не можем соотнести свои желания с реальностью жизни. В каком-то смысле мы входим в диалог со временем, определяем себя во времени, заполняем абстрактное хаотичное время собственным смыслом и содержанием. Важно, чтобы обезличенное время стало личным, и тогда мы будем проживать осознанно и с удовольствием каждую его минуту».

    Мнение нейрофизиолога

    «Обработка информации замедляет время»

    Александр Каплан , доктор биологических наук, руководитель лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

    «Структуры мозга, которая отвечала бы за ощущение времени, нет. И вопрос восприятия времени - конечно, скорее психологический. Человек не в силах объективно отмерять ход времени. Нейробиолог Дэвид Иглман проводил эксперименты, демонстрируя испытуемым различные изображения. Часть из них была участникам опыта знакома, а часть они видели впервые. Затем Иглман спрашивал, как долго испытуемые смотрели на картинки. Оказалось, что по субъективным ощущениям испытуемые намного дольше разглядывали незнакомые картинки. Между тем изображения демонстрировались с равной продолжительностью. Очевидно, чем сильнее мозг занят обработкой новой информации, тем субъективно медленнее течет время. Вот почему так растянуты 10 лет детства, так коротки 10 лет отрочества и юности и так мимолетны остальные годы, сколько бы их ни было!»

    Мнение философа

    «Мы слишком доверяем часам»

    Олег Аронсон , философ, искусствовед, сотрудник Института философии РАН и института «Русская антропологическая школа» РГГУ

    «Когда мы ощущаем, что время бежит слишком быстро или тянется бесконечно, то это только потому, что мы слишком доверяем объективному исчислению - часам, календарю, да и вообще - упорядоченности мира, где за прошлым следует настоящее, а за ним - будущее. Переживание времени и его понимание невозможно примирить. Для Августина время в чем-то подобно божественному присутствию: оно дано вне мысли о нем, когда же задаешься вопросом «что это?» - оно исчезает. А по Хайдеггеру, мы ощущаем время только потому, что смертны. Оно указывает нам на нашу конечность, мы переживаем его как прикосновение самого бытия. Для Бергсона, наоборот, время выражено в идее длительности и связывает нас, людей окультуренных и технологизированных, с изменчивостью самой жизни, от нас не зависящей.

    Каждый раз приходится спрашивать: где место времени? Где оно в математике? Где оно в психоанализе? Где - в повседневности? Это всегда разные образы, созданные столкновением воспоминания и ожидания, забытого и навязчивого желания… Оно может сжиматься, делая наше существование механистичным, а может растягиваться до бесконечности, открывая в нас способность к безумию и вере».

    Мнение антрополога

    «Время зависит от культуры»

    Марина Бутовская , антрополог, доктор исторических наук, профессор Центра социальной антропологии РГГУ

    «Представители разных культур по-разному ощущают и структурируют время. У датога, традиционных скотоводов Танзании, с которыми я много лет работаю, можно точно узнать, при каких обстоятельствах родился человек, но бесполезно спрашивать дату рождения. Они не знают и свой возраст, лишь причисляя себя к группе: ребенок, подросток, юноша, родитель, дедушка.

    О времени встречи они договариваются приблизительно: «на рассвете», «в полдень», «когда стемнеет». Важные события (например, свадьбы) приурочены к времени года - когда начнутся дожди, в начале сухого сезона... Далее следует уточнение: церемония состоится в полнолуние или «когда луна совсем убудет». День и час не указываются, но датоги безошибочно понимают, когда должно состояться событие. Время в европейском понимании для них неважно, и никого не раздражает, что мероприятие может начаться на несколько часов позже. Все мирно ждут и не понимают, отчего мы, европейцы, так нетерпеливы.

    Представления о точности, впрочем, разнятся и в индустриальных культурах, так что наличие часов еще не обеспечивает соблюдение договоренностей. В Латинской Америке, Северной Африке или на Ближнем Востоке опоздание на час-полтора приемлемо. Ожидающий отдыхает, пьет кофе, листает книгу или слушает музыку. А вот в Германии, Швеции или Голландии опоздание на несколько минут - уже дурной тон».

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Пожалуй, каждый из нас замечал, что время, которое в детстве тянулось медленно, по мере взросления постоянно ускоряется. И если в 5 лет год казался целой вечностью, то в 30 он пролетает почти незаметно. С чем это связано и есть ли способ замедлить время? Мы попытались в этом разобраться и, кажется, нашли возможные причины этого явления.

    сайт предлагает узнать, почему каждый новый год проходит все быстрее и как быть, если вы хотите немного "замедлить" свою жизнь.

    Нехватка нового опыта

    В детстве каждый день приносит нам массу новых впечатлений, мы учимся и постоянно видим что-то впервые. С возрастом таких моментов становится все меньше и меньше, поэтому мы начинаем измерять ход событий необъективно. Эту точку зрения подтвердил нейробиолог Дэвид Иглман (David Eagleman), который проводил эксперименты, демонстрируя людям различные изображения.

    Часть этих картинок испытуемые уже видели прежде, а остальные были для них абсолютно новыми. Выяснилось, что по своим субъективным ощущениям люди тратили больше времени на разглядывание новых изображений, чем на просмотр уже виденных ранее, хотя абсолютно все картинки демонстрировались им с равной продолжительностью.

    Из этого следует, что для человека, чей мозг занят обработкой новой информации, время субъективно течет медленнее. И это объясняет, почему детские годы видятся нам растянутыми, а взрослая жизнь кажется мимолетной. Например, некоторым людям кажется, будто 1970 год был 30 лет назад, но на самом деле прошло уже 48 лет.

    Теория кусков

    Эта теория также связана с впечатлениями, а именно с тем, как наш мозг их интерпретирует в зависимости от возраста. Американский когнитивист Дуглас Хофштадтер (Douglas Hofstadter) полагает, что мозг человека склонен собирать отдельные впечатления в своего рода "куски" (chunks). Например, повседневные дела вроде уборки, приготовления пищи и походов в магазин объединяются в кусок под названием "хлопоты".

    Представьте себе, что мама вышла на прогулку с малышом. Для ребенка это событие полно новых впечатлений: он познакомился с другими детьми, увидел интересную бабочку или жука, научился лепить куличи из песка и т. д. Но для его мамы это самое обычное мероприятие, не первое и далеко не последнее в ее жизни.

    Выходит, что на протяжении жизни наш мозг "упаковывает" впечатления в довольно широкие категории: семья, работа, развлечения, хобби, спорт и т. п. Вероятно, "кускование" помогает мозгу оптимизировать память, но в результате прошедшие события кажутся нам скоротечными.

    Нейрофизиологические процессы

    В человеческом мозге не обнаружено структуры, которая отвечала бы за время. Но по мере взросления у человека снижается уровень дофамина - нейромедиатора, который (помимо того что вызывает чувство удовлетворения) играет немаловажную роль в обеспечении когнитивной деятельности. В результате этого у взрослых и пожилых людей меняется способность к восприятию времени.

    Это подтверждается результатами эксперимента психолога из колледжа Университета Виргинии в Уайзе Питера Мангана (Peter Mangan). Ученый сравнивал способность к оценке интервала времени в 3 минуты у двух групп людей: молодых (19-24 года) и пожилых (60-80 лет). Испытуемым предлагали мысленно засечь время в 3 минуты и сказать, когда, по их мнению, эти 3 минуты истекли.

    В группе молодых людей время оценивали более точно: для них 3 минуты проходили через 3 минуты и 3 секунды, а по оценке пожилых, 3 минуты проходили за 3 минуты и 40 секунд фактического времени. Таким образом, можно сделать вывод, что пожилые люди и в самом деле воспринимают временные промежутки более короткими, чем они есть на самом деле.

    Шкала М. Кинера

    Консультант по дизайну BMW из Австрии Максимилиан Кинер (Maximilian Kiener) разработал шкалу , согласно которой чем дольше вы живете, тем более коротким вам кажется год. Например, в возрасте 5 лет год составляет 1/5 вашей жизни, что довольно значимо, а в возрасте 50 - только 1/50, и потому уже не кажется такой большой величиной.Прокрастинация может привести к тому, что, оглянувшись назад, вы ощутите, что тратили свое драгоценное время зря, а жизнь прошла так быстро, словно вы не жили вовсе.

    Поэтому не стоит бояться позитивных перемен, например сменить работу, если вы давно об этом мечтали, но не решались выйти из зоны комфорта. Осваивая новый вид деятельности, которая вам по душе, вы не только станете счастливее, но и замедлите свои личные часы.