• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Адаптационный период в детском саду

    Адаптация к детскому саду - тяжелое время для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

    Выделяют три фазы адаптации:
    1. Острая фаза, или период дезадаптации - в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
    2. Собственно адаптация - в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
    3. Фаза компенсации - дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов. Период адаптации может длиться от одной-двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребенка, от особенностей нервной системы и т.п.
    Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

    Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.
    Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

    Тревога, связанная со сменой обстановки. Ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей. Ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в доу.

    Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно имеет решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

    Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.

    Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

    Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.

    И решение проблем

    Способы уменьшить стресс ребёнка

    Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.

    В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желания малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
    Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

    Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить, вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
    Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

    В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого дома, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

    Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

    Большинству родителей рано или поздно приходится отдавать своего подросшего ребенка в детский садик. Конечно, для пап и мам эта ситуация очень волнительна. Ведь в жизни их чада грядут существенные перемены. В течение нескольких последующих лет это дошкольное учреждение должно стать практически вторым домом для их малыша, и поэтому столь важно, чтобы он как можно быстрее привык к новым условиям и смог легче адаптироваться к изменившимся требованиям. С какими проблемами при этом сталкиваются дети и их родители, и как сделать так, чтобы этот период для всей семьи прошел как можно мягче?

    Понятие адаптации

    Под этим термином понимают процесс приспособления индивида к новым условиям, а также к новой для него окружающей среде. Существенные изменения, происходящие в жизни любого человека, в том числе и малыша, оказывают непосредственное влияние на его психику.

    Что же представляет собой адаптация детей в детском саду? В первую очередь это период, требующий от ребенка больших энергетических затрат. В результате этого происходит перенапряжение детского организма. Кроме этого, адаптация детей в детском саду представляет собой привыкание к существенным изменениям жизненных условий, в числе которых:

    • отсутствие папы, мамы и других близких родственников;
    • появление необходимости в соблюдении четкого дневного распорядка;
    • сокращение количества времени, которое будет уделено конкретному малышу, ведь в группе находится от 15 до 20 детей;
    • необходимость в подчинении требованиям чужих для него взрослых.

    Основные факторы привыкания

    Период адаптации ребенка к детскому саду у всех малышей протекает по-разному. Так, некоторые из них привыкают к новым условиям сравнительно легко. В этом случае адаптация детей при поступлении в детский сад длится всего от одной до трех недель. Другим же крохам намного сложнее. Их адаптационный период растягивается на пару месяцев. Только после этого тревожность маленького человечка может существенно снизиться. Если же процесс адаптации детей к детскому саду не завершен и по истечении этого периода, то тогда родителям потребуется обратиться за консультацией к специалисту-психологу. Что же оказывает непосредственное влияние на успешность этого процесса? Специалисты выделяют ряд факторов, которые стоит рассмотреть подробнее.

    Возраст ребенка

    Очень часто молодые мамы стремятся пораньше выйти на работу. Это решение вынуждает отдать малыша в детский сад уже в два года, а то и раньше. Но стоит заметить, что подобный шаг является очень сложным для ребенка. Ведь в раннем возрасте он пока еще не может полноценно взаимодействовать со своими сверстниками.

    Разумеется, каждый маленький человек является яркой индивидуальностью. Однако большинство психологов придерживаются мнения о том, что оптимальным возрастом для начала посещения ДОУ является 3 года. Объясняется такой вывод так называемым кризисным периодом первых лет жизни. Когда малышу исполнится 3 года, адаптация ребенка в детском саду уже сама по себе становится намного легче. Ведь к этому времени у детей снижается уровень психологической зависимости от мамы и повышается самостоятельность. Именно поэтому им гораздо проще расстаться с близкими людьми на несколько часов.

    Почему же не стоит торопиться с оформлением ребенка в ДОУ? Например, если ребенку 2 года, то адаптация к детскому саду у него будет происходить, скорее всего, тяжело. Ведь формирование привязанности к маме и отношений между детьми и родителями заканчивается лишь по достижении крохой трехлетнего возраста. Именно поэтому в 2 года продолжительная разлука с близким человеком, скорее всего, вызовет у малыша нервный срыв и нарушит базовое доверие к миру.

    Не стоит сбрасывать со счетов и большую степень самостоятельности трехлеток. Как правило, в этом возрасте детки уже умеют ходить на горшок и пить из чашки. Некоторые из них даже делают попытки самостоятельно одеваться. Все эти навыки и облегчают адаптацию детей в детском саду.

    Состояние здоровья

    Достаточно тяжело проходит период адаптации ребенка к условиям детского сада, если у него имеются серьезные хронические заболевания, например, диабет, астма и т.д. Сложности к привыканию в этом случае объясняются особенностями организма и повышенной степенью психологической связи с близкими людьми.

    То же самое можно сказать и о тех детках, которые болеют часто и подолгу. В этом случае для успешной адаптации ребенка в детском саду потребуются особые условия в виде сниженных нагрузок и наблюдения медицинского персонала. Специалисты рекомендуют отдавать таких малышей в ДОУ как можно позже. Ведь основная проблема адаптации ребенка к детскому саду - это его здоровье, а в младшей группе у малыша наблюдается следующее:

    • проявляется сниженный иммунитет;
    • растет восприимчивость к инфекциям;
    • повышается эмоциональная лабильность, выражающаяся в периодах плаксивости;
    • возникает несвойственная для маленького человечка агрессивность, активность или, наоборот, медлительность.

    Собирая документы в детский сад, родители обязательно должны пройти со своими малышами медосмотр. Пугаться этой процедуры не нужно. Напротив, мамы и папы еще раз могут посоветоваться с врачами по поводу того, каким образом их чаду пережить предстоящую адаптацию детей в детском саду с минимальными потерями для здоровья.

    Уровень психологического развития

    Успешному прохождению периода адаптации ребенка к детскому саду может воспрепятствовать отклонение от средних показателей познавательного интереса. Причем в этом случае свою негативную роль порой играет как задержка в психическом развитии, так и одаренность.

    При первом варианте понадобится применение особых коррекционных программ. Они позволят восполнить имеющиеся пробелы в знаниях, а также повысить у ребенка познавательную активность. Если в ДОУ для таких деток созданы все благоприятные условия, то уже к школьному возрасту они могут догнать своих сверстников.

    Психологическая адаптация детей в детском саду сложна и если они являются одаренными. Дело в том, что у таких малышей уровень познавательной активности значительно выше, чем у ровесников, при этом они способны испытывать некоторые сложности в коммуникации и социализации с одногруппниками.

    Контакты со сверстниками

    Адаптация в детском саду предполагает значительный рост уровня социализации. Малышам приходится много общаться со сверстниками, а также с незнакомыми им взрослыми. При этом психологи отмечают особенности адаптации детей к детскому саду. Быстрее всего к новому обществу привыкают те малыши, у которых круг социального окружения не ограничивается только родителями и бабушками. Если дети редко контактируют со своими сверстниками, то к изменившимся условиям они будут привыкать очень сложно. Здесь скажутся их еще слабые навыки коммуникации и, кроме того, неумение разрешить конфликтные ситуации. Все это непременно вызывает рост тревожности и является основной причиной нежелания посещать садик.

    Во многом данный фактор адаптации детей раннего возраста в детском саду зависит от педагогов. Воспитатель, умеющий наладить хороший контакт с ребенком, значительно ускоряет процесс привыкания к необычным условиям.

    Особенности поведения

    Порой период адаптации детей в детском саду пугает родителей настолько, что они начинают считать, что этот «ужас» не закончится никогда, и что их ребенок посещать ДОУ просто не сможет. Однако пап и мам беспокоят, как правило, те особенности поведения их чада, которые являются типичными для абсолютного большинства малышей, проходящих данный этап своей жизни. И не стоит родителям при этом думать, что только их ребенок не может посещать ДОУ, а остальные детки ведут себя лучше. Это далеко не так. Рассмотрим самые распространенные изменения, которые можно наблюдать в поведении ребенка при адаптации к условиям детского сада.

    Эмоции

    Как проходит адаптация ребенка в детском саду? На начальном этапе посещения ДОУ у него очень сильно выражены различные отрицательные эмоции в виде плача и хныканья. Особенно ярким становится проявление страха. Кроха всем своим поведением показывает, что ему страшно. Он боится воспитателя и того, что его мама за ним никогда не вернется. Проявляется у ребенка в этот период и гнев. Он вырывается, не давая себя раздевать, и даже способен ударить близкого человека, который собирается оставить его в группе. Порой у таких деток проявляются депрессивные реакции. Они становятся заторможенными, и кажется, что эмоции у них отсутствуют вовсе.

    Среди особенностей саду выделяется отсутствие положительных эмоций, что особенно ярко проявляется в самые первые дни. Малыши очень расстроены расставанием с привычной средой и с мамой. Ребенок может и улыбаться. Однако это, как правило, реакция на новую игрушку или веселую игру.

    Родителям предстоит набраться терпения. Как бы это ни было тяжело, стоит помнить о том, что на смену негативным эмоциям обязательно придут позитивные. Они и укажут на завершение адаптации ребенка младшей группы в детском саду. Плакать же при расставании с мамой ребенок может еще долго. Однако подобное проявление эмоций вовсе не указывает на то, что его привыкание к новым условиям идет плохо. Если кроха способен успокоиться уже после нескольких минут после того как мама ушла из группы, то тогда можно считать, что все в порядке.

    Коммуникабельность

    Первые дни адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду проходят со снижением их социальной активности. Даже те малыши, которые отличались общительностью и оптимизмом, становятся беспокойными, замкнутыми и напряженными. Взрослым, наблюдая за детьми, нужно иметь в виду, что 2-3-летние крохи играют только рядом, но не вместе. В таком возрасте еще не получила свое развитие сюжетная игра с вовлечением в нее нескольких участников. Именно поэтому родители не должны расстраиваться, если их малыш не взаимодействует с другими. Об успешном прохождении процесса адаптации в этом случае можно будет судить по взаимодействию ребенка с воспитателем. Малыш должен откликаться на просьбы взрослого и следовать распорядку дня.

    Познавательная активность

    На начальном этапе данный фактор у деток, пришедших в ДОУ, как правило, снижен или вовсе отсутствует из-за имеющих место стрессовых реакций. Порой ребенка перестают интересовать даже игрушки. Он стремится посидеть в стороне, чтобы лучше сориентироваться в новой обстановке. И только постепенно в процессе адаптации малышом начнется освоение пространства группы. Он совершает «вылазки» к игрушкам, постепенно они становятся более смелыми и частыми. После этого у ребенка начнут возникать познавательные вопросы, которые он станет задавать воспитателю.

    Навыки

    В начале посещения детского садика на малыша окажут свое влияние новые для него внешние воздействия. Из-за этого некоторые детки на время утрачивают навыки самообслуживания, в числе которых - умение пользования ложкой, горшком, носовым платком и проч. Если успешно будет проходить адаптация детей в детском саду, родителям будет приятно видеть, что их кроха не только вспомнил все забытое, но и научился чему-то новому.

    Речь

    В период адаптации словарный запас некоторых детей может значительно истощиться. При этом в нем станут появляться «облегченные» варианты слов и предложений. Родителям не стоит волноваться по этому поводу. С течением времени речь ребенка не только восстановится, но и значительно обогатится. Для этого нужно только набраться терпения и подождать окончания периода адаптации.

    Двигательная активность

    При приходе в ДОУ одни детки становятся чересчур активными, а другие - «заторможенными». В этот период перемены затрагивают и их домашнюю деятельность. Хороший признак успешного прохождения адаптации - восстановление нормального двигательного поведения как в садике, так и вне его стен.

    Сон

    Ребенок, оставленный родителями на дневной сон, засыпать в первые дни будет плохо.

    Малыш либо будет вскакивать, либо просыпаться с плачем. Беспокойным время отдыха крохи станет и дома. И только после завершения периода адаптации все обязательно придет в норму.

    Аппетит

    На начальном этапе, когда ребенок только начал посещать ДОУ, он не будет стремиться к еде. Снижение аппетита при этом связывают с непривычной для крохи пищей, а также со стрессовыми реакциями. Как понять, что процесс адаптации проходит успешно? На это укажет восстановление аппетита маленького человечка. И если даже он будет съедать не все, все же он начнет кушать.

    Изменение в состоянии организма

    Нередко детки начинают болеть уже в первый месяц своего посещения детского садика. Ведь процесс адаптации сопровождается понижением сопротивляемости еще не окрепшего организма разнообразным инфекциям. Конечно, многие мамы надеются, что привыкнуть к изменившимся условиям их ребенок сможет уже после нескольких дней посещения ДОУ. Однако не стоит торопить время. Психологами и врачами выделено 3 степени адаптации деток к ДОУ. Среди них:

    • легкая, которая длится от 15 до 30 дней;
    • средняя (период 30 до 60 дней);
    • тяжелая (от 2 до 6 месяцев).

    Рассмотрим каждую их этих степеней подробнее.

    Легкая адаптация

    При данной степени привыкания малыша к новым условиям, его поведение по всем основным показателям приходит в норму уже на протяжении одного месяца посещения ДОУ. Посещать садик для него вовсе не трагедия. Он приходит в свою группу радостно и спокойно.

    При легкой степени адаптационного периода аппетит у малышей снижается умеренно и уже через неделю вновь приходит к своей норме. Быстро у таких деток восстанавливается и сон. Для этого достаточно 1-2 недель. Незначительным в таких случаях является и снижение иммунитета. Уже спустя 2-3 недели он полностью приходит в норму.

    Средняя адаптация

    Такая степень привыкания к ДОУ проходит значительно дольше и сопровождается значительными отклонениями. Сон и аппетит у таких малышей восстанавливаются лишь к середине 2-го месяца их пребывания в садике. Активность крохи при этом снижается. У него появляется эмоциональная подавленность, которая порой сопровождается нарушением стула, появлением потливости, а также темных кругов под глазами. В случае прохождения ребенком адаптации в ее средней степени, у него довольно часто возникают ОРВИ, которые, к тому же, протекают, значительно тяжелее. Проходят подобные симптомы к концу 2-го месяца.

    Тяжелая адаптация

    Данная степень привыкания вызывает особую тревогу. Она сопровождается длительными болезнями, имеющими тяжелое течение, сильным снижением аппетита, а также подавлением эмоциональной и физической активности. Подобные симптомы ярко свидетельствуют о том, что защитные силы малыша не справляются с возникшими условиями и не способны предохранить его организм от различных инфекционных факторов новой среды.

    Серьезные стрессы и ослабление иммунитета оказывают негативное влияние на психическое и физическое развитие ребенка, а также на его эмоциональное состояние. Кроха начинает отказываться от приема пищи, от общения и игр.

    Фазы адаптации

    Об окончании периода привыкания к условиям ДОУ можно судить по тому моменту, когда отрицательные эмоции ребенка меняются на положительные, и при этом восстанавливаются все регрессирующие функции. При этом ребенок во время утреннего расставания уже не плачет и идет в группу с желанием. Он все охотнее взаимодействует с воспитателем, откликаясь на его просьбы, следует всем требованиям режима, ориентируется в группе и даже имеет любимые игрушки и занятия.

    Проведение комплексных исследований учеными разных стран позволило выделить три фазы (этапа) адаптационного процесса:

    1. Острая. Она сопровождается самыми различными колебаниями в психическом статусе и в соматическом состоянии. Прохождение данной фазы вызывает снижение веса, появление частых респираторных заболеваний, ухудшение аппетита, а также регресс в развитии речи. Длительность данной фазы составляет приблизительно один месяц.
    2. Подострая. Для этой фазы характерно адекватное поведение малыша. Все сдвиги в его поведении начинают уменьшаться и происходят только в отношении отдельных параметров. При этом отмечаются замедленные темпы развития ребенка, особенно психического. Длительность данного этапа составляет 3-5 месяцев.
    3. Фаза компенсации. Для нее характерно ускорение темпа развития малыша. Уже к завершению учебного года детки преодолевают подобную задержку.

    Наиболее тяжелым для малыша является первый этап. Именно поэтому его и называли острой фазой. Но родителям стоит иметь в виду, что все протекают у детей сугубо индивидуально. Если малыш много и с радостью говорит о детском садике и спешит туда, считая, что у него очень много дел и друзей, то можно считать, что период привыкания уже завершен.

    Предварительная подготовка

    Как минимизировать время адаптации детей в детском саду?

    Консультация для родителей позволяет мамам и папам заранее подготовиться к этому важному в жизни их чада событию. Специалисты при этом советуют:

    1. Перестать волноваться. Возникшая у родителей тревога проецируется на ребенка. Не стоит также обсуждать с малышом возможные осложнения его посещения детского садика. Психологи рекомендуют родителям не вдаваться и в другую крайность. Ведь некоторые мамы и папы рисуют ребенку идиллические картинки его пребывания с детками в садике. Лучше всего, если взрослые займут позицию осознанной необходимости.
    2. Откорректировать режим малыша. Его необходимо перестроить так, чтобы ребенку было несложно просыпаться за час-полтора до того времени, когда нужно будет выходить из дома. Детей, которые уже не спят днем, необходимо приучить хотя бы лежать в постели.
    3. Приучить ребенка в одно и то же время ходить в туалет по-большому. Причем это должен быть период не с 11 до 13 ч, когда детки выходят на прогулку. По-маленькому малыш должен приучиться ходить в туалет не в тот момент, когда уже очень-очень хочется, а заранее.
    4. Приблизить меню ребенка к детсадовскому. При этом родителям необходимо устранить перекусы, которые их малыш требует до или после основных приемов пищи. Для этого специалисты рекомендуют на некоторое время снизить калорийность блюд. Это и приведет к улучшению аппетита. Но если ребенок продолжает отказываться съедать все побыстрее и оставляет пищу на тарелке, то необходимо поговорить с воспитателем, чтобы тот проявил терпение и был мягким с малышом в этом вопросе. Ведь нередко проблемы с едой становятся основной причиной того, что детки отказываются идти в садик.
    5. Проводить закаливающие процедуры. Самым простым и эффективным способом при этом станет хождение босиком. Летом оно должно быть по земле, а зимой - в помещении. Подобное мероприятие позволит укрепить иммунную, а также нервную систему. Большую пользу в деле закаливания принесут водные процедуры. Специалисты советуют родителям не ограничивать пребывание малыша в воде и не слишком контролировать ее температуру. Также следует постепенно приучать кроху к холодному питью, чтобы ему можно было без проблем для здоровья давать кефир, молоко и соки прямо из холодильника. С точки зрения температурного контраста полезным будет и употребление мороженого.
    6. Приучать к тому, что мама может отлучиться. Для этого психологи рекомендуют создавать такие ситуации, когда ребенок сам попросит близкого ему человека на время уйти. Например, для того, чтобы подготовить для мамы сюрприз или подольше поиграть с друзьями. При этом уходя надолго, следует просить ребенка проследить за порядком в доме и дать ему какие-либо поручения, которые он должен выполнить к маминому возвращению. При встрече малыша нужно обязательно расспросить, как прошел его день, и похвалить за успехи.
    7. Проследить, каким образом малыш играет со сверстниками. Дело в том, что взаимоотношения между детьми в этом возрасте находятся на стадии формирования. У ребенка, которого родители отдали в детский сад, этот процесс значительно ускоряется. Именно поэтому родителям следует обратить внимание, подходит ли их чадо к играющим детям. Если ему это сложно, то мамам и папам нужно научить его это делать. Малыш должен уметь здороваться с детьми, предлагать им принесенные игрушки, просить поиграть с ними и правильно реагировать в случае отказа, находя при этом компромиссны вариант.
    8. Приучить малыша выносить во двор только те игрушки, которые он готов дать друзьям. Если он будет брать с собой только самого любимого мишку и не станет ни с кем делиться, то скоро прослывет жадиной и останется в одиночестве.

    Помощь мамы

    В процессе адаптации близкие люди должны создать для малыша в доме самую бережную обстановку, которая будет щадить нервную системы крохи, работающую в этот период на полную мощность.

    Кроме этого, мамам нужно говорить в присутствии ребенка о воспитателе и о детском саду только хорошее. И это даже несмотря на некоторые имеющиеся недовольства. Ребенку, который уважает воспитателей, всегда легче адаптироваться к новым условиям.

    Кроме этого, в выходные дни родители не должны менять режим своего чада. Конечно, поспать утром ему можно немного дольше, но при этом не особенно сдвигая весь распорядок дня.

    Не стоит также отучать детей, проходящих адаптацию к детскому саду, от «дурных» привычек, к примеру, от соски. Это позволит не перегружать нервную систему крохи, которая и так чересчур напряжена.

    Мама в такой сложный для малыша период следует быть терпимее к его капризам. Причина их возникновения - перегрузка НС. Проявившего недовольство кроху следует обнять, помочь ему успокоиться и переключить на другую деятельность.

    В садик можно дать из дома игрушку. Лучше, если она будет мягкой. В этом возрасте для крохи знакомая игрушка будет заместителем мамы. Прижимая к себе мягкую частичку дома, малыш быстрее успокоится в незнакомой для него обстановке.

    Когда ребенок впервые оформляется в детский сад, доктор обычно пишет в карте: ожидается период адаптации средней тяжести. Что же такое - период адаптации в детском саду?

    Период адаптации в детском саду — это время, в течение которого ребенок привыкает к новым условиям жизни: ежедневному посещению детского сада.

    Именно в течение первого месяца от начала посещения детского сада большинство детей (90%), заболевают ОРВИ. Через месяц ребенок считается адаптировавшимся к посещению детского сада. На самом деле, продолжительность периода адаптации у каждого ребенка своя, индивидуальная. Одни дети привыкают к садику быстрее, другие медленнее. Третьи вообще наотрез отказываются от посещения детского сада. Или болеют так часто и долго, что маме приходится сидеть с ребенком дома или искать ему няньку.

    Стресс

    В период адаптации в детском саду ребенок испытывает стресс. Он неожиданно для себя остается в детском саду среди других детей, с незнакомой тетей, в чужой обстановке. Любимая мамочка вдруг куда-то уходит. Отсутствие рядом мамы - главный стрессорный фактор для ребенка. Особенно, если раньше он с ней никогда не расставался. Чем младше ребенок, тем труднее объяснить ему, почему мама уходит и оставляет его с тетей. Но, поскольку вариантов у ребенка нет, ему приходится приспосабливаться к новым условиям жизни.

    Привыкание происходит не сразу. Поэтому получается, что ребенок испытывает длительный стресс. Который, как всем известно, действует на весь организм. Причем, особенно сильно на слабые места этого организма. Поэтому, все хронические заболевания в первые месяцы посещения детского сада могут обостриться.

    С другой стороны у ребенка резко расширяется круг общения. Он внезапно оказывается в группе из 20-30 детей и нескольких воспитателей. У каждого из них своя, новая для ребенка микрофлора. Которая может вызвать заболевание в его ослабленном стрессом организме. Иммунитета к этим микробам у ребенка пока еще нет. У кого-то из детей окажется не долеченным насморк - в результате во вновь сформированной группе возникает вспышка ОРЗ.

    Добавляются и другие факторы: перегревание и переохлаждение, отказ от еды в детском саду, не засыпание в детском саду, запоры (намеренная задержка стула) — все это способствует развитию простудных заболеваний у детей.

    Когда лучше отдать ребенка в садик

    На сегодняшний день дети обычно впервые идут в детский сад в возрасте от 1,5 до 4х лет. Четких рекомендаций, когда ребенку лучше пойти в садик, не существует. Но рекомендуется отдать ребенка в садик до 5- 6 лет. Чтобы он получил навыки социального общения со сверстниками, которые не могут дать ему родители.

    Если ребенок до 1 года идет в садик

    • Ребенок адаптируется легче, т.к. у него еще нет выраженной эмоциональной привязанности к родителям. И в садике он быстрее привыкает к сверстникам и воспитателям. В дальнейшем он будет легче, чем другие адаптироваться к новым условиям жизни.
    • Такой ребенок в дальнейшем может оказаться не способным к длительной эмоциональной привязанности к родителям, жене, детям.
    • У такого ребенка еще не сформирована иммунная система. А начало посещения садика для большинства детей совпадает с прекращением грудного вскармливания. Такие дети первый год будут часто болеть.

    Если ребенок идет в садик в 2-3 года

    Это самый частый возраст, когда дети впервые идут в садик. И одновременно самый сложный для ребенка с психологической точки зрения, потому что

    • У такого ребенка еще нет потребности общения со сверстниками. Ему вполне хватает домашнего общения.
    • Дети нуждаются в близком общении с родителями, и в персональном внимании.
    • Дети боятся незнакомых людей и необычных ситуаций.
    • Для мальчиков до 3х лет очень важна эмоциональная связь с матерью.
    • У таких детей значительно более зрелая иммунная система. И меньше риск частых простудных заболеваний.
    • Они уже владеют некоторыми навыками самообслуживания. Чем больше этих навыков, тем лучше для ребенка.

    После 3х лет

    • Дети нуждаются в общении со сверстниками, взрослыми, в расширении круга общения.
    • Постепенно исчезают детские страхи, боязнь незнакомых людей и новой обстановки.
    • Дети владеют навыками самообслуживания.
    • Достаточно сформирована иммунная система.

    Как же помочь ребенку быстрее адаптироваться

    Начнем с самых простых способов

    Научить

    Чем больше ребенок будет уметь делать сам, тем легче ему будет в садике.

    Хорошо, если он умеет сам пить из чашки и есть ложкой - не будет сидеть за столом, ждать, когда его накормят и нервничать, или не откажется совсем есть в садике, потому, что воспитатели не умеют кормить, да еще и развлекать, так как мама. Ребенок будет сытым и спокойным, а не голодным и капризным.

    Сам одевается и раздевается - не будет ждать своей очереди, чтобы его одели на прогулку или раздели после нее - не перегреется.

    Сам пользуется унитазом, садится на горшок или хотя бы просится на него - не будет ходить в мокрых штанах или намеренно задерживать стул.

    Чем лучше ребенок разговаривает - тем легче ему общаться с детьми и воспитателями - выражать свои желания. Нужно познакомить ребенка с другими детьми, а заодно и с их родителями - расширять круг общения.

    Надо гулять там, где много детей, учить ребенка не бояться их и не обижать других, а играть с ними. Можно погулять на территории садика, объяснить ребенку, что скоро он будет сюда ходить каждый день, рассказать, что он будет делать в садике. Гулять на территории садика вечером, чтобы ребенок видел, как родители забирают детей.

    Нужно сделать режим ребенка максимально приближенным к расписанию садика. Вставать утром пораньше, завтракать, обедать спать и полдничать, как в садике, между завтраком и обедом выйти погулять.

    Ознакомиться с меню садика и максимально приблизить к нему рацион питания ребенка.

    Укрепить здоровье

    Питание ребенка должно быть полноценным. Содержать достаточное количество белков, жиров, микроэлементов и витаминов: все эти вещества участвуют в образовании антител, а значит укрепляют иммунитет. Поэтому в питании ребенка обязательно должны быть мясо, морская рыба, молоко (кефир), яйца, творог; свежие овощи и фрукты; растительное и сливочное масло.

    Чаще всего дети идут в садик в августе-сентябре. А лето самое лучшее время для закаливания: полезно много гулять, делать воздушные ванны, ходить босиком, купать ребенка в открытых водоемах.

    Ребенок, который впервые идет в детский сад, должен быть здоров, а если у него есть хронические заболевания - они должны быть в состоянии ремиссии.

    Лучше, если ребенок пойдет в садик не в сентябре, а в мае, июне или хотя-бы в начале августа. Тогда начало посещения садика не совпадет с ухудшением погоды и началом волны ОРЗ. Тогда ребенку будет легче адаптироваться к садику и не заболеть.

    Обязательно организовать ребенку постепенное привыкание к садику. Многие родители торопят события, стараются скорее оставить ребенка в садике на весь день - это увеличивает риск срыва адаптации и развития заболеваний.

    Адаптация может быть легкая, длительностью до 1 месяца

    • 3-4 дня прогулки на детской площадке с группой,
    • еще 3-4 дня посещение группы до обеда вместе с мамой,
    • затем неделю пребывание ребенка в группе до обеда,
    • затем еще на неделю добавить сон в детском саду,
    • и, наконец, оставить ребенка в садике на полный день.

    В случае адаптации средней тяжести ребенок испытывает стресс и все периоды увеличиваются.

    При тяжелой адаптации процесс затягивается до полугода и дольше, ребенок начинает непрерывно болеть.

    В таком случае лучше прекратить посещение садика на год, укрепить здоровье ребенка, а через год начать посещение садика снова.

    • Пугать и наказывать ребенка садиком: (Вот пойдешь в дет.сад, там тебя научат, как надо себя вести),
    • Плохо говорить о воспитателях при ребенке,
    • Приучать еще к чему- то новому или отучать от чего-то, возлагать на ребенка новые обязанности,
    • Резко менять режим дня во время болезни, по праздникам, в выходной.
    • Папе отводить ребенка в садик. Обычно к папе ребенок привязан меньше, поэтому с ним легче расстаться. Кроме этого, рекомендуется не затягивать процедуру прощания.
    • Договариваться с ребенком, когда Вы его заберете и стараться не опаздывать.
    • Давать с собой первое время любимую игрушку или мамино фото, так малышу будет комфортнее.

    К сожалению в период адаптации в детском саду ребенок сталкивается с разными проблемами, главная из них: от этой и подробнее поговорим в следующих статьях.

    О том как оформить ребенку медицинские документы читайте

    Читайте в этой статье:

    Адаптация и отрицательные эмоции

    У многих молодых родителей срабатывает стереотип, что как только ребёнку исполнилось три года, его пора отдавать в садик для тренировки общения, а родителям вновь нужно возвращаться на работу. Но частенько родители сталкиваются с тем, что через неделю ребёнок начинает капризничать и устраивать истерики , не желая по утрам отправляться в садик. Он обещает маме хорошо себя вести и во всём слушаться, лишь бы его оставили дома. Воспитатели жалуются на ребёнка, рассказывая, что он ни с кем не играет, не бегает, не веселится, не проявляет интереса к игрушкам, а целый день сидит и грустит. Каждый раз бросается к двери, когда кто-то приходит, ожидая своих родителей. Зачастую ребёнок начинать терять уже приобретённые ранее навыки самостоятельности, чаще страдает недержанием мочи, начинает хуже говорить, не ест и плохо спит. Именно так проявляется период адаптации к детскому саду.

    Рассмотрим подробнее состояние ребёнка в период адаптационного стресса .

    Первое – это отрицательные эмоции , которые присутствуют у всех привыкающих к детскому саду детей, даже если период адаптации проходит быстро и гладко. Степень проявления может быть разной. Едва заметное испорченное настроение и настоящая депрессия, когда малыш воспринимает нахождение в детском саду как заточение. Подавленность ребёнка проявляется в том, что он может часами сидеть с отсутствующим видом, не желая есть или играть. Эта депрессия также характеризуется неожиданными вспышками активности и агрессии по отношению к окружающим. Всё внимание ребёнка в это время сосредоточено на ожидании родителей, на приходящих людях, дверях. Обманутые ожидания могут вызвать плач и истерику. Потом ребёнок вновь впадает в безучастное состояние.

    В первое время после начала посещения детского сада, когда ребёнка отвлекают новые игрушки, он может проявлять заинтересованность и «забывать» о своём горе, но в последующие дни, когда малыш уже всё изучил, его эмоции вновь сосредотачиваются на негативных впечатлениях. Он может постоянно хныкать, либо плач может проявляться приступами.

    Частенько дети, находящиеся во власти отрицательных эмоций, плачем поддерживают всех расстроенных расставанием с родителями новичков. Известен также феномен плача «за компанию». Самым стойким и длительным проявлением депрессии является хныканье.

    Эмоциональное состояние ребёнка в период адаптации

    Второе , что постоянно испытывает ребёнок в период адаптации, – это страх . Нет ни одного ребёнка, который бы ни разу не испытывал его во время привыкания к детскому саду. Страх вызывает новая обстановка, воспитатели, другие дети и самое основное – предположение малыша, что родители не придут вечером, бросив его в детском саду навсегда.

    Третья частая реакция при адаптации – это злость, гнев . Ребёнок может вести себя агрессивно, протестуя против наступивших в его жизни изменений, и бросаться на каждого, кто подойдёт к нему. При этом поводом для злости может стать любой пустяк.

    Чем легче проходит процесс адаптации, тем быстрее и чаще ребёнком начинают овладевать положительные эмоции. Радость и смех - особенно хорошие признаки того, что конец привыкания не за горами.

    Четвертое – социальные контакты . Чем более общителен от природы ребёнок, тем более быстрой будет его адаптация. Общительность может полностью исчезнуть в первые дни посещения детского сада. Через какое-то время она постепенно вернётся, но сначала ребёнок сам начнёт проявлять инициативу в общении с другими взрослыми. Обычно это обращения к воспитателям с просьбой отвести домой. Как вариант ребёнок может просить хотя бы предоставить ему отдельную комнату без других детей, с которыми он ещё не хочет дружить и общаться. Переломный момент наступит, когда ребёнок установит контакты со сверстниками из группы. Дружба поможет привыканию быстрее завершиться.

    Также в период адаптации к детскому саду у ребёнка может поменяться мимика и взгляды, манера движений. На это тоже необходимо обращать внимание.

    Пятое , что необходимо выделить в состоянии эмоций адаптирующегося ребёнка, - это любопытство и жажда знаний . Под воздействием стресса познавательная деятельность угасает вместе с положительными эмоциями. В возрасте трёх лет ребёнок активно познаёт мир через игру. Поэтому, оказавшись в детском саду, малыш перестаёт тянуться к игрушкам и играм с ровесниками. Возвращение познавательной активности означает постепенное «выздоровление» от стресса.

    Шестое – это социальные навыки . Психика малыша испытывает такое давление, что в первые дни после начала посещения дошкольного учреждения он может разучиться о себе заботиться. Из-за этого ребёнок может стать объектов насмешек со стороны других детей и вызвать недовольство воспитателей. Ребёнок может временно разучиться самостоятельно есть, умываться, мыть руки, одеваться и раздеваться, пользоваться салфеткой и носовым платком, может забывать говорить «спасибо» и «пожалуйста». Когда стресс от адаптации исчезнет, малыш вспомнит все забытые навыки.

    Седьмое – речь . От стресса и эмоциональных перегрузок ребёнок может забыть многие слова. В его речи начинают превалировать глаголы, существительных и прилагательных становится гораздо меньше. Малыш начинает говорить односложными предложениями, кратко, конспективно. При более лёгкой адаптации речь практически не меняется, но тяжёлое привыкание отказывает влияние на процесс говорения. И даже при лёгкой адаптации ребёнок не может в это время запоминать достаточное для его возраста количество новых слов.

    Восьмое – двигательная активность . От стресса малыш становится или слишком медлительным, или слишком быстрым. Необходимо быть внимательным и не спутать активность, обусловленную врождённым темпераментом, и нездоровую активность – следствие стресса.

    Девятое – сон . В первое время ребёнок совершенно не может уснуть днём. Часто он сидит на кровати и плачет. Потом с течением времени постепенно малыш начинает забываться беспокойным сном с частыми пробуждениями. Спокойный нормальный сон приходит только после закончившейся адаптации.

    Последнее – аппетит . Под воздействием стресса ребёнок может почти полностью отказываться от еды в детском саду. Изредка возможна обратная ситуация: резкое усиление аппетита и обжорство. Чем больше ребёнок привык и освоился, тем больше его аппетит возвращается к обычной норме.

    Не пугайтесь, если в процессе адаптации ребёнок похудеет. Освоившись, он вернёт себе потерянный вес и будет в дальнейшем набирать его в процессе роста и развития.

    Иногда также во время адаптационного периода у ребёнка без всяких простуд повышается температура.

    Адаптация – это очень сложный и тяжёлый для детского организма и детской психики процесс. Переживаемый маленьким человеком стресс затрагивает жизнедеятельность и в той или иной мере нарушает нормальную работу всех основных систем человеческого организма. Неудивительно, что сильно страдает иммунитет, естественная защита ребёнка от болезней уменьшается, и он подвержен частым простудам. Болезни прерывают процесс адаптации ребёнка к детскому саду, и после выздоровления, к сожалению, он начинается заново.

    Вред яслей и раннего посещения детского сада

    До трёх лет посещение детского сада принесёт ребёнку только вред , который будет тем сильнее, чем меньше возраст малыша. Причины этому следующие.

    Физиологическое и психологическое развитие ещё не позволяет маленькому человеку расставаться с матерью без вреда. На стресс, вызванный посещением яслей, организм ребёнка отреагирует невротической реакцией. Развитие ребёнка, который ходит в ясли, будет резко заторможено – настолько, что родители даже не будут уверены, что оно ещё продолжается. Оно будет продолжаться, но очень-очень медленно.

    Также необходимо отметить, что дети, посещающие ясли, хуже развивают свои речевые способности . Это связано с тем, что они много общаются со сверстниками, с такой же неразвитой речью, и очень мало – со взрослыми людьми, от общения с которыми могли бы увеличить свой словарный запас. Умение выражать свои мысли словами недостаточно развивается при раннем помещении ребёнка в детский сад или ясли. Также в результате того факта, что молчавший до этого времени ребёнок был вынужден заговорить в стрессовых для него условиях, вырабатывает у него соответствующее отношение к словесному общению. Речь понимается ребёнком как средство спасения, а не как средство коммуникации.

    Если маленький ребёнок много времени проводит вне дома, нарушается его глубокий контакт с семьёй, что повлияет на общение с родителями в дальнейшей взрослой жизни человека. С 2 до 3 лет дети должны научиться свободно общаться со своими родителями, свободно составлять целые фразы и предложения. Дети, которых до 3 лет отдали в детский сад, склонны утаивать свои переживания , они неохотно в будущем делятся ими с родителями. Они учатся держать всё в себе в детском саду. Такие дети обычно не могут описать, что они чувствовали и о чём переживали в детском саду в течение прошедшего дня.

    3-4-летним детям очень тяжело даётся общение с коллективом сверстников . Эти малыши уже умеют играть вдвоём, но игра в группе для них сложна и почти невозможна без примера и обучения педагогов. Частенько третий малыш ломает или портит то, что построили или сделали двое играющих. Он просто не знает, куда себя деть и как органично влиться в игру товарищей, поэтому таким образом выражает протест против своего отсутствия в игре. Это вызывает слёзы, драки и не учит детей уважать друг друга. Они начинают считать, что правда за тем, кто сильнее или хитрее.

    Детский сад до трёх лет или ясли благотворен только для детей из неблагоприятных асоциальных семей , детей с тяжело больными родителями , со специфическими болезнями или с крайне негативными домашними бытовыми условиями .

    Причины стресса у ребёнка

    Стресс в период адаптации вызван разлукой с родителями . Ребёнок может воспринимать её как предательство, как признак ненужности и свидетельство того, что его бросили, отдали чужим тётям. К тому же ребёнок не знает, как вести себя в новых условиях, он переживает, что его действия не будут одобрены окружающими детьми и воспитателями, что над ним будут смеяться. Страх потери, страх неизвестности и страх неодобрения вызывает сильный стресс.

    Тяжёлая и длительная адаптация у детей, постоянно прерываемая болезнями, может даже никогда не закончится или занять целые месяцы. Если в детской поликлинике врачи прогнозируют Вашему ребёнку тяжёлую адаптацию, то лучше отдать его в детский сад не в три года, а позже, когда он немного подрастёт и научится лучше приспосабливаться.

    Не стоит забывать и о трёхлетнем кризисе развития маленького человека. Именно в три года ребёнок осознаёт себя как личность и пытается показать это окружающим. Переживание этого кризиса обостряет чувствительность ребёнка, поэтому наложившаяся адаптация ещё больше усугубляется. Многие дети не выдерживают подобного «двойного груза», и их психика «даёт сбой», вызывая нервный срыв. Преодолеть тяжёлую адаптацию к детскому саду ребёнку должны помочь совокупные усилия родителей, воспитателей и педиатров в поликлинике.

    Степень тяжести адаптации

    Многие родители задаются вопросами: все ли дети обречены на страдания, вызванные тяжёлым адаптационным периодом? Нет, не все. У некоторых детей адаптация к детскому саду проходит быстро и легко, занимая пару недель. Ребёнок не болеет, поведение его меняется совсем чуть-чуть и ненадолго, не вызывая беспокойства его родителей.

    Также адаптация может быть не лёгкой или тяжёлой, а «средней». Она занимает обычно больше месяца и сопровождается периодическими болезнями малыша. Болезни оканчиваются без осложнений, отличаясь по этому признаку от болезней, сопровождающих тяжёлое протекание адаптации. Здесь существенную помощь может оказать следование врачебным рекомендациям по закаливанию детей и укреплению их иммунитета.

    Родителям следует помнить, что дети, пережившие тяжёлую адаптацию к детскому саду, как правило, долго и болезненно привыкают в дальнейшем к школе.

    Факторы риска

    Существуют факторы риска , увеличивающие вероятность проявления тяжёлой формы привыкания к детскому саду. При наличии нескольких неблагоприятных факторов начало посещения дошкольного образовательного учреждения желательно отложить.

    Первая группа факторов риска относится к дородовому периоду . Это токсикозы во время беременности; заболевания, перенесённые матерью, пока она носила ребёнка под сердцем (обострение хронических заболеваний и инфекционные болезни); также в эту группу относится приём во время беременности лекарств, курение матери, стрессы и конфликты, перенесённые ею (не важно, в семье или на работе), употребление алкогольных напитков, работа на потенциально вредном производстве и предприятиях. Также имейте в виду, что частое употребление алкогольных напитков отцом перед беременностью матери тоже является фактором риска развития осложнённой формы адаптации в будущем у ребёнка к детскому саду.

    Вторая группа факторов риска относится к самому процессу родов . Это всевозможные осложнения, возникшие при родах, родовая травма у ребёнка, перенесённая им асфикция, операции, проведённые хирургами при родах. Также сюда же относится несовместимость резус-фактора крови матери и ребёнка.

    Третья группа факторов относится к послеродовому периоду . Это недоношенность ребёнка и, как ни странно, переношенность, масса тела при рождении более 4 килограмм. Также сюда относятся частые болезни ребёнка на первом месяце жизни, курение и употребление алкогольных напитков матерью во время кормления грудью. Искусственное вскармливание – это тоже риск. Обратите внимание на пассивное курение матери в период грудного вскармливания. Если члены семьи курили при кормящей матери или ребёнке, это может отразиться на его нервной системе и затруднить процесс адаптации к детскому саду. Частые инфекции ребёнка до трёх лет, наличие таких заболеваний как рахит, анемия, паратрофия, гипотрофия, диатез, хронические заболевания малыша (порок сердца, пиелонефрит и прочие) относятся к факторам риска. Сюда же нужно добавить неудовлетворённость и депрессию матери, плохие материальные и бытовые условия жизни, отсутствие процедур закаливания, проводимых с ребёнком, задержка его нервного или психического развития. Станет фактором риска отсутствие возможности общения у ребёнка с ровесниками и взрослыми людьми, отличия в режиме дня дома и в детском саду, неблагоприятный эмоциональный климат в семье, ругань и конфликты родителей. Риском является жизнь ребёнка в неполной семье, а также если ребёнок первенец или вообще единственный в данной семье.

    Как видим, большинство рисков идёт либо от болезней , либо от неправильного поведения родителей до и после рождения ребёнка. Неправильное воспитание маленького человека тоже относится к факторам риска. Есть внушать ребёнку, что он кумир и принц и все перед ним всегда будут склоняться, выполняя любые его капризы, то малышу тяжело придётся в детском саду. Обратный случай с излишне строгим воспитанием ребёнка тоже относится к факторам риска.

    Часть факторов имеет необратимый характер , и родители никак не могут изменить их . В частности, это факторы, связанные с течением беременности и родами. Однако кое-какие факторы нейтрализовать семье под силу. Например, исключить курение в квартире, начать закаливать ребёнка, скорректировать домашний режим в соответствии с режимом детского сада, нехватка общения со сверстниками и взрослыми людьми, погрешности воспитания малыша, неблагоприятная атмосфера в семье. Чем раньше Вы устраните эти факторы, тем легче и быстрее ребёнок сможет адаптироваться к детскому саду.

    Чем можно помочь ребёнку, чтобы облегчить привыкание ? Необходимо с самого раннего возраста тренировать у малыша адаптационный механизм, готовить его к тому, что однажды ему придётся менять поведенческую модель. Нужно заранее проконсультироваться у участкового врача, насколько тяжёлой ожидается адаптация у ребёнка, и начинать подготовку.

    Воздержитесь от нелестных высказываний в адрес детского сада или воспитателей в присутствии ребёнка. Устраните, насколько это возможно, факторы риска, увеличивающие вероятность тяжёлого периода адаптации. Проводите назначенные врачом оздоровительные мероприятия. В детский сад ребёнка направляйте, только если он здоров. Во время кризиса трёх лет постарайтесь не начинать посещения детского сада.

    Не поленитесь заранее узнать расписание режима дня в детском саду, чтобы загодя обеспечить ребёнку такой же. Обязательно занимайтесь закаливающими процедурами. Выберете детский сад по месту жительства, чтобы не возить далеко ребёнка и чтобы он мог там встретить знакомых по детской площадке ребят. Загодя познакомьте ребёнка с воспитателями и детьми из детского сада, куда он собирается пойти.

    Создавайте у ребёнка положительные ожидания от ещё незнакомого ему детского сада. Расскажите заранее, как ему обращаться и заговаривать с воспитателями, как общаться с детьми в трудных ситуациях, что делать, если его бьют или обижают, и прочее. Ни в коем случае не пугайте малыша садиком, нельзя, чтобы он считал посещение детского сада наказанием. Расскажите любимому чаду, почему ему необходимо посещать детский сад, обязательно отметив, что он уже достаточно взрослый для такого серьёзного дела. Расскажите ему о предстоящей временной разлуке, подготовьте, чтобы потом это не стало шокирующей новостью.

    Дома не забывайте приучать ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию. Перед посещением детского сада не нервничайте сами, так как Ваша тревога легко передастся малышу. Договоритесь на работе о таком графике, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада не оставлять его там на целый день, пораньше забирать домой. Начните посещение садика с четверга. Двух дней до выходных ребёнку будет более чем достаточно. За субботу и воскресенье он сможет обдумать новый полученный опыт. Если на следующей неделе ребёнку будет слишком тяжело, постарайтесь его оставить дома в среду.

    В отличие от школы в детском саду отсутствуют каникулы. Однако малыши испытывают в детском дошкольном учреждении иногда даже большую нагрузку, чем школьники. Это обусловлено в первую очередь их возрастом и большим, по сравнению со школой, временем пребывания в садике. Поэтому самостоятельно запланируйте ребёнку каникулы – неделю или две раз в два-три месяца, когда ребёнок сможет посидеть дома и отдохнуть от товарищей и игр.

    Постоянно твердите ребёнку, что Вы его любите и дорожите им, как и раньше, что ничего не изменилось. При этом следите, чтобы в семье была благополучная психологическая обстановка. Если есть какие-то проблемы между супругами или с Вашими родителями, примите решение на семейном совете отложить их решение на несколько месяцев. Вы взрослые люди, сможете подождать и потерпеть, чтобы не нанести ребёнку психологической травмы на всю жизнь. Кардинальные перемены в жизни, например рождение братика или сестры, а также развод родителей, переезд и даже переселение ребёнка в другую комнату лучше не совмещать со временем начала посещения детского сада. Ребёнок ещё только начинает свой жизненный путь, и для него такой поток новых впечатлений и информации может быть губителен.

    Выспрашивайте ребёнка, как прошёл его день в саду. При этом задавайте простые вопросы (Что было на обед? Во что вы играли? Чему вас учила воспитательница?). Если Вас что-то напугало в рассказе ребёнка, сдержите себя и не выдайте своих эмоций, оставайтесь спокойными. Многим детям очень тяжело рассказывать о проведённом дне, особенно если у них сложилось негативное впечатление о детском саду.

    После прихода из детского сада можете сделать для ребёнка расслабляющую ванну примерно на полчаса. Ребёнок смоет с себя микробы и грязь, которые могли пристать к нему во время игр и прогулки, а также успокоится и расслабится.

    Будьте особенно внимательны и терпеливы с ребёнком в период его адаптации к детскому саду, щадите его испытывающую гнёт стресса нервную систему. Старайтесь меньше позволять ребёнку смотреть телевизор, не ходить в кино и цирк, в гости. Все эти действия создают дополнительную нагрузку на нервы, которая в данный период ребёнку противопоказана.

    О особенностях индивидуальности и характера малыша сообщите врачу и воспитателям как можно раньше.

    Не балуйте ребёнка, не кутайте его слишком сильно в детский сад, не наказывайте его за капризы, пока он испытывает стресс. Не обращайте внимания на его выходки. Следите, чтобы по выходным дням режим дома оставался таким же, как в садике. Если заметите изменения в его обычном поведении, тут же обращайтесь к психологу и детскому врачу.

    При нервном срыве оставьте ребёнка на несколько дней дома, выполняя все рекомендации врача.

    Родители часто жалуются на то, что после первых недель посещения детского садика их малыши очень меняются, делаются агрессивными и неуправляемыми. Как же помочь ребенку адаптироваться к детскому саду, новому этапу в его жизни?

    Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина такого его поведения – усталость. Раньше окружение малыша было ограничено членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить целый день в большой и шумной компании. Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей – основные источники напряжения для крохи. Кроме того, дома он живет по одним правилам, а в садике они в большей или меньшей степени отличаются от домашних. И каждый день ему приходится переключаться то на ваш стиль общения, то на стиль общения воспитателей. Разумеется, заботливым родителям нужно смягчить ту травмирующую ситуацию, которую испытывает ребенок, и помочь ему адаптироваться, снять напряжение после пребывания в детском саду.

    ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

    Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

    Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

    Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

    Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

    Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

    Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

    Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

    Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.

    Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

    Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

    Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.

    Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?

    Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.

    АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ: РЕЖИМ

    Нередко трудности адаптации к детскому саду бывают вызваны тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму. Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это, безусловно, дополнительный стресс. Узнайте режим вашего садика и начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка. Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш впервые окажется в саду. Ребенку будет от этого только лучше, ведь все детские сады функционируют в одном режиме, рекомендованном педиатрами и детскими неврологами.

    АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: СПАТЬ ПОРА

    Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью. Длительное недосыпание нередко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания, памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот, вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не должна превышать 6 часов.

    АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ!

    Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.30 утра происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна, то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен. Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного понежиться в постели до полного пробуждения.

    Одеваемся

    Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна быть новой и дорогой. Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное напряжение. Время, проводимое ребенком в группе в первые недели, следует увеличивать очень постепенно, возможно, вначале по началу стоит оставлять только до обеда. Увеличить время пребывания можно только при хорошем эмоциональном состоянии ребенка.

    АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: ТЫ УЖЕ БОЛЬШОЙ!

    Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки. Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, – обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о такой необходимости.

    Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в незнакомом коллективе.

    Максимум внимания

    Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально бережно относиться к малышу. Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой, принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен впечатлениями, следует щадить его нервную систему.

    По возвращении домой из садика часто бывает, что ребенок засыпает раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему необходимо больше отдыхать для восстановления сил. Если вы пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить. Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с другими детьми. Если ребенку не удается поспать в тихий час, то это нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у воспитательницы, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько.

    АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ: НИКАКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

    Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент, чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку. После возвращения домой малыш ужинает и занимается тихими играми: ему надо успокоиться, а возможно, даже побыть наедине с собой.

    Ребенок целый день не видит родителей. Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном. Другой, напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную историю.

    Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой. Это поможет перестроиться с детского сад на домашнюю обстановку. Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его, ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла малейшая неприятность.

    Не пугайте садиком

    Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.

    ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

    Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.

    Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».

    Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.

    Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.

    Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

    Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.

    Ваш ребенок пришел в детский сад

    Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.

    Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.

    Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.

    Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему ребенка! Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.

    Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!