• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Маленькие детки — маленькие бедки. Не раз слышала такое высказывание от родителей. Даже если дети еще маленькие, проблем с ними бывает ох как много. И одна не очень приятная ситуация возникла с моим ребенком. Он вдруг стал кусать своих сверстников в детском саду. Я испугалась и сразу решила обратиться к компетентному специалисту. Оказалось, не все так страшно. Главное, вовремя обратить внимание на тревожные сигналы подобного рода.

    Почему маленькие дети кусаются: изучаю причины

    Малыши могут кусаться по многим причинам. Этого не надо пугаться. Однако желательно побыстрее начать отучать их от подобного занятия.

    Рассматривая жизнь ребенка, можно выделить два периода. Неумышленный (от 5 месяцев до 1,5 лет) характеризуется неосознанным поведением. И у мышленный период , от 1,5 лет до 3 и старше, когда малыш уже осознает характер своих поступков.

    С 5 до 7 месяцев причинами кусания могут быть болевые ощущения. Так, детки часто испытывают дискомфорт во рту, возникают проблемы с животиком либо прорезываются зубы. В этом возрасте объектами покусывания становятся родители и другие родственники.

    В возрасте 8-14 месяцев дети кусаются, пребывая в сильном возбужденном состоянии. Ребенок уже начинает общаться со своими сверстниками, кусает их и остальных людей, находящихся рядом с ним.

    В 1,5-3 года причиной кусания окружающих обычно является раздражение, а также желание держать под контролем действия другого человека. Теперь агрессия направлена в основном на знакомых детей, все реже покусанными становятся родители.

    У детей старше 3 лет причиной кусания становится ощущение своей беспомощности или сильного испуга. Так, например, у моей подруги сын кусал других детей в процессе игры. Она его сразу показала врачу, и совместными усилиями проблема была быстро решена.

    Кусание для маленьких детей — это нормальное явление. Но есть ряд случаев, когда обязательно нужно показаться врачу. И это ситуации, когда:

    • ребенок кусается часто и не обращает внимания на замечания родителей;
    • малышу уже 3 года, а он продолжает кусаться;
    • наносит ранения своими укусами;
    • кусается в порывах злости или когда хочет любыми способами заполучить нужную ему вещь;
    • укусы сопровождаются совершением других агрессивных действий.

    Если у ребенка наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных признаков, не стоит надеяться на «авось», мол, с возрастом все пройдет. Ведь след в психике остается на всю жизнь. Поэтому первоочередная задача, которая стоит сейчас перед родителями, заключается в поиске хорошего специалиста.

    Многие родители воспринимают кусание как баловство, очередную шалость. Маленький, вырастет и поймет, что так делать нельзя. Это не так безобидно, как выглядит на первый взгляд.

    Поведение детей в большей степени связано с взаимоотношениями родителей и родственников в семье. Дети, как копирка, повторяют все за взрослыми. Скандалы, крики, слезы, агрессивное поведение — все это становится причиной появлений такой привычки.

    Если укусил, нужно спокойно объяснить, что так делать нельзя, человеку больно. При этом лучше вести диалог, спросить, может, ребенок о чем-то хочет сказать или попросить. Необходимо дать понять, что его любят и прислушиваются к просьбам.

    И, конечно, любой разговор лучше заканчивать выводом. Например, скажите: «Так делать нехорошо, мне больно, я огорчаюсь, когда ты так делаешь». Главное, установить доверительные, уважительные отношения, тогда можно будет избежать многих проблем.

    Почему ребенок кусает себя?

    Когда ребенок делает себе больно, это серьезный повод для беспокойства. Потенциальных причин может быть много. Необходимо вспомнить, когда именно началось отклонение в поведении, какие события этому предшествовали. Может, крохе уделялось мало внимания, он тем самым выражал свою агрессию. Или он чем-то расстроен. В любом случае, желательно уделять малышу больше внимания, читать сказки. И важно останавливать его, когда он причиняет себе боль. Также нужно ненавязчиво показать, что причинять боль и бить себя недопустимо.

    В малом возрасте отклонения в поведении проходят также внезапно, как и появляются. Но, если ребенок продолжает кусать себя, лучше обратиться к специалисту.

    Почему дети кусаются в детском саду?

    Я не любила детский сад, у меня никогда не было желания туда идти. Посещала я его совсем немного, благо, моим воспитанием занималась бабушка. Но для детей быть в коллективе очень важно. Ведь они могут показать себя, общаться со сверстниками, получать уникальный опыт, который пригодится в жизни.

    Как быть тем родителям, чьи чада кусаются в садике? Надо помнить, что ребенок — это такое существо, для которого есть либо правда, либо ложь, хорошо или плохо, замечательно или ужасно. Все это сопровождается у него сильным выражением эмоций. Дети острее чувствуют все происходящее, поскольку нет той защиты и спокойствия, которые дома обеспечивают родители. В восприятии крохой окружающего мира большую роль играет воспитатель. Он должен показать другие способы выражения эмоций, понаблюдать за кусающимся малышом, помочь родителям бороться с этой вредной привычкой.

    Как отучить ребенка кусаться: эти способы помогут

    Способов отучить немало. Мой семейный психолог дал мне целый ряд советов.

    Что делать категорически нельзя?

    Ни в коем случае нельзя наказывать за укусы. Может получиться обратный эффект.

    Малыш чувствует, что ему запрещается это делать, и назло всем будет дальше продолжать кусаться. Лучше действовать следующим образом. На укус реагировать резко, без злости и агрессии. Отвечать твердо, что нельзя, мы не кусаемся. Доходчиво объяснить, почему категорически нельзя причинять боль другим, рассказать, как по-другому выражаются чувства, например, словами.

    Только это нам помогло отучить детей кусаться

    Увы, но и мой сын кусался в садике. Помню тот день, когда воспитательница сообщила мне эту новость. Я очень расстроилась, но сразу поспешила к врачу на консультацию. И не пожалела. Ведь получила тут советы относительно того, как победить эту плохую привычку.

    Я с ребенком старалась беседовать спокойно. От наказаний за укусы отказалась. Понимала, что негатив, идущий от меня, ничему хорошему не научит, лишь только усугубит ситуацию. Приходя домой, мы садились напротив друг друга, я в доверительной беседе рассказывала, почему нельзя кусаться, объясняла, что своими действиями он причиняет боль другим, а это недопустимо. Главное, показать недовольство поступком, а не самим ребенком. Поверьте, это очень важно для малыша, ведь он — личность.

    Также мы начали усиленно заниматься упражнениями для развития речи. Чем быстрее кроха научится хорошо говорить, тем быстрее будет самостоятельно выражать свои эмоции словесно. Вредная привычка уйдет сама собой.

    И еще я стала добавлять в рацион больше твердых продуктов в виде овощей и фруктов (морковь, яблоки). Малыш кусает эту пищу, и ему уже не так сильно хочется кусать еще что-то.

    Мне понадобился 1 месяц, чтобы полностью отучить сына кусаться. Я могу с уверенностью сказать: нет непонятливых детей, есть лишь ленивые родители, которые не хотят делать лишних движений. Многие списывают на то, что «они же маленькие», хотя это глупая отговорка для ничегонеделания. Ребенок — это такой же человек, хоть и намного младше нас. С ним надо разговаривать, вести диалог, объяснять, где черное, а где белое. Именно тогда в его психике сформируются основы поведения, которые обязательно пригодятся во взрослой жизни.

    Для каждого ребенка первый поход в детский сад – огромнейший стресс, ведь с этого момента малыш вынужден делать первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. В садике ребенок приобщается к социуму, учится контактировать со сверстниками, жить в коллективе, познает навыки поведения в социуме. Но далеко не всем детям легко влиться в новые условия жизни. Некоторым малышам настолько некомфортно, что свои негативные ощущения они проявляют самым необычным, несколько жестоким способом. Например, ребенок начинает кусаться. Причем «кусачесть» может проявляться только, когда кроха посещает садик, но чаще подобное поведение прослеживается и дома, а вот в саду оно достигает своего «апогея». Но почему ребенок кусается в детском саду? Какова причина этого типа детской агрессии? Как решить проблему без вреда для детской психики?

    Причины детской «кусачести»

    Если речь идет о детях в возрасте до 3 лет, то, как утверждает психолог, кусать других он может из-за банального неумения выражать свои эмоции, любовь, или же у него просто растут зубки. Поведение ребенка, который кусается в возрасте от 3 лет, нормой назвать нельзя. Что же нужно делать в этом случае? Первое действие – найти причину такого поведения. Второе – решить проблему, опираясь на советы психолога, так как «кусачесть» детей – это чаще психологическая проблема.

    Внимательно наблюдая за малышом, который начал кусаться дома или в садике, достаточно легко определить причину его агрессивного поведения.

    Причина Описание Что делать?
    Плохой пример Дети часто подражают не только взрослым, но и сверстникам. Поэтому, если в детском саду кто-то из детей кусает ровесников, ваш малыш вполне может перенять эту манеру защиты или агрессии. Ни в коем случае не ругать ребенка. Нужно в дружелюбной форме объяснить, что кусаться нельзя, что таким образом малыш делает больно своим друзьям. А подражать плохим поступкам – значит, стать хулиганом, а не порядочным человеком.
    Защитная реакция Ребенок может начать кусаться, если его часто обижают в детском саду – отбирают игрушки, толкают, не берут к себе в игру. Поскольку дети в возрасте 3 лет еще неспособны разобраться в сложившейся ситуации из-за отсутствия жизненного опыта и недостаточного развития психоэмоциональной сферы, на обиду они отвечают укусом. Объяснить, что отвечать на обиды кусанием нельзя. Научить контактировать с детьми, делиться игрушками. Если возникают ситуации, когда малыша обижают, научить просить помощи у взрослых, решать конфликт не зубками, а речью.
    Недостаток внимания Ребенок может кусаться в детском саду, если родители уделяют ему мало внимания, мало проводят с ним времени. Кусая других детей, он привлекает внимание взрослых и сверстников, и в эти моменты ему абсолютно все равно, чье и какое оно: положительное или отрицательное. Главное то, что его заметили. К тому же в силу своих возрастных особенностей ребенок плохо понимает, что своими действиями он делает кому-то больно. Больше времени проводите с ребенком: играйте, читайте книги, гуляйте на улице, рисуйте, лепите, разговаривайте, в конце концов! Обнимайте своего малыша, говорите о своей любви, рассказывайте о том, как сильно и долго вы его ждали, целуйте, хвалите, поддерживайте.
    Доказательство собственной значимости Попадая в детский сад, где все чуждо и рядом нет родных, которые защитят и пожалеют, ребенок начинает кусаться, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Желание стать лидером настолько бывает сильным, что малыш попросту не может контролировать его. Поэтому и пытается «подчинить» сверстников достаточно агрессивным методом. Объяснить посредством ролевых игр, что искусанным быть очень обидно, и вряд ли таким способом он добьется расположения со стороны сверстников.
    Чувство тревоги Кусать других детей (и даже взрослых) ребенок может потому, что ему некомфортно в условиях, где он пребывает в данный момент, или ему страшно, он чувствует себя беззащитным и одиноким. Следует окружить ребенка еще большей заботой и любовью, по возможности дать больше ему личного пространства. Если чувство тревоги у крохи возникает во время адаптации к детскому саду, разрешите взять ему с собой любимую игрушку.
    Неурядицы в семье Частые ссоры родителей, их развод и конфликты нарушают душевное равновесие ребенка. В ответ на семейные неурядицы ребенок начинает кусать сверстников, взывая таким способом о помощи. Постарайтесь наладить обстановку в семье. Если и происходят какие-либо конфликтные ситуации, старайтесь их решать в отсутствие ребенка.
    Агрессия со стороны родителей Причем не всегда это побои и крики. Некоторые родители угнетают своих детей чрезмерной строгостью, множественными запретами, авторитаризмом, неуважением. Поэтому у малышей возникает ответная реакция – кусать других, так как морально повлиять на обидчиков он не может. Начните работу с себя. Пересмотрите воспитательные методы, будьте мягче, уважайте мнение своего ребенка, пересмотрите запреты.
    Как средство коммуникации Ну кто из родителей ни разу не покусывал крохотные пяточки или бока своего малыша?! А ведь мы так проявляем свою любовь к детям. И если делать это часто, впоследствии кроха может определить для себя эти действия, как выражение положительных чувств – дружбы, уважения, любви, привязанности. Не позволяйте себе кусать ребенка, даже играя. Невинная игра может обернуться серьезной проблемой.
    Гиперактивность Чрезмерно активные дети чаще норовят укусить своих сверстников, нежели малыши с нормальной активностью. Гиперактивные дошкольники часто не успевают в течение дня использовать накопившуюся энергию, которая впоследствии находит выход через кусания. Распланируйте день ребенка так, чтобы на шалости у него не оставалось времени. Больше гуляйте на улице, обеспечьте ему больше подвижных игр, запишите в спортивную секцию. Однако активность лучше планировать на первую половину дня. После обеда должны преобладать спокойные занятия – рисование, лепка, чтение, конструирование.
    Усталость Далеко не каждый ребенок может выдержать продолжительный шум, гам, большое скопление людей в одном помещении. От такой суеты спокойные дети (или же, наоборот, нервозные) быстро устают. Психологи утверждают, что укусы в таком случае – это скрытая просьба малыша оставить его в покое, поскольку он слишком устал. Если видите, что ребенок устал, - не трогайте его, обеспечьте ему отдых.

    Каждую из причин можно определить внимательным наблюдением за ребенком. Если малыш в это время посещает детский сад, попросите педагогический коллектив проследить за вашим крохой, в каких ситуациях он начинает кусать сверстников, что способствует такому его состоянию. Со своей стороны начните уделять малышу больше внимания, интересуйтесь его жизнью, успехами, чаще обнимайте и говорите, как сильно он вам дорог.

    Милая шалость или серьезная болезнь: где грань?

    Несвоевременная борьба с милой детской привычкой может обернуться тяжкими последствиями – серьезной психической болезнью, самостоятельно справиться с которой невозможно. В дошкольном возрасте с «кусачеством» бороться легче – ребенок подрастает, взрослые прививают ему правильные нормы поведения, он многое понимает и умеет контролировать свои эмоции.

    Однако если ребенок продолжает кусаться, поступив в школу, психологи позволяют себе назвать такое поведение следствием психической болезни. Привычка кусаться со временем не пройдет, а, наоборот, будет только развиваться. Так ребенок превратится из милого «кусаки» в ущербную личность с девиантным (нетипичным, ненормальным для социума) поведением. На помощь школьнику могут прийти психолог, невролог и психиатр. Но даже врачам будет сложно решить проблему ребенка, ведь главной причиной прогрессирования детской агрессивности и жестокости является полная уверенность в безнаказанности.

    Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом взрослые должны оставаться максимально спокойными, терпеливыми и доброжелательными. Любое проявление агрессии, раздражительности и озлобленности все старания сведет на нет.

    1. Не умиляйтесь и не поощряйте ребенка улыбкой или смехом, если он кого-то укусил.
    2. Не кусайте ребенка даже во время игр.
    3. Научите малыша добиваться желаемого другими альтернативными методами – словами, жестами.
    4. Учите кроху делиться со сверстниками игрушками, сладостями. Хвалите за то, что он предлагает угощения другим.
    5. Разыграйте конфликтную ситуацию, в которую попал ранее малыш, на примере игрушек: «Две козочки столкнулись на мосту. Что они будут делать – бодаться, кусаться? А может лучше уступить дорогу?».
    6. Если проблема заключается в недостатке родительского внимания, найдите возможность проводить с ребенком больше внимания: сходите в парк, посетите спектакль, детскую игровую площадку и пр.
    7. Если ребенок кусается из-за того, что ему страшно или он не уверен в себе, подбодрите его, похвалите, разговаривайте со своим малышом.
    8. Если причина «кусачести» в неспокойной обстановке детского сада, лучше перевести кроху в другое учреждение.
    9. Подавайте своему крохе хороший пример: не ругайтесь в его присутствии, не сквернословьте. Помните, что дети очень быстро перенимают поведение взрослых и подражают им.
    10. Если проблема не исчезает, следует обратиться за помощью к специалистам.

    Реакция родителей на «кусачесть» ребенка должна основываться на причинах такого поведения. Главное спокойно и сдержанно реагировать на агрессию малыша и не оставлять решение проблемы «на потом», ведь «потом» может быть поздно. Берегите своих детей!

    По мере того, как ребенок взрослеет, он активно начинает изучать окружающий мир. При этом задействуются все органы чувств, в том числе вкус. Нередко дети тянут в рот различные предметы, грызут игрушки, предметы и даже кусают родителей и других детей. И в отношении укусов зачастую среди родителей и специалистов возникает больше всего споров. Как относиться к укусам, если «пострадавшие» - это родители, старшие дети или чужие малыши на детской площадке, карапуз в детском саду, можно ли ругать детей, когда они кусаются, достигнув возраста 1-2 лет?

    Почему дети кусаются?

    У карапузов первых двух лет жизни нередко возникает дурная привычка – они кусают родителей или других малышей. Подобное поведение может привести к конфликтам на детской площадке либо трениям в группе детского садика, а также стать неприятным фактом для самих родителей, которые могут пострадать от детских зубов.

    Попытки разговоров зачастую в этих случаях не помогают, а телесные наказания – это не выход из ситуации, зачастую они могут провоцировать только усиление привычки . Как нужно поступать в таких ситуациях, почему у детей возникает подобный стиль поведения, о чем он свидетельствует?

    Специалистами выделяется несколько причин подобного поведения детей, начиная от физиологических, заканчивая эмоциональными и психическими расстройствами:

    • физиологический возрастной период , когда возникает желание кусаться. Он возможен у детей после 5-6 месячного возраста, что связано с вполне объяснимыми обстоятельствами. У детей зудят десны и , что приводит к набуханию и дискомфорту. Облегчить его может прикусывание разных предметов, пальцев во рту, маминых рук или груди, прорезывателей и всего, что попадется под руку. Это желание на уровне инстинктов, и ребенок обычно не отдает себе отчета в своем поведении. В среднем, пик подобных проблем приходится на период от 9-10 месяцев до полутора лет, по мере того, как прорезывается большая часть зубов.
    • эмоциональные переживания у детей после года . Желание кусаться в этом периоде возникает уже вполне осознанным актом. Малыш еще маленький, чтобы словами высказать свои проблемы и переживания, при этом у него возникает целая палитра чувств по отношению к окружающим. Особенно обостряются попытки кусаться в периоды стрессовых ситуаций или переживаний, ярких впечатлений. Тогда ребенок использует самое доступное из своих «оружий» - зубы, чтобы спустить пар и продемонстрировать свои эмоции.
    • особенности поведения . В возрасте примерно полутора-двух лет дети могут реагировать таким образом на сильные и травмирующие ситуации. Это могут быть резкая смена обстановки, начало посещения садика, переезд на новое место, появление в семье новых членов. За счет подобного поведения дети обычно прощупывают дозволенные границы, пробуют манипулировать другими людьми – детьми или взрослыми. Зачастую попытки ребенка кусаться в детском саду – это своего рода борьба за лидерство, установление своих порядков в коллективе .
    • расстройства психики . В некоторых случаях упорные попытки кусаться, которые не устраняются и после 2-3 лет, могут быть одним из симптомов психических патологий. При таких проблемах дети не перестают кусаться и в старшем дошкольном возрасте. В таких случаях необходим совет невролога и психиатра.

    Дети кусаются не потому, что им это доставляет удовольствие, они пытаются своим поведением донести до окружающих имеющиеся у них проблемы. Кусаться пробуют все малыши, но для многих слово «нельзя» быстро очерчивает рамки дозволенного. Если ребенок, зная о запретах, продолжает так делать – ищите проблемы!

    Если ребенок делает это еще и с негативными эмоциями, яростью или злостью – возможно, нужна помощь психолога, это могут быть очень глубокие и травмирующие ситуации и причины.

    Категории детей, которые часто кусаются

    Психологи выделяют несколько категорий детей, которые могут кусаться с наибольшей вероятностью, чем другие категории детей:

    Что делать, если ребенок кусается?

    Способы влияния на подобное опасное поведение и вредную привычку во многом зависят от причины, по которой ребенок стал кусаться. Если это прорезывание зубов грудного малыша, можно применять ему силиконовые прорезыватели и колечки, имеющие охлаждающие жидкости и пупырышки. Их можно приобрести в любой аптеке или магазине, подобрав по размеру и цвету. Можно применять также специальные гели для прорезывания, предварительно обсудив их прием с врачом.

    Если ребенок кусается при кормлении грудью, прикусывая сосок груди, нужно сразу же отнять у него грудь и строго сказать, что маме больно, поэтому кормить она дальше не будет. Так быстро сформируется рефлекс – «кусание-лишение пищи». Тогда попытки кусаться при кормлении грудью прекратятся быстро, так как дети не враги себе и не хотят оставаться голодными, им важно кормление и грудь матери для комфорта в жизни.

    Для детей постарше при кусании нужно увеличить объем физических нагрузок и активность, занять ребенка гимнастикой или зарядкой, отдать малыша на плавание, занять активными играми.

    С эмоциональными детьми нужно вести беседы, объясняя и доводя мысль о том, что нужно показывать свои эмоции и чувства другим образом. Важно с самого раннего возраста выражать любые свои эмоции словами или хотя бы жестами, но не укусами. Важно много говорить с детьми, уделять им время.

    При слабости жевательных мышц, для их укрепления и профилактики кусаний, нужно занять рот ребенка и тренировать мышцы плотной пищей. К ней относят кусочки яблока или моркови, кусочек говядины. Можно надувать шарики или пускать мыльные пузыри.

    В проблемных семьях нужно решать конфликты без ребенка, а при нем постараться вести себя правильно, подавая позитивный пример. Важно устранить из жизни ребенка все негативные факторы, приводящие к стрессу и накоплению агрессии.

    Когда нужна помощь психолога?

    Если родителей настораживает постоянное кусание ребенка, и когда ему более трех лет, а он все еще кусается, стоит обратиться к психологу. Также стоит поступить, если в семье или же детском саду, в коллективе ребенка произошли различные психотравмирующие ситуации, которые повлияли на поведение ребенка.

    Стоит обратиться к специалистам, если ребенок кусается и в его поведении обнаруживаются и другие странности, он агрессивен и жесток к окружающим или себе самому. Также опасно проявление агрессии в отношении игрушек, если они швыряются и ломаются, в отношении животных или родителей, если ребенок плохо спит в ночное время, не может сосредотачиваться на деятельности. Это может быть признаками психических патологий.

    Нельзя ругать ребенка, бить его или наказывать любым способом, пока родители не разобрались в истинных причинах проблемы. Нередко ребенок и не виноват в своем поведении. Нельзя кусать ребенка в ответ, как советуют некоторые «психологи», чтобы он прочувствовал боль. Это может быть воспринято как игра, и тогда ребенок будет кусаться чаще и сильнее. Кроме того, дети берут пример со взрослых, если взрослый кусается в ответ, значит, это можно делать и ребенку.

    Основной задачей родителей является как можно более скорое пресечение укусов у ребенка. Если это ребенок старше года, который уже осмысленно себя ведет и кусается, важно правильное поведение родителей. Отлично работает методика зрительного контакта «глаза в глаза». Важно присесть на корточки после укуса, чтобы уровень глаз совпадал у родителя и ребенка. Важно установить зрительный контакт и не злобно, но твердо сказать, что так никогда и ни с кем делать нельзя. Если ребенок снова пробует кусаться, важно лишить его зрительных контактов, не смотря на него и не обращая малейшего внимания, и показать всем своим видом, что родителям очень неприятно, что ребенок кусается.

    Нужно говорить ребенку, что укусы болезненны, а если ребенок за счет укусов пытается манипулировать родителями, что часто практикуют дети до двух лет, нужно пресекать такое поведение сразу, чтобы порочная практика не закреплялась. Нельзя переводить это в игру или шутку, важно строго сказать о том, что так делать нельзя. Никакие договоры при агрессии ребенка недопустимы.

    Для впечатлительных детей, которые кусаются, неприятным будет факт негативной реакции родителей на укусы, имитация плача . Важно, чтобы ребенок осознал свой поступок, и пожалел укушенного родителя, понял, что сделал больно. Важно описывать ребенку свои ощущения, который связаны с укусами.

    Если ребенок кусается в детском саду, при этом доме ведет себя вполне адекватно, стоит обсудить реакцию с воспитателями . Важно решить, чтобы ребенка не наказывали и не позорили публично, не ругали и не ставили в угол. Нередко это дает обратные результаты и протестное поведение, дети становятся более агрессивными, пытаясь вернуть утраченный авторитет среди ровесников. Важно пресекать укусы, но делать это наедине – один на один.

    Важно ругая малыша подчеркивать, что осуждается поступок ребенка, но не сам малыш, важно привести веские доводы и не опускаться до негативной оценки самого малыша. Сам ребенок хороший и позитивный, но привычка кусаться у него плохая и вредная.

    Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов - очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка - кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом. Родителям стыдно, уговоры на ребенка не действуют. Что же делать в этой ситуации? Как отучить чадо пускать в ход ногти и зубы?

    Почему он это делает?

    Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

    1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
    2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
    3. Поведенческие особенности . С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
    4. Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.

    Кто кусается?

    Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.

    Итак, кто же склонен кусаться?

    • Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
    • Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
    • Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
    • Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
    • Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
    • Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры - явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.

    • Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
    • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
    • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
    • Дети, которым просто нравится кусаться.

    Как бороться?

    Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.

    Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца - прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.

    Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» - кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.

    Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.

    Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».

    Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц - надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.

    С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.

    Когда обращаться за помощью к специалистам?

    На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.

    Часто можно услышать такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?

    Задача родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.

    Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.

    Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

    Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.

    Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас - самый лучший, а вот его привычка кусаться - действительно плохая и вредная.

    Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После каждого инцидента он должен попросить у покусанного им человека прощения.

    Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,- накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход . Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».

    Что делать, если ребенок обижает других детей или кусается, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

    Посмотрите семинар А. Румянцевой, в котором объясняется порядок действий родителей, если их кусает ребенок.

    Если вы мама годовалого малыша, который любит драться, кусаться и проявлять агрессию другими способами, необходимо выяснить причину проблемы. С малышом следует разговаривать, объяснять, что так делать нельзя. Иногда такое поведение сигнализирует о недостатке внимания ребёнку или агрессивном поведении взрослых.

    Все дети развиваются по-разному, и не все малыши являются спокойными и послушными. По мере развития ребёнка, многие родители сталкиваются с проблемой его агрессивного поведения. Внезапно очутившись в такой ситуации, они оказываются не готовы к ней, находясь в затруднении и не зная, как правильно себя вести. Самые частые примеры, когда ребёнок в 1 год щипается и кусается, не реагируя на замечания и уговоры. Что делать с гипереактивным годовалым ребёнком, если его поведение выходит за рамки дозволенного? Следует пересмотреть взаимоотношения в семье, оградить ребёнка от конфликтов, уделять ему достаточное количество внимания и заботы. Регулярное соблюдение этих простых правил обязательно даст нужный результат.

    Если ребёнок в 1 год бьёт себя по голове

    Иногда мамы и папы замечают, как их годовалый ребёнок начинает бить себя по голове или бьётся головой об пол или стену. Подобное поведение свойственно детям, постоянно наблюдающим семейные конфликты. Не имея возможности сказать, он причиняет себе боль, выражая таким способом своё чувство вины и обиды. Родителям следует контролировать своё поведение, не допуская ссор в его присутствии. Если эмоциональный семейный фон стабилен, а удары не прекращаются, следует проследить, успокаивается ли ребёнок, получив внимание или желаемый предмет. Возможно, он просто манипулирует родителями, поняв, что его действия помогают достичь цели. В таком случае не стоит идти на уступки, а проявив волю, дать понять ребёнку, что его ухищрения не сработают. В возрасте года и старше с малышами уже можно договариваться, объясняя ему о том, что хорошо и плохо, и как вести себя нельзя.

    Как отучить годовалого ребёнка драться?

    Многие взрослые, оказавшись в ситуации, когда ребёнок в 1 год дерётся, задаются вопросом: что делать? Совсем недавно он был милым крохой, вызывающим умиление, при попытке ухватить маму за волосы или ущипнуть её. Такие незначительные эпизоды и формируют поведение малыша. Если взрослые не делают замечания по поводу такого поведения или смеются, то не удивляйтесь, что чуть позже малыш станет агрессивным. Постепенно складывается привычка ребёнка к году бить маму по лицу, выражая свои эмоции и желания. Подобное поведение следует пресекать сразу, мягко, но настойчиво перехватывая руку, строгим голосом объяснять, что такое действие недопустимо. Если малыш продолжает упрямиться или игнорировать, нужно спустить его с рук и отойти. Это даст понять, что игра не продолжится, пока он будет вести себя таким образом.

    Что делать, если ребёнок в 1 год кусается?

    Случаи становления годовалого ребёнка агрессивным и кусающим родных, распространены довольно часто. Многим приходится проходить через этот этап развития и недоумённо спрашивать себя: почему ребёнок кусается в 1 год? Причин может быть несколько: болят и чешутся дёсны, попытка привлечь внимание или выразить своё недовольство, забавная реакция взрослых. Задача, как отучить ребёнка кусаться в 1 год, решается просто. Следует придерживаться той же, стратегии, что описана выше. В момент укуса, необходимо снять его с рук, отойти и не продолжать совместной игры, пока он предпринимает попытки укусить. Все члены семьи должны одинаково реагировать на укус, не кричать и уж тем более не пытаться укусить в ответ. Спокойным или слегка строгим голосом необходимо говорить малышу, что кусаться нельзя, что так не ведут себя послушные детки. Нельзя срываться на ребёнка и кричать, если попытки укусить будут появляться вновь. Тем более нельзя малыша бить за этот поступок.

    Опасно ли, если ребёнок 1 год скрипит зубами?

    Скрип зубов можно услышать у малыша, когда ему исполняется годик или чуть позже. Но необходимо помнить, что скрип зубами не направлен на вызывание раздражения родителей. Подобные действия побуждаются:

    • неприятными ощущениями при прорезывании;
    • попыткой изучить зубы;
    • перенапряжением или стрессом.

    Чаще всего малыши скрипят зубами, когда прорезается очередной зубик. Таким образом они пытаются почесать воспалённые десна, чтобы устранить неприятные ощущения. При частом скрипе необходимо показать малыша стоматологу, во избежание формирования неправильного прикуса. Для сохранения целостности зубов необходимо отвлекать его интересным занятием или игрушкой.