• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Проект «Уральские самоцветы» подготовительная группа.

    «На Урале самоцветы, самоцветен весь Урал,

    я хочу, чтобы об этом, ты немного тоже знал»

    Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, родители, музыкальный руководитель.

    Тип проекта: средне-срочный

    Вид проекта: познавательно-творческий.

    Актуальность проекта одним из приоритетных направлении работы ДОУ является развитие интеллектуально-творческого потенциала дошкольников через исследовательскую деятельность. Работая с детьми по ознакомлению с малой Родиной-Уралом, глубже вникая, и любя свой край, дети чаще задают вопросы о горах Урала на прогулках рассматривают разные камни, приносят их из дома находя их вместе с родителями, детям все любопытно и интересно. Могучая цепь гор, прорезает с севера на юг невообразимые просторы страны, это наш Урал. Куда ни посмотри всюду нас окружают великолепные леса, зеркальная гладь воды и синие горы в недрах которых хранятся несметные природные богатства.

    Данный проект дает возможность донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала, знаний о камнях самоцветах. Работа над проектом имеет большое значение для формирования и развития детско-родительских отношений, знакомит детей с природными ископаемыми родного края Уральская земля – богата своей историей, своими мастерами и умельцами, своими писателями-сказителями, камнями – самоцветами.Именно они рассказывают в своих произведениях о жизни нашего края, о его особенностях и традициях.Знакомство с творчеством наших писателей- это основа и фундамент для формирования знании о родном крае.

    П.П.Бажов написал много интересных сказов, которых быль тесно переплетается с вымыслом…Урал – земля занимающая особое место на планете. А сам Бажов самый настоящий культовый писатель, создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий которая оберегает магию места и основных его реалии-Камня,Горы и пещеры...

    Формы реализации проекта: беседы, экскурсии, опыты, продуктивная деятельность, занятия, наблюдения.

    Цель проекта: Развитие интереса к природным богатствам родного края -Уральским самоцветам,дать понятие,что самоцветы это и красивые камни,и народное творчество. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, сформировать представление о родном крае.

    Задачи проекта:

      Познакомить детей с уральскими самоцветами.

      Познакомить детей со сказами Павла Бажова. историей о камнях через легенды.

      Развивать стремление к познанию природных богатств Урала через познавательную исследовательскую и продуктивную деятельность

      Воспитывать любовь к своей малой родине,укреплять интерес к совместной деятельности со взрослыми,сверстниками.

      Развивать первичные навыки дошкольников составлять совместно с родителями презентацию по данной теме.

    ПРЕПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

      Формирование первоначального представления о природе гор, ее недрах, камнях-самоцветах.

      Формирование таких качеств характера которые помогут стать истинными патриотами и гражданами своей Родины.

      Расширение кругозора детей в области знании творчества уральского писателя П.П.Бажова, его сказах как части культуры проживающего на Урале народа.

      Развитие творческих способностей детей, привитие бережного отношения к природе.

      Приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнерских отношении.

      Дети получат элементарные знания о родном крае, о родном городе, появятся новые впечатления и эмоции об окружающем мире, расширится кругозор, овладеют элементарными знаниями о богатствах недр Урала.

    Продукт проекта:

      Занятия НОД

      Выставки рисунков по сказам Бажова.

      Подборка книг и иллюстраций…

      Мини музей камня.

      Презентация отчета «Огневушка поскакушка» Оля Овчарова.

      Макет «Серебряное копытце».

    Взаимодействие с родителями:

      Помощь в организации экскурсии в музей камня.

      Экскурсия в магазин «ОбеРЕЖек»

      Изготовление макета «серебряное копытце».

      Подборка книг и иллюстраций к сказам Бажова.

      С помощью родителей создан мини музей в группе

      Вовлечение родителей в проектную деятельность.

      Информация в родительском уголке по ознакомлению детей с культурой Урала…

      Приглашение родителей на занятие «В гостях у хозяйки Медной горы».

    Познакомятся с народным фольклором и сказами П.Бажова.

      Информационная папка передвижка с иллюстрациями родного края, природы

      Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе по ознакомлению детей с региональным компонентом.

      Формировать интерес родителей, по обогащению знаний детей о родном городе, о том месте, где они живут.

      Способствовать формированию семейных традиций: совместно посещать краеведческий музей, библиотеку, культурный отдых на природе.

    Презентация по сказам Бажова: Огневушка поскакушка, ребенок Оля Овчарова .


    Знакомство с коллекцией камней –самоцветов Уральских недр;

    Украшение для мамы

    - Чтение уральских сказов П.П.Бажова





    Предварительная работа:

    Рисование героев сказов П.П. Бажова

    Беседы Родине, родном крае-Урале.

    Заучивание стихов.


    Оборудование для реализации проекта:


    Шкатулка с ювелирными изделиями.

    Поделки из уральских самоцветов Наборы для наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовок)

    Коллекция камней, выставка рисунков

    Поделки с участием родителей.


    Коллективные работы детей и родителей

    ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    Чтение художественной литературы:

    Сказы П.П.Бажова. Серебрянное копытце, Медной горы хозяйка,Огневушка- поскакушка.

    Стихотворения: «Любимый город», «Уральские горы», Л.В.Логинова «Стоит гора старушка»

    Беседы: «Моя страна – Россия»;

    «Откуда родом камешки»

    «Кому нужны камни»

    «Наш родной город – Реж»;

    «Моя семья»;

    «Наш детский сад»;

    « Природа и быт Урала».

    Рассматривание иллюстраций, альбома,картинок «Животные России»,

    Оформление папки «Драгоценные камни»

    Мультимедийный просмотр –

    «Гора самоцветов.»

    «Огневушка -поскакушка»,

    «Каменный цветок»,

    «Серебрянное копытце»,

    «Хозяйка медной горы».

    Фото отчет проекта, создание мини музея-Уральские самоцветы.

    «Детский сад».

    Слайд – шоу

    «Природные достопримечательности Урала»,

    «Ремесло из камня»

    Художественно - Эстетическое развитие

    рисование:

    «Природа родного края»

    «Хозяйка медной горы»

    «Серебренное копытце»

    Не традиционная техника рисования-водная печать (фактура камня),монотипия.

    Рисование пластилином

    «Животные и птицы»

    «Каменный цветок»,

    Коллективная работа

    «Серебряное копытце» (с использованием бросового материала бумаги картона) «Сад камней», «Бусы для мамы», «Медной горы хозяйка»

    Аппликация:

    «Красивые горы»

    песня «Самоцветы».

    ЛЕГЕНДА О РАДУГЕ

    В давние давние времена сверкала на небе радуга.Вся она была из драгоценных камней. Сияли великолепные бриллианты, огоньками вспыхивали красные рубины, зеленые изумруды, фиолетовые аметисты. Дивным светом переливался этот небесный мост. Но люди не хотели любоваться прекрасной радугой. Топорами, молотками, лопатами стали они разрушать прекрасную радугу, прятать обломки драгоценных камней в мешки и рухнул небесный мост.

    Дорогие камни смешались с пылью и грязью, превратились в ямы и не стало волшебной радуги. Но случилось чудо,один конец радуги не рассыпался,а упал на землю,и там,где он упал, выросли горы. Люди назвали эти горы Уральскими, и вот теперь в глубине Уральских гор хранятся клады драгоценных камней. Но открываются эти камни не всем, а только людям с чистыми руками и добрым сердцем.

    МАЛАХИТ - СИМВОЛ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИИ, ОН ПОМОГАЕТ ОДИНОКИМ ЛЮДЯМ, СЧИТАЕТСЯ СИМВОЛОМ ЖИЗНИ И РОСТА, ЭТО КАМЕНЬ ГАРМОНИИ И ЛЮБВИ.

    ЯШМА-это камень храбрых, послушных, добрых людей.

    Янтарь

    Легенда «Янтарные слезы»

    На берегу моря жил молодой и красивый парень он ловил рыбу и пел песни. А на дне моря жила морская богиня, которую звали Юрата, осердилась Юрате на рыбака, что он пугает ее любимых рыбок. Морская богиня забрала его на дно морское и влюбилась в него, но грозный повелитель богов рассердился и убил рыбача, а Ютаре приковал золотой цепью. Плачет богиня над погибшим рыбаком, а море уносит ее слезы и выбрасывает на берег в виде остывших золотых капель- кусочков янтаря

    Ирина Добрынина

    Проект «Удивительный мир камней »

    1. Тип проекта : познавательный

    2. Признак проекта : экологический

    4. По характеру контактов : дети, воспитатель, родители

    5. По количеству участников : групповой

    6. По продолжительности : краткосрочный (2 недели) ;

    7. Предмет изучения – предметы не живой природы – камни , минералы, кристаллы

    Основные направления проекта :

    Познавательно-исследовательское

    Речевое развитие

    Цель проекта :

    Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей

    Задачи :

    Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов ;

    Развивать познавательную активность в процессе ведения опытно- экспериментальной

    деятельности и чувство взаимопомощи.

    Расширять словарный запас детей,формировать связную речь при составлении описательных рассказов о камнях и минералах

    Поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира.

    Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.

    Актуальность проекта :

    Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах . Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы. А ведь киренский район, Иркутская область богаты различными минералами и полезными ископаемыми (слюда, каменный уголь, песчаник, плитняк, известь и пр.)

    Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

    В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

    Ожидаемые результаты :

    Дети научились различать минералы и кристаллы, уметь называть их особенности; вести лист наблюдения, заполняя знаково-символьным письмом; научились работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом; грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.) ; выращенный кристалл, который поместили в коллекцию, перерастающую в мини-музей;

    Участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада

    План действий :

    1. Постановка цели;

    2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта ;

    3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

    4. Определение направлений познавательной практической деятельности;

    5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности

    План проведения проектной деятельности

    Этапы Совместная работа педагога с детьми Цели и задачи

    1 Информация для родителей о предстоящей деятельности.

    Подбор демонстрационного материала по данной теме.

    Подбор художественной литературы.

    «Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

    «Как живут камни » Е. Чуйко. Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте

    2 Тема : "Удивительные камни "

    Цель : Познакомить детей с разнообразием мира камней . Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

    Тема : «Мы – геологи»

    Цели : развивать тактильные ощущения, познавать "наощупь" свойства вещества : твердость, мягкость, плавучесть.

    Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

    Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

    Тема : «Полезные ископаемые»

    Цели и задачи :

    Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

    Аппликация «Дом мы строим из камней » Цель : познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции

    Рисование по замыслу «Превращение камешков» Цель : учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм . Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

    Чтение художественной литературы

    Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

    П. Бажов «Малахитовая шкатулка» , «Серебряное копытце» , «Хозяйка медной горы»

    Стихи, пословицы и поговорки о камнях . Цель : познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа» , в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

    Просмотр мультфильмов;

    По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок» Цель : Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

    Подвижные игры : «Мы скалолазы» , «Царь горы» , «Найди свой камень» Цель : Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

    Просмотр презентаций : «Мир камней » , «Драгоценные камни » Цель : Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней

    Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

    Что лишнее? "

    - "Найди пару"

    -"Продолжи ряд""

    Настольно-печатные игры

    - «Живая, неживая природа»

    Сюжетно-ролевые игры

    - «В поисках клада» Цель : Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

    3 Оформили мини-музей «Удивительные камни »

    Провели викторину «Что мы знаем о камнях »

    Выставка «Изделия из камня » Цель : Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.






    Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

    Я старалась найти интересную познавательную тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия детей с неживой природой и древней мировой историей каменных изваяний, этнической культурой нашего региона.

    Мы живём в маленьком красивейшем таёжном городке где добывают железную руду, по сути, мы ходим ногами по кладу. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась коллекция из камней. Но со временем она переросла в мини-музей истории древних камней - мегалитов, менгиров Хакасии.

    Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта мини-музей «О чём говорят камни». Знакомство детей с культурой хакасского народа менгирами, разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

    Задачи:

    • Формировать навыки исследовательской деятельности.Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
    • Обогащать словарный запас дошкольников.
    • Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
    • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
    • Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

    Первый этап - подготовительный.

    Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана. Работа с родителями.

    Второй этап - практический.

    Собрали экспонаты для мини-музея, привлекла педагогов и детей других групп. Совместная деятельность осуществлялась через интеграцию образовательных областей. Организация выставки книг: энциклопедий, художественной литературы по теме проекта. Оформление фото альбомов: «Какие бывают камни», «О чем говорят камни». Составление литературного сборника «Сказания о камнях». Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм.

    Третий этап - создание мини-музея.

    • Оформление мини-музея.
    • Представление экспонатов мини-музея детям других групп.

    Четвёртый этап - обобщающий.

    • Создание электронного фотоальбома.
    • Оформление проекта и его презентация на педагогическом совете.

    В результате работы над проектом повысилась познавательная активность у ребят. Они узнали о свойствах камней, их особенностях, значение и применение человеком, о полезных ископаемых России, Хакасии. Дети познакомились с культурой и бытом хакасского народа, выяснили, что хакасы создавали менгиры для проведения ритуальных обрядов, и лечения от различных недугов. Расширился словарный запас дошкольников, ребята научились искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Повысилась степень участия родителей в жизни группы.

    Условия реализации. Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР - ДС «Дельфин» в подготовительной к школе группе под руководством воспитателя данной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

    Тип проекта: творческий, групповой.

    Продолжительность: 4месяца.

    Приложение: Творческий проект «О чём говорят камни».

    Евгения Полякова
    Проект «Удивительные камни»

    Паспорт проекта

    Программное содержание :

    1. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома

    2. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах неживой природы (камнях , свойствами камней , их особенностями.

    3. Учить детей проводить элементарную классификацию по размеру (большой, средний, маленький) ; поверхности (гладкая, ровная, шероховатая) ; температуре (теплый, холодный) ; весу (лёгкий, тяжелый, плавучести (тонет, не тонет в воде) .

    4. Развить у детей умение пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов (оборудование : сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);

    5. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира.

    6. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

    7. Воспитывать аккуратность в работе с материалом, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

    Актуальность проекта

    Огромное значение наряду с игровой деятельностью на протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации играет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

    Важность метода экспериментирования заключается в том, что дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента, опытнической деятельности идет обогащение памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения; дети самостоятельно формулируют выводы.

    Подобные знания являются осознанными и более прочными. Изучением потребностно-мотивационной стороны, предполагающей наличие у человека собственной активности в познании, занимались такие педагогические мыслители, как Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Берлайн Д. Е., Галимузова Л. Н., Князева О. Л. и др.

    Вопросам операционно-техническим, подразумевающим наличие у субъекта определенных умений для выполнения той или иной деятельности, посвящены работы Князевой О. Л., Поддьякова Н. Н., Савинкова А. И.

    Многими ведущими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. В настоящее время вопрос технологии организации этого процесса, особенно в младшем дошкольном возрасте, изучен недостаточно.

    Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках программы является изучение особенностей детского экспериментирования с природным материалом и внедрения его в своей практической деятельности.

    Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость развития познавательных способностей детей посредством экспериментирования с природным материалом и с другой – отсутствие технологий организации этого процесса с детьми младшего дошкольного возраста привели к выбору темы проекта .

    Цель проекта :

    познакомить детей и миром камней , различными по форме и текстуре; учить группировать по размеру, цвету, форме; способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

    Задачи проекта :

    Провести цикл опытов, экспериментов, занятий и мероприятий по теме;

    Провести мониторинг детей по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности»

    Организовать фотовыставку опытов;

    Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по «Организацией детского экспериментирования в домашних условиях» ;

    Подготовить совместными усилиями детей и родителей «Уголок экспериментирования» ;

    Провести заключительное мероприятие – занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки» ;

    Организовать мини-музей «Удивительные животные »

    Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

    Необходимые материалы : камни , различные по форме, цвету, размеру; орехи, емкости, вода.

    Предполагаемый продукт проекта :

    выставка творческих работ детей «Удивительные животные » ;

    Список литературы :

    1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982.

    2. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста. Методические рекомендации. / Сост. Зебзеева В. А. - Оренбург, 2003.

    3. Как знакомить дошкольников с природой : Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева, А. К, Матвеева, Л. М. Маневцева и др. Под. ред. П. Г. Саморуковой. - М., 1983.

    4. Николаева С. Н. Формирование экологической культуры. Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.

    5. Николаева Н. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М., 1999.

    6. Николаева Н. Н. Общение с природой начинается с детства. - М., 1990.

    7. Панько А. Е. Развитие познавательных процессов дошкольников. - Минск, 1984.

    8. Ясвин В. А. Мир природы в мире игр. - М., 1998.

    Этапы реализации проекта

    Подготовительный этап

    – постановка целей, определение актуальности и значимости проекта ;

    – подбор методической литературы для реализации проекта ;

    работа с родителями (разработка) ;

    Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе;

    – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

    Основной этап-практический

    – ознакомление детей с камнями (свойствами, характерными признаками) ;

    Создание проблемной ситуации;

    – проведение опытов, экспериментов;

    проведение итогового занятия-экспериментирования;

    ознакомление детей с художественными произведениями (сказки, пословицы, поговорки о камнях ) .

    Заключительный этап

    – создание мини-музея «Эти удивительные камни » ;

    Создание поделок из камней «Удивительные животные » ;

    Создание презентации для родителей к проведения родительского собрания

    Создание фотовыставки опытов;

    Анализ результатов проекта .

    План работы :

    Подготовительный этап

    1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта .

    2. Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.) .

    3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.

    5. Привлечение родителей к созданию уголка экспериментирования в группе.

    Основной этап :

    2-я половина дня :

    1) Проблемная ситуация «Поросята хотят построить дом, чтобы спрятаться от волка. Из какого материала его лучше построить (песок, ветки, камень?»;

    2) Развивающая игра «Умные камешки»

    2-я половина дня :

    1) Опыт «Камни . Тонет-не тонет» ; опыт на растворимость в воде песка и камня

    2) Стихи, пословицы, поговорки о камнях

    2-я половина дня :

    1). Опыт «Определение формы, цвета, размера»

    2). Занятие-экспериментирование «Письмо золотой рыбки» .

    1-я половина дня :

    1). Опыт «Определение характера поверхности»

    2). Рассматривание камней через лупу

    2-я половина дня :

    1). Изготовление поделок из камня

    2). Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

    Заключительный этап :

    1-я половина дня :

    1). Создание фотовыставки опытов

    2-я половина дня :

    1). Создание мини-музея «Эти удивительные камни »

    2-я половина дня :

    1). Организация выставки поделок из камней «Удивительные животные »

    Ключевые понятия :Камни , шероховатый, гладкий, тяжелый, тонет

    Методическое обеспечение проекта

    Ориентировочный план занятия «Письмо золотой рыбки»

    Анкета для родителей «Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности детей»

    Конкурс «Проектная деятельность младших школьников »

    Введение

    Я выбрал эту тему потому, что я коллекционирую камни уже 3 года, мне очень интересно открывать свойства камней и минералов. Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Когда я рассматриваю камни, как будто отправляюсь в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу.

    На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку!

    Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

    Цель исследования - изучение разнообразия мира камней и минералов Пермского края.

    Задачи исследования:

    1. Выявить особенности внешнего вида, свойств и разнообразия камней и минералов.
    2. Систематизировать информацию о камнях и минералах, полученную из библиотек, музеев и других источников.
    3. Собрать коллекцию минералов.

    Объектом исследования - являются камни и минералы.

    Предметом - свойства камней и минералов.

    Гипотезы: Предположение 1: Допустим, что форма кристалла напрямую зависит от внутреннего строения. Предположение 2: Если кристаллы существуют в природе, то о них есть упоминание литературе.

    В моей работе применялись следующие методы исследования: изучение литературы и интернет-информации, наблюдение, просмотр документальных фильмов.

    Глава 1. Что такое камень?

    С чего же начинается история камня? Академик А. Е. Ферсман говорил, что история камня начинается с отдаленнейших эпох существования человека. А разве до появления человека камень не существовал на Земле? Существовал. И это подтверждает геология. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части - земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории.

    Камень это природный материал и горная порода, использующийся во многих областях промышленности, в том числе в строительстве. Самые распространённые виды минералов и горных пород в виде строительных и отделочных камней:

    • Гранит - природный камень магматического происхождения, который состоит из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюд. Цветовая гамма: серый, красный, бордово-красный, красно-розовый, розовый, коричнево-красный, серо-зеленый, черно-зеленый с крупными светлыми вкраплениями. Одна из самых плотных, твёрдых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала.
    • Известняк - природный камень осадочного происхождения, белого цвета, состоящий из карбоната кальция (кальцита).
    • Мрамор является самым популярным и элитным камнем среди натуральных камней.
    • Кварцито-песчаник - натуральный камень, монолит осадочного происхождения, породообразующим минералом которого является кварц. Цветовая гамма: желтые, бежевые, серые природные оттенки с ярко выраженным рисунком.
    • Песчаник - природный камень осадочного происхождения, состоящий в основном из частиц кварца. Цветовая гамма: желтые, желто-коричневые, серые, серо-зеленые природные оттенки.
    • Кварцит - природный камень, который относится к метаморфическим горным породам, состоящим в основном из кварца и слюды. Цветовая гамма: серо-зелёные и желто-коричневые природные оттенки, с серебристыми вкраплениями слюды.
    • Сланец - обобщённое название различных горных пород с параллельной слоистостью и способностью расщепляться на отдельные пластины; природный камень темно-зелёного, серого, коричневого, жёлтого, красного и др. оттенков.
    • Порфир - природный камень, который относится к мелкокристаллической магматической горной породе с крупными включениями кристаллов кварца. Цветовая гамма: темно-красные, коричневые природные оттенки, с черными вкраплениями.
    • Доломит - природный камень осадочного происхождения, состоящий целиком из минерала доломита. Цветовая гамма: розовые, желтые природные оттенки.
    • Оникс является декоративно-поделочным камнем. У этого камня необычная расцветка, красивые и тонкие полоски придают ему необычную красоту.

    Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов, мостов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень может стать украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов.

    В современном строительстве чаще всего натуральные камни используют при внешней и внутренней облицовке зданий. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои.

    Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство. Природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу.

    Вывод. Я выяснил, что камень это природный материал и горная пород. Самые распространённые виды минералов и горны пород в виде строительных и отделочных камней.

    Природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Камень используется во многих областях промышленности, в том числе в строительстве.

    Глава 2. История возникновения минералов

    Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Они самые первые свидетели геологической истории Земли.

    Современное определение звучит так: минерал - это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение и состав, который можно выразить химической формулой. То есть минералы - это кристаллы (или кристаллики), их можно пощупать, измерить, взвесить или хотя бы увидеть, пусть даже в лупу или микроскоп. само понятие «минерал» возникло относительно недавно.

    Конечно, оно было совершенно незнакомо первобытному человеку. Ничего не знал он и о химических составах и кристаллических структурах. Вокруг он видел просто камни, и ему достаточно было знать те их свойства, что были важны при изготовлении примитивных орудий и сооружений. Но находки археологов указывают на тот любопытный факт, что отдельные минералы (как мы назвали бы их сегодня) были интересны древнему человеку независимо от их практического использования.

    Для чего, например, понадобился ему куб галенита, через десятки тысяч лет, в 1986 г., найденный американскими археологами при раскопках палеолитических курганов Долины Миссисипи? Ведь галенит, как известно, не валяется под ногами где угодно. Древний человек мог подобрать его не ближе чем в сотне километров от места раскопок, там, где рудная залежь полосы Вайбернум - Тренд выходит на поверхность земли. Свидетелей этого события нет, и нам остается предположить, что кристалл галенита заинтересовал человека необычным видом - блеском, тяжестью.

    До начала XVI столетия все еще не знали разницы между минералами как таковыми и горными породами, окаменелостями, рудами, а также искусственными продуктами.

    Сам термин «минерал», насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал «то, что из рудника», «ископаемое». Намек на практическое отношение к минералам был отражением более зрелой стадии разделения труда и, соответственно, дифференциации знания: из понятия минерала исключались искусственные тела. Но к минералам все еще относили любые ископаемые: и обломки горных пород, и окаменевшие остатки животных и растений, а также воду, нефть, каменный уголь. Потребность разделить понятия еще не назрела.

    В эпоху Ренессанса расцвет промышленного производства и торговли увеличил спрос на металлы, особенно цветные и благородные. Спрос вызвал интенсивное освоение рудных месторождений, развитие горного дела и металлургии. Возникли новые вопросы к науке, прежде всего, относительно рудных минералов и их спутников в рудных жилах и залежах. С этого началась минералогия как наука.

    Ежегодно открывается 40-60 новых минералов. В наше время это обычно какие-нибудь налеты или отдельные зернышки, ведь минералы, образующие большие кристаллы и крупные скопления, уже были замечены и открыты в прошлом.

    С развитием человеческого общества и освоением природы выявлялись все новые полезные свойства камня, расширялось его применение, и усложнялась его история. Поэтому современная жизнь немыслима без камня.

    Вывод. Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Термин «минерал» впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал «то, что из рудника», «ископаемое». Ежегодно открывается 40-60 новых минералов. Современная жизнь немыслима без камня.

    Глава 3. Полезные камни

    Галит - природный минерал класса галоидов, подкласса хлорид натрия. Для обычного человека - это каменная поваренная соль, которая ежедневно употребляется им в пищу. История минерала уходит в эпоху зарождения жизни на планете, когда вода в мировых океанах уже была соленой. Именно поэтому Древние греки назвали его «галитом», что означает «море», «соль».

    Химическая формула галита - NaCl, включает 60,6% хлора и 39,4% натрия. Чистый минерал прозрачный, непрозрачный или просвечивающий, бесцветный или белый со стеклянным блеском. В зависимости от дополнительных примесей может иметь оттенки: при окиси железа - желтые и красные тона, органических включениях - цвета от бурого до черного, примесях глины - серые оттенки. Интересный синий и сиреневый цвет придает галиту примесь сильвина (хлорида калия).

    Крупные залежи галита были сформированы сотни миллионов лет назад в Северной Америке и Евразии в Пермский период, когда этим территориям был свойственен жаркий и сухой климат.

    В современности каменная соль в больших количествах добывается в России - в Соликамском и Соль-Илецком месторождении Урала, Усолье-Сибирском бассейне, расположенном в окрестностях Иркутска, районах Илецка Оренбургской области, Сольвычегодском месторождении Архангельской области, а также Верхнекамском районе, расположенном в окрестностях Перми. Самосадочный галит разрабатывают в Нижнем Поволжье и прибрежных районах озера Баскунчак Астраханской области.

    Каменный уголь. Каменный уголь - это осадочная порода, которая образуется в результате разложения остатков растительности (папоротников, хвощей, семенных растений). Основными видами угля по классификации являются: уголь антрацит, бурый уголь, каменный уголь. Добыча угля ведётся открытым (карьерным) и закрытым (шахтным) способом. Уголь применяется для отопительных, энегретических, сельскохозяйственных (в виде удобрений) и других отраслях промышленности. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива. Он позволил совершить промышленную революцию, которая в свою очередь способствовала развитию угольной промышленности, обеспечив её более современной технологией.

    Гранит. Гранит является распространенной горной кристаллической породой, залежи которой расположены по всей планете. В переводе с латинского «гранит» обозначает «зерно», что характеризует структуру камня. Это застывшая интрузивная магма, которая не успела подняться на земную поверхность, и образовала крупнозернистые кристаллы гранита.

    Основную долю минерального состава гранита в количестве 60-65% занимают полевые шпаты. 25-30% включений приходится на кварц, и малый процент отводится темноцветным минералам - роговой обманке и биориту.

    Гранит имеет высокие показатели твердости, прочности и плотности. Камень в 2 раза прочнее мрамора, а его плотность достигает 2600 кг/м³. Он устойчив к низким температурам, влаге и загрязнениям. Камень подвержен плавлению при температуре от +700°С.

    По химическому составу гранит является кислой породой, состав кислотности которой можно определить по количеству двуокиси кремния. Чем выше процент двуокиси кремния в граните, тем светлее окраска минерала. Месторождения гранита имеют мировые масштабы, и расположены по всей планете. Более 50-ти месторождений гранита разных видов находится в России. Залежами минерала богаты Хабаровский край и Забайкалье, Воронежская, Свердловская и Челябинская области, Карельский перешеек и Урал.

    Мел. Кто из нас не знает мела? Чьи карманы и пальцы не пачкал кусочек легкого камня цвета снега? Кому не известно счастье художественного творчества «мелового» периода? Кто, будучи подростком, не исследовал свойства мела в «пузырящихся» опытах, не рассматривал меловой мазок под микроскопом?

    Минеральный мел - свидетель эпох, миновавших десятки миллионов лет назад. Осознание этого факта меняет восприятие привычного материала. Имея биологическое происхождение, камень мел свойства свои почерпнул у организмов, живших в незапамятные времена.

    Меловым периодом именуется промежуток времени, охватывающий около 80 млн. лет во времена господства динозавров. Теплые и мелкие (30-500 метров глубины) моря той поры давали приют мириадам мельчайших моллюсков, строивших свои скелеты и раковины из добываемого из воды кальция.

    Останки этих существ, скопившиеся в донных отложениях многометровыми пластами, и превратились, в хорошо нам знакомый, мел. В процентном отношении минерал мел разделяется на следующие части:
    обломки скелетов - около 10%. Речь идет не только о простейших существах, но и о многоклеточных животных, наделенных способностью извлечения и концентрации солей кальция в тканях.

    Вывод. Я узнал, что есть полезные камни, такие как: галит - природный минерал; каменная поваренная соль, которая ежедневно употребляется им в пищу; каменный уголь был первым, из используемых человеком, видов ископаемого топлива; гранит имеет высокие показатели твердости, прочности и плотности; хорошо нам знакомый, мел.

    Глава 4. Самоцветы

    Камни-самоцветы олицетворяют красоту, которую преподносит нам природа. День ото дня, год за годом, она растит в своих недрах сказочное великолепие, что предстает перед нами в виде дивных линий и причудливых цветов и оттенков камней-самоцветов.

    Природа насчитывает огромное количество цветных, полудрагоценных и драгоценных камней, приблизительно около 160 видов, но особенно ценных среди них всего около тридцати видов - алмаз и сапфир, рубин и изумруд, турмалин, топаз, александрит, опал, аметист, бирюза, жемчуг - эти камни особо ценятся.

    Первые упоминания о самоцветах найдены на глиняных табличках Вавилона, которые были созданы около шести тысячелетий назад, и рассказывали о священных амулетах- талисманах из сердолика, нефрита и лазурита. В Древнем Египте любовь к драгоценным камням было просто огромной - их использовали для украшения одежды, зданий, мебели и даже кухонной утвари. Египтянам были известны практически все драгоценные камни.

    Во времена Средневековья очень многие ученые увлеклись изучением магических свойств камней, описывались минералы и их целебные и магические свойства.

    Но привлекали к себе людей гораздо больше не магические свойства, а красота камней - кольца, серьги, ожерелья, изготовленные ювелирами, украшали королей, царей, а об украшениях калифов и раджей, ходят легенды, им до сих пор нет аналогов.

    Недавно я узнал о лечебных воздействиях камней (минералов) на организм людей. Этот раздел называется литотерапия. Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.

    Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.

    • Авантюрин - уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.
    • Аквамарин - снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.
    • Александрит - успокаивает, способствует открытости, общению.
    • Алмаз - улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.
    • Аметист - снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.
    • Бирюза - уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.
    • Жемчуг - укрепляет память, приносит покой и умиротворение.
    • Изумруд - устраняет аффекты.
    • Кораллы - укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.
    • Лазурит - улучшает остроту зрения, уменьшает боли.
    • Малахит - стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких.
    • Нефрит - стимулирует работу почек.
    • Опал - усиливает чувство интуиции.
    • Сапфир - помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет от бессонницы.
    • Сердолик - укрепляет зубы, стимулирует речь.
    • Топаз - влияет на щитовидную железу.
    • Хрусталь - улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.
    • Янтарь - стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.

    Вывод. Природа насчитывает огромное количество цветных, полудрагоценных и драгоценных камней, приблизительно около 160 видов, которые привлекали к себе людей магическими свойствами, лечебными воздействиями и красотой камней.

    Глава 5. Как стать коллекционером

    Я был совсем маленьким, когда впервые заметил на дорогах села Воскресенское, куда я приезжал на лето к бабушке и дедушке, необыкновенной красоты камень. Он переливался всеми цветами радуги, имел странную форму. Как объяснил мне дедушка, это был шлак, отработанный побочный продукт от производства меди, которую выплавляли почти 300 лет назад на местном Воскресенском медеплавильном заводе.

    Мне стало очень интересно, что такое камни, какие они бывают. Я стал интересоваться ими, собирать их, у меня появилось желание знать о них всё больше и конечно каждый раз пополнять свою коллекцию камней и минералов.

    Можно просто собирать красивые привлекательные образцы, а вот сбор минералов и пород, который показывает, как образовались минералы или, какое геологическое строение имеют и коллекционирование приобретает черты научного исследования.

    К формированию коллекции существует несколько подходов. Можно собирать минералы по классам согласно справочнику, по месторождениям и районам, по геологическим процессам их образования, по принципу использования в промышленности. Интересна коллекция по таблице Менделеева, где большинству элементов соответствовали бы минералы, в форме, которых они существуют в природе.

    К каждому образцу непременно должна прилагаться этикетка, на которой указано название минерала, месторождение, дата сбора, номер по каталогу. Вообще советую не полагаться на память, а тщательно каталогизировать свое собрание, когда оно с годами будет насчитывать сотни или тысячи образцов, немудрено совершенно запутаться без ведения записей.

    Номер следует нанести тушью на маленький кусочек лейкопластыря или на белую нитроэмаль на не самой привлекательной части минерала.

    Немного о хранении. Разумеется, организовать дома музейную витрину не всегда получается, однако стоит озаботиться, чтобы образцы не пылились, не бились друг о друга, не падали на пол. Не держите на открытых полках минералы, которые могут обесцветиться под действием солнечного света (например, аметисты). Для не слишком хрупких образцов удобны зип-пакеты, прочие следует держать в индивидуальных коробочках с вложением этикетки.

    Большинство минералов можно мыть обычной водой, но все же загляните в справочник, иные могут требовать специфической чистки. Скажем, карбонаты покрываются налетом при мытье с мылом, легкорастворимые минералы, разумеется, в воде полоскать не стоит.

    Сульфиды подвержены окислению, грани тускнеют, появляется характерный запах. Гигроскопические и обезвоживающиеся минералы целесообразно покрыть защитным бесцветным лаком. Опалы со временем мутнеют и разрушаются, необходимо периодическое погружение их в воду.

    Вывод. К формированию коллекции существует несколько подходов.

    Можно собирать минералы по классам, по месторождениям и районам, по геологическим процессам их образования, по принципу использования в промышленности, по таблице Менделеева. Хранить камни минералы нужно, учитывая их свойства.

    Заключение

    Проведя свое исследование, я установил, что:

    • из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
    • известно около 3500 видов минералов;
    • процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
    • единственный минерал, который можно употреблять в пищу - галит, или поваренная соль;
    • минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
    • искать минералы для коллекции можно везде!

    На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.

    Мне очень интересны минералы и камни и я буду продолжать собирать коллекцию минералов.

    Список использованной литературы

    1. Большая серия знаний. Планета Земля. - М.: ООО «Мир книги», 2004.
    2. Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: «Педагогика-Пресс», 1996.
    3. Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. - М.: РОСМЕН, 1997.
    4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт.-сост. В.А. Маркин. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
    5. Минералы. Сокровища Земли. - ООО «Де Агостини», 2009.
    6. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийная энциклопедия. - ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
    7. http://klopotow.narod.ru/soveti/min_1.html

    Выполнил: Аничин Александр, ученик 4 «Б» класса, г. Пермь. Научный руководитель: Оборина Е. А., классный руководитель 4 «Б» класса.

    Презентация. Камни и минералы Пермского края