• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Татьяна Назарь
    Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию с использованием кругов Луллия «Дикие животные»

    «Аленушка»

    «Дикие животные »

    Образовательная область «Познавательное развитие »

    Интеграция образовательных областей : «Коммуникационное развитие » , «Физическое развитие » , «Речевое развитие » , «Художественно-эстетическое развитие »

    Цель : Обогащать знания детей о диких животных , активизировать словарь.

    Задачи :

    3. Воспитывать .

    Методические приемы : игровые ситуации

    Оборудование и материалы : макет «Круги Луллия » , картинки : с изображением животных , их детенышей.

    Ход НОД

    1. Организационный момент

    2. Дидактическое упражнение круги Луллия «Кто у кого?»

    3. Физкультминутка «Дикие животные »

    4. Дидактическое упражнение круги Луллия «У кого что?»

    5. Закрепление материала

    Назарь Татьяна Витальевна

    Воспитатель 1 младшей группы

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Аленушка»

    Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию с использованием кругов Луллия «Дикие животные »

    Образовательная область «Познавательное развитие »

    Интеграция образовательных областей : «Коммуникационное развитие » , «Физическое развитие » , «Речевое развитие » , «Художественно-эстетическое развитие »

    Цель : Обогащать знания детей о диких животных , активизировать словарь.

    Задачи :

    1. активизировать память, внимание, мышление;

    2. развивать мелкую моторику рук ;

    3. Воспитывать интерес и любовь к животному миру .

    4. воспитывать умение слушать воспитателя;

    Методические приемы : игровые ситуации

    Оборудование и материалы : макет «Круги Луллия » , картинки : с изображением животных , их детенышей.

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    Дети стоят в кругу

    Воспитатель : Сегодня, ребята, я снова предлагаю вам поиграть с «волшебными кругами » . Вы хотите поиграть?

    Дети : Да!

    Воспитатель : Чтобы начать игру займите себе места вокруг стола .

    Дети проходят и садятся вокруг стола .

    Воспитатель : Садитесь удобно, спину прижмите к спинке стула, руки положите на колени и будьте внимательными.

    Воспитатель : Ребята, посмотрите на «волшебные круги » . Кого вы видите на картинках?

    Дети : Это дикие животные .

    Перечисляют животных .

    Воспитатель : Правильно. На кругах картинки с дикими животными . Сегодня мы о них будем говорить.

    Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в первую игру, которая называется «Кто у кого?» . Нужно назвать животное на картинке , попавшей под стрелку на большом круге , подобрать и назвать на втором круге детеныша .

    Дети по очереди выполняют указания воспитателя.

    Воспитатель : А теперь мы отдохнем и физкультминутку проведем.

    Физкультминутка «Дикие животные »

    Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)

    Наши пальчики встряхнуть. (Сжимание и разжимание пальцев)

    Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)

    Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)

    Так шевелят ушками

    Серенькие зайчики.

    Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные

    Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)

    Волк озирается кругом , (Руки на поясе, повороты головы

    И мы головки повернем. влево – вправо)

    Теперь садимся тише, тише, (Сесть на корточки)

    Притихнем, словно в норках мыши.

    Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в

    Топтался и рычал. локтях)

    Хотел он очень меда,

    А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)

    Воспитатель : Молодцы ребята. Давай те поиграем в еще одну интересную игру , которая называется «У кого что?» .

    Воспитатель : Я буду показывать вам на кругах животное , а вам нужно найти его отличительную черту. Договорились?

    Дети : Да

    Воспитатель указывает на животных , а дети подбирают их отличительную черту.

    Ёж - колючки.

    Заяц - длинные уши.

    Лиса - пушистый хвост.

    Медведь - когти.

    Тигр - полоски.

    Воспитатель : Молодцы, ребята.

    Воспитатель : А теперь пойдемте все на ковер.

    Дети выходят на ковер и встают в круг

    Воспитатель : Ребята, что мы сегодня узнали нового о животных ? Понравилось вам ребята? Хотите еще поиграть с «волшебными кругами » ? В следующий раз они обязательно помогут нам узнать еще что-нибудь интересное ! До свидание ребята.

    Публикации по теме:

    План-конспект НОД по развитию речи «Дикие животные» Тема «Дикие животные» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.

    Конспект НОД по познавательному развитию с применением мнемотехники «Дикие животные» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 8 станицы Троицкой муниципального образования Крымский район.

    Конспект НОД «Дикие животные» с использованием приемов мнемотехники Подготовила Левина Т. А. ОО ФГОС ОД «Речевое развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной.

    Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Дикие животные леса» с использованием ИКТ Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Дикие животные леса» с использованием ИКТ Тема: «Дикие животные леса» с использованием.

    Использование интеграции непосредственно образовательной деятельности, как средство развития творческих способностей детей.

    Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, порой оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, стихов и т. п.
    В этом возрасте проводятся непосредственно образовательная деятельность, предусматривающие традиционные виды: продуктивная, познавательная, художественная, конструктивная. Учитывая психологические особенности раннего возраста, анализируя образовательный процесс можно увидеть, что на традиционных видах деятельности ежедневно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие творческих способностей зависят от того, какие условия будут созданы взрослыми.
    Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности, где деятельность построена по принципу объединения нескольких видов деятельности, объединенных одной темой, позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Такая деятельность дает высокие результаты в развитие творческих способностей детей. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности.
    Актуальность данной темы обусловлена формированием у детей раннего возраста интереса к поиску, развитием инициативы, положительного отношения к занятиям.
    При работе над темой были выявлены следующие противоречия:
    между развитием личности дошкольника и самим педагогическим процессом, между подвижной природой ребенка и процессом получения новых знаний.
    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании интегрированного подхода в непосредственно образовательной деятельности для развития детского творчества.
    Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
    Интеграция обозначает - восстановление, восполнение - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно «целое», различных элементов или частей. У того «целого», всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Такая интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным.
    В работе по данной теме была определена цель: развитие творческих способностей у детей раннего возраста через систему знаний, основанной на интегрированном подходе. Для реализации данной цели были поставлены задачи:
    1.Создание эмоционально-положительного контакта.
    2. Побуждение детей к деятельности через организацию проблемных ситуаций, сюрпризных и игровых моментов, поисковых вопросов.
    3.Моделирование реального объекта на сенсорных тренажерах +
    развитие речи.
    4. Обучение технике изобразительной деятельности.
    Основой исследования являются следующие методы: проблемная ситуация, сюрпризный момент, игровой момент, поисковые вопросы, рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование, работа с развивающими тренажерами.
    Все методы были направлены на повышение интереса детей к изучаемым объектам, развития творческих способностей, закрепление умений и навыков.
    Организация образовательного процесса осуществлялось в следующей последовательности:
    - было определено содержание работы по развитию творческих способностей детей с использованием интегрированного подхода;
    - разработана интегрировано образовательная деятельность по тематике, определяющий содержание вопроса, поиска и его решения;
    - подготовлен наглядно-дидактический материал, соответствующий тематике интегрированной деятельности.
    Интеграция организованно-образовательной деятельности имеет отличительные особенности:
    - Предельная четкость, информированность учебного материала.
    -Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.
    - Свободное размещение наглядного материала.
    - Смена динамических поз.
    - Привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
    Каждая организованно- образовательная деятельность имеет структуру.
    1. Вводная часть: создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.
    2.Основная часть: детям дают знания необходимых для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.
    3. Заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
    Опираясь на структуру, подбирались цели, задачи и их решения. При организации организованной образовательной деятельности решались целые системы задач, преимущество в том, что ребенок не успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний, а может перейти в необходимый момент на новый вид «впитываемой» информации.
    В основе реализации интегрированного подхода к организованной образовательной деятельности использовался принцип эмоционального восприятия.
    Ощущение восприятие в раннем возрасте первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Так же важным является вопрос о необходимой связи в раннем возрасте сенсорного воспитания и продуктивной деятельности.
    Именно этот принцип позволяет педагогический процесс в работе с детьми сделать интересным и игровым.
    Развитие творческих способностей детей невозможно без помощи и сотрудничества родителей, где в результате образуется детско-взрослое сообщество. Для закрепления творческих способностей предлагалось в самостоятельной обстановке, играх использовать накопленный опыт. Дети участвовали вместе с родителями в тематических выставках. Совместно с родителями проводились культурно - досуговые мероприятия, а также организованная образовательная деятельность с участием родителей и специалистов. Совместная деятельность взрослых и детей вызывает у последних ощущение взрослости, признание их возможностей и творческого развития со стороны родителей.
    Интегрированный подход раскрыл творческий потенциал у детей раннего возраста. В игровой форме произошло соединение познавательного и эмоционального опытов. В большей степени, чем обычная организованно образовательная деятельность, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимать перегрузку. Эмоционально развивает детей, т. к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей.
    Педагогическая и методическая технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития творческих способностей детей раннего возраста.

    Литература.
    1. Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста /. Е. В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – ЧП Лакоценин С. С., Воронеж. – 2007.
    2. Попова М.И. Навстречу друг другу/ М.И.Попова. – СПб:. 2000.
    3 Соломенникова, О.О некоторых парциальных программах по художественному развитию дошкольников./ О.Соломенникова. «Дошкольное воспитание», 2004, N2.
    4. Томашевская, Л.В. Герц, Е.Ю. Е. В. Андрющенкова, Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду./ Л.В.Томашевская, Е.Ю.Герц, Е.В.Андрющенкова. Учебно-методическое
    пособие для педагогов ДОУ и родителей. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.-96 с.
    5. Фопель К. Привет, ручки! Привет глазки! / К.Фопель. – М., 2005.
    6. Эльконин, Д. Б.Психология игры. / Д.Б.Эльконин. – М., 1978.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 32» - компенсирующего вида

    городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

    Консультация

    для воспитателей на тему:

    «Использование интеграции непосредственно образовательной деятельности, как средство развития творческих способностей детей».

    Подготовила воспитатель.

    Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

    Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

    Что дает познавательная деятельность

    В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

    Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

    В результате этого активизируются психические и развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

    В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

    Что такое ФГОС

    Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

    Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

    Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

    Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

    Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

    Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

    Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

    Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

    С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

    Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

    Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

    В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

    А как же малыши?

    Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.

    Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.

    Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

    Средняя группа

    Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

    Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

    Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

    Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

    В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

    Не забываем об эксперименте

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой во время умывания, прогулки, игры, занятий.

    При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.

    Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

    Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

    Консультация для воспитателей на тему:

    «Структура интегрированной непосредственно

    образовательной деятельности. Методика подготовки,

    проведения и анализ интегрированной НОД».

    Подготовила Ушпик Е.А.

    Наиболее эффективные методы и приемы, которые могут быть

    использованы в ходе интегрированной НОД:

    Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность (Характерным признаком эвристической деятельности является то, что дети с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний). Мастером ведения беседы в эвристической форме был философ Сократ. Он никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения.

    Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.

    Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

    Требования к структуре интегрированной НОД

    Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

    Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом мероприятии НОД.

    Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД.

    Большая информационная емкость учебного материала, используемого в НОД.

    Систематичность и доступность изложения материала.

    Необходимость соблюдения временных рамок НОД.

    Примерная структура НОД.

    Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

    Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

    Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

    Преимущества интегрированной НОД:

    способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

    в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

    углубляют представление о понятии. закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;

    основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

    эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

    Педагогическая и методическая технология интегрированной НОД может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей будет являться проявлением творческой активности педагога.

    Методика подготовки интегрированного занятия

    Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

    Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

    Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

    Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.

    Выявить основной принцип построения системы интегрированной НОД (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал в соответствии с ним.

    Продумать развивающие задачи.

    Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей понятийной лексики).

    Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

    Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.).

    Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированной НОД.

    Анализ интегрированной НОД

      Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических, новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?

      Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:

    В создании нового раздела (программы);

    Цикла (блока) периодически повторяемых занятий;

    Единичных интегративных занятий.

    3. Тема интегрированной НОД, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

    4. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?

    5. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированной НОД (спонтанность или результат тщательной подготовки, самостоятельная работа или «домашнее задание»; его цель, объем, характер).

    6. Форма проведения интегрированной НОД, виды деятельности педагога и воспитанников (разумность сочетания).

    7. Количество педагогов, участвующих на интегрированной НОД. Осуществление сотрудничества педагогов на интегрированном уровне. Единый подход к проблемам и содержанию проведенного ими занятия. Отсутствие противоречий в используемых ими материалах.

    8. Результаты деятельности детей в интегрированной НОД. Создание у детей единого (интегрированного) представления о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

    Таким образом, интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей.

    Материал подготовлен на основе методического пособия Сажиной С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

    Причины использования интегративного подхода в дошкольном образовании: мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы не давали представление о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты; интегрированная НОД развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию мышления, коммуникативных способностей; форма проведения интегрированной НОД нестандартна, интересна; снимается утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышается познавательный интерес; интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.


    Характеристика разных видов занятий (по Н.Е.Васюковой, О.И.Чехониной, С.Д.Сажиной) Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра). Может проводиться как эпизодически, так и систематически. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодически. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга и проводится систематически.


    Интеграция в образовательном пространстве ДОУ: интеграция образовательных областей в образовательном и воспитательном процессе, интеграция в работе специалистов ДОУ, интеграция воспитательно- образовательного процесса детей групп компенсирующей и групп общеразвивающей направленности и др.


    Основные факторы интеграции в НОД 1. Образовательные области. 2. Основные виды деятельности детей (познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная, чтение, музыкально-художественная, коммуникативная, двигательная, игровая). 3. Интегративные качества личности ребёнка (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость и пр.)


    ОО «Познание» интегрируется с образовательными областями: - «Коммуникация» (развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми), - «Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами художественной литературы основной задачи психолого- педагогической работы - формирования целостной картины мира), - «Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни),


    -«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире), -«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности), -«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы), -«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства).


    Сочетания предметов для интеграции в НОД музыка + математика; обучение грамоте + математика; художественная литература + развитие речи + обучение грамоте; развитие речи + музыка + рисование; математика + труд; формирование целостной картины мира + музыка + рисование + труд; формирование целостной картины мира + чтение художественной литературы; математика + физическое воспитание и др.




    Отличительные особенности интегрированной НОД: чёткость, компактность; большая информативность учебного материала; логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрируемых образовательных областей; смена динамических поз и видов детской деятельности; необходимость соблюдения временных рамок НОД.


    Эффективные методы и приемы, используемые в ходе интегрированной НОД: Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно- речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.


    Примерная структура интегрированной НОД Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»). Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.


    Методика подготовки интегрированной НОД Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.


    Продумать развивающие задачи. Использовать разнообразные виды деятельности. Использовать разнообразный наглядного и игрового (демонстрационный, раздаточный). Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т.д.). Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированной НОД.


    Вопросы для анализа интегрированной НОД. 1. Наличие компонентов интеграции, их логическая взаимообусловленность. Синтез образовательных областей: 2. Наличие новых образовательных задач в структуре НОД: соотношение изученного и изучаемого. 3. Выполнение требований к структуре интегрированной НОД: (компактность, продуманность, взаимосвязь интегрируемых областей, и т.д.) 4. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)? 5. Смена динамических поз и видов детской деятельности.


    6. Использованы ли методы и приемы продуктивного характера: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность, проблемные вопросы, логические задачи, моделирование, проектирование и т.д. 7. Соблюдение принципа сотрудничества с детьми в ходе НОД: позитивное отношение, проявление заинтересованности детей к действиям педагога, эмоциональность общения, оказание поддержки детям ит.п. ит.п. 8. Работа по формированию интегральных качеств личности. 9. Учет личностно-ориентированного подхода в процессе интегрированной НОД. 10. Соблюдение временных рамок НОД.




    Использованная литература: Технология интегрированного занятия в ДОУ: методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, Детский сад: теория и практика, 2012, 5(17) –Принцип интеграции в образовательном процессе дошкольного учреждения.