• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Есть у славян особенно почитаемые праздники. К таким ярким событиям относится праздник весеннего равноденствия у славян, назывался он Комоедица. Танцы, игры, весёлые состязания и, конечно, традиционные угощения – вот, что такое Комоедица у славян! Но в двух словах всего не опишешь, поэтому расскажем о празднике подробней.

    День весеннего равноденствия один из самых ярких праздников у славян – Комоедица! Это светлая встреча весны и солнца. Хоть и путают этот праздник с известным христианским событием – Масленицей, но все же это совершенно не одно и то же. Масленица каждый год сдвигается. Комоедица всегда приходится на день весеннего равноденствия. Праздник у славян весьма почитаем. Яркие празднества по традиции длятся всю неделю вплоть до мартовского солнечного излома и ещё неделю после него.

    Празднование Комоедицы у славян

    Основные обряды на весеннее равноденствие у славян связаны с чествованием Богов: Ярилы (Бог Весеннего Солнца) и Лёли (Богиня Весны). Это праздник встречи весны. Славяне в этом событии проявляли радость от пробуждения природы и отдавали дань уважению, благодарности Богам.

    Во время празднования Комоедицы славяне заводили хороводы. Устраивали яркие прощания с зимой. Конечно, обязательным атрибутом праздника были всевозможные угощения: блины, обрядовое печенье – жаворонки. Помимо плясок, игр и веселья в эти дни традиционно проводились обряды, направленные на улучшение жизни, устранение вещей, препятствующих благу.

    Обряды на Комоедицу

    Многие славянские праздники связаны с проведением особых обрядов. Поэтому для празднования требовалось несколько дней. Комоедица длится не менее недели. Начало праздника – за неделю до равноденствия. Окончание праздника – в день мартовского солнечного излома или через неделю после него.

    За время, отведенное на гулянья, славяне успевали провести следующие традиционные обряды :

    Почитание родственников . В рамках этого обряда отдается дань уважения предкам. Первый блин отдается душам предков.

    Вторые Заклички весны . Для этого обряда выпекают особое обрядовое печенье. Печеньем угощают птиц и делятся с родными, поют специальные песенки-веснянки.
    Весенние хороводы . Для первых весенних хороводов, которые традиционно организовываются на Комоедицу, выбирают возвышенность. Это место, наиболее близкое и открытое солнцу.
    Изгнание зимы . Этот обряд предполагает проведение игр-зимоборов. Например, это может быть «взятие снежной крепости». Игра символизирует победу над зимой и открытие пути для наступления весны. Изгнание зимы – самый пышный и яркий обряд! Проводят его или непосредственно в день равноденствия, или спустя 7 дней (27 марта). Традиционно сжигают куклу-масленицу, являющую собой образ зимы. Иногда, изгнание зимы, проводится посредством сжигания обычного костра, сложенного из тонких прутьев и соломы.
    На Комоедицу чествуют молодоженов . Супружеским парам, прожившим в браке не более одного года, желают счастья, рождения детей, крепких семейных уз, лада, благополучия.

    С астрономической точки зрения 20 марта в 20 часов 31 минуту по московскому времени Солнце, двигаясь по эклиптике, достигнет точки небесной сферы с координатами 0 часов 0 минут по прямому восхождению и 0 градусов 0 минут по склонению. Эта точка небесной сферы называется точкой весеннего равноденствия. Расположена она в созвездии Рыб. В день весеннего равноденствия Солнце на всей Земле восходит точно на востоке, а заходит точно на западе. На полюсах в этот день Солнце движется точно по горизонту в течение суток (благодаря рефракции, приподнимающей Солнце над горизонтом, оно движется выше горизонта на величину рефракции у горизонта - полградуса). При пересечении Солнцем этой точки небесной сферы по общепринятому в современной астрономии условию наступает астрономическая весна в северном полушарии Земли. В южном полушарии наступит осень. В этот день на всей Земле продолжительность дня и ночи одинаковы. Конечно, это строго математически. На самом деле, в день весеннего (равно, как и осеннего) равноденствия день все-таки чуть длиннее ночи, благодаря опять же атмосферной рефракции, приподнимающей светила над горизонтом. После дня весеннего равноденствия Солнце в полдень будет подниматься все выше над горизонтом, вплоть до дня летнего солнцестояния, преодолев четверть своего пути по зодиакальным созвездиям и по орбите вокруг Солнца.

    А в Славянской Культурной Традиции этот день означает победу Сил Жизни, Лета над Силами Смерти, Зимы. Считается что в это время Зима уходит, и приходит Весна, а Медведь просыпается в своей берлоге от зимнего сна.

    Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами Зимы и встречей Весны. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния.

    До введения христианства Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня. Масленица — это время, когда пробуждается Природа и Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой, а в организме человека происходит перенастройка гормональной системы, подготовка к весенней форме активности. Чужеродная христианская церковь оставила главное празднование Весны, не имея силы вступать в противоречия с Традициями Русского Народа (аналогично было приурочено Рождество ко дню зимнего солнцестояния), но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней.

    Масленица — это озорное и весёлое прощание с Зимой и встреча Весны, несущей оживление в Природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали Весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

    Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

    С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в православной церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.

    В народе каждый день масленицы имеет свое название.

    Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

    Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».

    Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

    Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.

    Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

    Шестница — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

    Последний день Масленицы — прощёная неделя. Люди просили прощения в доставленных друг-другу обидах, и прощались с Зимой.

    В «Прощённую неделю» на Руси торжественно сжигали «чучело Масленицы» (также именуемое как «чучело Зимы» или "чучело Маслёны"). Обычно «чучело», представляющее собой пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи», и кофте, ставили на дрова, сложенные в виде колодца, внутри которого зажигали огонь. Иногда чучело топили в прорубе или разрывали. Иногда в роли "Чучела" выступали живые ряженые люди, которых возили по деревне, а ближе к концу праздника вывозили в сваливали в снег. С чучелом озоровали в течение Масленичной недели, подводя под окна и пугая народ. Однако чаще всего масленицу сжигали. Иногда чучело — "Сударыню-Масленицу" ставили на сани вдвоем с красивой девушкой, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу. За масляницей шествовали другие сани — сопровождая её. Шествие заканчивалось сожжением Масленицы за околицей деревни, в поле. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало — похороны Зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем — обновление Природы, зарождение весны, новых сил плодородия. К костру приносили блины и угощали друг друга; через костер прыгали; вокруг него водили хороводы и пели народные песни, плясали. У горящего костра люди на Руси кричали: «Куды дым, туды блин, туды Масленка!», «Прощай, Маслена ерзовая!», «Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла!»... На масляницу также проводились разные cостязания - "кулачный бой", ходьба на ходулях, на столбоходах, езда на тачках, тягание гири, метание метлы на дальность, перетягивание каната, и доставание главного приза с верхушки гладкого высокого столба. В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов Зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом.

    Традиция этого праздника живет и по сей день.

    Однако это еще не все о значении Масленицы. Для Славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

    Ни внедрение христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников - отечественных и иностранных. Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: "На масленице русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью."

    Из истории языческой, народной и церковной Масленицы

    Масленица (до XVI века — языческая Комоедица) — "трансформированный" христианскими церковниками один из древнейших праздников религии друидов (волхвов), до принятия христианства единой у всех "варварских" народов Европы, прежде — древнеславянский языческий многодневный праздник торжественной "встречи Весны", которым отмечался переход к весенним земледельческим работам после дня весеннего равноденствия.

    Первоначально, во времена языческой религии друидов (волхвов) и до XVI века, у славян существовал языческий праздник Комоедица (или Комоедицы), который отмечался нашими предками-язычниками в день весеннего равноденствия, т.е. в день наступления астрономической весны (20 или 21 марта по современному календарю), после которого день начинает становиться длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.

    Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда — «первый блин комам», т.е. медведям).

    Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX век), стали печь блины.

    Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

    Комоедицы начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели все родичи из каждого славянского рода обязательно собирались вместе для совместного многодневного празднования и совершения обрядов.

    В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды (сожжение соломенного чучела, печение жертвенного хлеба — блинов, переряживание и т. д.). На протяжении многих веков Масленица сохраняла характер народного гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катаньем на санях с гор, быстрой ездой на лошадях.

    Сразу после праздника люди переходили к напряженным сельскохозяйственным работам, продолжавшимся все теплое время года.

    После принятия на Руси христианства и последовавшего запрета языческих обычаев, церковники и власти долго и безуспешно боролись с традиционным народным праздником.

    В XVI веке Масленица была принята Церковью взамен древней славянской Комоедицы. Это единственный языческий праздник, хотя и существенно "сдвинутый" во времени, официально признанный Русской православной Церковью. Новый церковный православный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей (неделей).

    Т.к. прежняя языческая Комоедица попадала на великий пост, когда праздники и веселья церковью строго запрещены, церковный праздник был по времени "сдвинут" почти на месяц ближе к началу года. Церковная "сырная седмица" стала предшествовать великому посту.

    В "сырную седмицу" церковный устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих разрешенных церковным календарем продуктов праздник вскоре, в том же XVI веке, обрел свое второе, народное название — Масленица.

    Несмотря на официальное включение в церковные праздники, полного переосмысления Масленица так и не получила и остается праздником и народным светским, и религиозным христианским. Это зависит от восприятия празднующего.

    "Сдвиг" праздника во времени сделал неверным толкование нынешней Масленицы на древний языческий лад — как "проводы зимы и встреча весны" — в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов, особенно в России с ее холодным климатом.

    В наше время народную Масленицу начинают праздновать В ПОНЕДЕЛЬНИК, одновременно с началом церковной «сырной седмицы», но ранее и до середины XX века традиционное начало празднования народной Масленицы у русских приходилось НА ВОСКРЕСЕНЬЕ за неделю до Великого поста — на так называемое «мясное заговенье», когда в последний раз разрешалось есть мясо, т.е. на день раньше начала церковной Масленицы.

    Не следует путать, как это сейчас часто случается, нынешнюю народную Масленицу с языческой Комоедицей.

    Нынешняя народная Масленица, даты которой определены церковниками, ни в коей мере не является якобы лишь просто "сдвинутым" по времени прежним языческим праздником Комоедицы, который всегда был и будет неразрывно связан с Днем весеннего равноденствия. И смысл народной Масленицы уже совсем другой, чем у славянской Комоедицы. Кроме того, никакое христианство не в силах определять или переносить даты праздников других верований.

    Древний языческий праздник наших славянских предков Комоедица всегда остается во времени на своем прежнем месте (в разные годы 20 или 21 марта), определяемом только ежегодным астрономическим событием — это великий праздник вступления в свои права долгожданной и обновляющей мир Весны священной, даруемой самим Небом людям, зверям, птицам, растениям и всей земной природе.

    День весеннего равноденствия — начало астрономической весны, которое никакие церковники и никакой бог "переместить" не в силах.

    У православных христиан это замечательное для всей природы время попадает на Великий пост, потому скудно и тоскливо называется "весна постная".

    И в наше время каждый может весело отмечать ежегодный древний праздник наших предков — встречу Весны и весеннего обновления Природы.

    В последние десятилетия в Европе и в Северной Америке празднование "языческого" Дня весеннего равноденствия год от года становится все более популярным и массовым, все больше людей в разных странах хотят изучать и празднично чтить исконные традиции своих народов, ранее церковниками старательно, а то и жестоко стиравшиеся из народной памяти. У нас в России таких энтузиастов изучения давней истории и игрового костюмированного восстановления традиций пока немного — сказывается нынешняя эмоциональная и финансовая ограниченность большинства россиян, чаще воспринимающих праздники лишь как повод дополнительно выпить.

    В некоторых странах День весеннего равноденствия является официальным всенародным праздником.

    Слава Жизни! Слава Весне!

    Здравствуйте, дорогие читатели!

    До весеннего равноденствия в этом году осталась неделя. К этому событию на сайте приурочено несколько статей. Мы уже говорили о том, как встречают весну кельты и об их празднике - Остаре . Говорили о весеннем равноденствии в целом. Настало время рассказать, как славяне отмечали этот день.

    Вообще, в марте у славян были интересные праздники:

      Малый овсень (Новый год);

      День пробуждения медведя;

      Закликание весны;

    • Комоедицы (Комоедица, Комоединцы).

    Последний нас и интересует. И, как раз, потому, что приходится на весеннее равноденствие.

    Комоедица, что за праздник?

    Вы, возможно, удивитесь, но это, отчасти, Масленица. Как так? Ведь Масленицу мы отметили еще феврале. Тут есть нюанс: современный праздник - это не совсем то, что надо. Сейчас расскажу почему.

    Вспомним, что такое Масленица - это проводы зимы. Но какие проводы могут быть в первых числах марта или, вообще, зимой? Не логичнее ли встречать весну тогда, когда она действительно начинается? Логичнее, наши предки, как и язычники всего мира, так и делали - провожали зиму в день, который имеет под собой твердый фундамент, в день, когда зима, действительно, заканчивается, на что указывает - Солнце. Такой день - весеннее равноденствие .

    Комоедица - это великий древнеславянский встречи весны и начала древнеславянского Нового года, которым также отмечался переход к весенним земледельческим работам.

    С современной Масленицей у этого древнейшего праздника есть общие элементы, взять хотя бы, некоторые обряды:

      выпечка «солнечной пищи» - блинов;

      сжигание чучела зимы;

    Но, тем не менее, общий смысл, все-таки, разный: современная Масленица сильно трансформировалась. Наглядно это отражено в таблице.

    Идеи праздника


    Чтобы до конца понять, что же такое Масленица-Комоедица и какой смысл в себе несет, стоит рассмотреть ее основные идеи:

    Цикличность времени.

    Наши предки считали Масленицу рубежом, после которого зима и морозы уступали место весеннему теплу. Уходили холода, природа возвращалась к жизни - вот он, цикл.

    Культ плодородия.

    Где есть жизнь, есть и ее продолжение. Зима ушла, природа воскресла, земля впитала последний снег и готова была к новому плодородному году. А так как для крестьян урожай был главной ценностью, то наши предки старались помочь земле набраться сил для обильных урожаев.

    Масленица на Руси была своего рода литургией, только в роли бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

    Продолжение рода.

    Плодородие земли отражалось и в тех, кто жил на ней. Круговорот жизни... «ты должен дать жизнь другому», как делает это Матушка-Земля.

    Культ предков.

    Очередная попытка славян поближе рассмотреть тайну жизни и смерти. Наши предки верили, что покойные, чье тело находится в земле, а душа в краю мертвых, могли влиять на плодородие земли. Именно поэтому нужно было задобрить духов. Поминальные действа включали в себя жертвоприношения, траурный плач и обильные трапезы, в которых, по верованиям предков, принимали участие и сами покойники.

    Название праздника

    Стоит отметить, что помимо встречи весны, в этот день наши предки славили Медвежьего бога .

    С самого утра, еще до завтрака все с песнями и плясками шли в лес, там раскладывали на пеньках «блинные жертвы». Это был дар великому Медовому зверю. А уже потом начиналось веселье и пиршество.

    Кстати, наши предки называли медведя «ком» (отсюда правило - «первый блин комам», т. е. Медведям). Но, возможно, это иносказательно - ведь истинное имя Владыки леса нельзя было произносить вслух, чтобы ненароком, не призвать.

    Также, Комоедицы переводят как «праздник поедания комов» - особых блинов, посвященных священному медведю.

    Традиции и обряды Комоедицы

    Комоедица - один из главнейших славянских праздников, ее очень ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Работать в эти дни запрещалось, люди отдыхали:

    1. штурмовали ледовые городки, где пряталось чучело Марены;
    2. устраивали кулачные бои, причем бились по-настоящему, до крови. Пролитая кровь - это тоже была жертва богам и будущему урожаю.

    Но особо примечателен последний день праздника.

    Последний день праздника

      В праздничное утро люди шли на капище. Возле него и на перекрестках дорог сыпали зерно. Это для духов нави, которые в облике сорок его ели и не мешали праздновать.

      Накрывали стол (на столе обязательно должна быть скатерть). Кушали блины, кисель, мед и квас.

      Угощение делилось на несколько частей, обычно пять. Причем пятую часть отдавали духам предков:

    Честные наши родители! Вот для вашей души блинок

      К капищу везли чучело Марены (его делали из соломы и крепили на шест). Во время этого действа, народ становился вдоль дороги, кланялись ему.

      Славили богов и предков, возжигали огонь.

      Водили хороводы, «надевши личину», чтобы злые духи не узнали, прыгали через костер, а потом умывались талой водой или снегом. Это делалось для красоты.

      Пили сурью (заговоренное молоко в сочетании с целительными травами, считалась у славян божественным и очищающим дух человека). Первую чашу этого напитка отдавали Марене со словами:

    Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
    Со страдной порой, с цветами, с травой!

      Важно было, чтобы ни капли не пролилось на жертвенник, иначе снова, как считали наши предки, наступят холода.

      После чучело Марены сжигалось, вместе с различным мусором, старыми вещами и соломой.

      Скатывали с горки горящие колеса, как символ солнца. При этом говорили:

    С горы катись, с весной воротись!

      «Будили медведя», затевали различные игрища, одним словом, веселились.

      Также, стоит отметить, что перед последними праздничными днями, чтобы смыть с себя все плохое, ходили в баню.

    После всех гуляний, по завершению праздника, люди принимались за сельскохозяйственные работы - начинался новый аграрный год, новые заботы, новые труды. Это продолжалось все теплое время года.

    Как относиться к современной Масленице, которая в народном календаре считается «проводами зимы», каждый решает сам. Кто-то отмечает, кто-то игнорирует, кто-то ждет весеннего равноденствия, чтобы встретить весну так, как «предки завещали».

    На этом, пожалуй, все. Еще увидимся.

    P. S. По материалам сайта slavyans.myfhology.info

    Начало дня

    Чучело Марены

    Торжественно везут к капищу на шесте соломенное чучело Марены . Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают Марену Свароговну:

    «Приезжай ты к нам На широк двор: На горах покататься, В блинах поваляться, Сердцем потешаться. Масленица - красная краса, русая коса, Тридцати братьев сестра, Сорока бабушек внучка, Трёх матерей дочка, кветочка, Ягодка, перепёлочка».

    Угощение блинами

    Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком - медведь, отсюда же «команика» - медвежья ягода, она же ежевика (этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж), снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса.

    После проводят зачин. Возжигают Огонь. Славят богов и предков, весь Славянский род . Посолонь закручивают хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывают представление, им помогают колоброды:

    «Как на масленой неделе Из трубы блины летели! Вы блины, блины, блины, Вы блиночки мои…»

    Прыжки через костёр

    Потом все прыгают через костёр, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту.

    Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

    Распитие сурьи

    Сжигание Марены

    Затем торжественно сжигают на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:

    «Марена загорела, Всему миру надоела!»

    Опять прыгают через костёр, обращаясь к Семарглу , чтобы он зажёг снега. Катают горящие колеса. Затем прославляют Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:

    «С горы катись, С весной воротись!»

    «Пробуди»

    Затем, вооружившись горящими головнями, идут «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья.

    «Медведь» не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль:

    «Скрипи нога, Скрипи липовая! И вода-то спит, И земля-то спит. И по сёлам спят, По деревням спят. Одна баба не спит, На моей коже сидит. Мою шёрстку прядёт, Моё мясо варит. Мою кожу сушит».

    Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.

    Игрища

    После пробудей начинаются игрища. Первая игра - городок.

    Девушки становятся на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытаются ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц.

    Наши предки почитали Солнце, исповедовали культ Солнца - культ Жизни, и их календарь основывался на солнечном календаре, по которому сегодня день весеннего равноденствия. В этой статье приведена авторская версия того, как Солнечная Комоедица превратилась в христианскую Масленицу.

    С 20 по 26 февраля на всей территории нашей огромной страны с размахом отмечается праздник Масленицы . Местные администрации в меру своих возможностей организовывают во вверенных им населённых пунктах различные развлекательные мероприятия. На территориях парков строятся целые подворья - масленичные городки с деревенскими домами и торговыми рядами, которые ломятся от всевозможных лакомств. Здесь и огромные самовары с чаем, и связки баранок, и горы расписных пряников, и разные соленья-копченья, шашлыки, рыба и икра, но главным лакомством в эти дни являются, конечно же, блины. С пылу с жару, с маслом, сметаной, икрой, грибами или рыбой - на любой вкус.

    На Масленицу устраиваются театрализованные представления, хороводы с народными песнями, торжественное сожжение чучела Масленицы и всякие разные пиротехнические развлечения, организовываются специальные «масленичные туры», выставки декоративно-прикладных искусств. Народ с удовольствием катается на санях и огромных каруселях, участвует в забегах на ходулях и конкурсах с призами, водит хороводы, дети с восторгом съезжают с ледяных горок, девушки наряжаются в посадские платки, разгорячённые чаем (и не только) молодые люди без(с)страшно лезут на масленичный столб за подарками.

    Всюду царит приподнятое настроение. Да это и понятно. Длинная, холодная зима уже всем порядком надоела, отмечание нового года уже слегка подзабылось, и душа просит праздника. И это правильно - праздновать надо, и отдыхать весело тоже надо. Но вот вопрос: В чём суть этого праздника? Что мы празднуем на Масленицу, русы?

    Вариантов ответов будет, в общем-то, немного. Предположу, что правоверные христиане на мясопустной или сырной неделе, ибо так у них этот праздник называется, готовятся к Великому Посту перед , а остальные ответят, что праздник этот языческий, и провожают они зиму, и встречают весну. Но, помилуйте, в феврале в России встречать весну в разгар холодов, среди сугробов и метелей ещё слишком рано. Какая весна? Вы на градусник посмотрите! И не логично ли встречать весну не за месяц до неё, а, собственно, весной? Именно тогда встречали её так называемые «язычники» - в день весеннего равноденствия - день астрономического, а не календарного, начала весны. Интересно, что в некоторых странах Европы, в частности в Испании, весна и сейчас «наступает» 21 марта, а зима - 21 декабря.

    К сожалению, истинный смысл этого праздника был давно утерян, вернее его намеренно пытались утерять служители лунного культа чтобы отшибить генетическую память целого народа. В разное время и в разных странах служителей этого чёрного культа называли по-разному, а сейчас мы знаем его под именем . Однако, кое-какие обрывки сохранились, ибо, несмотря на тысячелетнее иго христианской церкви и выжигание истинных народных традиций огнём и мечом, они сидят в нашей генетике. Нам нужно лишь её пробудить. Нам нужно лишь вспомнить , кто мы и откуда пришли.

    Дело в том, что никаким древнеславянским праздником Масленица не является , и никаких «языческих» корней она не имеет. Имя «Масленица» этот праздник получил от обильной масляной еды, которую полагалось употреблять в течение всей последней недели перед Великим постом, когда мясо уже есть не разрешалось, а молочные продукты ещё было можно. Кроме того, Масленицу в современной её форме, как таковую, стали праздновать только в XVI веке, когда христианская церковь оставила напрасные попытки вытравить ведический праздник из народной памяти, но и оставить всё на самотёк не желала, и просто решила его слегка «отредактировать», так же, как она сделала с другими ведическими праздниками. Как говорится, не можешь победить врага, примкни к нему, и, добавлю, разрушь его изнутри.

    Значительную роль в этом чёрном деле сыграла реформа патриарха Никона в XVII веке, суть которой заключалась совсем не в исправлении богослужебных книг по греческому образцу и измении христианских обрядов, типа двоеперстия на троеперстие, как нам сейчас пытаются это преподнести. Никон запустил информационный вирус замены ведического мировоззрения на мракобесие христианства, «одев» на ведические празники свои одежды. Ко всем ведическим праздникам «пристегнули» по христианскому святому, благо у церкви их было более чем достаточно, или празднику. После чего праздники, которые русы праздновали на протяжении тысячелетий, а некоторые - десятков тысяч лет (например, древний весенний праздник в честь разрушения Даждьбогом луны Лели с базами Тёмных Сил на ней), при сохранении ведической формы, приобрели совсем другой смысл, весьма далёкий от первоначального, но так необходимый для порабощения самого непокорного народа на земле, который Тёмные силы никогда не могли победить в честном бою. Однако, это им почти удалось с помощью обмана, применив социальное оружие - , подложив своего христианского кукушонка в ведическое гнездо русов, который вытеснил из их сознания ведические традиции и заменил их на свои, да так, что подмена и не замечается, дабы усыпить их генетическую память и навязать им свою религию смерти (о «принципе кукушки» см. замечательную книгу академика Н.В. Левашова ]]> «Зеркало моей души» ]]> , Том. 2, Гл. 5).

    После кровавого крещения Руси в X веке, которое было настоящим геноцидом славян, после которого население европейской Руси сократилось c 12 до 3 млн. человек, на территории нашей страны установилось двоеверие . Чтобы сохранить свою жизнь, люди формально соблюдали церковные традиции, но продолжали жить по ведическим законам. Так продолжалось веками, но упорная в своей политике навязывания своих мракобесных ритуалов (см. об этом фильм Александра Атакина ) христианская церковь постепенно заменила ведические праздники своими, для чего она также постепенно уничтожила поголовную грамотность среди славян. Неграмотным и невежественным народом управлять гораздо сподручнее! А ведь ещё в X веке обычные новгородские земледельцы из дальних весей писали записки друг другу, подсчитывали урожай, взыскивали долги, обменивались шутками и писали наставления по домашнему хозяйству. И это притом, что в это же самое время король Франции был безграмотен и ставил крестик вместо подписи!

    Так вот. Такая же кукушечная петрушка приключилась и с ведическим праздником, который сейчас называется Масленицей . Вполне возможно, что под видом Масленицы нам скрытно навязали празднование еврейского «весёлого праздника» Пурима, ежегодно напоминающего всем о безпрецедентном, кровавом злодеянии евреев, подло вырезавших 2400 лет назад персидскую элиту, которая не сделала им ничего плохого! (В Библии об этом повествуется в книге ).

    Христианская церковь «признала» неискоренимый из памяти народной ведический праздник, но обозвала по-своему, перенесла его празднование на неделю, предшествующую Великому Посту (как раз на время празднования Пурима), и теперь под разными названиями Пурим «празднуется» во многих странах мира ничего не подозревающими людьми. Подтверждением этого служит дата этого праздника, которая почему-то оказалась «плавающей» , зависящей от даты «плавающей» же христианской Пасхи, которая, в свою очередь, рассчитывается по лунному календарю. Так что не только у правоверных христиан их бог ежегодно умирает в разные дни, но и по их милости весну мы встречаем тоже в разные дни и даже, бывает, в разные месяцы .

    Чтобы понадёжней закрепить «новинку» в народной памяти, к делу празднования Масленицы подключились и светские власти. В начале XVIII века Пётр I, вернее, лже-Пётр (о подмене Петра I см. замечательный фильм Александра Атакина ), желая во всём походить на «просвещённую» Европу, издал указ, по которому Масленица праздновалась на европейский манер по типу карнавалов с весёлыми карнавальными шествиями ряженых, кривляниями шутов, обильными пьянками и гулянками. Праздник возглавлял назначаемый на время Масленицы шутовской «Патриарх», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор».

    Так какой же древний ведический праздник был исковеркан на этот раз?

    Праздник этот назывался Комоедица . Он всегда отмечался в день весеннего равноденствия - 21 марта по современному календарю, после которого день становится длиннее ночи, и пробуждается природа. Это праздник также имел и функциональное значение. Он был необходим, чтобы взбодрить и укрепить силы людей после долгой и холодной, а часто и полуголодной, зимы весельем и обильной едой перед началом напряжённых земледельческих работ, которые продолжались всё тёплое время года. Торжественный праздник встречи весны длился 2 недели - за неделю до дня весеннего равноденствия и неделю после него. И сразу за ним начинался тяжёлый интенсивный труд от восхода до заката, чтобы обеспечить себе пропитание на следующую долгую зиму, поправить или построить жильё, запастись топливом и т.д., в общем, «приготовить сани летом».

    Помимо главного смысла священного праздника - встречи весны и перехода к земледельческим работам, - в этот день почитался славянский Медвежий бог: хозяину леса приносились в жертву первые выпекаемые праздничные блины, которые торжественно относили в лес. Отсюда русская пословица «Первый блин комам, блин второй - знакомым, третий блин - дальней родне, а четвёртый - мне». Комам , а не комом, как нас приучили говорить, то есть священным животным - медведям. Отсюда и название праздника - Комоедица .

    Дело в том, что славяне называли это животное по-разному: медведь - ведающий мёд, бер - отсюда берлога (логово бера) и ком . Отсюда «команика», ягоды кома - малина, которую называли медвежьей ягодой за пристрастие медведей лакомиться малиной. Кроме того, малиновый сок очень часто в народе называли — медвежьей кровью. Старинное название этого растения упоминается в «Славно-Арийских Ведах» - древнейшем источнике информации о прошлом нашего народа.

    Растение каждое рядом с Источником
    Свойства меняло и рост изначальный.
    Грибы поднимались в аршин
    над землёю,
    Но каменной плотью они наделялись.
    Ковыль-трава поднималась до пяди,
    А ягоды комы взросли, как деревья…

    («Славяно-Арийские Веды» , Круг Первый, «Источник Жизни», Весть вторая).

    Так что наши мудрые, древние предки-«язычники» - дети и внуки богов - встречали весну в гораздо более подходящий для этого день, чем современные правоверные россияне, превращённые в рабов Божиих стараниями . Наши предки имели Ведическое мировоззрение, не религию, потому и знали о законах мироздания неизмеримо больше нас, и, как следствие, их праздники имели больше смысла и связи с природой. Их главными праздниками были четыре астрономически важных дня - четыре праздника, ориентированых на естественный Солнечный цикл, выражающийся в четырёх ежегодно повторяемых годичных ипостасях бога Солнца:

    - день весеннего равноденствия (21 марта) - праздник Комоедица в честь крепчающего Солнца-Ярилы .

    - день летнего солнцестояния (21 июня) - праздник в честь могучего Солнца-мужа Купала .

    - день осеннего равноденствия (21 сентября) - праздник в честь уходящего на покой стареющего Солнца-Световита .

    - день зимнего солнцестояния (21 декабря) - праздник в честь нарождающегося Солнца-младенца Коляды .

    Наши предки почитали Солнце, исповедовали культ Солнца - культ Жизни , и их календарь основывался на солнечном календаре, который за последнюю тысячу лет вытеснился лунным культом - культом Смерти, навязанным русам, чтобы держать их генетическую память в одурманенном состоянии, чтобы продолжали русы оставаться «Иванами, родства не помнящими» .

    Вот именно поэтому ведический празник Комоедицы , отмечавшийся в день весеннего равноденствия, и был заменён на Масленицу с плавающим «графиком», привязанным к христианской Пасхе (к лунному календарю). Именно поэтому ведический праздник Купалы на летнее солнцестояние заменили на «Ивана Купалу», приурочив его ко дню рождения библейского Иоанна Крестителя (24 июня), праздник дня осеннего равноденствия Солнца-Световита подменён на Рождество Пресвятой Богородицы, а зимнее равноденствие Солнца-Коляды превратилось в .

    Мы - русские люди. Мы - русы . И мы должны знать и чтить свои праздники, и праздновать их так, как праздновали их наши предки, и в то время, как требует наш обычай. Нравится кому-то праздновать «святые» даты Смерти, как то - «усекновения голов», «положения во гроб», «воздвижения креста» - орудия казни, это их дело. Нравится кому-то молиться чёрным богам и демонам смерти - это тоже их дело.

    Наше же дело и наше право - быть людьми разумными и праздновать Свет и Жизнь !

    Елена Любимова

    ]]> ]]>